Назначение паровых бань у народов Древней Америки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. проведение ритуалов

2. с гигиенической целью

3. с лечебной целью.

 

13. Источники представлений о строении человеческого тела:

1. практика ритуальных жертвоприношений

2. вивисекция

3. вскрытие трупов казненных преступников.

 

14. Как назывался бальзам, который использовали инки для бальзамирования трупов:

1. перу

2. вари

3. толу

 

15. По мнению историков часто причинами массовых заболеваний во время праздников были:

1. вынос мумий

2. скученность населения

3. низкий уровень гигиены и санитарии

 

Причина применения бальзамирования у народов Древней Америки

1. вера в реинкарнацию

2. связь языческой религии с верой в жизнь после смерти

3. вера в духов

 

17. Первый карантин при чуме в Московском государстве был установлен в:

1. Ржеве

2. Москве

3. Киеве

 

18. Аптекарский приказ создан в:

1. 1660 г.

2. 1620 г.

3. 1600 г.

 19. Функции аптекарского приказа:

1. приглашение иностранных докторов

2. подготовка отечественных лекарей

3. организация помощи боярам, стрельцам

4. принятие мер при эпидемиях

 

20. Школа для подготовки русских лекарей при аптекарском приказе была открыта в:

1. 1654 г.

2. 1620 г.

3. 1600 г.

 

21. Аптека для царя и его окружения была учреждена в:

1. 1672 г.

2. 1581 г.

3. 1490 г.

 

22. Аптека для «всяких чинов» была учреждена в:

1. 1672 г.

2. 1581 г.

3. 1490 г.

 

23. «Ягодная повинность» - это:

1. налог на сбор дикоросов в лесах

2. сбор ягод и лекарственных трав для аптек

 

24. Во время эпидемии чумы на Руси при монастырях стали открываться:

1. кладбища

2. богадельни и больницы

3. часовни

25. Аптекарских приказ содержался за счет:

1. государственной казны

2. подаяний

3. средств монастырей

 

26. На Руси существовало два направления медицины:

1. схоластическая и народная

2. народная и монастырская

3. монастырская и схоластическая

 

27. Первое государственное учреждение здравоохранения на Руси:

1. Аптекарский приказ

2. Медицинские школы

3. Аптеки

 

28. В каком году совершено открытие, позволяющее ликвидировать оспу?

1. 1796 г.

2. 1769 г.

3. 1812 г.

 

29. Витализм – это:

1. прогрессивное направление медицины

2. одна из теорий о причинах возникновения болезни

3. наука о жизни

 

30. К изучению о локализации болезни сделал шаг:

1. Джованни Батист Морганьи

2. Ж. Корвизар

3. А. Галеру

 

31. В период французской революции закрывал университеты схоластического направления:

1. Ж. Корвизар

2. П.Ж. Кабанис

3. А. Галеру

 

32. Учение о тканях создал:

1. Д.Б. Морганьи

2. А. Галеру

3. Ксавье Биша

 

33. Метод перкуссии разработал и широко внедрил в клинику:

1. Л. Ауенбургер

2. Р. Лаеннек

3. Ф. Мажанди

 

34. Метод аускультации разработал:

1. Л. Ауенбургер

2. Р. Лаеннек

3. Ф. Мажанди

 

35. Основы гигиены труда заложил:

1. Г. Бургаве

2. Б. Рамаццини

3. Ф. Брусе

 

36. Автор книги «О происхождении видов»:

1. Ч. Дарвин

2. Шлейден

3. Жан Ламарк

 

37. Теория эволюции Чарльза Дарвина основана на трех принципах:

1. изменчивость, наследственность, выживание

2. изменчивость, наследственность, распространенность

3. наследственность, выживание, распространенность

 

38. Все болезни делил на стенические и астенические (в учении о возбуждении):

1. Дж. Броун

2. Ф. Месмер

3. С. Ганеман







ТЕМА 6: Медицина нового времени. Россия Х VIII век.

Цель обучения: ознакомиться с основами врачевания в России ХVIII век.

Место проведения занятия: учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.

План занятия:

Этап занятия Время (мин)
Водное слово преподавателя 10
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию 30
Устное собеседование по теме занятия 50
Перерыв 20
Представление студентами подготовленных тематических докладов 60
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя 10

Изучение данного материала: реферативные сообщения студентов.

Контроль знаний:

· Тестирование тематическое

· Устное собеседование

Вопросы к занятию:

1. Характеристика эпохи. Реформы в организации медицинской помощи населению.

2. Борьба материалистических и идеалистических течений в медицине.

3. Основные достижения отечественной медицины VIII века (Н.М. Максимович-Амбодик, С.Г. Зыбелин, А.М. Шумлянский)

4. Развитие эпидемиологии. Основоположник – Д.С. Самойлович

5. М.В. Ломоносов и его влияние на развитее естествознания и медицины.

 

Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента, итоговая оценка знаний каждого студента.

Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.

Доклады к следующему занятию:

· Филомафитский А.М.

· Пирогов Н.И.

· Мудров М.Я.

· Сеченов С.Г.

