Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Эти задачи состоят из двух частей — формулировки задания и вариантов ответов. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный. Однако задачи формулируются так, чтобы в них было не менее 3 правдоподобных, похожих на правильные ответы. Именно этим обеспечивается независимость результата от случайного выбора.
Инструкции для данного вида задач могут быть следующими: обведите кружком в бланке ответов букву, соответствующую варианту правильного ответа..., отметьте любым знаком номер варианта ответа, который Вы считаете правильным..., из пяти предложенных вариантов ответа выберите один и подчеркните его..., выберите правильные ответы из предложенных вариантов и подчеркните их, в каждом вопросе может быть один или два правильных ответа...
Поиск правдоподобных однородных ответов составляет основную трудность для разработчиков заданий множественного выбора. Решить эту проблему возможно только на основе анализа результатов решения задачи.
Преимущества заданий с несколькими вариантами выбора:
— задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность;
— задания этого типа легко обрабатываются и тестирование быстро проводится, особенно при проведении бланковым методом;
— простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок;
— эти задания позволяют охватить большие области исследования, что для тестов достижений особенно важно;
— возможна машинная обработка ответов;
— низка вероятность угадывания правильных ответов;
— возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования.
Для правильного составления задач с множественным выбором важно соблюдать следующие требования:
— лучше использовать один вариант правильного ответа и, если инструкция требует выбрать правильный ответ, то таковым должен быть только один, в противном случае в инструкции необходимо указать, что правильных ответов несколько;
— все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания;
— вопросы должны содержать только одну мысль или утверждение;
— неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей;
— как можно реже использовать отрицание в основной части;
— с одной стороны, использование отрицания приводит к противоречиям при чтении задания, с другой, отрицательные знания не так видны как позитивные (знание того, что дельфин не рыба, не рептилия, не птица не является необходимым для определения что же это такое), если все таки в вопросе содержится отрицание, его следует подчеркнуть, чтобы привлечь внимание;
— вопрос не должен содержать лишних деталей;
— ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов;
— место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, без закономерностей, в случайном порядке;
— правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов;
— если ставится вопрос количественного характера, то ответы к нему должны располагаться упорядоченно от меньшего к большему или наоборот;
— лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные». Применение первого целесообразно, когда существует недвусмысленный правильный ответ. Второй приводит к допустимости подбора вариантов ответов с низкой дискриминативностью, поскольку разработчик знает, что все ответы правильные.
- лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ. В противоположной ситуации на прочтение ответов уходит больше времени и больше сил тратится на анализ высказываний, что противоречит поставленной в данном случае цели — выявлению усвоенных учащимся знаний.
Задачи соответствия (Задания на восстановление соответствия).
Задачи соответствия (восстановления соответствия) — задания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков.
Данный вид заданий имеет достаточно много модификаций, от которых зависят инструкции. Наиболее распространенной формой ответа на данный вопрос, которая реально применяется педагогами и отражается в инструкции, — это вариант с использованием стрелочек: нарисуйте стрелочки от элементов первого списка ко второму..., соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Сам по себе способ с использованием стрелочек вполне правомерен, однако он имеет два существенных недостатка: сложность проверки, особенно когда необходимо проверить большое количество работ и, второй, привыкнув к способу выполнения этих заданий стрелочками, ученики, встретив в дальнейшем классическую форму задания, не будут к ней готовы, воспримут ее как неизвестную, что может снизить их результаты.
Наиболее классической формой представления заданий и соответствующей инструкции для выполнения заданий может быть следующая: на месте для ответа впишите цифры ряда 1, соответствующие ряду 2.
Другие виды инструкций к этим заданиям мы рассмотрим в примерах.
Если мы хотим выявить знания испытуемого об авторах книг, один список должен содержать фамилии авторов, а другой — заглавия книг, и между ними должно быть установлено правильное соответствие.
Эта форма заданий может применяться в разнообразных предметных областях. Практически в каждом школьном предмете существует широкая возможность их использования. В области биологии, например, может быть использован список растений и список соответствуюших соцветий, в русском языке — слова и соответствующие им части речи или орфограммы, в истории — даты и события и т. д.
Задачи соответствия требуют подбора подходящего ответа. Обычно задание соответствия состоит из трех столбцов: в первом, под заглавными буквами (или цифрами) — вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором — пронумерованный (или, в случае если первый список был пронумерован, то под буквами) список утверждений или слов, которые надо поставить в соответствие, и, наконец, третья графа — вариант ответа. Для каждого пронумерованного слова или утверждения следует отобрать один признак под заглавной буквой, наиболее тесно связанный с ним.
Метод восстановления соответствий может оказаться более предпочтительной чем метод альтернативных ответов для подробного тестирования некоторой учебной информации, при условии, что содержание материала позволит составить соответствующие списки.
Пример 4.
Перед вами фамилии людей, известных в различных областях человеческих знаний. Вам необходимо обвести кружком нужные буквы на бланке, соответствующие основной сфере деятельности того или иною лица.
Э — экономика
П — политика
Н — наука
Л — литература
И — живопись, музыка
имя, фамилия | буква |
1. Лев Толстой | ЭПНЛ И |
2. Борис Ельцин | ЭПНЛ И |
3. Луи Армстронг | ЭПНЛИ |
4. Томас Эдисон | ЭПНЛИ |
5. Николай Бородин | ЭПНЛ И |
6. Василий Леонтьев | ЭПНЛИ |
Здесь инструкция требует отметить знаком (кружком, подчеркнуть, крестиком и пр.) соответствующую букву. Не следует применять в инструкции слово «зачеркнуть»; поскольку оно носит негативный оттенок и может привести к путанице. Кроме этою не следует включать в список фамилию Бородина, который известен и как ученый-химик и как композитор, что может вызвать вопросы или ошибки у наиболее подготовленных учеников.
Следует еще раз напомнить об опасности, возникающей при использовании альтернативных заданий и заданий на восстановление соответствий в тестах достижении — опасности тривиального тестирования.
Хотя и важно знать, что овес имеет соцветие «метелка», а «воробьиные» — это отряд птиц, однако ответы на эти вопросы не предполагают понимания. Знание того, что Пушкин написал «Капитанскую дочку», представляется не столь важным по сравнению со способностью выполнить анализ этого произведения или выразить отношение к проблемам, в нем поднимаемым. Главные преимущества задач такого вида: возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний и компактность размещения задач в тесте.
Для того, чтобы задачи соответствия позволяли получить результат, не зависящий от внешних причин, при их конструировании необходимо учитывать требования, вытекающие из особенностей восприятия:
— число входных данных одного списка не должно превышать 10; если их больше, лучше составить еще одну или несколько задач;
— все списки и вопросы должны помещаться на одной странице;
— если длина списков не совпадает, то об этом необходимо упомянуть в инструкциях и ключе;
— все ответы по конструкции должны быть по возможности однородны.
Задание 8.
Найдите 3 существенных недостатка в приведенном задании. |
Вопрос: Как известно сахар является одним их важнейших продуктов питания. Какие из перечисленных стран являются самыми крупными экспортерами сахара
А) США Б) Китай В) Бразилия Г) Куба
Правильный ответ: В) Бразилия и Г) Куба
Задание 9.
Найдите 2 существенных недостатка в приведенном задании. В каком году основаны города Санкт-Петербург и Рязань Л) 1095 и 1703 Б) 1078 и 1713 В) 1705 и 1805 Г) 1090 и 1701 Правильный ответ А.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 487.