К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них — да-нет, правильно-неправильно и пр.
Инструкции для заданий альтернативных ответов могут быть такими: отметьте любым знаком вариант ответа да или нет, который вы считаете правильным...; отмечайте знаком X номера только тех вариантов ответов, на которые вы даете утвердительные ответы...; в бланке ответов отмечайте в соответствующей графе 0 — если вы даете на вопрос ответ нет и 1, если вы даете ответ да.
Альтернативный тип ответов (АО) является самым простым, но не самым распространенным при составлении тестов. Это связано, в основном, со специфичностью того материала, которому в большей степени соответствует эта форма заданий. Задания альтернативных ответов применяются для оценки одного элемента знаний. Использование заданий альтернативных ответов в виде отдельного вопроса, одиночно приводит как правило к тривиальному тестированию и используются достаточно редко. Наиболее эффективно использование заданий этого вида в серии, когда для одного элемента знаний задается несколько вопросов. В такой форме задания альтернативных ответов в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и т. д.
Существует целый ряд заданий, когда альтернативные ответы применять наиболее целесообразно. Это относится к крупным определениям, сложным процессам, графикам, диаграммам, таблицам, тем элементам знания, которые могут быть структурированы или разбиты на более мелкие части.
В.К. Гайда и В.П. Захаров считают, что задачи АО целесообразно применять в тех случаях, когда:
1. тест должен быть разработан быстро;
2. проведение теста не должно занимать много времени;
3. тест не предполагает изучения творческих возможностей испытуемого;
4. есть возможность разработать большое число задач для теста;
5. задачи просты по содержанию и легко доступны для понимания испытуемых;
6. случайные решения не играют значительной роли, или могут быть учтены.
Отметим основные трудности при составлении заданий с альтернативными ответами.
1. Большим недостатком АО является высокая вероятность случайных правильных решений. Это снижает надежность теста. Преодолеть этот недостаток можно с помощью увеличения размера теста или увеличения количества заданий в серии.
2. Довольно трудно формулировать задания, на которые можно дать однозначный ответ да или нет. Недостатки в формулировках могут привести к тому, что наиболее подготовленные испытуемые увидят противоречие в формулировках и дадут неправильный ответ, или не ответят на задание.
Инструкция и обработка результатов просты, но для большинства задач использование альтернативных ответов приводит к утрате специфики задачи, к ее упрощению.
Для получения объективных результатов также следует соблюдать ряд правил, предложенных Ж. Гильбертом:
— вопрос должен содержать одну законченную мысль;
— в вопросе следует избегать слов, дающих возможность учащимся догадаться о правильном ответе (например, слова «иногда», «обычно» подталкивают к ответу);
— вопрос должен быть четко сформулирован, избегая слов «большой», «небольшой», «малый», «много», «мало», «меньше», «больше» и т. д.;
— чаще использовать количественные термины;
— избегать вводных фраз или предложений, мало связанных с основной мыслью;
— не следует прибегать к пространным выражениям, т. к. они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает;
— следует избегать модализованных вопросов (типа «не считаете ли вы, что...»), особенно использовать их многократно н одном предложении;
— число ответов «да» и «нет» в тесте должно быть приблизительно равным, что исключает тенденцию отвечать одинаково на все вопросы;
— не следует задавать вопросы с подвохом (с одной стороны, скорее всего в заблуждение будут введены наиболее способные или осведомленные учащиеся, которые знают достаточно для того, чтобы попасться в ловушку, с другой, это противоречит цели -определение уровня знаний и понимания);
— необходимо избегать двусмысленных утверждений.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 447.