Согласно анализу психологов (Клайн (66), Кеггел) выявляются два фактора интеллекта: (здесь и далее использована терминология способностей, упрощенная П. Клайном) gf — текучие способности — и дс — кристаллизованные способности. Текучие способности весьма сходны с показателем интеллекта Спирмена — это способность отыскивать связи и выявлять отношения, зависимости, на материале, который, как предполагается, минимизирует индивидуальные различия в образовании и культурном уровне.
Кристаллизованные способности — это результат обучения, конденсат опыта, и они измеряются в зависимости от культуры, к которой принадлежит человек, уровня образования, активности, интересов личности.
Поскольку предмет нашего изучения — тесты школьных достижений, нас будут интересовать кристаллизованные способности в силу того, что они определяют результат обучения. В этой связи хочется еще раз подчеркнуть, что форма и содержание задания зависят от целей тестирования и ведут к разным результатам.
Аналогии.
В общем виде задание аналогии выглядит следующим образом: А так относится к В, как С относится к ... По форме это может быть задание как открытого типа — задание дополнения, так и закрытого. В случае применения открытой формы испытуемому предлагается самостоятельно вписать в предназначенное для этого место слово-ответ. В случае, если применяется закрытая форма вопроса, то испытуемому предлагается на выбор несколько вариантов ответов, так же как и в заданиях множественного выбора.
Задания аналогии имеют сокращенную форму записи, которая применяется когда заданий несколько и они представлены серией и, следовательно, нет необходимости повторять Инструкции для каждого задания: А:В=С:?.
Инструкции для этих заданий зависят от того, какие ответы (закрытые или открытые) предусматриваются.
Аналогия — тип заданий, обычно присутствующий во всех тестах интеллекта. Он особенно может быть полезен по двум причинам. Во-первых, легко изменять уровень сложности таких заданий (это касается самих отношений аналогии, а не сложности соотносимых объектов), что делает задания подходящими для всех возрастных групп и уровней развития. Во-вторых, практически нет ограничений, относящихся к материалу заданий, использующих принцип аналогии.
Одно из преимуществ аналогий как формы заданий — это то, что в них могут быть заложены разнообразнейшие виды отношений.
Для психологов аналогии привлекательны тем, что они могут быть оформлены в невербальном виде, что идеально при тестировании текучих способностей. В педагогике существует ряд задач, когда необходимо выявление текучих способностей, например, при отборе детей в классы разного профиля, внутри классной дифференциации.
Психологи потратили довольно много усилий на решение задачи определения текучих способностей. Как утверждает Кеттел, текучие способности лучше всего тестируются либо заданиями, для выполнения которых все представители некоторой культуры были обучены, либо заданиями, с которыми все испытуемые, независимо от образования и воспитания, в равной степени незнакомы.
П. Клайн предполагает, что задания на аналогии, приведенные ниже, — это задания, почти полностью связанные с фактором gf . Наилучшими заданиями являются те, в которых используются буквы алфавита и цифры (при условии, что для логических рассуждений в случае использования цифр не будут требоваться математические способности). В последнем случае существует большое разнообразие абстрактных фигур и образов.
Пример 2. Б так относится к Д как К — к ... а) Н б) Р, в) Т, г) М, д) С.
Пример 4. Глагол так относится к слову спрягать, как существительное к слову...
а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять; д) писать.
Это простое задание, нагруженное фактором дс. Для выполнения этою задания достаточно знаний по русскому языку.
Пример 5. Эпителий : ткань = аорта : ?
а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.
В данном примере приведена сокращенная форма представления заданий на аналогию, которая подходит для батареи заданий на аналогии и должна сопровождаться соответствующей инструкцией. Это задание конечно гораздо более сложное нежели предыдущее и лишь биологической информации недостаточно, чтобы выполнить это задание, поскольку все варианты ответов принадлежат к этому виду.
Пример 6. Птицы : воробьиные = млекопитающие : ?
а) земноводные; 6) лошадь; в) теленок; г) насекомые; д) грызуны.
Данный пример мы привели, чтобы показать возможность формулировки задания аналогичного приведенному в разделе заданий на соответствие.
Задания на исключение лишнего (отношения и связей; «встретил лишнее — убери»).
Широко используемыми и результативными формами заданий являются задания на исключение лишнего. В таких заданиях испытуемому предъявляется список объектов: слов, фигур, чисел или чего-нибудь еще — всего, что только может придумать разработчик тестов; а испытуемый должен найти общие закономерности отношения между элементами списка, на основании которых и делать заключения об их подобии или различии. Очевидно, что при этом необходимо выявление отношений и связей. Подобно аналогиям, трудность заданий можно легко регулировать как по уровню сложности закономерностей между элементами списка, так и по наличию специальных знаний, необходимых для выявления этих отношений.
