Какой политический строй был в республиканский период:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. капитализм

2. демократия

3. социализм

 

31. Эдилы – это:

1. чиновники, которые следили за соблюдением законов

2. военные хирурги

3. цирюльники

 

32. Падение Западной Римской империи произошло в:

1. 476 год н.э.

2. 476 год до н.э.

3. 500 год н.э.

 

33. «Закон двенадцати таблиц» содержали правила и нормы относительно:

1. санитарного благосостояния

2. наказаний за членовредительство

3. мест строительства общественных зданий

 

34. Первыми врачами в Древнем Риме были:

1. боги

2. рабы

3. жрецы

4. священники

 

35. Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера являются:

1. законы Абатоне

2. закон Двенадцати таблиц

3. закон Юлиана

4. законы Ману

 

36. Для Александрийской медицины наиболее значимым является вклад в изучение:

1. биологии и экологии

2. анатомии и хирургии

3. терапии и пропедевтики

 

37. Для Асклепиада первая главная заповедь в лечении:

1. безболезненное и индивидуальное лечение

2. «большой хирург - большой разрез»

3. принцип невмешательства

 

38. Корнелий Цельс был не врачом, а богатым рабовладельцем и создал труд:

1. «О медицине» в 8 томах

2. «De material medica»

3. «О природе вещей»

 

39. Четыре признака воспаления были описаны:

1. Сораном

2. Цельсом

3. Галеном

4. Асклепиадом

 

40. Самое популярное лечебное средство в Древнем Риме по свидетельству Катона:

1. свекла

2. морковь

3. капуста

4. репа

5. лук.


 


ТЕМА 4: Медицина раннего ( V- X вв.) и классического ( XI- XV вв.) средневековья. Западная Европа, Византийская империя, Древнерусское государство, арабоязычные халифаты,средневековый Восток.

 

Цель обучения: ознакомиться с основами врачевания в странах раннего и классического средневековья.

Место проведения занятия: учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.

План занятия:

Этап занятия Время (мин)
Водное слово преподавателя 10
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию 30
Устное собеседование по теме занятия 50
Перерыв 20
Представление студентами подготовленных тематических докладов 60
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя 10

Изучение данного материала: реферативные сообщения студентов.

Контроль знаний:

· Тестирование тематическое

· Устное собеседование

Вопросы к занятию:

1. Медицина в странах Востока, Арабских халифатах (разработка гигиенических рекомендаций, новые лекарственные вещества), недостатки медицины халифатов (влияние религии).

2. Развитие медицины Древней Руси

3. Прогрессивные черты Византийской медицины

4. Великие врачи: Аль-Рази (Разес), Авиценна – великие ученые-энциклопедисты

5. Социально-экономическая характеристика Европейских стран.

6. Схоластическая медицина и ее влияние на развитие науки и медицины.

7. Санитарное состояние Европейских городов, появление простейших противоэпидемических мероприятий (обсерватории, карантины)

8. Развитие хирургии (А. Паре), описание инфекционных заболеваний (Джованни Батист Морганьи).

 

Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента, итоговая оценка знаний каждого студента.

Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.

Доклады к следующему занятию:

· Парацельс

· Леонардо да Винчи

· Андреас Везалий

· Развитее медицины народов Древней Америки.

· Врачевание в Московском государстве.

 

Материал для подготовки к занятиям:

· Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.

· Лекционный материал

· Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).

 

Теоретическая основа:

 

1. Западная Европа.

В X1V-XV веках постепенно произошло внутрицеховое расслоение, разделившее хирургов по уровню профессио­нализма. Самое почетное положение занимали «длиннополые», получив­шие прозвище благодаря специальному костюму. Длинное платье обязы­вало врача владеть техникой исполнения сложных операций, — таких, как ампутация, грыжесечение или дробление камней в мочевом пузыре. Немного ниже по рангу стояли «короткополые» (цирюльники), которым поручалась малая хирургия: удаление зубов, лечение небольших ран, кро­вопускание. Последней категорией были банщики, умевшие выполнять простейшие процедуры, например, избавлять пациента от мозолей или бородавок.

Из цеха цирюльников вышли многие знаменитые хирурги; одним из них был придворный врач Томас Викер (XV-XVI века). Много лет за­нимая должность главного хирурга центральной лондонской больницы, со­здав первый английский учебник «Анатомия человеческого тела», офици­ально он не считался медиком, сохраняя принадлежность к ремесленному цеху. Однако даже лишенные славы, богатства и ученых степеней при­верженцы оперативного лечения активно продвигали медицину в сторону рационализма. В то время, когда Викер работал в Британии, во Фран­ции резал, зашивал и протезировал великий Амбруаз Паре, которого справедливо называют основоположником современной хирургии.

