ТЕСТЫ И ИХ ВИДЫ. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По форме ответа тесты делятся на устные и письменные.

6. По ведущей ориентации:

— тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испыту­емый не успевает решить все задачи в заданное время (Кольца Ландольта, Бурдона, «шифровка» из набора Векслера);

— тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не огра­ничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успеш­ность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы;

— смешанные тесты, которые объединяют в.себе черты двух вышеперечисленных. В таких тестах представлены зада­чи различного уровня сложности от самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой в данном случае служат как скорость выполнения заданий (количество выполненных заданий), так и правильность решения. Эти тесты наиболее часто применя­ются на практике и именно к ним относится большинство тестов школьных достижений.

7. По степени однородности задач:

— гомогенные, имеющие как правило одну шкалу, кото­рые позволяют оценить одно свойство или качество личности и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием;

— гетерогенные (многоразмерные), имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить разнообразные характери­стики личности и включают задания, отличающиеся как по характеру, так и по содержанию. К этим задания относятся современные тесты школьных достижений.

8. По характеру действий:

— вербальные (связанные с необходимостью произведе­ния умственных действий — словесно-логические тесты, во­просники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.);

— невербальные (связанные с практическим манипули­рованием предметами — карточками, блоками, деталями).

ТИПЫ И ФОРМЫ ЗАДАНИЙ.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

Задания могут быть разделены по форме вариантов ответов на два больших типа — с закрытыми и открытыми ответами.

Задания с открытыми ответами в свою очередь можно раз­делить на две группы: задачи свободного изложения (свобод­ного конструирования) и задачи дополнения.

Задания с закрытыми ответами значительно разнообраз­нее. В этой книге мы рассмотрим следующие их виды: с аль­тернативным выбором ответов (альтернативные задания, АО), с множественным выбором, задачи соответствия и некоторые другие. К отдельной разновидности относятся задания психо­логических тестов на выявление структуры интеллекта, кото­рые возможно использовать в тестах достижений: аналогии, задания на исключение лишнего и последовательности — они тоже относятся к заданиям закрытого типа.

(слайд **) В общем виде тестовое задание состоит из четырех частей:

1. инструкции;

1. Инструкция содержит указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание, где и кате делать пометки и записи. Например:

— отметьте знаком X те варианты ответов, которые Вы считаете правильными...;

— решите предложенную задачу, ответ запишите в рамку, которая находится ниже задания, для промежуточных вычи­слений используйте место слева от вопроса...;

— в третьем столбце, над строчками впишите цифры, соответствующие понятиям, обозначенным буквами в этой же строке...,

— используя калькулятор, проведите вычисления, ответ запишите в бланке на строке 4... и т. д.

В реальных тестах дается, как правило, одна инструкция для группы однотипных заданий, которая помещается в нача­ле данной группы заданий. Для проверки того, как испытуе­мые поняли инструкцию, ее снабжают одним или нескольки­ми примерами, которые разбираются вместе с проводящим тестирование.

2. текста задания (вопроса) - представляет собой содержа­тельное наполнение задания.

3. вариантов ответов - не используются для заданий откры­того типа, где испытуемый самостоятельно формулирует и от­ражает ответ.

4. правильного ответа - обязательного атрибута любого те­стового задания — без него задание, за исключением, пожалуй, самых тривиальных, теряет смысл, поскольку не может быть точно оценено с учетом авторского замысла.

Перечисленные четыре составные части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов. Кроме этого, составителей тестовых заданий просят указать возраст, на который рассчитано это задание, тему (пред­мет или предметную область), предполагаемую статистиче­скую сложность, уровень, который соответствует данному за­данию, или умения, которые оно выясняет, данные составите­ля, возможные варианты невербальной поддержки, возмож­но, и некоторые другие сведения, содержание которых опре­деляется, как правило, целями, с которыми создается данный инструмент. Как правило, для составителей заданий готовятся специальные бланки, в которых требуемая информация фор­мализуется.

Основное требование к тестовым заданиям: Тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.

Познакомимся подробнее с заданиями, которые использу­ются в тестах школьных достижений.

Задание 4.

Найдите недостатки в приведенном задании и предложите пути их устранения.

Инструкция: Вместо многоточий впишите пропущенные слова:

Вопрос: Имя ... — самостоятельная часть речи, которая обозначает ... и отвечает на вопросы ...?...?

Ответ: существительное, предмет, кто, что.

