— тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;
— личностные тесты (иногда называемые тестами темперамента), с помощью которых изучаются особенности личности испытуемого, включая помимо его интеллекта тесты мотивов (то же, что и тесты динамики), предназначенные для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, позволяющие определить на что направлена активность индивидуума и каким образом осуществляется им саморегуляция поведения; тесты настроений и состояний, направленные на изучение временных состояний, таких, например, как эмоции;
— тесты достижений и другие.
10. По виду нормирования:
— ориентированные на статистические нормы — тесты, основанием для сравнения в которых служат соответствующим образом обоснованные статистически полученные значения выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых;
— критериально ориентированные — тесты предназначенные для определения уровня индивидуальных достижений испытуемого относительно некоторого заданного критерия, существующего в реальной практике и заранее известного: уровня знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности. Критерий может быть определен на основании экспертной оценки (например, критерий школьной успешности может быть определен путем опроса педагогов, работающих в данном классе или с данным ребенком) либо практической деятельности испытуемых (критерий школьной успешности может быть определен по оценкам за четверть или год);
— прогностические, ориентированные на успешность дальнейшей деятельности;
— ненормированные.
11 . По характеру ответов на вопросы:
— открытого типа (со свободными ответами — когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д.)
— закрытого типа (с предписанными ответами — когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант).
Кроме этого, выделяют следующие возможные варианты ответов, используемые в тестах школьных достижений:
открытого типа:
— задания дополнения, (с ограничениями на ответы, с заданными ограничениями) — испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений;
— свободного изложения, (свободного конструирования, без заданных ограничений) — испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответы, ибо никакие ограничения на них в задании не накладываются.
закрытого типа:
— альтернативных ответов — испытуемый должен ответить да или нет;
— соответствия (на восстановление соответствия) — ис- ^ пытуемому предлагается восстановить соответствие элементов s двух списков; §
— множественного выбора (ответы с вариантами выбо- g ря) — испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов;
Могут быть как открытого, так и закрытого типа:
— исключения лишнего (устранения лишнего элемента, «встретил лишнее — убери»);
— аналогии — испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов (слов, свойств, качеств и т. д.);
— последовательности (на завершение последовательности) — испытуемый должен завершить некоторую последовательность элементов.
Тесты достижений, как и другие тесты, можно классифицировать по большинству оснований приведенных выше. Тесты достижений среди прочих психодиагностических методик составляют одну из самых многочисленных групп. В свою очередь среди них выделяют:
— широкоориентированные, позволяющие оценить эффективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей, то есть степени освоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса;
— узкоориентированные, направленные на выявление достижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т. д.
ТИПЫ И ФОРМЫ ЗАДАНИЙ.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
Задания могут быть разделены по форме вариантов ответов на два больших типа — с закрытыми и открытыми ответами.
Задания с открытыми ответами в свою очередь можно разделить на две группы: задачи свободного изложения (свободного конструирования) и задачи дополнения.
Задания с закрытыми ответами значительно разнообразнее. В этой книге мы рассмотрим следующие их виды: с альтернативным выбором ответов (альтернативные задания, АО), с множественным выбором, задачи соответствия и некоторые другие. К отдельной разновидности относятся задания психологических тестов на выявление структуры интеллекта, которые возможно использовать в тестах достижений: аналогии, задания на исключение лишнего и последовательности — они тоже относятся к заданиям закрытого типа.
(слайд **) В общем виде тестовое задание состоит из четырех частей:
1. инструкции;
1. Инструкция содержит указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание, где и кате делать пометки и записи. Например:
— отметьте знаком X те варианты ответов, которые Вы считаете правильными...;
— решите предложенную задачу, ответ запишите в рамку, которая находится ниже задания, для промежуточных вычислений используйте место слева от вопроса...;
— в третьем столбце, над строчками впишите цифры, соответствующие понятиям, обозначенным буквами в этой же строке...,
— используя калькулятор, проведите вычисления, ответ запишите в бланке на строке 4... и т. д.
В реальных тестах дается, как правило, одна инструкция для группы однотипных заданий, которая помещается в начале данной группы заданий. Для проверки того, как испытуемые поняли инструкцию, ее снабжают одним или несколькими примерами, которые разбираются вместе с проводящим тестирование.
2. текста задания (вопроса) - представляет собой содержательное наполнение задания.
3. вариантов ответов - не используются для заданий открытого типа, где испытуемый самостоятельно формулирует и отражает ответ.
4. правильного ответа - обязательного атрибута любого тестового задания — без него задание, за исключением, пожалуй, самых тривиальных, теряет смысл, поскольку не может быть точно оценено с учетом авторского замысла.
Перечисленные четыре составные части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов. Кроме этого, составителей тестовых заданий просят указать возраст, на который рассчитано это задание, тему (предмет или предметную область), предполагаемую статистическую сложность, уровень, который соответствует данному заданию, или умения, которые оно выясняет, данные составителя, возможные варианты невербальной поддержки, возможно, и некоторые другие сведения, содержание которых определяется, как правило, целями, с которыми создается данный инструмент. Как правило, для составителей заданий готовятся специальные бланки, в которых требуемая информация формализуется.
Основное требование к тестовым заданиям: Тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.
Познакомимся подробнее с заданиями, которые используются в тестах школьных достижений.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 378.