В то время Оперативное лечение проводилось без наркоза, и боль­ные испытывали невыносимые мучения. Гюи де Шолиак одним из первых среди коллег пытался применять местное обезболивание, употребляя для этого губку, пропитанную смесью опия, сока паслена, белены, мандраго­ры, болиголова и латука. В качестве общей анестезин доктор предлагал больному вдыхать испарения соков перечисленных растений, Профессор Гунтер из Андернаха (1487—1574 годы), работавший на медицинском факультете Парижского университета, именно он ввел понятия «физиология» и «патология»;

Весьма уважал анатомию французский «цирюльник» Жак Дюбуа (1478-1555 годы). Одним из первых начав вскрытия человеческих трупов

С диагностической и научной целью, он заслуженно носил звание профессора медицины Парижского университета и латинское имя Якобус Сильвиус. Столетие спустя его имя получило известность благодаря сочинениям голландского анатома Франсуа де Бое, частично описавшего полушария головного мозга и присвоившего некоторым частям названия «Сильвиевы».

Начиная с середины 16 века, жителям Европы пришлось физически испытать влияние идей богослова Кальвина (1509-1564). Время диктата упрощенной формы протестантизма вошло в историю под названием Реформация. Отличаясь крайней религиозной нетерпимостью, в 1541 г Кальвин стал фактическим диктатором Женевы, превратив в ее центр религиозного фанатизма. Городской совет столицы Швейцарии одобрил «Церковные установления», подразумевавшие религиозное воспитание всех женевских верующих, особенно детей. Были приняты строгие правила в целях укрепления морали, вызывавшие недовольство горожан бессмысленной регламентацией, например законами, запрещавшими танцы и громкий смех. За нарушение правил следовали различные меры наказания, вплоть до изгнания из города или смертной казни. По указанию Кальвина к сожжению приговаривались лучшие ученые того времени, среди которых первым казненным за инакомыслие был испанский мыслитель и врач Мигель Сервет (1511-1553г). С его именем связано движение антитринитариев, как называли активных противников основного догмата христианства – учения о святой троице.

Пока хирургия оставалась в руках брадобреев, пока не признавалась анестезия, а нагноение считалось необходимым для заживления ран в этой области врачевания не могло быть существенного прогресса. Однако неко­торые операции внесли значительный вклад в историю оперативной медицины. Пьер Франко впервые осуществил надлобковую цистотомию; проще называемую вскрытием мочевого пузыря. Доктор Фабриций Гильдан блес­тяще проводил ампутации бедра. Гаспаро Тальякоцци, несмотря на проти­водействие церкви, не раз проводил пластические операции, восстанавли­вая форму носа у больных сифилисом.

Знаменитый своими многочисленными открытиями в области анатомии и эмбриологии итальянский врач Джироламо Фабриций из Аквапенденте (1537—1619 годы) обобщил хирургические знания своего времени в двух­томном труде, изданном уже в 1617 году. Профессор из Падуи прославился своей щедростью: на деньги, собранные за многие годы его врачебной практики, был построен знаменитый анатомический театр. Уникальное в то время сооружение составило славу Падуанского университета, а медики Евро­пы получили возможность открыто и комфортно проводить вскрытия.

Противоестественное разделение медицины стало характерной чертой развития этой науки в эпоху Средневековья. Подобного не знали античные врачеватели и не узнают потомки схоластов и «цирюльников». В условиях запрета на специальное образование хирурги создавали школы при корпо­рациях, а затем начали открывать хирургические школы, сразу заслужив­шие уважение вследствие превосходной практической подготовки медиков. Первая Хирургическая академия была основана только в 1731 году при Па­рижском университете, но на такую дерзость потребовалась инициатива ко­роля. Через два года после открытия прогрессивное учебное заведение полу­чило статус медицинского факультета. Во время Французской революции, уже в качестве консервативного, университет в Париже прекратил суще­ствование, но Хирургическая академия продолжала действовать, став основой медицинских школ Нового времени.

В эпоху Средневековья самые ужасающие бедствия казались ничтожны­ми по сравнению с массовыми инфекционными заболеваниями, уносившими больше жизней, чем война или голод. Только в XIV веке от колоссальной эпидемии чумы скончалось около трети жителей Европы, История челове­чества насчитывает три пандемии бубонной чумы (от греч. bubon — «опу­холь в паху»), одной из которых была «чума Юстиниана».