Задачи закрытого типа.

Наибольшее распространение применительно к тестам школьных достижений находят задания закрытого типа. Оста­новимся на них более подробно.

Задания закрытого типа — тип тестовых заданий, преду­сматривающих различные варианты ответа на поставленный вопрос. Из ряда предлагаемых выбирается один или несколь­ко правильных ответов. Это задачи с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос. Существуют несколько видов таких задач:

Задачи соответствия (Задания на восстановление соответствия).

Задачи соответствия (восстановления соответствия) — за­дания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков.

Данный вид заданий имеет достаточно много модифика­ций, от которых зависят инструкции. Наиболее распростра­ненной формой ответа на данный вопрос, которая реально применяется педагогами и отражается в инструкции, — это вариант с использованием стрелочек: нарисуйте стрелочки от элементов первого списка ко второму..., соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Сам по себе способ с ис­пользованием стрелочек вполне правомерен, однако он имеет два существенных недостатка: сложность проверки, особенно когда необходимо проверить большое количество работ и, вто­рой, привыкнув к способу выполнения этих заданий стрелоч­ками, ученики, встретив в дальнейшем классическую форму задания, не будут к ней готовы, воспримут ее как неизвест­ную, что может снизить их результаты.

Наиболее классической формой представления заданий и соответствующей инструкции для выполнения заданий может быть следующая: на месте для ответа впишите цифры ряда 1, соответствующие ряду 2.

Другие виды инструкций к этим заданиям мы рассмотрим в примерах.

Если мы хотим выявить знания испытуемого об авторах книг, один список должен содержать фамилии авторов, а дру­гой — заглавия книг, и между ними должно быть установлено правильное соответствие.

Эта форма заданий может применяться в разнообразных предметных областях. Практически в каждом школьном пред­мете существует широкая возможность их использования. В области биологии, например, может быть использован список растений и список соответствуюших соцветий, в русском язы­ке — слова и соответствующие им части речи или орфограм­мы, в истории — даты и события и т. д.

Задачи соответствия требуют подбора подходящего отве­та. Обычно задание соответствия состоит из трех столбцов: в первом, под заглавными буквами (или цифрами) — вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором — пронумеро­ванный (или, в случае если первый список был пронумерован, то под буквами) список утверждений или слов, которые надо поставить в соответствие, и, наконец, третья графа — вариант ответа. Для каждого пронумерованного слова или утверждения следует отобрать один признак под заглавной буквой, наиболее тесно связанный с ним.

Метод восстановления соответствий может оказаться более предпочтительной чем метод альтернативных ответов для по­дробного тестирования некоторой учебной информации, при условии, что содержание материала позволит составить соот­ветствующие списки.

Пример 4.

Перед вами фамилии людей, известных в различных областях чело­веческих знаний. Вам необходимо обвести кружком нужные буквы на бланке, соответствующие основной сфере деятельности того или иною лица.

Э — экономика

П — политика

Н — наука

Л — литература

И — живопись, музыка

имя, фамилия буква
1. Лев Толстой ЭПНЛ И
2. Борис Ельцин ЭПНЛ И
3. Луи Армстронг ЭПНЛИ
4. Томас Эдисон ЭПНЛИ
5. Николай Бородин ЭПНЛ И
6. Василий Леонтьев ЭПНЛИ    

Здесь инструкция требует отметить знаком (кружком, подчерк­нуть, крестиком и пр.) соответствующую букву. Не следует при­менять в инструкции слово «зачеркнуть»; поскольку оно носит не­гативный оттенок и может привести к путанице. Кроме этою не следует включать в список фамилию Бородина, который известен и как ученый-химик и как композитор, что может вызвать вопросы или ошибки у наиболее подготовленных учеников.

Следует еще раз напомнить об опасности, возникающей при использовании альтернативных заданий и заданий на вос­становление соответствий в тестах достижении — опасности тривиального тестирования.

Хотя и важно знать, что овес имеет соцветие «метелка», а «воробьиные» — это отряд птиц, однако ответы на эти во­просы не предполагают понимания. Знание того, что Пушкин написал «Капитанскую дочку», представляется не столь важ­ным по сравнению со способностью выполнить анализ этого произведения или выразить отношение к проблемам, в нем поднимаемым. Главные преимущества задач такого вида: возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний и компактность размещения задач в тесте.

