Альтернативный тип ответов (АО)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них — да-нет, правильно-неправильно и пр.

Инструкции для заданий альтернативных ответов могут быть такими: отметьте любым знаком вариант ответа да или нет, который вы считаете правильным...; отмечайте знаком X номера только тех вариантов ответов, на которые вы даете утвердительные ответы...; в бланке ответов отмечайте в соот­ветствующей графе 0 — если вы даете на вопрос ответ нет и 1, если вы даете ответ да.

Альтернативный тип ответов (АО) является самым про­стым, но не самым распространенным при составлении те­стов. Это связано, в основном, со специфичностью того мате­риала, которому в большей степени соответствует эта форма заданий. Задания альтернативных ответов применяются для оценки одного элемента знаний. Использование заданий аль­тернативных ответов в виде отдельного вопроса, одиночно при­водит как правило к тривиальному тестированию и использу­ются достаточно редко. Наиболее эффективно использование заданий этого вида в серии, когда для одного элемента знаний задается несколько вопросов. В такой форме задания альтер­нативных ответов в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточ­но сложных графиков, диаграмм, схем и т. д.

Существует целый ряд зада­ний, когда альтернативные ответы применять наиболее целесо­образно. Это относится к крупным определениям, сложным процессам, графикам, диаграммам, таблицам, тем элементам знания, которые могут быть структурированы или разбиты на более мелкие части.

В.К. Гайда и В.П. Захаров считают, что задачи АО целесообразно применять в тех случаях, когда:

1. тест должен быть разработан быстро;

2. проведение теста не должно занимать много времени;

3. тест не предполагает изучения творческих возможностей испытуемого;

4. есть возможность разработать большое число задач для теста;

5. задачи просты по содержанию и легко доступны для понимания испытуемых;

6. случайные решения не играют значительной роли, или могут быть учтены.

Отметим основные трудности при составлении заданий с альтернативными ответами.

1. Большим недостатком АО является высокая вероятность случайных правильных решений. Это снижает надежность те­ста. Преодолеть этот недостаток можно с помощью увеличения размера теста или увеличения количества заданий в серии.

2. Довольно трудно формулировать задания, на которые мож­но дать однозначный ответ да или нет. Недостатки в формули­ровках могут привести к тому, что наиболее подготовленные испытуемые увидят противоречие в формулировках и дадут неправильный ответ, или не ответят на задание.

Инструкция и обработка результатов просты, но для большинства задач использование альтернативных ответов приво­дит к утрате специфики задачи, к ее упрощению.

Для получения объективных результатов также следует со­блюдать ряд правил, предложенных Ж. Гильбертом:

— вопрос должен содержать одну законченную мысль;

— в вопросе следует избегать слов, дающих возможность учащимся догадаться о правильном ответе (например, слова «иногда», «обычно» подталкивают к ответу);

— вопрос должен быть четко сформулирован, избегая слов «большой», «небольшой», «малый», «много», «мало», «мень­ше», «больше» и т. д.;

— чаще использовать количественные термины;

— избегать вводных фраз или предложений, мало связан­ных с основной мыслью;

— не следует прибегать к пространным выражениям, т. к. они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает;

— следует избегать модализованных вопросов (типа «не считаете ли вы, что...»), особенно использовать их многократно н одном предложении;

— число ответов «да» и «нет» в тесте должно быть при­близительно равным, что исключает тенденцию отвечать оди­наково на все вопросы;

— не следует задавать вопросы с подвохом (с одной сторо­ны, скорее всего в заблуждение будут введены наиболее способ­ные или осведомленные учащиеся, которые знают достаточно для того, чтобы попасться в ловушку, с другой, это противоре­чит цели -определение уровня знаний и понимания);

— необходимо избегать двусмысленных утверждений.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 402.