Задачи с множественным выбором
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это основной вид заданий, применяемый в тестах дости­жений. Задачи с множественным выбором предполагают на­личие вариативности в выборе. Эти задачи состоят из двух ча­стей — формулировки задания и вариантов ответов. Испытуе­мый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный. Однако задачи формулируются так, чтобы в них было не менее 3 правдопо­добных, похожих на правильные ответы. Именно этим обес­печивается независимость результата от случайного выбора.

Инструкции для данного вида задач могут быть следующи­ми: обведите кружком в бланке ответов букву, соответствую­щую варианту правильного ответа..., отметьте любым знаком номер варианта ответа, который Вы считаете правильным..., из пяти предложенных вариантов ответа выберите один и под­черкните его..., выберите правильные ответы из предложенных вариантов и подчеркните их, в каждом вопросе может быть один или два правильных ответа...

Поиск правдоподобных однородных ответов составляет основную трудность для разработчиков заданий множествен­ного выбора. Решить эту проблему возможно только на основе анализа результатов решения задачи.

Преимущества заданий с несколькими вариантами выбора:

— задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые сни­жают надежность;

— задания этого типа легко обрабатываются и тестирова­ние быстро проводится, особенно при проведении бланковым методом;

— простой алгоритм заполнения снижает количество слу­чайных ошибок и описок;

— эти задания позволяют охватить большие области ис­следования, что для тестов достижений особенно важно;

— возможна машинная обработка ответов;

— низка вероятность угадывания правильных ответов;

— возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования.

Для правильного составления задач с множественным вы­бором важно соблюдать следующие требования:

— лучше использовать один вариант правильного ответа и, если инструкция требует выбрать правильный ответ, то таковым должен быть только один, в противном случае в инструк­ции необходимо указать, что правильных ответов несколько;

— все варианты ответов должны быть грамматически со­гласованы с основной частью задания;

— вопросы должны содержать только одну мысль или утверждение;

— неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей;

— как можно реже использовать отрицание в основной части;

— с одной стороны, использование отрицания приводит к противоречиям при чтении задания, с другой, отрицательные знания не так видны как позитивные (знание того, что дель­фин не рыба, не рептилия, не птица не является необходимым для определения что же это такое), если все таки в вопросе со­держится отрицание, его следует подчеркнуть, чтобы привлечь внимание;

— вопрос не должен содержать лишних деталей;

— ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов;

— место правильного ответа должно быть определено та­ким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, без закономерностей, в случайном порядке;

— правильные и неправильные ответы должны быть одно­значны по содержанию, структуре и общему количеству слов;

— если ставится вопрос количественного характера, то от­веты к нему должны располагаться упорядоченно от меньшего к большему или наоборот;

— лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные». Применение перво­го целесообразно, когда существует недвусмысленный правиль­ный ответ. Второй приводит к допустимости подбора вариан­тов ответов с низкой дискриминативностью, поскольку разра­ботчик знает, что все ответы правильные.

- лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ. В противоположной ситуации на прочтение ответов уходит больше времени и больше сил тратится на анализ высказываний, что противоречит поставленной в данном случае цели — выявле­нию усвоенных учащимся знаний.

Задачи соответствия (Задания на восстановление соответствия).

Задачи соответствия (восстановления соответствия) — за­дания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков.

Данный вид заданий имеет достаточно много модифика­ций, от которых зависят инструкции. Наиболее распростра­ненной формой ответа на данный вопрос, которая реально применяется педагогами и отражается в инструкции, — это вариант с использованием стрелочек: нарисуйте стрелочки от элементов первого списка ко второму..., соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Сам по себе способ с ис­пользованием стрелочек вполне правомерен, однако он имеет два существенных недостатка: сложность проверки, особенно когда необходимо проверить большое количество работ и, вто­рой, привыкнув к способу выполнения этих заданий стрелоч­ками, ученики, встретив в дальнейшем классическую форму задания, не будут к ней готовы, воспримут ее как неизвест­ную, что может снизить их результаты.

Наиболее классической формой представления заданий и соответствующей инструкции для выполнения заданий может быть следующая: на месте для ответа впишите цифры ряда 1, соответствующие ряду 2.