 

Материал для подготовки к занятиям:

· Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.

· Лекционный материал

· Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).

 

Теоретическая основа:

1. Россия Х VIII век.

Реформы Петра 1 оказали значительное влияние на развитие российской медицины. Являясь сторонником научного подхода к любому делу, им­ператор поддерживал отношения со многими европейскими учеными. Среди его знакомых были Бурхааве, Ф. Рюйш, И. Ньютон, А. ван Левенгyк. Ввиду невысокой эффективности Лекарской школы в стране ощущалась острая нехватка профессиональных врачей русского происхождения. Пётр ставил престиж отечественной науки, в том числе и медицины, наравне с обороной' и промышленностью. Однако волей судьбы становление рос­сийской науки стало заслугой иностранцев.

Единственным в то время высшим учебным заведением являлась Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 году. Теологиче­ская направленность этого заведения напоминала преподавание в ранних европейских университетах, но даже в таком виде академия имела огром­ное значение в подготовке специалистов для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ. В 1814 году московская епархия решила устранить академию от мир­ских дел, поэтому с новым, более духовным названием ее перевели в Троице-Сергиеву лавру. В начале царствования Петра выпускники Славяно-греко-латинской академии стали первыми слушателями госпи­тальной школы.

Второе государственное медицинское заведение было учреждено по цар­скому указу в 1707 году и приписывалось Военному госпиталю за Яузой.

Благодаря усилиям Н. Л. Бидлоо в школе преподавались дисциплины, прямо относящиеся к лечению. Изучив латынь и рисование, ученики знакомились с хирургией, десмургией (наложение повязок), фармацевти­кой, аптекарским делом. Последнее традиционно изучалось на аптекарских огородах.

Внутренние болезни Бидлоо преподавал сам, читая лекции на латин­ском языке в палатах госпиталя. Имея большой опыт вскрытий, он пе­редавал его воспитанниками, благо анатомирование трупов в петров­ской России не запрещалось. В качестве учебников профессор использовал свои рукописные труды: «Наставления для изучающих хи­рургию в анатомическом театре», «Зерцало анатомии», «Сокровище меди­ко-практических лекций».

Дальнейшее открытие госпиталей сопровождалось созданием школ, подобных заведению за Яузой. Так, в 1715 Пётр 1 торжественно от­крыл Адмиралтейский морской генеральный госпиталь в Петербурге на Выборгской стороне. В 1729 году начал действовать подобный госпи­таль в Кронштадте, в 1758 году открылись сухопутный госпиталь и школа в Барнауле.

Становление высшего образования в России связано с именем Павла Захаровича Кондоиди. Контроль над медицинским образованием входил в его должностные обязанности. Являясь президентом и архиятром (стар­шим врачом) Медицинской канцелярии, он ввел в программу врачебных школ физиологию, акушерство, основы гинекологии и педиатрии. Решени­ем Кондоиди срок обучения удлинялся до 7 лет, а диплом выдавался после прохождения испытаний, порядок проведения которых также разрабатывал архиятр Медицинской канцелярии.

Главным событием в научной жизни России стало открытие Петер­бургской академии наук - основной и лучшей высшей школы страны. 28 января 1724 года император, «будучи в Зимнем доме, собственною своею рукою изволил подписать Проект 'учреждения академии». Детище императора разделялось на два учреждения: университет и собственно академия или социетет художеств и наук, как ее называл Пётр 1.

Официально университет определялся как «собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции, медицине и фи­лософии, младых людей обучают». В свою очередь, академия «есть собра­ние ученых и зело искусных людей, которые науки знают и новые знания совершить и умножить тщатся, а об обучении никакого попечения не име­ют». В первоначальном варианте академию и университет представляли одни и те же лица, занимавшиеся и наукой, и преподаванием, без пересечения этих занятий.

Пост президента академии занял немец Л. Л. Блюментрост, боль­шинство ее членов тоже были иноземцами. Первые заседания академии проходили в доме П. П. Шафирова на Петербургской стороне. Позже она была переведена в новое здание на Васильевском острове, выстро­енном для библиотеки и Кунсткамеры. В разное время иностранными и действительными членами Петербургской академии наук являлись выда­ющиеся ученые: математики Леонард Эйлер и Пафнутий Чебышев, физики Макс Планк и Бенджамин Франклин, историки Василий Струве и Сергей Соловьёв, поэты Александр Остенек и Иоганн Гёте, философы Вольтер, Дидро, Кант, химик-органик Александр Буглеров, биолог Чарльз Дарвин. Медицину представляли Иван Павлов, Луи Пастер, Каспар Фридрих Вольф. Первым действительным членом академии, русским по нацио­нальности, стал Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 годы) и оставался единственным в этом качестве долгое время.

Преподавание в университете соответствовало его статусу государ­ственного светского заведения. Обучение проходило по трем направлени­ям - гуманитарному, физическому и математическому. Медицина (анато­мия) включалась в состав физических наук вместе с ботаникой, химией, теоретической и экспериментальной физикой. В распоряжение студентов и преподавателей предоставлялись библиотека, анатомический театр, бо­танический сад и Кунсткамера, основанная императором.

