Цель обучения: ознакомить со структурой проведения практического занятия, показать значимость данной темы в системе медицинских знаний, ознакомиться с этапами становления врачевания в первобытном обществе.
Место проведения занятия: учебная комната.
Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.
План занятия:
Этап занятия | Время (мин) |
Водное слово преподавателя | 10 |
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию | 30 |
Устное собеседование по теме занятия | 50 |
Перерыв | 20 |
Лекция-беседа | 60 |
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя | 10 |
Изучение данного материала: лекция-беседа
Контроль знаний:
· Тестирование тематическое
· Устное собеседование
Вопросы к занятию:
1. Назовите классификацию истории медицины по периодам, предложенную Т.С. Сорокиной.
2. Перечислите периоды, которые пережила первобытно-родовая община. Причины перехода от матриархата к патриархату.
3. Охарактеризуйте понятие «неолитическая революция».
4. Дать общую характеристику развития и становление медицины в первобытно-общинный строй
5. Какие особенности в период неолита имела первобытная медицина (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия).
Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента.
Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.
Доклады к следующему занятию:
· «Аюр Веда» - основной труд о медицине древней Индии.
· Тибетская медицина
· Бог медицины древнего Египта Имхотеп.
· Талмудистская медицина
· Иглоукалывание в практике врачей древнего Китая
· Закон Хаммурапи
Материал для подготовки к занятиям:
· Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.
· Лекционный материал
· Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).
Теоретическая основа:
1. Введение.
История медицины – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Врачебная деятельность проходила на фоне общеисторического развития общества, формируясь по законам, единым для всякой науки. На примерах борьбы различных школ и умений, неразумного отрицания или поспешного принятия великих открытий (кровообращение, наркоз, антисептика, оспопрививание, открытие возбудителей болезни) прослеживается связь медицины с общественной жизнью.
Поэтому каждому, кто желает стать полноценным профессиональным специалистом, необходимо понимать, на сколько важен предмет, который вы начинаете изучать. В процессе изучения вы встретитесь с интереснейшими фактами в становлении и развитии современной медицины. Знание истории медицины позволит прогнозировать, изыскивать какие-то «новые» идеи. Анализ и синтез накопленных знаний позволит избежать повторения уже свершенных ошибок. Зная периодику, хронологию и логику истории, можно прогнозировать развитие медицины, подходящие для современного самосознания и претворять их в жизнь.
Существует оригинальная классификация современной медицины, (предложенная Сорокиной) которая разделена на три большие группы: народная, традиционная, научная.
В древности лечение было занятием коллективным; «врачом» в определенных обстоятельствах мог стать любой общинник. В качестве лекарств использовались средства растительного, животного и минерального происхождения. Народная медицина не дошла до наших времен в первозданном виде. Многое утрачено, уничтожено. Рациональные и приемлемые в любых обстоятельствах методы древних знахарей соседствуют с негативным опытом, возникшим в результате ошибочного миропонимания. Если магические ритуалы безвозвратно ушли в прошлое, то проверенное временем траволечение прочно вошло в арсенал современных терапевтов.
Традиционная медицина появилась около 3 тыс. лет назад. В качестве примера можно назвать Аюрведу, китайскую лечебную практику, методы тибетских монахов. Возникнув как результат развития цивилизаций, естественно развиваясь в рамках собственной культуры, традиционные способы терапии возможны и эффективны только в условиях определенной культуры. Многовековой опыт, накоплены за длительный период развития медицины, передается от учителя к ученику.
Период развития научной медицины укладывается всего в несколько столетий. Это понятие еще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованность научных методов открывают перед человечеством широкие перспективы.
2. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание.
Первые признаки медицинской помощи обнаружены в период первобытно-общинного строя. Первобытно-родовая община пережила два периода: матриархат и патриархат. Переход к патриархату осуществился, когда изменился образ жизни людей: больше стали заниматься охотой, а охота – удел мужчин. Первобытно-общинная эпоха в истории человечества длилась сотни тысяч лет. Именно в этот период стала развиваться народная медицина. Немногим более 200 лет назад ученые считали древнего человека абсолютно здоровым, а появление болезней относили к издержкам цивилизации. Столь категоричное утверждение сформировалось под воздействием старинных преданий, где рассказывалось о том, что в самую раннюю пору человеческого существования люди уподоблялись богам. Оставаясь вечно молодыми, обитатели Земли жили беспечно и весело, не зная забот и печалей; даже смерть приходила к ним как сладкий сон. Античные философы называли период зарождения человечества золотым веком.