Современные медики связывают эпидемический характер чумы с ужа­сающей антисанитарией средневековых городов, с точки зрения гигиены невыгодно отличавшихся от античных полисов. С падением Римской импе­рии ушли в прошлое полезные санитарно-гигиенические достижений древ­ности, перестали исполняться и постепенно забылись строгие предписа­ния, касающиеся ликвидации отбросов. Бурный рост европейских городов, лишенных элементарных гигиенических условий, сопровождался накоп­лением бытовых отходов, грязи и нечистот, увеличением численности мух и крыс, ставших переносчиками различных инфекций.

Пандемия чумы предоставила медикам XIV столетия огромный матери­ал для изучения чумы, ее признаков и способов распространения. В течение долгих веков люди не связывали повальные болезни с антисанитарными условиями существования, приписывая недуги божественному гневу. Только самые отважные лекари пытались применить хоть и примитивную, но ре­альную терапию. Пользуясь отчаянием родственников зараженного, много­численные самозванцы «из числа кузнецов, ткачей и женщин» «лечили» посредством магических ритуалов. Невнятно бормоча молитвы, часто при­меняя сакральные знаки, знахари давали больным снадобья сомнительного свойства, одновременно взывая к Богу.

После бесславного завершения Крестовых походов в Европе появилась проказа (лепра). Страх перед неизвестным заболеванием, уродовавшим не только облик, но и психику человека, определил нетерпимое отношение к не­счастным со стороны общества, светских и церковных властей. В настоящее время выяснено, что лепра не столь заразна, как ее представляли средневе­ковые обыватели. Еще не зарегистрировано ни одного случая заражения врачей или санитарок в современных лепрозориях, хотя персонал находится в непосредственном контакте с инфицированными.

Период от заражения до смерти часто длился несколько десятков лет, но все томительные годы больной человек официально считался умершим. Прокаженных публично отпевали в храме и объявляли мертвыми. До появления приютов эти люди собирались в колониях, устроенных вдали от любых поселений на специально отведенных участках. «Мертвым» запре­щали работать, однако позволяли просить подаяние, пропуская за городские стены только в назначенные дни. Одетые в черные хламиды и шляпы с бе­лой лентой, прокаженные скорбной процессией ходили по улицам, отпуги­вая встречных звоном колокольчика. Делая покупки, они молча указывали на товар длинной тростью, а на узких улочках прижимались к стенам, со­храняя предписанное расстояние между собой и прохожим.

В XIV веке европейцы узнали загадочный недуг, выражавшийся в обиль­ной потливости, сильной жажде и головной боли. ПЬ основному симптому болезнь назвали потницей, хотя с точки зрения современной медицины это была одна из форм гриппа с осложнением на легкие. Время от времени бо­лезнь возникала в разных странах Европы, но чаще всего тревожила жите­лей туманного Альбиона, вероятно, поэтому она получила второе назва­ние — «английский пот». Внезапно заболев, человек обильно потел, его тело становилось красными и нестерпимо смердело, затем появлялась сыпь, переходящая в струпья. Больной умирал в течение нескольких часов, даже не успевая обратиться к врачу.

Внезапность заражения и столь же быстрая смерть вызы­вали немалые трудности религиозного характера. Родственникам обыч­но не хватало времени, чтобы послать за духовником, человек умирал без соборования, забирая на тот свет все свои грехи. В этом случае церковь запрещала предавать тело земле, и трупы складывали кучей за кладбищенской оградой. Человеческие потери от потницы (в 1517 году погибло 10 тысяч англичан) были сравнимы только со смертно­стью во время чумы.

2. Древнерусское государство.

