Задания этого типа дают наиболее разностороннюю информацию.
К ним относятся задания двух видов:
— свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Б этом состоит основная трудность формулирования заданий этого вида;
— дополнения (другое название задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также должны самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка задания должна дать один возможный вариант ответа.
Отличительной особенностью заданий дополнения и свободного изложения является то, что в заданиях дополнения требуется вместо каждого многоточия вписать только одно слово, символ, знак и т. д., то есть один пропуск — одно слово, в то время как в задании свободного изложения вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или далее несколько предложений.
Инструкция для заданий свободного изложения может быть, например, такой: закончите предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ; дополните определение, записывая ответ в бланке, и т. д. Инструкция для заданий дополнения может выглядеть так: вместо многоточия впишите нужное слово, выпишите на бланк слова которые пропущены и тексте, вместо многоточия впишите нужный символ и т. п.
Задачи дополнения относятся к наиболее ранним видам задач, применяемых при составлении тестов. При решении таких задач от испытуемого требуется, чтобы он с помощью нескольких слов, одного ключевого слова, символа или рисунка ответил на вопрос, закончил утверждение и т. п.
Пример 1. В данном примере материалом для тестирования служат знания о появлении кибернетики. В 1948 г. Н. Винер опубликовал свой труд «Кибернетика или управление и связь в животном и машине», положив начало новой науки — кибернетики.
Возможно поставить вопрос:
1. Какое событие произошло в 1948 г.?
Однако событий в 1948 произошло так много, что точного ответа на этот вопрос не существует, поэтому такой вопрос нельзя использовать в качестве теста, поскольку он не имеет однозначного ответа.
2. Чем известен Н. Винер?
История знает несколько Н. Винеров, живших в разное время и известных в различных сферах деятельности. И опять вопрос не имеет однозначного ответа.
Какими же могут быть вопросы к предложенному примеру? Определяющим здесь является то, что мы хотим проверить, и вопросы, соответственно, могут быть разными:
1. Кто является основоположником кибернетики — науки об управлении в животном и машине?
2. В каком году Н. Винер опубликовал свой труд «Кибернетика или управление и связь в животном и машине»?
3. Как определил Н. Винер новую науку — кибернетику?
4. Какой труд опубликовал Н. Винер в 1948 г.
5. Как назвал Н. Винер открытую им науку об управлении и связи в животном и машине?
В арианты вопросов дополнения могут выглядеть следующим образом:
Основоположником кибернетики — науки об управлении в животном и машине является ...
Н. Винер опубликовал свой труд «Кибернетика или управление и связь в животном и машине» в ... году?
В арианты вопросов свободного изложения:
Кибернетика — это наука о ... .» .
Кибернетика — наука об управлении и связи в ... и ... .
Н. Винер открытую им науку об управлении и связи в животном и машине назвал ...
Положительными сторонами хорошо составленных задании дополнения и свободного изложения являются:
1. краткость и однозначность ответов;
2. необходимость воспроизведения ответа по памяти;
3. отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
4. простота формулировки вопросов;
5. простота проверки.
Вместе с тем имеются и недостатки, которые необходимо учитывать при конструировании вопросов подобного типа:
1. простое воспроизведение по памяти недостаточно для получения полной информации о знаниях и умениях учащихся;
2. трудности формулировки заданий — невозможность иметь один ответ на многие вопросы;
3. трудность в формулировке вопросов, требующих сопоставления, сравнения, анализа;
4. невозможность использовать технические средства для обработки.
5. Громоздкость процедуры и большие затраты времени на обследование тоже не в пользу этого метода.
Для того, чтобы предотвратить возможные недочеты при формулировании вопросов дополнения, необходимо учитывать ряд правил, предложенных В.С. Аванесовым (1):
— использовать не более трех пропусков подряд, лучше 1—2;
— дополнять нужно наиболее важное — то, знание чего нужно проверить;
— дополнения лучше ставить в конце предложения;
— вопрос должен быть сформулирован четко;
— таким же четким и однозначным должен быть ответ;
— следует чаще пользоваться количественными величинами.
Основной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдение основного требования к тестовым заданиям — наличия однозначного правильного ответа.
Задания данного типа рассматриваются как дополнительные методы представления заданий в тестовой форме. Однако какая из форм заданий лучше, определяется специфичностью проверяемой информации. Если она очень специфична, а в педагогической практике это не редкость, то эффективными будут задания свободного изложения, если она определена не столь четко, то лучше использовать задания дополнения.
Клайн отмечает, что задания свободного изложения и задания дополнения больше нравятся испытуемым, чем другие формы заданий, что в свою очередь приводит к снижению утомляемости и дает возможность составлять более длинные тесты, а это приводит в конечном итоге к большей надежности.
Задание 3. Преобразуйте предложение в тестовые задания дополнения и свободного изложения.
Комплексное использование сырья и создание производств с замкнутым циклом без сброса сточных вод и без выброса в атмосферу вредных веществ
Задание 4.
Найдите недостатки в приведенном задании и предложите пути их устранения.
Инструкция: Вместо многоточий впишите пропущенные слова:
Вопрос: Имя ... — самостоятельная часть речи, которая обозначает ... и отвечает на вопросы ...?...?
Ответ: существительное, предмет, кто, что.
Задачи закрытого типа.
Наибольшее распространение применительно к тестам школьных достижений находят задания закрытого типа. Остановимся на них более подробно.
Задания закрытого типа — тип тестовых заданий, предусматривающих различные варианты ответа на поставленный вопрос. Из ряда предлагаемых выбирается один или несколько правильных ответов. Это задачи с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос. Существуют несколько видов таких задач:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 2261.