По направленности, т.е. по тому, что именно предполагается изучать с помощью данного теста:     
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

— тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;

— личностные тесты (иногда называемые тестами темпе­рамента), с помощью которых изучаются особенности лич­ности испытуемого, включая помимо его интеллекта тесты мотивов (то же, что и тесты динамики), предназначенные для диагностики мотивационно-потребностной сферы лично­сти, позволяющие определить на что направлена активность индивидуума и каким образом осуществляется им саморегуля­ция поведения; тесты настроений и состояний, направленные на изучение временных состояний, таких, например, как эмо­ции;

— тесты достижений и другие.

10. По виду нормирования:

ориентированные на статистические нормы — тесты, основанием для сравнения в которых служат соответствую­щим образом обоснованные статистически полученные зна­чения выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых;

— критериально ориентированные — тесты предназна­ченные для определения уровня индивидуальных достижений испытуемого относительно некоторого заданного критерия, су­ществующего в реальной практике и заранее известного: уров­ня знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности. Критерий может быть опре­делен на основании экспертной оценки (например, критерий школьной успешности может быть определен путем опроса педагогов, работающих в данном классе или с данным ребен­ком) либо практической деятельности испытуемых (критерий школьной успешности может быть определен по оценкам за четверть или год);

— прогностические, ориентированные на успешность дальнейшей деятельности;

— ненормированные.

11 . По характеру ответов на вопросы:

— открытого типа (со свободными ответами — когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, сло­восочетание, предложение, знак, формулу и т. д.)

— закрытого типа (с предписанными ответами — когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариан­тов ответов тот или иной вариант).

Кроме этого, выделяют следующие возможные варианты ответов, используемые в тестах школьных достижений:

открытого типа:

задания дополнения, (с ограничениями на ответы, с заданными ограничениями) — испытуемый должен сформу­лировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограни­чений;

свободного изложения, (свободного конструирования, без заданных ограничений) — испытуемый должен самосто­ятельно сформулировать ответы, ибо никакие ограничения на них в задании не накладываются.

закрытого типа:

альтернативных ответов — испытуемый должен отве­тить да или нет;

соответствия (на восстановление соответствия) — ис- ^ пытуемому предлагается восстановить соответствие элементов s двух списков; §

множественного выбора (ответы с вариантами выбо- g ря) — испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов;

Могут быть как открытого, так и закрытого типа:

исключения лишнего (устранения лишнего элемента, «встретил лишнее — убери»);

аналогии — испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов (слов, свойств, качеств и т. д.);

последовательности (на завершение последовательно­сти) — испытуемый должен завершить некоторую последова­тельность элементов.

Тесты достижений, как и другие тесты, можно классифи­цировать по большинству оснований приведенных выше. Те­сты достижений среди прочих психодиагностических методик составляют одну из самых многочисленных групп. В свою оче­редь среди них выделяют:

широкоориентированные, позволяющие оценить эф­фективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей, то есть степени освоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса;

узкоориентированные, направленные на выявление до­стижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т. д.

 

 

ТИПЫ И ФОРМЫ ЗАДАНИЙ.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

Задания могут быть разделены по форме вариантов ответов на два больших типа — с закрытыми и открытыми ответами.

Задания с открытыми ответами в свою очередь можно раз­делить на две группы: задачи свободного изложения (свобод­ного конструирования) и задачи дополнения.

Задания с закрытыми ответами значительно разнообраз­нее. В этой книге мы рассмотрим следующие их виды: с аль­тернативным выбором ответов (альтернативные задания, АО), с множественным выбором, задачи соответствия и некоторые другие. К отдельной разновидности относятся задания психо­логических тестов на выявление структуры интеллекта, кото­рые возможно использовать в тестах достижений: аналогии, задания на исключение лишнего и последовательности — они тоже относятся к заданиям закрытого типа.

(слайд **) В общем виде тестовое задание состоит из четырех частей:

1. инструкции;

1. Инструкция содержит указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание, где и кате делать пометки и записи. Например:

— отметьте знаком X те варианты ответов, которые Вы считаете правильными...;

— решите предложенную задачу, ответ запишите в рамку, которая находится ниже задания, для промежуточных вычи­слений используйте место слева от вопроса...;

— в третьем столбце, над строчками впишите цифры, соответствующие понятиям, обозначенным буквами в этой же строке...,

— используя калькулятор, проведите вычисления, ответ запишите в бланке на строке 4... и т. д.

В реальных тестах дается, как правило, одна инструкция для группы однотипных заданий, которая помещается в нача­ле данной группы заданий. Для проверки того, как испытуе­мые поняли инструкцию, ее снабжают одним или нескольки­ми примерами, которые разбираются вместе с проводящим тестирование.

2. текста задания (вопроса) - представляет собой содержа­тельное наполнение задания.

3. вариантов ответов - не используются для заданий откры­того типа, где испытуемый самостоятельно формулирует и от­ражает ответ.

4. правильного ответа - обязательного атрибута любого те­стового задания — без него задание, за исключением, пожалуй, самых тривиальных, теряет смысл, поскольку не может быть точно оценено с учетом авторского замысла.

Перечисленные четыре составные части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов. Кроме этого, составителей тестовых заданий просят указать возраст, на который рассчитано это задание, тему (пред­мет или предметную область), предполагаемую статистиче­скую сложность, уровень, который соответствует данному за­данию, или умения, которые оно выясняет, данные составите­ля, возможные варианты невербальной поддержки, возмож­но, и некоторые другие сведения, содержание которых опре­деляется, как правило, целями, с которыми создается данный инструмент. Как правило, для составителей заданий готовятся специальные бланки, в которых требуемая информация фор­мализуется.

Основное требование к тестовым заданиям: Тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.

Познакомимся подробнее с заданиями, которые использу­ются в тестах школьных достижений.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 378.