Для того, чтобы задачи соответствия позволяли получить результат, не зависящий от внешних причин, при их констру­ировании необходимо учитывать требования, вытекающие из особенностей восприятия:

— число входных данных одного списка не должно пре­вышать 10; если их больше, лучше составить еще одну или несколько задач;

— все списки и вопросы должны помещаться на одной странице;

— если длина списков не совпадает, то об этом необхо­димо упомянуть в инструкциях и ключе;

— все ответы по конструкции должны быть по возмож­ности однородны.

Задание 8.

Найдите 3 существенных недостатка в приведенном задании. |

Вопрос: Как известно сахар является одним их важнейших продуктов пи­тания. Какие из перечисленных стран являются самыми крупными экс­портерами сахара

А) США Б) Китай В) Бразилия Г) Куба

Правильный ответ: В) Бразилия и Г) Куба

Задание 9.

Найдите 2 существенных недостатка в приведенном задании. В каком году основаны города Санкт-Петербург и Рязань Л) 1095 и 1703 Б) 1078 и 1713 В) 1705 и 1805 Г) 1090 и 1701 Правильный ответ А.

 

Аналогии.

В общем виде задание аналогии выглядит следующим обра­зом: А так относится к В, как С относится к ... По форме это может быть задание как открытого типа — задание дополне­ния, так и закрытого. В случае применения открытой формы испытуемому предлагается самостоятельно вписать в предназначенное для этого место слово-ответ. В случае, если применяется закрытая форма вопроса, то испытуемому предлагается на выбор несколько вариантов ответов, так же как и в заданиях множественного выбора.

Задания аналогии имеют сокращенную форму записи, ко­торая применяется когда заданий несколько и они предста­влены серией и, следовательно, нет необходимости повторять Инструкции для каждого задания: А:В=С:?.

Инструкции для этих заданий зависят от того, какие отве­ты (закрытые или открытые) предусматриваются.

Аналогия — тип заданий, обычно присутствующий во всех тестах интеллекта. Он особенно может быть полезен по двум причинам. Во-первых, легко изменять уровень сложности та­ких заданий (это касается самих отношений аналогии, а не сложности соотносимых объектов), что делает задания подхо­дящими для всех возрастных групп и уровней развития. Во-вторых, практически нет ограничений, относящихся к матери­алу заданий, использующих принцип аналогии.

Одно из преимуществ аналогий как формы заданий — это то, что в них могут быть заложены разнообразнейшие виды отношений.

Для психологов аналогии привлекательны тем, что они могут быть оформлены в невербальном виде, что идеально при тестировании текучих способностей. В педагогике существует ряд задач, когда необходимо выявление текучих способностей, например, при отборе детей в классы разного профиля, вну­три классной дифференциации.

Психологи потратили довольно много усилий на реше­ние задачи определения текучих способностей. Как утвержда­ет Кеттел, текучие способности лучше всего тестируются либо заданиями, для выполнения которых все представители некоторой культуры были обучены, либо заданиями, с которыми все испытуемые, независимо от образования и воспитания, в равной степени незнакомы.

П. Клайн предполагает, что задания на аналогии, приве­денные ниже, — это задания, почти полностью связанные с фактором gf . Наилучшими заданиями являются те, в кото­рых используются буквы алфавита и цифры (при условии, что для логических рассуждений в случае использования цифр не будут требоваться математические способности). В последнем случае существует большое разнообразие абстрактных фигур и образов.

Пример 2. Б так относится к Д как К — к ... а) Н б) Р, в) Т, г) М, д) С.

Пример 4. Глагол так относится к слову спрягать, как существи­тельное к слову...

а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять; д) пи­сать.

Это простое задание, нагруженное фактором дс. Для выполнения этою задания достаточно знаний по русскому языку.

Пример 5. Эпителий : ткань = аорта : ?

а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.

В данном примере приведена сокращенная форма представления за­даний на аналогию, которая подходит для батареи заданий на анало­гии и должна сопровождаться соответствующей инструкцией. Это задание конечно гораздо более сложное нежели предыдущее и лишь биологической информации недостаточно, чтобы выполнить это за­дание, поскольку все варианты ответов принадлежат к этому виду.

Пример 6. Птицы : воробьиные = млекопитающие : ?

а) земноводные; 6) лошадь; в) теленок; г) насекомые; д) грызуны.

Данный пример мы привели, чтобы показать возможность формули­ровки задания аналогичного приведенному в разделе заданий на соот­ветствие.

Задания на исключение лишнего (отношения и связей; «встретил лишнее — убери»).