Палеопатологи отметили наличие у первобытного человека сердечнососудистых заболеваний. Атеросклеротические бляшки обнаружены у мумий коренных жителей Северной Америки, захороненных на территории и штата Кентукки в США. Древние люди умирали от опухолей, туберкулеза и даже страдали кариесом. На скелетах древнего человека чаще всего встречаются травматические дефекты. Травмы могли быть получены во время охоты или в результате трепанации (операция вскрытия костной полости), которая производилась в ритуальных целях. Видимо, прав был В. Ленин, утверждавший: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой». По ископаемым останкам ученые смогли довольно точно установить продолжительность жизни в каменном веке: в большинстве случаев она не превышала 30 лет. До более зрелого возраста люди доживали в исключительных случаях. В борьбе с природой первые Ноmо sapiens погибали, не успевая состариться. Крайне низкая продолжительность жизни сохранялась на том же уровне вплоть до Возрождения.
Самыми древнейшими людьми были архантропы, появившиеся около 2 миллионов лет назад. В отличие от австралопитеков они окончательно встали на ноги, имели свободную кисть с отстоящим большим пальцем и более развитый мозг. Способные к тонким трудовым операциям, наряду с собирательством и рыболовством, архантропы занимались охотой, добывали огонь, изготавливали простейшие каменные орудия. Именно в тот период человек обрел членораздельную речь, примитивное мышление и сознание. Собирая растения для пропитания, древнейшие люди познавали их целебные свойства, постепенно вырабатывая методы траволечения. В процессе антропогенеза (эволюционного формирования физического типа) происходило становление человеческого общества. Хромой питекантроп с острова Ява, очевидно, не Мог существовать без поддержки сородичей. Однако он прожил много лет, оставаясь калекой. Следовательно, его не только лечили, но и заботились о нем, предоставляя кров, огонь, пищу.
Архантропы не знали погребений и связанных с ними ритуальных обрядов. Культовые церемонии появились в общинах древних людей палеоантропов (неандертальцев), обитавших на планете 200-350 тысяч лет назад. В тот период произошел переход от человеческого стада к первобытной родовой общине, то есть начали формироваться некоторые черты цивилизации. Палеоантропы жили в постоянных стойбищах, в искусственно сооружаемых жилищах. Они уже имели определенную культуру, выражавшуюся в первых гигиенических навыках: грели воду, утепляли хижины, шили теплую одежду. Благодаря этому люди пережили ледниковый период и даже был расширен ареал обитания, расселившись на обширных территориях Северной Евразии.
Неандертальцы продолжали заботиться о больных, опекая даже лежачих «стариков». В пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет мужчины, умершего в преклонном возрасте - в 45 лет. О тяжести его физического состояния свидетельствуют такие болезни, как деформирующий артрит позвоночника, перелом бедра и артрит нижней челюсти. Еще более удивительными находками отмечена пещера Шанидар (Ирак). На одном из мужских черепов выявлена деформация стенки глазничной впадины, что свидетельствует о том, что человек был, слеп на левый глаз. Расцвет первобытного общества относится к эпохе верхнего палеолита, когда уже завершился антропогенез, обусловив резкий подъем производительных сил и развитие социальных отношений. Ранние родовые общины были группой равноправных людей, где женщина имела равные права и могла быть выбрана главой рода. Родоначальница, хранительница очага, она заботилась о благополучии и здоровье сородичей, занимаясь врачеванием, впрочем, наравне с остальными членами общины. Археологи обнаружили многочисленные свидетельства культа матери-прародительницы, так называемые каменные бабы, которые у славянских народов именовались берегинями. Несмотря на то, что история не сохранила данных о первобытных врачевательницах, их существование косвенно подтверждается в легендах разных народов.
