По форме ответа тесты делятся на устные и письменные.
6. По ведущей ориентации:
— тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время (Кольца Ландольта, Бурдона, «шифровка» из набора Векслера);
— тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы;
— смешанные тесты, которые объединяют в.себе черты двух вышеперечисленных. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности от самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой в данном случае служат как скорость выполнения заданий (количество выполненных заданий), так и правильность решения. Эти тесты наиболее часто применяются на практике и именно к ним относится большинство тестов школьных достижений.
7. По степени однородности задач:
— гомогенные, имеющие как правило одну шкалу, которые позволяют оценить одно свойство или качество личности и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием;
— гетерогенные (многоразмерные), имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся как по характеру, так и по содержанию. К этим задания относятся современные тесты школьных достижений.
8. По характеру действий:
— вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий — словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.);
— невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами — карточками, блоками, деталями).
ТИПЫ И ФОРМЫ ЗАДАНИЙ.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
Задания могут быть разделены по форме вариантов ответов на два больших типа — с закрытыми и открытыми ответами.
Задания с открытыми ответами в свою очередь можно разделить на две группы: задачи свободного изложения (свободного конструирования) и задачи дополнения.
Задания с закрытыми ответами значительно разнообразнее. В этой книге мы рассмотрим следующие их виды: с альтернативным выбором ответов (альтернативные задания, АО), с множественным выбором, задачи соответствия и некоторые другие. К отдельной разновидности относятся задания психологических тестов на выявление структуры интеллекта, которые возможно использовать в тестах достижений: аналогии, задания на исключение лишнего и последовательности — они тоже относятся к заданиям закрытого типа.
(слайд **) В общем виде тестовое задание состоит из четырех частей:
1. инструкции;
1. Инструкция содержит указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание, где и кате делать пометки и записи. Например:
— отметьте знаком X те варианты ответов, которые Вы считаете правильными...;
— решите предложенную задачу, ответ запишите в рамку, которая находится ниже задания, для промежуточных вычислений используйте место слева от вопроса...;
— в третьем столбце, над строчками впишите цифры, соответствующие понятиям, обозначенным буквами в этой же строке...,
— используя калькулятор, проведите вычисления, ответ запишите в бланке на строке 4... и т. д.
В реальных тестах дается, как правило, одна инструкция для группы однотипных заданий, которая помещается в начале данной группы заданий. Для проверки того, как испытуемые поняли инструкцию, ее снабжают одним или несколькими примерами, которые разбираются вместе с проводящим тестирование.
2. текста задания (вопроса) - представляет собой содержательное наполнение задания.
3. вариантов ответов - не используются для заданий открытого типа, где испытуемый самостоятельно формулирует и отражает ответ.
4. правильного ответа - обязательного атрибута любого тестового задания — без него задание, за исключением, пожалуй, самых тривиальных, теряет смысл, поскольку не может быть точно оценено с учетом авторского замысла.
Перечисленные четыре составные части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов. Кроме этого, составителей тестовых заданий просят указать возраст, на который рассчитано это задание, тему (предмет или предметную область), предполагаемую статистическую сложность, уровень, который соответствует данному заданию, или умения, которые оно выясняет, данные составителя, возможные варианты невербальной поддержки, возможно, и некоторые другие сведения, содержание которых определяется, как правило, целями, с которыми создается данный инструмент. Как правило, для составителей заданий готовятся специальные бланки, в которых требуемая информация формализуется.
Основное требование к тестовым заданиям: Тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.
Познакомимся подробнее с заданиями, которые используются в тестах школьных достижений.
Задание 4.
Найдите недостатки в приведенном задании и предложите пути их устранения.
Инструкция: Вместо многоточий впишите пропущенные слова:
Вопрос: Имя ... — самостоятельная часть речи, которая обозначает ... и отвечает на вопросы ...?...?
Ответ: существительное, предмет, кто, что.
Задачи закрытого типа.
Наибольшее распространение применительно к тестам школьных достижений находят задания закрытого типа. Остановимся на них более подробно.