Инструкция для этих заданий предполагает выделение каким-то образом лишнего элемента в списке, либо запись или отметку в бланке индекса, соответствующего лишнему элементу.
Пример 1. 24, 63, 10, 48, 35.
Это задание нагружено как дс, так и gj. Все числа, кроме одного, — это квадраты некоторых чисел минус один. При условии, что испытуемые знакомы с квадратными корнями и возведением в квадрат, выполнение задания зависит от того, будет ли испытуемым выявлена закономерность.
Пример 2. Сокол, орел, стриж, петух, индюк.
Это гораздо более коварное задание. Пример этою задания приведен здесь, чтобы проиллюстрировать логику рассуждения разработчика, Здесь лишним является слово «стриж», поскольку все другие элементы списка — это названия птиц, которые имеют еще одно значение и используются для характеристики людей. Обратите внимание, что если бы вместо слова «индюк» было использовано слово «гусь», то оно стало бы вторым правильным ответом, поскольку это была бы единственная водоплавающая птица. Слова «сова» и «курица» также не годятся, так как первое было бы названием единственной ночной птицы, а второе — единственным существительным женского рода. А заменив слово «индюк» на «жаворонок», получаем второй правильный ответ «петух», так как это будет единственная домашняя птица. При использовании этих слов задание будет простым — более зависимым от знаний. Хотя для выполнения задания со словом «индюк» и необходим хороший словарный запас, это задание становится более серьезным тестом фактора дс.
Пример 3.
Это простое задание, нагруженное фактором д/. Четыре элемента имеют по крайней мере одну прямую линию. Будучи простым, оно требует от испытуемых нахождения общей закономерности для большинства элементов. Знания здесь не нужны. Это задание настолько очевидно, что оно годится только для детей начальной школы, и даже по отношению к ним оно может оказаться не дискриминативнъш.
Пример 4.
а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.
Это задание по физике довольно простое, и для его выполнения необходимо знание основных понятий.
Пример 5.
а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.
Эти пять примеров демонстрируют, что исключение лишнего, как и аналогии, — это форма заданий, для выполнения которых требуются логические рассуждения; они необходимы в тестах интеллекта, могут применяться в тестах достижений и могут быть адаптированы к самому разнообразному материалу.
Последовательности.
Эти задания предполагают продолжение испытуемым какого-то ряда или нахождение предыдущего, среднего, последующего элемента или их сочетание. Инструкции для этих заданий сходны с инструкциями для заданий на исключение лишнего.
Пример 2. 12, 15, 17, 20, 22,...
Это относительно простое задание, в котором члены последовательности увеличиваются на 3 и на 2 поочередно. Числа особенно удобно использовать при тестировании отношений, так как ими легко манипулировать, а для выявлений отношений в данном примере необходимы лишь ограниченные математические познания. Трудность такою задания может быть увеличена за счет усложнения математическою материала и тогда такого рода задания вполне можно использовать для проверки не только дс, но и знаний по математике.
Пример 4.
..., пропан, пропанол, бутан, бутанол, ... .
Пример более сложной последовательности, где необходимо найти как предыдущий, так и последующий элемент ряда, с достаточно простым наполнением знаниями по химии. Не обладая этими знаниями, справиться с заданием невозможно.
Форма записи этих заданий, приведенная в примерах, вполне удовлетворительна. Во избежание монотонности (с точки зрения испытуемого) могут быть использованы разные ее варианты. Задания последовательностей имеют несколько модификаций:
1) от испытуемых может требоваться нахождение некоторого элемента, не крайнего по расположению;
2) можно попросить испытуемых дополнить не следующий элемент, а через один или еще более дальний;
3) испытуемые могут переупорядочить элементы в соответствии с выявленной последовательностью.
По мнению П. Клайна, используя эти три типа заданий — аналогии, исключение лишнего и последовательности — можно создать большое количество тестов для измерения текучих и кристаллизованных способностей на разнообразном материале и разного уровня сложности.
Принципиальным для тестов достижений, если они не носят двуразмерный характер, становится составление заданий трех последних видов с достаточно простыми аналогиями и последовательностями, но при этом различным уровнем сложности включенного в них содержательного материала.
Мы рассмотрели три больших вида задач. Очевидно, нет необходимости говорить, что это не единственные типы заданий, которые могут и должны использоваться. Тем не менее эти формы детально изучены и поэтому наиболее пригодны для формулировки эффективных заданий. Рассмотрим кратко некоторые другие виды задач, отметив при этом отсутствие в их выделении единого типологического основания.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 344.