Другие виды инструкций к этим заданиям мы рассмотрим в примерах.

Если мы хотим выявить знания испытуемого об авторах книг, один список должен содержать фамилии авторов, а дру­гой — заглавия книг, и между ними должно быть установлено правильное соответствие.

Эта форма заданий может применяться в разнообразных предметных областях. Практически в каждом школьном пред­мете существует широкая возможность их использования. В области биологии, например, может быть использован список растений и список соответствуюших соцветий, в русском язы­ке — слова и соответствующие им части речи или орфограм­мы, в истории — даты и события и т. д.

Задачи соответствия требуют подбора подходящего отве­та. Обычно задание соответствия состоит из трех столбцов: в первом, под заглавными буквами (или цифрами) — вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором — пронумеро­ванный (или, в случае если первый список был пронумерован, то под буквами) список утверждений или слов, которые надо поставить в соответствие, и, наконец, третья графа — вариант ответа. Для каждого пронумерованного слова или утверждения следует отобрать один признак под заглавной буквой, наиболее тесно связанный с ним.

Метод восстановления соответствий может оказаться более предпочтительной чем метод альтернативных ответов для по­дробного тестирования некоторой учебной информации, при условии, что содержание материала позволит составить соот­ветствующие списки.

Пример 4.

Перед вами фамилии людей, известных в различных областях чело­веческих знаний. Вам необходимо обвести кружком нужные буквы на бланке, соответствующие основной сфере деятельности того или иною лица.

Э — экономика

П — политика

Н — наука

Л — литература

И — живопись, музыка

имя, фамилия буква
1. Лев Толстой ЭПНЛ И
2. Борис Ельцин ЭПНЛ И
3. Луи Армстронг ЭПНЛИ
4. Томас Эдисон ЭПНЛИ
5. Николай Бородин ЭПНЛ И
6. Василий Леонтьев ЭПНЛИ    

Здесь инструкция требует отметить знаком (кружком, подчерк­нуть, крестиком и пр.) соответствующую букву. Не следует при­менять в инструкции слово «зачеркнуть»; поскольку оно носит не­гативный оттенок и может привести к путанице. Кроме этою не следует включать в список фамилию Бородина, который известен и как ученый-химик и как композитор, что может вызвать вопросы или ошибки у наиболее подготовленных учеников.

Следует еще раз напомнить об опасности, возникающей при использовании альтернативных заданий и заданий на вос­становление соответствий в тестах достижении — опасности тривиального тестирования.

Хотя и важно знать, что овес имеет соцветие «метелка», а «воробьиные» — это отряд птиц, однако ответы на эти во­просы не предполагают понимания. Знание того, что Пушкин написал «Капитанскую дочку», представляется не столь важ­ным по сравнению со способностью выполнить анализ этого произведения или выразить отношение к проблемам, в нем поднимаемым. Главные преимущества задач такого вида: возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний и компактность размещения задач в тесте.

Для того, чтобы задачи соответствия позволяли получить результат, не зависящий от внешних причин, при их констру­ировании необходимо учитывать требования, вытекающие из особенностей восприятия:

— число входных данных одного списка не должно пре­вышать 10; если их больше, лучше составить еще одну или несколько задач;

— все списки и вопросы должны помещаться на одной странице;

— если длина списков не совпадает, то об этом необхо­димо упомянуть в инструкциях и ключе;

— все ответы по конструкции должны быть по возмож­ности однородны.

Задание 8.

Найдите 3 существенных недостатка в приведенном задании. |

Вопрос: Как известно сахар является одним их важнейших продуктов пи­тания. Какие из перечисленных стран являются самыми крупными экс­портерами сахара

А) США Б) Китай В) Бразилия Г) Куба

Правильный ответ: В) Бразилия и Г) Куба

Задание 9.

Найдите 2 существенных недостатка в приведенном задании. В каком году основаны города Санкт-Петербург и Рязань Л) 1095 и 1703 Б) 1078 и 1713 В) 1705 и 1805 Г) 1090 и 1701 Правильный ответ А.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 487.