Задания закрытого типа — тип тестовых заданий, предусматривающих различные варианты ответа на поставленный вопрос. Из ряда предлагаемых выбирается один или несколько правильных ответов. Это задачи с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос. Существуют несколько видов таких задач:
Задачи соответствия (Задания на восстановление соответствия).
Задачи соответствия (восстановления соответствия) — задания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков.
Данный вид заданий имеет достаточно много модификаций, от которых зависят инструкции. Наиболее распространенной формой ответа на данный вопрос, которая реально применяется педагогами и отражается в инструкции, — это вариант с использованием стрелочек: нарисуйте стрелочки от элементов первого списка ко второму..., соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Сам по себе способ с использованием стрелочек вполне правомерен, однако он имеет два существенных недостатка: сложность проверки, особенно когда необходимо проверить большое количество работ и, второй, привыкнув к способу выполнения этих заданий стрелочками, ученики, встретив в дальнейшем классическую форму задания, не будут к ней готовы, воспримут ее как неизвестную, что может снизить их результаты.
Наиболее классической формой представления заданий и соответствующей инструкции для выполнения заданий может быть следующая: на месте для ответа впишите цифры ряда 1, соответствующие ряду 2.
Другие виды инструкций к этим заданиям мы рассмотрим в примерах.
Если мы хотим выявить знания испытуемого об авторах книг, один список должен содержать фамилии авторов, а другой — заглавия книг, и между ними должно быть установлено правильное соответствие.
Эта форма заданий может применяться в разнообразных предметных областях. Практически в каждом школьном предмете существует широкая возможность их использования. В области биологии, например, может быть использован список растений и список соответствуюших соцветий, в русском языке — слова и соответствующие им части речи или орфограммы, в истории — даты и события и т. д.
Задачи соответствия требуют подбора подходящего ответа. Обычно задание соответствия состоит из трех столбцов: в первом, под заглавными буквами (или цифрами) — вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором — пронумерованный (или, в случае если первый список был пронумерован, то под буквами) список утверждений или слов, которые надо поставить в соответствие, и, наконец, третья графа — вариант ответа. Для каждого пронумерованного слова или утверждения следует отобрать один признак под заглавной буквой, наиболее тесно связанный с ним.
Метод восстановления соответствий может оказаться более предпочтительной чем метод альтернативных ответов для подробного тестирования некоторой учебной информации, при условии, что содержание материала позволит составить соответствующие списки.
Пример 4.
Перед вами фамилии людей, известных в различных областях человеческих знаний. Вам необходимо обвести кружком нужные буквы на бланке, соответствующие основной сфере деятельности того или иною лица.
Э — экономика
П — политика
Н — наука
Л — литература
И — живопись, музыка
имя, фамилия | буква |
1. Лев Толстой | ЭПНЛ И |
2. Борис Ельцин | ЭПНЛ И |
3. Луи Армстронг | ЭПНЛИ |
4. Томас Эдисон | ЭПНЛИ |
5. Николай Бородин | ЭПНЛ И |
6. Василий Леонтьев | ЭПНЛИ |
Здесь инструкция требует отметить знаком (кружком, подчеркнуть, крестиком и пр.) соответствующую букву. Не следует применять в инструкции слово «зачеркнуть»; поскольку оно носит негативный оттенок и может привести к путанице. Кроме этою не следует включать в список фамилию Бородина, который известен и как ученый-химик и как композитор, что может вызвать вопросы или ошибки у наиболее подготовленных учеников.
Следует еще раз напомнить об опасности, возникающей при использовании альтернативных заданий и заданий на восстановление соответствий в тестах достижении — опасности тривиального тестирования.
Хотя и важно знать, что овес имеет соцветие «метелка», а «воробьиные» — это отряд птиц, однако ответы на эти вопросы не предполагают понимания. Знание того, что Пушкин написал «Капитанскую дочку», представляется не столь важным по сравнению со способностью выполнить анализ этого произведения или выразить отношение к проблемам, в нем поднимаемым. Главные преимущества задач такого вида: возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний и компактность размещения задач в тесте.
Для того, чтобы задачи соответствия позволяли получить результат, не зависящий от внешних причин, при их конструировании необходимо учитывать требования, вытекающие из особенностей восприятия:
— число входных данных одного списка не должно превышать 10; если их больше, лучше составить еще одну или несколько задач;
— все списки и вопросы должны помещаться на одной странице;
— если длина списков не совпадает, то об этом необходимо упомянуть в инструкциях и ключе;
— все ответы по конструкции должны быть по возможности однородны.