Из-за длительного гнета татаро-монгольского ига, медицина в этом периоде не продвинулась, т.к. иго значительно затормозило развитие, как в научном, так и в медицинском плане Русь. Поэтому медицина оставалась преимущественно народной, обучение лекарей в то время проходило по типу передачи знаний от отца к сыну, назывались они народными врачевателями или лечцы. Почти не интересуясь здоровьем своего народа, русские князья все же пытались регулировать общественные отношения. В «Русской правде» содержались краткие положения, касавшиеся оплаты трудов лечцов. Если человек получил увечье в драке, то обидчику вменялось выплатить 3 гривны пострадавшему и лечебное вознаграждение любому, кто возьмется лечить рану. Хотя были и свои плюсы: отсутствие жесточайшего гнета со стороны религиозных культов, а также высокая санитарная культура. Неотъемлемой частью древнерусского быта являлась паровая баня. Влажный горячий воздух помогал справляться с простудными заболеваниями, поднимал настроение, оказывал благотворное влияние на человека уставшего после недели праведных трудов. Первое подробное описание старинной бани встречается в рукописи Нестора. Самое чистое и теплое помещение в усадьбе использовались не только для омовения тела. Здесь принимали роды, купали младенцев, делали массаж и лечили простуду, накладывая на тело горячие горшки. В бане знахари вправляли вывихи, растирали тело лекарственными мазями, пускали кровь, исцеляли болезни суставов. Знаменитый акушер Максимович-Амбодик отметил: «русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке 17 века нет такого лекарства, которое равнялась бы силе бани».  

С введением законодательства на Руси сложилось сословие вольных врачей, лечивших князей и бояр за солидную плату.

На Руси врачеванием занимались не только мужчины. Женщины профессионально ухаживали за лежачими больными, изготавливали лекарства из трав, умели делать массаж и вправлять вывихи. Народные сказания об Илье Муромце представляло некую Марину в качестве постоянной лекарки богатыря. В новгородской переписи 1583 года упоминали о «Натальице клементьевской жене лекарице», входившей в число 6 прославленных городских лекарей.

Особенностью русской медицины являлось стратегическое значение монастырских больниц. Во времена вражеских нашествий раненых размещали за крепкими стенами обителей, осуществляя поставку медикаментов, лекарств и финансирование персонала за счет государства. В 1635 году закончилось строительство двухэтажных больничных палат в Троице-Сегиевской лавре. Отдельно стоящими кельями, приспособленными специально для ухода за больными, располагал Новодевичий Монастырь.

Кроме этих больниц существовали и гражданские лечебницы, например боярин Ртищев устроил больницу из двух палат на 15 коек водном из Московских подворье.

Медицинское дело требовало организации и создания центрального органа. Еще при Иване Грозном была организована аптекарская палата для обслуживания царской семьи и ближайших бояр, а в 1620 г. создан аптекарский приказ с постоянным штатом, содержащийся за счет государственной казны. Его функции были многочисленны: организация и снабжение импортными и отечественными зельями, организация медицинской помощи знатному населению, подготовка лекарей, приглашение иностранных врачей, принятие противоэпидемических мер.

Как отмечено, в 1654 г была создана школа для подготовки русских врачей. После окончания этих школ лекари обычно направлялись в войска.

Эпидемии повальных болезней, регулярно уносившие в могилу большую часть европейского населения, к сожалению, не обходили стороной и Древнерусское государство. В летописях упоминается о 50 «моровых поветриях, язвах, оспах» только за период 11-18 веков.

Таким образом, медицина Руси пошла тем же путем развития, что и другие государства, избежав при этом господства религии и рабства.   

3. Византийская медицина.

Временем основания Византии символически считаются первые годы правления Константина 1 Великого (285-337 годы). Вступив на престол в 306 году, римский император последовательно проводил государственную политику, поддерживал христианскую церковь, одновременно сохранив языческий культ. В 304 году на месте древнегреческого города Византий лично императором была заложена, а через 30 лет торжественно открыта новая столица - Константинополь. Величественный город получил имя своего создателя, пожелавшего превзойти славу Рима. Его заботами в сто­лице было построено 30 дворцов и храмов, множество роскошных зданий для римских вельмож, два театра, цирк, ипподром.

Византия - условное название Восточной Римской империи. Со вре­мен Константина и до завоевания турками в 1453 году государство называ­лось империей Ромеев или Романией. Обозначение «Византийская империя» введено историками уже после того, как Романия перестала существовать. Если в западных провинциях империи не прекращались кровопролитные войны, то на востоке процветали ремесла, велась оживленная торговля с Аравией, Персией, Индией, Китаем.

В IX веке установились дипломатические отношения с Киевской Русью, положив начало взаимодействию Культур. В Византии сохранялись многие античные традиции, формировалась культура, отнюдь не тожде­ственная культуре Средневековья. Потомки древних иудеев именова­лись римлянами (по-гречески - ромеями). В государстве действовало римское законодательство, латинский язык утвердился в качестве официального до V века, когда он сменился на греческий. Государственная идеология не учитывала самосознания граждан, представляя собой по­литический компромисс между христианством и системой взглядов Свя­щенного Рима...

