Задачи открытого типа: задачи свободного изложения и задачи дополнения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задания этого типа дают наиболее разностороннюю ин­формацию.

К ним относятся задания двух видов:

— свободного изложения или свободного конструирова­ния. Они предполагают свободные ответы испытуемых по су­ти задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Б этом состоит основная трудность формулирования заданий этого вида;

— дополнения (другое название задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также должны само­стоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оцени­вания результата выполнения задания, а формулировка задания должна дать один возможный вариант ответа.

Отличительной особенностью заданий дополнения и сво­бодного изложения является то, что в заданиях дополнения требуется вместо каждого многоточия вписать только одно сло­во, символ, знак и т. д., то есть один пропуск — одно слово, в то время как в задании свободного изложения вместо много­точия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или далее несколько предложений.

Инструкция для заданий свободного изложения может быть, например, такой: закончите предложение, впишите вме­сто многоточия правильный ответ; дополните определение, за­писывая ответ в бланке, и т. д. Инструкция для заданий до­полнения может выглядеть так: вместо многоточия впишите нужное слово, выпишите на бланк слова которые пропущены и тексте, вместо многоточия впишите нужный символ и т. п.

Задачи дополнения относятся к наиболее ранним видам задач, применяемых при составлении тестов. При решении таких задач от испытуемого требуется, чтобы он с помощью нескольких слов, одного ключевого слова, символа или рисунка ответил на вопрос, закончил утверждение и т. п.

Пример 1. В данном примере материалом для тестирования служат знания о появлении кибернетики. В 1948 г. Н. Винер опубли­ковал свой труд «Кибернетика или управление и связь в животном и машине», положив начало новой науки кибернетики.

Возможно поставить вопрос:

1. Какое событие произошло в 1948 г.?

Однако событий в 1948 произошло так много, что точного ответа на этот вопрос не существует, поэтому такой вопрос нельзя ис­пользовать в качестве теста, поскольку он не имеет однозначного ответа.

2. Чем известен Н. Винер?

История знает несколько Н. Винеров, живших в разное время и из­вестных в различных сферах деятельности. И опять вопрос не имеет однозначного ответа.

Какими же могут быть вопросы к предложенному примеру? Опре­деляющим здесь является то, что мы хотим проверить, и вопросы, соответственно, могут быть разными:

1. Кто является основоположником кибернетики — науки об упра­влении в животном и машине?

2. В каком году Н. Винер опубликовал свой труд «Кибернетика или управление и связь в животном и машине»?

3. Как определил Н. Винер новую науку — кибернетику?

4. Какой труд опубликовал Н. Винер в 1948 г.

5. Как назвал Н. Винер открытую им науку об управлении и связи в животном и машине?

В арианты вопросов дополнения могут выглядеть следующим обра­зом:

Основоположником кибернетики — науки об управлении в жи­вотном и машине является ...

Н. Винер опубликовал свой труд «Кибернетика или управление и связь в животном и машине» в ... году?

В арианты вопросов свободного изложения:

Кибернетика — это наука о ... .» .

Кибернетика — наука об управлении и связи в ... и ... .

Н. Винер открытую им науку об управлении и связи в животном и машине назвал ...

Положительными сторонами хорошо составленных задании дополнения и свободного изложения являются:

1. краткость и однозначность ответов;

2. необходимость воспроизведения ответа по памяти;

3. отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

4. простота формулировки вопросов;

5. простота проверки.

Вместе с тем имеются и недостатки, которые необходимо учитывать при конструировании вопросов подобного типа:

1. простое воспроизведение по памяти недостаточно для получения полной информации о знаниях и умениях учащих­ся;

2. трудности формулировки заданий — невозможность иметь один ответ на многие вопросы;

3. трудность в формулировке вопросов, требующих сопо­ставления, сравнения, анализа;

4. невозможность использовать технические средства для обработки.

5. Громоздкость процедуры и большие затраты вре­мени на обследование тоже не в пользу этого метода.

Для того, чтобы предотвратить возможные недочеты при формулировании вопросов дополнения, необходимо учитывать ряд правил, предложенных В.С. Аванесовым (1):

— использовать не более трех пропусков подряд, лучше 1—2;

— дополнять нужно наиболее важное — то, знание чего нужно проверить;

— дополнения лучше ставить в конце предложения;

— вопрос должен быть сформулирован четко;

— таким же четким и однозначным должен быть ответ;

— следует чаще пользоваться количественными величина­ми.

Основной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдение основного требования к тестовым заданиям — наличия однозначного правильного ответа.

Задания данного типа рассматриваются как дополнитель­ные методы представления заданий в тестовой форме. Однако какая из форм заданий лучше, определяется специфичностью проверяемой информации. Если она очень специфична, а в педагогической практике это не редкость, то эффективными будут задания свободного изложения, если она определена не столь четко, то лучше использовать задания дополнения.

Клайн отмечает, что задания свободного изложения и за­дания дополнения больше нравятся испытуемым, чем другие формы заданий, что в свою очередь приводит к снижению утомляемости и дает возможность составлять более длинные тесты, а это приводит в конечном итоге к большей надежно­сти.

Задание 3. Преобразуйте предложение в тестовые задания дополнения и свободного изложения.

Комплексное использование сырья и создание производств с замкнутым циклом без сброса сточных вод и без выброса в атмосферу вредных веществ

 

Задание 4.

Найдите недостатки в приведенном задании и предложите пути их устранения.

Инструкция: Вместо многоточий впишите пропущенные слова:

Вопрос: Имя ... — самостоятельная часть речи, которая обозначает ... и отвечает на вопросы ...?...?

Ответ: существительное, предмет, кто, что.

Задачи закрытого типа.

Наибольшее распространение применительно к тестам школьных достижений находят задания закрытого типа. Оста­новимся на них более подробно.

Задания закрытого типа — тип тестовых заданий, преду­сматривающих различные варианты ответа на поставленный вопрос. Из ряда предлагаемых выбирается один или несколь­ко правильных ответов. Это задачи с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос. Существуют несколько видов таких задач:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 2142.