Задание 8.
Найдите 3 существенных недостатка в приведенном задании. |
Вопрос: Как известно сахар является одним их важнейших продуктов питания. Какие из перечисленных стран являются самыми крупными экспортерами сахара
А) США Б) Китай В) Бразилия Г) Куба
Правильный ответ: В) Бразилия и Г) Куба
Задание 9.
Найдите 2 существенных недостатка в приведенном задании. В каком году основаны города Санкт-Петербург и Рязань Л) 1095 и 1703 Б) 1078 и 1713 В) 1705 и 1805 Г) 1090 и 1701 Правильный ответ А.
Аналогии.
В общем виде задание аналогии выглядит следующим образом: А так относится к В, как С относится к ... По форме это может быть задание как открытого типа — задание дополнения, так и закрытого. В случае применения открытой формы испытуемому предлагается самостоятельно вписать в предназначенное для этого место слово-ответ. В случае, если применяется закрытая форма вопроса, то испытуемому предлагается на выбор несколько вариантов ответов, так же как и в заданиях множественного выбора.
Задания аналогии имеют сокращенную форму записи, которая применяется когда заданий несколько и они представлены серией и, следовательно, нет необходимости повторять Инструкции для каждого задания: А:В=С:?.
Инструкции для этих заданий зависят от того, какие ответы (закрытые или открытые) предусматриваются.
Аналогия — тип заданий, обычно присутствующий во всех тестах интеллекта. Он особенно может быть полезен по двум причинам. Во-первых, легко изменять уровень сложности таких заданий (это касается самих отношений аналогии, а не сложности соотносимых объектов), что делает задания подходящими для всех возрастных групп и уровней развития. Во-вторых, практически нет ограничений, относящихся к материалу заданий, использующих принцип аналогии.
Одно из преимуществ аналогий как формы заданий — это то, что в них могут быть заложены разнообразнейшие виды отношений.
Для психологов аналогии привлекательны тем, что они могут быть оформлены в невербальном виде, что идеально при тестировании текучих способностей. В педагогике существует ряд задач, когда необходимо выявление текучих способностей, например, при отборе детей в классы разного профиля, внутри классной дифференциации.
Психологи потратили довольно много усилий на решение задачи определения текучих способностей. Как утверждает Кеттел, текучие способности лучше всего тестируются либо заданиями, для выполнения которых все представители некоторой культуры были обучены, либо заданиями, с которыми все испытуемые, независимо от образования и воспитания, в равной степени незнакомы.
П. Клайн предполагает, что задания на аналогии, приведенные ниже, — это задания, почти полностью связанные с фактором gf . Наилучшими заданиями являются те, в которых используются буквы алфавита и цифры (при условии, что для логических рассуждений в случае использования цифр не будут требоваться математические способности). В последнем случае существует большое разнообразие абстрактных фигур и образов.
Пример 2. Б так относится к Д как К — к ... а) Н б) Р, в) Т, г) М, д) С.
Пример 4. Глагол так относится к слову спрягать, как существительное к слову...
а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять; д) писать.
Это простое задание, нагруженное фактором дс. Для выполнения этою задания достаточно знаний по русскому языку.
Пример 5. Эпителий : ткань = аорта : ?
а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.
В данном примере приведена сокращенная форма представления заданий на аналогию, которая подходит для батареи заданий на аналогии и должна сопровождаться соответствующей инструкцией. Это задание конечно гораздо более сложное нежели предыдущее и лишь биологической информации недостаточно, чтобы выполнить это задание, поскольку все варианты ответов принадлежат к этому виду.
Пример 6. Птицы : воробьиные = млекопитающие : ?
а) земноводные; 6) лошадь; в) теленок; г) насекомые; д) грызуны.
Данный пример мы привели, чтобы показать возможность формулировки задания аналогичного приведенному в разделе заданий на соответствие.
Задания на исключение лишнего (отношения и связей; «встретил лишнее — убери»).