Бурный период истории, известный под названием «неолитическая революция», характеризовался зарождение земледелия, разведением домашних животных, транспорта (телеги и лодки), добычей камня и освоением строительства из кирпича. Продолжая оставаться коллективным занятием, медицина того времени развивалась в соответствии, с разумным и мистическим миропониманием. Результатом рационального взаимодействия с природой являлось применение в лечении лекарственных растений. Так, при нарушении пищеварения использовалась эвкалиптовая смола, луковицы орхидеи, касторовое масло.
Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, отразившиеся на методах врачевания. Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом (от алгонкинского «от-отем», - «его род»). Верования в период ранней родовой общины относились, прежде всего, к зоототемизму, то есть к почитанию животных. Зверю поклонялись как отцу или старшему брату, искали у него защиты от бед и болезней. Каждый род носил имя его тотема. Священное животное запрещалось убивать и употреблять в пищу. Неизбежным следствием тотемизма стал фетишизм (от португ. fetico «амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевленных предметов. Вначале это явление имело материальную основу, проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, оружия, плодоносящих деревьев. Немного позднее фетишизм обрел идеалистичное начало. Культовые предметы изготавливались специально, получив распространение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих костей. Согласно верованиям первобытных людей, они оберегали охотника от нападения зверя, защищали род от страшных болезней или нападения врагов. Известно, что в Северной Африке тотемом был буйвол, в Сибири - медведь, в Греции - козел, в Индии, как в древности, так и в наше время, священным животным считается корова.
Более поздним представлением стал анимизм (от лат. апimus «душа, дух»). Одухотворение природы, вера в душу, духов: злые и добрые силы напрямую связаны с культом умерших предков. Первобытные обряды погребения в настоящее время не забыты аборигенами Австралии, своеобразно повторяются на островах Океании, в племенах Центральной Африки и Южной Америки. Составной частью анимизма является магия (от греч. mageia) - вера в возможность человека действовать на других людей, предметы, стихии. В попытке объяснить сложные явления природы люди неолита выработали специальные приемы, магические действия, якобы помогавшие изменить погоду, определить удачу на охоте, а также исцелить больного.
Лечебная магия, выражавшаяся во врачевании, основанном на культовой практике, на заре своего существования была доступна любому члену общины. Простейшие ритуалы не требовали специальных знаний и совершались каждым, кому требовалась защита сверхъестественных сил. В жилищах позднего палеолита обряды проходили в специально отведенных местах. Святилища устраивали обычно в глубине пещеры, разрисовывая стены изображениями тотема.
В пиренейских пещерах сохранились рисунки, исполненные более 20 тысяч лет назад. Наскальные картины изображают целителя, облаченного в шкуру медведя, с рогами оленя на голове. Рисунок на стенах пещеры Трех Братьев (Колдун из пещеры Трех Братьев - территория современной Франции) передает небольшое черно-белое изображение «колдуна» в виде согнутой фигуры с человеческими ногами, звериными лапами, хвостом и длинной бородой.
В течение веков зоототемизм преобразовывался в культ предков-покровителей рода мужского пола. В этот период всеобщим уважением пользовался мужчина, источник материальных благ, занимавшийся охотой, скотоводством, земледелием. В условиях развитого общинного хозяйства женщина утратила свое высокое положение, став «кроткой» помощницей мужа. Возглавлять племя теперь мог только мужчина; должность старейшины передавалась по наследству. Отдельные черты матриархата сохранились только в Египте и Хеттском царстве, где престол передавался по женской линии. Для того чтобы занять трон, наследникам правителя предписывалось вступать в брак с сестрами, дочерьми или мачехами.
Религиозные верования отразились на представлении о причинах недугов: болезнь представлялась происками духа умершего предка, поселившегося в теле человека. В честь покойного главы рода устраивались праздники, создавались памятники - тотемные столбы. Согласно убеждениям первобытных людей, сохранив уважение к умершему предку, род обеспечивал себе благополучие и защиту от болезней. В неолите основным приемом врачевания было изгнание злой силы, причем этот процесс проводился вполне естественными средствами.
Вопросы для тестового контроля
Дата: 2019-02-02, просмотров: 236.