Широко используемыми и результативными формами за­даний являются задания на исключение лишнего. В таких зада­ниях испытуемому предъявляется список объектов: слов, фи­гур, чисел или чего-нибудь еще — всего, что только может придумать разработчик тестов; а испытуемый должен найти общие закономерности отношения между элементами спис­ка, на основании которых и делать заключения об их подобии или различии. Очевидно, что при этом необходимо выявле­ние отношений и связей. Подобно аналогиям, трудность за­даний можно легко регулировать как по уровню сложности закономерностей между элементами списка, так и по нали­чию специальных знаний, необходимых для выявления этих отношений.

Инструкция для этих заданий предполагает выделение каким-то образом лишнего элемента в списке, либо запись или отметку в бланке индекса, соответствующего лишнему элемен­ту.

Пример 1. 24, 63, 10, 48, 35.

Это задание нагружено как дс, так и gj. Все числа, кроме одного, — это квадраты некоторых чисел минус один. При условии, что испы­туемые знакомы с квадратными корнями и возведением в квадрат, выполнение задания зависит от того, будет ли испытуемым выявле­на закономерность.

Пример 2. Сокол, орел, стриж, петух, индюк.

Это гораздо более коварное задание. Пример этою задания приведен здесь, чтобы проиллюстрировать логику рассуждения разработчика, Здесь лишним является слово «стриж», поскольку все другие элементы списка — это названия птиц, которые имеют еще одно значение и используются для характеристики людей. Обратите внимание, что если бы вместо слова «индюк» было использовано слово «гусь», то оно стало бы вторым правильным ответом, поскольку это бы­ла бы единственная водоплавающая птица. Слова «сова» и «курица» также не годятся, так как первое было бы названием единствен­ной ночной птицы, а второе — единственным существительным женского рода. А заменив слово «индюк» на «жаворонок», получаем второй правильный ответ «петух», так как это будет единствен­ная домашняя птица. При использовании этих слов задание будет простым — более зависимым от знаний. Хотя для выполнения зада­ния со словом «индюк» и необходим хороший словарный запас, это задание становится более серьезным тестом фактора дс.

Пример 3.

Это простое задание, нагруженное фактором д/. Четыре элемен­та имеют по крайней мере одну прямую линию. Будучи простым, оно требует от испытуемых нахождения общей закономерности для большинства элементов. Знания здесь не нужны. Это задание настолько очевидно, что оно годится только для детей начальной школы, и даже по отношению к ним оно может оказаться не дискриминативнъш.

Пример 4.

а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.

Это задание по физике довольно простое, и для его выполнения не­обходимо знание основных понятий.

Пример 5.

а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.

 

Эти пять примеров демонстрируют, что исключение лиш­него, как и аналогии, — это форма заданий, для выполнения которых требуются логические рассуждения; они необходимы в тестах интеллекта, могут применяться в тестах достижений и могут быть адаптированы к самому разнообразному матери­алу.

Последовательности.

Эти задания предполагают продолжение испытуемым какого-то ряда или нахождение предыдущего, среднего, по­следующего элемента или их сочетание. Инструкции для этих заданий сходны с инструкциями для заданий на исключение лишнего.

Пример 2. 12, 15, 17, 20, 22,...

Это относительно простое задание, в котором члены последова­тельности увеличиваются на 3 и на 2 поочередно. Числа особенно удобно использовать при тестировании отношений, так как ими легко манипулировать, а для выявлений отношений в данном примере необходимы лишь ограниченные математические познания. Трудность такою задания может быть увеличена за счет усложнения математическою материала и тогда такого рода задания вполне можно использовать для проверки не только дс, но и знаний по математике.

Пример 4.

..., пропан, пропанол, бутан, бутанол, ... .

Пример более сложной последовательности, где необходимо найти как предыдущий, так и последующий элемент ряда, с достаточно простым наполнением знаниями по химии. Не обладая этими зна­ниями, справиться с заданием невозможно.

 

Форма записи этих заданий, приведенная в примерах, вполне удовлетворительна. Во избежание монотонности (с точ­ки зрения испытуемого) могут быть использованы разные ее варианты. Задания последовательностей имеют несколько мо­дификаций:

1) от испытуемых может требоваться нахождение некото­рого элемента, не крайнего по расположению;

2) можно попросить испытуемых дополнить не следую­щий элемент, а через один или еще более дальний;

3) испытуемые могут переупорядочить элементы в соот­ветствии с выявленной последовательностью.