В ранний период существования государства (IV-VШ века) Византии принадлежали Греция, Фракия, Малая Азия, Сирия, Палестина, эллинисти­ческий Египет. Наследие античных традиций особенно ярко проявилось в бы­ту жителей Константинополя. Основанный римлянином город долго сохранял античный облик. По подобию Рима в столице строились термы, здания уто­пали в садах, площади украшали фонтаны; приветствовались охота; спорт, посещение театров. Горожане устраивали античные праздники, одевались в соответствии с римской модой, но молились в православных храмах.

В древней Византии существовали немалые трудности с водоснабжени­ем. Горько-соленая вода малочисленных колодцев была практически непри­годна для питья. По инициативе Константина в столице началось строитель­ство акведуков, обеспечивших бесперебойную подачу воды в жилые кварталы. Одним из самых знаменитых водопроводов стал двухъярусный акведук, постро­енный в IV веке по приказу императора Валента (328-378 годы) и названный его именем. Каменный водопровод на высоких аркадах пересекал весь город, проходя над улицами и крышами зданий. Еще более грандиозными размера­ми отличался акведук, построенный Юстинианом Великим (482-565 годы). Четыре яруса арочного моста проходили над широким потоком, заключая в себе водопровод, способный создать огромные запасы питьевой воды. Бла­годаря мощным гидротехническим сооружениям Константинополь успешно выдерживал длительные осады.

Устроенные при Юстиниане подземные резервуары являлись не только водохранилищами, но также уникальными памятниками старинной архитек­туры. В современном Стамбуле успешно действует один из древних резерву­аров цистерна Базилики, или Йеребатан-сарай, что в переводе означает дворец, провалившийся под землю. Подземное хранилище действительно напоминает дворец: на площади 7000 квaдpaтных метров в четком порядке располагаются 336 колонн, поддерживающих высокие своды потолка. Се­годня цистерна Базилики входит в музейный комплекс храма Святой Со­фии. Туристы осматривают подземные залы, совершая плавание на ве­сельных лодках. Первые общественные бани Константинополя устраивались по подо­бию римских терм, но со временем надобность в роскоши отпала.

 

Врач с острова Эгина, Павел Эгинский, брался за самые трудные случаи, опираясь на опыт александрийских наставников. Из двух его произведений до нашего времени дошло только одно: медицинский сборник «Compendii medici libri septem» в 7 книгах. Сборник трудов по акушерству и гинекологии не сохра­нился. Работы Павла первыми оценили греки, отметившие оригинальность идей, чистоту языка и доступность описания сложных процедур. Самого ав­тора и его литературное мастерство высоко ценили арабы, даже во времена войны с Византией. На западе сочинения Павла Эгинского признали только в эпоху Ренессанса. Его радикальные методики, описанные в разделе «Хи­рургия», преподавались в качестве классических во многих европейских университетах.

В сочинениях византийских теоретиков позднего Средневековья осо­бенно ощущалось влияние арабской медицины. К тому времени стали традицией практическое использование пере водных работ египетских ав­торов и учеба в Александрии. Среди множества произведений подобно города наиболее известен труд «О свойствах пищи», созданный Симеоном Сифом (IX век). Фармацевтический трактат Николая Мирепса (ХIII век) использовался на медицинских факультетах в качестве методического по­собия вплоть до ХVII столетия.

Золотой век Византийской империи длился примерно с 850 по 1050 год, когда ее земли простирались от Италии до Армении. Тогда же заверши­лась ассимиляция греческих славян, почти утративших свой язык, тради­ции и национальное самосознание. Устойчивость экономики основыва­лась на развитых товарно-денежных отношениях и обращении золотой монеты (солида), чеканившегося со времен Константина 1. Императоры Македонской династии (867-1056 годы) воплощали собой идею избран­ности и «незыблемости воли, ниспосланной свыше».

Достаточно высокий уровень византийского врачевания показан в ста­ринном лечебнике, написанном приблизительно в XI-XIY веках. Обшир­ный медицинский трактат в духе времени собран из компилятивных трудов, но немалую часть его составляют авторские работы. Дошедший до наших дней в виде рукописи на 286 листах пергамента документ хранится в Биб­лиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции. Первые 70 листов посвящены служителям церкви, авторам догматических сочинений о душевных и телес­ных благах. В сборник включены письма Гиппократа, трактат о терапии, на­писанный разными авторами, сочинение Галена «О весах и мерах».