Широко используемыми и результативными формами заданий являются задания на исключение лишнего. В таких заданиях испытуемому предъявляется список объектов: слов, фигур, чисел или чего-нибудь еще — всего, что только может придумать разработчик тестов; а испытуемый должен найти общие закономерности отношения между элементами списка, на основании которых и делать заключения об их подобии или различии. Очевидно, что при этом необходимо выявление отношений и связей. Подобно аналогиям, трудность заданий можно легко регулировать как по уровню сложности закономерностей между элементами списка, так и по наличию специальных знаний, необходимых для выявления этих отношений.
Инструкция для этих заданий предполагает выделение каким-то образом лишнего элемента в списке, либо запись или отметку в бланке индекса, соответствующего лишнему элементу.
Пример 1. 24, 63, 10, 48, 35.
Это задание нагружено как дс, так и gj. Все числа, кроме одного, — это квадраты некоторых чисел минус один. При условии, что испытуемые знакомы с квадратными корнями и возведением в квадрат, выполнение задания зависит от того, будет ли испытуемым выявлена закономерность.
Пример 2. Сокол, орел, стриж, петух, индюк.
Это гораздо более коварное задание. Пример этою задания приведен здесь, чтобы проиллюстрировать логику рассуждения разработчика, Здесь лишним является слово «стриж», поскольку все другие элементы списка — это названия птиц, которые имеют еще одно значение и используются для характеристики людей. Обратите внимание, что если бы вместо слова «индюк» было использовано слово «гусь», то оно стало бы вторым правильным ответом, поскольку это была бы единственная водоплавающая птица. Слова «сова» и «курица» также не годятся, так как первое было бы названием единственной ночной птицы, а второе — единственным существительным женского рода. А заменив слово «индюк» на «жаворонок», получаем второй правильный ответ «петух», так как это будет единственная домашняя птица. При использовании этих слов задание будет простым — более зависимым от знаний. Хотя для выполнения задания со словом «индюк» и необходим хороший словарный запас, это задание становится более серьезным тестом фактора дс.
Пример 3.
Это простое задание, нагруженное фактором д/. Четыре элемента имеют по крайней мере одну прямую линию. Будучи простым, оно требует от испытуемых нахождения общей закономерности для большинства элементов. Знания здесь не нужны. Это задание настолько очевидно, что оно годится только для детей начальной школы, и даже по отношению к ним оно может оказаться не дискриминативнъш.
Пример 4.
а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.
Это задание по физике довольно простое, и для его выполнения необходимо знание основных понятий.
Пример 5.
а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.
Эти пять примеров демонстрируют, что исключение лишнего, как и аналогии, — это форма заданий, для выполнения которых требуются логические рассуждения; они необходимы в тестах интеллекта, могут применяться в тестах достижений и могут быть адаптированы к самому разнообразному материалу.
Последовательности.
Эти задания предполагают продолжение испытуемым какого-то ряда или нахождение предыдущего, среднего, последующего элемента или их сочетание. Инструкции для этих заданий сходны с инструкциями для заданий на исключение лишнего.
Пример 2. 12, 15, 17, 20, 22,...
Это относительно простое задание, в котором члены последовательности увеличиваются на 3 и на 2 поочередно. Числа особенно удобно использовать при тестировании отношений, так как ими легко манипулировать, а для выявлений отношений в данном примере необходимы лишь ограниченные математические познания. Трудность такою задания может быть увеличена за счет усложнения математическою материала и тогда такого рода задания вполне можно использовать для проверки не только дс, но и знаний по математике.
Пример 4.
..., пропан, пропанол, бутан, бутанол, ... .
Пример более сложной последовательности, где необходимо найти как предыдущий, так и последующий элемент ряда, с достаточно простым наполнением знаниями по химии. Не обладая этими знаниями, справиться с заданием невозможно.
Форма записи этих заданий, приведенная в примерах, вполне удовлетворительна. Во избежание монотонности (с точки зрения испытуемого) могут быть использованы разные ее варианты. Задания последовательностей имеют несколько модификаций:
1) от испытуемых может требоваться нахождение некоторого элемента, не крайнего по расположению;
2) можно попросить испытуемых дополнить не следующий элемент, а через один или еще более дальний;
3) испытуемые могут переупорядочить элементы в соответствии с выявленной последовательностью.