По мнению П. Клайна, используя эти три типа заданий — аналогии, исключение лишнего и последовательности — можно создать большое количество тестов для измерения текучих и кристаллизованных способностей на разнообразном материале и разного уровня сложности.

Принципиальным для тестов достижений, если они не но­сят двуразмерный характер, становится составление заданий трех последних видов с достаточно простыми аналогиями и последовательностями, но при этом различным уровнем слож­ности включенного в них содержательного материала.

Мы рассмотрели три больших вида задач. Очевидно, нет необходимости говорить, что это не единственные типы зада­ний, которые могут и должны использоваться. Тем не менее эти формы детально изучены и поэтому наиболее пригодны для формулировки эффективных заданий. Рассмотрим кратко некоторые другие виды задач, отметив при этом отсутствие в их выделении единого типологического основания.

ТЕСТЫ И ИХ ВИДЫ. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ

 

(слайд 1) Слово тест произошло от английского слова “test” проба, испытание, исследование. В узком значении тест достижения - это инструмент, измеряющий у обучаемых уровень их овладения знаниями и умениями в результате обучения.

Тест - в более широком смысле - это стандартизированная процедура, совокупность мето-дик для получения определенных количественных характеристик о достигнутом уровне знаний, умений и навыков обучаемого.

 

(слайд 2) Тест - стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тест- это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.

Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Предметом нашего интереса являются тесты достижений, иначе — педагогические тесты или тесты успешности. Основ­ными отличиями тестов от прочих способов выявления индивидуальных различий, таких как наблюдение, анализ документов или продуктов деятельности и др. являются их формализованность и более высокая степень объективности проводимого с их помощью оценивания. Принципиальным для нас представля­ется то, что использование тестов достижения направлено на выявление степени овладения учащимися конкретными зна­ниями, умениями, навыками.

Измерение уровня достижений учащихся на различных этапах процесса обучения с помощью тестов дости­жений позволяет определить степень эффективности тех или иных специальных программ обучения, качественный уровень профессиональной или любой другой подготовки.

(слайд ***) Тесты могут быть классифицированы по следующим основаниям с выделением соответствующих видов:

1. По процедуре могут быть выделены стандартизированные и нестандартизированные тесты.

Стандартизация психологами понимается в двух аспектах:

- стандартизация процедуры и условий проведения те­стирования, способов обработки и интерпретации результа­тов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных;

- стандартизация результатов, то есть получение нормы, шкалы оценки, которая служит основанием для определения о уровня овладения тем, что выясняет данный тест, при этом не можно, какого рода нормы получаются и какие шкалы исполь­зуются.

2. Классификация тестов по назначению:

— общедиагностические (тесты личности по типу вопрос­ников Кеттелла или Айзенка, тесты общего интеллекта Векс-лера, Бине-Симона в редакции Термена и Меррила и др.);

— профессиональной пригодности (батареи общих клас­сификационных тестов — общий армейский классификацион­ный тест, классификационные тесты способностей Фланагана и др.);

— специальных способностей (технических, музыкаль­ных, тесты для пилотов, радиооператоров и т. д.);

— достижений (например, произношения, качества на­писания письменных сочинений и т.п, т.е. тесты, предназна­ченные для оценивания результатов, достигнутых учащимися в процессе обучения.).

3. По средствам, используемым в процессе тестирования:

— бланковые (тесты «бумага и карандаш», в которых используются тестовые тетради или бланки, в которых испы­туемые отмечают или вписывают правильные ответы — во­просники личности, тест механической понятливости Беннета, большинство тестов школьных достижений и др.);

— предметные (в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий — кубики Косса, тест Сгенквиста на сборку конструк-ций и узлов деталей, тест «Сложение фигур» из набора Векслера и др.);

— аппаратурные (тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мыш­ления — «детектор лжи», аппарат для определения энцефало­грамм мозга и др.);

— практические (появившиеся относительно недавно эти тесты схожи с известными у нас лабораторными работами — по химии, физике, биологии и пр., — однако они снабжены соответствующими инструкциями и имеют тестовое оснаще­ние).

4. По количеству одновременно обследуемых людей:

— индивидуальные (тесты Векслера, тест Люшера и др.);

— групповые (большинство стандартизованных вопрос­ников, оценивающих основные характеристики личности, на­бор тестов Фланагана, большинство тестов школьных достиже­ний и т. д.).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 439.