Постепенный упадок Византии проходил на фоне обновления жизни средневековой Европы. Крах империи ускорили Крестовые походы: евро­пейцы устремились на Восток сначала как паломники, затем в качестве завоевателей. Продолжительная военная кампания усилила духовное от­чуждение между восточными и западными христианами. В начале ХIII века завоеванная Византия разделилась на несколько государств с латинскими Греческим населением.

4. Арабские халифаты.

Являясь продолжением древней культуры, арабская медицина в зна­чительной степени определила уровень европейской науки. Энцикло­педические труды, созданные на Востоке, были переведены на евро­пейские языки, сыграв важную роль в развитии латинской медицины. Обобщающие энциклопедические труды восточных теоретиков способ­ствовали осмыслению практического опыта и абстрактных концепций античных врачей.

Устроенное по античному образцу медицинское образование в IV - УII ве­ках носило светский характер. Основным центром научной мысли и рацио­нальной практики оставалась Александрия. Диплом о ее окончании был отлич­ной рекомендацией начинающему специалисту; отзыв наставников Мусейона открывал доступ к придворной карьере. В разное время здесь обучались самые великие медики древности и раннего Средневековья. Столицей философии, как и раньше, были Афины. Основанная Платоном школа продолжала рабо­тать, увлекая ученый мир идеей «изменчивого и преходящего бытия». Лучших юристов готовили в Вейруге. Знаменитая школа риторики располагалась в Га­зе; преподавание здесь велось на греческом языке.

Арабский халифат возникли как результат политических преобразований, имевших место после смерти пророка Мухаммеда, когда власть пере­шла к его преемникам - халифам. Четкие географические контуры госу­дарства определились в правление династии Омейядов (661-750 годы). Тогда халифат включал в себя восточные земли от Ирана до Египта, в том числе юго-запад Северной Африки. В 750 году к власти пришли другие родственники пророка - Аббасиды, правившие до 1258 года. Выжившие после переворота представители Омейядов сумели отстоять свои запад­ные владения, основав Кордовский халифат в Испании. Одновременно ди­настия Саманидов образовала государство в Средней Азии, избрав рези­денцией Бухару.

Развитие науки в Арабском халифате проходило под сильным влиянием исламской идеологии. Мусульмане разделяли знания на две сферы: традицион­ные «арабские» и всеобщие «иноземные». К первым относились преимуще­ственно гуманитарные дисциплины, например грамматика, лексикография. Их постижение предусматривало изучение жизни пророка, его деятельности, высказываний, отраженных в хадисах или Коране. Даже в настоящее время каждый правоверный обязан знать наизусть хотя бы часть Корана, а ученые Средневековья заучивали священную книгу в полном объеме.

«Иноземные» науки считались вторичными, а их изучение приспо­сабливалось к обстоятельствам. Без знания истории невозможно понять жизнь Магомеда, математика помогала составлять точный календарь, сознанием географии легче очертить контуры подвластных земель. Одоб­ренная Аллахом медицина почиталась как полезная наука, в задачу кото­рой входил поиск лечебных средств, якобы уже созданных всевышним. Согласно исламу, Аллах вначале создает лекарство, а затем разрешает людям болеть.

К началу Х века в Арабском халифате сформировалась определенная си­стема обучения. Среднее и высшее образование мусульмане получали в мед­ресе, где программа допускала изучение Откровения и познание окружа­ющего мира. Таким образом, медицина начиналась с религиозных догм, но постепенно переходила к светской философии и практическому врачеванию. На этом этапе разрешалось и даже вменялось постигать «иноземные» науки. Владение логикой античных мыслителей позволяло методично разбирать причины болезней, дабы не ошибиться в диагнозе и не прогневить Аллаха.

Вследствие активной переработки античного наследия, прежде всего переводов рукописей, арабы способствовали смещению центра мировой науки с Запада на Восток. В конце первого тысячелетия учебные заведения существовали в Кордове, Дамаске; Багдаде, Каире, Самарканде, Бухаре. В каждом из этих городов имелись библиотеки, насчитывающие сотни ты­сяч томов. Багдадский эмир аль-Мамун основал грандиозный Дом Мудрос­ти, являвшийся одновременно книгохранилищем с читальным залом и мес­том для общения городских мудрецов. Здесь не ублажали тело, подобно римлянам, которые рассуждали о материи, нежась в клубах горячего пара. Восточные ученые приходили в библиотеки работать и заботились о душе, причем не только о своей. Они постигали науки, для того чтобы приложить знания на практике. Вероятно, поэтому в Средневековье только арабская медицина осуществляла свое Истинное предназначение.