По мнению П. Клайна, используя эти три типа заданий — аналогии, исключение лишнего и последовательности — можно создать большое количество тестов для измерения текучих и кристаллизованных способностей на разнообразном материале и разного уровня сложности.
Принципиальным для тестов достижений, если они не носят двуразмерный характер, становится составление заданий трех последних видов с достаточно простыми аналогиями и последовательностями, но при этом различным уровнем сложности включенного в них содержательного материала.
Мы рассмотрели три больших вида задач. Очевидно, нет необходимости говорить, что это не единственные типы заданий, которые могут и должны использоваться. Тем не менее эти формы детально изучены и поэтому наиболее пригодны для формулировки эффективных заданий. Рассмотрим кратко некоторые другие виды задач, отметив при этом отсутствие в их выделении единого типологического основания.
ТЕСТЫ И ИХ ВИДЫ. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
(слайд 1) Слово тест произошло от английского слова “test” проба, испытание, исследование. В узком значении тест достижения - это инструмент, измеряющий у обучаемых уровень их овладения знаниями и умениями в результате обучения.
Тест - в более широком смысле - это стандартизированная процедура, совокупность мето-дик для получения определенных количественных характеристик о достигнутом уровне знаний, умений и навыков обучаемого.
(слайд 2) Тест - стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Тест- это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.
Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.
Предметом нашего интереса являются тесты достижений, иначе — педагогические тесты или тесты успешности. Основными отличиями тестов от прочих способов выявления индивидуальных различий, таких как наблюдение, анализ документов или продуктов деятельности и др. являются их формализованность и более высокая степень объективности проводимого с их помощью оценивания. Принципиальным для нас представляется то, что использование тестов достижения направлено на выявление степени овладения учащимися конкретными знаниями, умениями, навыками.
Измерение уровня достижений учащихся на различных этапах процесса обучения с помощью тестов достижений позволяет определить степень эффективности тех или иных специальных программ обучения, качественный уровень профессиональной или любой другой подготовки.
(слайд ***) Тесты могут быть классифицированы по следующим основаниям с выделением соответствующих видов:
1. По процедуре могут быть выделены стандартизированные и нестандартизированные тесты.
Стандартизация психологами понимается в двух аспектах:
- стандартизация процедуры и условий проведения тестирования, способов обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных;
- стандартизация результатов, то есть получение нормы, шкалы оценки, которая служит основанием для определения о уровня овладения тем, что выясняет данный тест, при этом не можно, какого рода нормы получаются и какие шкалы используются.
2. Классификация тестов по назначению:
— общедиагностические (тесты личности по типу вопросников Кеттелла или Айзенка, тесты общего интеллекта Векс-лера, Бине-Симона в редакции Термена и Меррила и др.);
— профессиональной пригодности (батареи общих классификационных тестов — общий армейский классификационный тест, классификационные тесты способностей Фланагана и др.);
— специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов, радиооператоров и т. д.);
— достижений (например, произношения, качества написания письменных сочинений и т.п, т.е. тесты, предназначенные для оценивания результатов, достигнутых учащимися в процессе обучения.).
3. По средствам, используемым в процессе тестирования:
— бланковые (тесты «бумага и карандаш», в которых используются тестовые тетради или бланки, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы — вопросники личности, тест механической понятливости Беннета, большинство тестов школьных достижений и др.);
— предметные (в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий — кубики Косса, тест Сгенквиста на сборку конструк-ций и узлов деталей, тест «Сложение фигур» из набора Векслера и др.);
— аппаратурные (тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления — «детектор лжи», аппарат для определения энцефалограмм мозга и др.);
— практические (появившиеся относительно недавно эти тесты схожи с известными у нас лабораторными работами — по химии, физике, биологии и пр., — однако они снабжены соответствующими инструкциями и имеют тестовое оснащение).
4. По количеству одновременно обследуемых людей:
— индивидуальные (тесты Векслера, тест Люшера и др.);
— групповые (большинство стандартизованных вопросников, оценивающих основные характеристики личности, набор тестов Фланагана, большинство тестов школьных достижений и т. д.).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 490.