Первые экспонаты Кунсткамеры (от нем. kunst - «искусство») были закуплены в Голландии, где Пётр 1 жил в 1698 году. Вначале кол­лекция заспиртованных птиц, рыб, насекомых, уродов и отдельных час­тей человеческого тела хранилась в Москве, располагаясь в залах Глав­ной аптеки. В 1714 году собрание перевезли в Петербург и разместили в библиотеке старого Летнего дворца, назвав музей Кунсткамерой. После второй зарубежной поездки Петра 1 экспозиция пополнилась минерала­ми, раковинами и редкими камнями из Данцига; новыми животными, рыбами и змеями в спирту из Амстердама. Кроме того, в Голландии им­ператор купил анатомический кабинет Рюйша, отдав за препарирован­ные трупы более 30 тысяч голландских гульденов. В 1718 году вышел указ о доставке в музей умерших уродов, камней и археологических нахо­док со всех концов России. Спустя 4 года Кунсткамеру и библиотеку пе­ревели в отдельное новое здание, где они находились до того, как посту­пили в ведение Академии наук.

С.Г.Зыбелин - первый русский профессор медицинского факультета Московского университе­та. Его труд "Слово о причинах внутреннего союза частей между собой" (1768г.). Н.М.Максимович-Амбодик - автор первого русского оригинального учебника по акушерству "Искусство повивания или наука бабичем деле" (1768 г.), автор тер­минологических словарей (1792,1784); А.М.Шумлянский, его диссертация "О строении почек" (1782). Д.С.Самойлович - основоположник отечественной эпидемиологии.

2. Михаил Ломоносов.

Гениальность Михаила Ломоносова - русского ученого с мировым именем, поэта, историка, художника - сознавали его современники и не оспаривали потомки. «Все научные мемуары Ломоносова не только хоро­ши, но даже превосходны» (Л. Эйлр). «Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта. Между Петром 1 и Екатериною 11 он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он сам был первым нашим университетом» (А. Пуш­кин). В деле научного и духовного возрождения отечества Ломоносов счи­тался непосредственным продолжате­лем Петра 1. Его разносторонняя уче­ная деятельность являлась фактическим приложением преобразований царя, нов сфере науки и литературы. Сын не­грамотного беломорского крестьянина начал учиться лишь в 19 лет, поступив в Славяно-греко-латинскую академию. Через 4 года Ломоносова зачислили в Академический университет Петер­бурга, затем отправили продолжать учебу в Германии. С 1742 года Михаил Васильевич - адъюнкт, а с 1745 го­да - действительный член Петербургской академии наук.

Едва заняв должность преподавателя, Ломоносов добился разрешения читать публичные лекции на русском языке. В 1746 году его заботой стал набор студентов из семинарий, увеличение собрания пере водных книг, практическое приложение естественных наук. Не прерывая занятий физи­кой, астрономией, химией, Ломоносов писал научные трактаты на латинском языке. Он принимал непосредственное участие в организации Московского университета, открывшегося в 1755 году.

Из переписки с графом И. И. Шуваловым, с которым Ломоносов дол­гое время сохранял дружеские отношения, видна работа ученого по состав­лению проекта высшего учебного заведения в Москве. «К великой моей радости я уверился, что объявленное словесно предприятие, подлинное действо произвести намерились к приращению наук, следовательно, к истин­ной пользе и славе нашего отечества. ...Ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намереваетесь, то весьма справедливо. Профессоров в полном университете меньше 12 быть не Может в факульте­тах Философском (6), Юридическом (3), Медицинском (3). В последнем должны быть доктора и профессора химии, анатомии и натуральной исто­рии для изучения минералов, трав и животных. А чтобы академики в по­требных вещах недостатка не имели, то надлежит библиотека и натураль­ных вещей камора (кабинет минералов). Без живописца и гравировального мастера обойтись невозможно будет, потому как издания, которые в науках чинится, будут, ежели их сохранять и публиковать, должны, рисованы и гра­дированы быть. При университете должна быть гимназия, без которой университет, как пашня без семян» (Ломоносов, июль 1754 года).

В одном из писем содержались советы по наилучшему порядку обу­чения и организации классов. Ломоносов предлагал все дисциплины раз­делить на три класса по наукам математическим и «которые от оных за­висят»; физическим; гуманитарным или «гуманиоре», включавшим в себя историю и право. На втором курсе предполагал ось преподавать по петер­бургскому подобию: физику, анатомию, химию и ботанику. Ученый ре­комендовал, кроме Профессоров, принять секретаря, «который все, что в академии предлагается, в Протокол вносит, в порядок приводит».

Вопросы тестирования


1.В каком году был создан первый университет в России?

1. 1755г.

2. 1812г.

3. 1764г.

 

2.В каком году был основан первый медицинский факультет в России?

1. 1755г.

2. 1812г.

3. 1764г.

 

3.Кто был основателем первого медицинского университета в России?

1. Ломоносов

2. Бидлоо

3. Забелин

 

4.Деканом первого мед. факультета был:

1. Керштенс

2. Ломоносов

3. Забелин

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 411.