Дворец мудрости по образцу багдадского был учрежден в Каире в 1005 году, по инициативе халифа аль-Хакима. На базе этого центра воз­ник ученый союз под названием Общество просвещенных, ставший прооб­разом европейских академий наук. В то время как на Западе работало лишь два университета - в Болонье и Салерно, только в Кордовском халифате действовало около 70 домов мудрости, 17 медресе и множество частных библиотек. Багдадский врач Ибн аль - Талмит владел фармакопеей (библио­тека по фармацевтике), считавшейся лучшей в Мире. Из 20 тысяч имевших­ся в собрании рукописей большинство аль - Талмит переписал лично. Более 10 тысяч томов находилось в библиотеке главного медика Дамаска, при­дворного врача Ибн аль-Мутрана.

В лечении медики Арабского халифата отталкивались от понятия «мизадж», Что значит «темперамент». При гармонии в организме тепла, холода, сухости и влажности мизадж нейтрален, следовательно, человек здоров. В случае его отклонения от нормы возникает болезнь, и задачей врача становится восстановление утраченной гармонии. Темперамент не считался явлением постоянным, он мог изменяться с возрастом или на­рушаться под влиянием внешних факторов, например стресса или пере­мены Погоды. Халифат стал местом появления аптек; первая была орга­низована в Багдаде в 754 году. Распространение алхимии тоже относится к арабскому Востоку. Ученые Кордовы изобрели водяную баню, перегон­ный куб, разработали процесс фильтрования. В процессе изготовления лекарственных препаратов получили соляную кислоту, хлорную известь и спирт в виде порошка, имевший название al-kuhl - «алкоголь».

Влияние византийских традиций на развитие больничного дела в хали­фате выражалось в похожей организации и принципах лечения. Основан­ные как заведения светские, первые больницы назывались персидским словом «бимаристан». Крупное лечебное учреждение действовало в Да­маске. По воле халифа аль-Валиде из рода Омейядов больница, открытая в 705 году, предназначалась для прокаженных. Позже специализирован­ные приюты начали принимать стариков, калек и умалишенных.

Все лечебницы халифата, в том числе и общего типа, создавались на средства правителя города, находились у него под контролем и щедро фи­нансировались, так как помощь несчастным считалась делом богоугодным. По византийскому образцу медиков обучали на месте. Слушатели врачеб­ных школ, наряду с изучением теоретических основ, принимали участие во врачебных обходах, ходили к больным на дом. Арабским нововведени­ем было культурное обслуживание пациентов: при больницах работали библиотеки.

«Отцом больничного дела» можно с уверенностью назвать султана Ахмада ибн Тулуна (868-884 годы). Наместник Аббасидов в Египте про­славился организацией благотворительных лечебниц, предназначенных только для бедных. Приказом султана врачи не имели права принимать солдат и придворных. Традиционно покои разделялись на две половины: мужскую и женскую, в палатах совместно находились пациенты с похо­жими заболеваниями. На содержание самой первой больницы отпуска­лось 60 тысяч динаров в год из личных средств Ахмада ибн Тулуна, а сам он посещал свое «детище» каждую пятницу (выходной день у мусульман). На благотворительных началах во дворце действовала аптека, где врач бесплатно отпускал лекарства всем желающим.

Авиценна.

Латинское имя Авиценна (980-1037 годы) носил восточный мысли­тель Абу Али аль-Хуссейн ибн Абдаллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, прославившийся ученостью во всех средневековых науках. Творче­ство восточного философа занимает особое место в истории мировой культуры. Серьезный врач, математик, поэт получил признание еще при жизни, заслужив почетный титул «шейх-ар-раис» (наставник ученых). Его теории и практическая деятельность обогатили науку открытиями, предоп­ределившими ее отделение от религии. Многочисленные сочинения Ави­ценны пользовались широкой известностью, хотя философский трактат «Книга исцеления» противоречил церковным догмам и был сожжен на центральной площади Багдада в 1160 году. Главное произведение его жизни, «Канон врачебной науки», более 30 раз издавался в латинском переводе. Европейский вариант этого труда 5 столетий служил учебни­ком по медицине для студентов и молодых специалистов, как Востока, так и Запада.

Хусейн сын Абдаллаха появился на свет в селении Аl3шана, располо­женном близ Бухары, но столицу мальчик увидел только в пять лет. При Саманидах отец Авиценны занимал почетную должность начальника сбо­ра налогов, оттого семья не нуждалась в средствах. На рубеже тысячеле­тий Бухара являлась одним из самых цивилизованных городов Востока, что выражалось в наличии большого числа учебных заведений. Наряду с Кораном, в школах преподавали грамматику, стилистику, поэтику, ариф­метику и алгебру.

Получив начальное образование под руководством отца, отличаясь

исключительными способностями, к 10 годам Хусейн неплохо владел рели­гиозной философией. В столь нежном возрасте он выучил наизусть Коран, освоил грамматику персидского и арабского языков, риторику, литературу, историю, пробовал сочинять стихи. Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и мусульманское право - у Исмаила Захида.

Точные науки начал изучать под руководством домашнего учителя Абу Абдаллаха ан-Натили. Вскоре воспитатель признал, что в логике, Евклидо­вой геометрии и астрономии Птолемея ученик намного его превзошел. Не надеясь получить новые знания от наставника, мальчик начал заниматься самостоятельно. Благодаря увлечению естественными науками он обратил внимание на медицину, которую осваивал в доме бухарского врача Абу Мансура Камари, совмещая теорию с практи­кой. Начиная с 17 лет Хусейн лечил домочад­цев, соседей, не отказывая никому из тех, кто нуждался в лечении.

Когда слава юного целителя вышла за пределы городских кварталов, его призвал эмир Нух ибн Мансур. Правитель Бухары уже много лет страдал неизвестной болезнью и думал, что вскоре отойдет в мир иной. Одна­ко Авиценна вылечил владыку, потратив на это всего несколько дней. Благодарный эмир щедро наградил спасителя, разрешив пользо­ваться дворцовой библиотекой, в те времена считавшейся самым богатым хранилищем книг на Ближнем Востоке. Результатом двухлет­него изучения древних рукописей стало великолепное знание логики, есте­ственных наук, греческой медицины, философии и метафизики.

В 999 году Бухара перешла во власть правителей рода Караханидов, а че­рез 3 года скончался отец. Потеряв семью и покровителя, Авиценна не видел смысла оставаться на родине и вскоре покинул ее. В Хорезме политическая обстановка была более спокойной, но государством правил безжалостный султан Гасни Махмуд. Не желая неприятностей в отношениях с властями, молодой ученый вновь пустился в странствие. Немного задержавшись в Хорасане, Авиценна избрал местом жительства Гурган – небольшое княжество на побережье Каспийского моря. Здесь он встретил Абу Убейда Джузджани, пожелавшего посвятить известному ученому свою жизнь. Став его сторонником, учеником, слугой и другом, юноша принял на себя обязан­ности биографа. Его перу принадлежит первое жизнеописание Авиценны, за­конченное временем пребывания в Хорасане.

Благодаря старательности Абу Убейда Джузджани потомкам известны многие факты жизни и творчества его учителя. В Гургане Авиценна возоб­новил научную деятельность; начал работу над книгой и открыл врачебную практику. Именно здесь были написаны несколько книг его главного меди­цинского труда, позже получившего название «Канон врачебной науки». Подлинно медицинская энциклопедия представляет все древние и современные автору знания, касающиеся профилактики и лече­ния заболеваний. «Канон» являлся самой известной медицинской книгой, созданной Восточным ученым. На протяжении веков труд Авиценны был ос­новным учебным пособием в университетах, оказав огромное влияние на уровень специальных знаний медиков средневековой Европы.

В «Каноне» содержатся предостережения относительно опасности некоторых лекарств, указания на необходимость выявления их побочного действия, на наличие их взаимодействия в ту или

иную сторону (усиления или ослабления) при совместном приеме.

В то время передовые деятели науки безрезультатно выступали против господства суе­верий, резко отвергали астральные представления, высмеивали «целебные» им свойства драгоценных камней, заговоров, амулетов, Противопоставляя рациональные средства диагностики, терапии и гигиены.

Все же большинство медиков охотно применяло мистику, а иногда вов­се заменяло ею рациональное лечение. Эмиров и султанов врачевали с По­мощью магической цифрологии, предоставляя судьбу владык воле Аллаха. Придерживаясь Взглядов Галена на физиологию, восточные коллеги Ави­ценны не занимались анатомией, без развития которой немыслимо постро­ение рациональной патологии.



Вопросы для тестового контроля

Дата: 2019-02-02, просмотров: 236.