1. проведение ритуалов
2. с гигиенической целью
3. с лечебной целью.
13. Источники представлений о строении человеческого тела:
1. практика ритуальных жертвоприношений
2. вивисекция
3. вскрытие трупов казненных преступников.
14. Как назывался бальзам, который использовали инки для бальзамирования трупов:
1. перу
2. вари
3. толу
15. По мнению историков часто причинами массовых заболеваний во время праздников были:
1. вынос мумий
2. скученность населения
3. низкий уровень гигиены и санитарии
Причина применения бальзамирования у народов Древней Америки
1. вера в реинкарнацию
2. связь языческой религии с верой в жизнь после смерти
3. вера в духов
17. Первый карантин при чуме в Московском государстве был установлен в:
1. Ржеве
2. Москве
3. Киеве
18. Аптекарский приказ создан в:
1. 1660 г.
2. 1620 г.
3. 1600 г.
19. Функции аптекарского приказа:
1. приглашение иностранных докторов
2. подготовка отечественных лекарей
3. организация помощи боярам, стрельцам
4. принятие мер при эпидемиях
20. Школа для подготовки русских лекарей при аптекарском приказе была открыта в:
1. 1654 г.
2. 1620 г.
3. 1600 г.
21. Аптека для царя и его окружения была учреждена в:
1. 1672 г.
2. 1581 г.
3. 1490 г.
22. Аптека для «всяких чинов» была учреждена в:
1. 1672 г.
2. 1581 г.
3. 1490 г.
23. «Ягодная повинность» - это:
1. налог на сбор дикоросов в лесах
2. сбор ягод и лекарственных трав для аптек
24. Во время эпидемии чумы на Руси при монастырях стали открываться:
1. кладбища
2. богадельни и больницы
3. часовни
25. Аптекарских приказ содержался за счет:
1. государственной казны
2. подаяний
3. средств монастырей
26. На Руси существовало два направления медицины:
1. схоластическая и народная
2. народная и монастырская
3. монастырская и схоластическая
27. Первое государственное учреждение здравоохранения на Руси:
1. Аптекарский приказ
2. Медицинские школы
3. Аптеки
28. В каком году совершено открытие, позволяющее ликвидировать оспу?
1. 1796 г.
2. 1769 г.
3. 1812 г.
29. Витализм – это:
1. прогрессивное направление медицины
2. одна из теорий о причинах возникновения болезни
3. наука о жизни
30. К изучению о локализации болезни сделал шаг:
1. Джованни Батист Морганьи
2. Ж. Корвизар
3. А. Галеру
31. В период французской революции закрывал университеты схоластического направления:
1. Ж. Корвизар
2. П.Ж. Кабанис
3. А. Галеру
32. Учение о тканях создал:
1. Д.Б. Морганьи
2. А. Галеру
3. Ксавье Биша
33. Метод перкуссии разработал и широко внедрил в клинику:
1. Л. Ауенбургер
2. Р. Лаеннек
3. Ф. Мажанди
34. Метод аускультации разработал:
1. Л. Ауенбургер
2. Р. Лаеннек
3. Ф. Мажанди
35. Основы гигиены труда заложил:
1. Г. Бургаве
2. Б. Рамаццини
3. Ф. Брусе
36. Автор книги «О происхождении видов»:
1. Ч. Дарвин
2. Шлейден
3. Жан Ламарк
37. Теория эволюции Чарльза Дарвина основана на трех принципах:
1. изменчивость, наследственность, выживание
2. изменчивость, наследственность, распространенность
3. наследственность, выживание, распространенность
38. Все болезни делил на стенические и астенические (в учении о возбуждении):
1. Дж. Броун
2. Ф. Месмер
3. С. Ганеман
ТЕМА 6: Медицина нового времени. Россия Х VIII век.
Цель обучения: ознакомиться с основами врачевания в России ХVIII век.
Место проведения занятия: учебная комната.
Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.
План занятия:
Этап занятия | Время (мин) |
Водное слово преподавателя | 10 |
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию | 30 |
Устное собеседование по теме занятия | 50 |
Перерыв | 20 |
Представление студентами подготовленных тематических докладов | 60 |
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя | 10 |
Изучение данного материала: реферативные сообщения студентов.
Контроль знаний:
· Тестирование тематическое
· Устное собеседование
Вопросы к занятию:
1. Характеристика эпохи. Реформы в организации медицинской помощи населению.
2. Борьба материалистических и идеалистических течений в медицине.
3. Основные достижения отечественной медицины VIII века (Н.М. Максимович-Амбодик, С.Г. Зыбелин, А.М. Шумлянский)
4. Развитие эпидемиологии. Основоположник – Д.С. Самойлович
5. М.В. Ломоносов и его влияние на развитее естествознания и медицины.
Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента, итоговая оценка знаний каждого студента.
Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.
Доклады к следующему занятию:
· Филомафитский А.М.
· Пирогов Н.И.
· Мудров М.Я.
· Сеченов С.Г.
Материал для подготовки к занятиям:
· Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.
· Лекционный материал
· Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).
Теоретическая основа:
1. Россия Х VIII век.
Реформы Петра 1 оказали значительное влияние на развитие российской медицины. Являясь сторонником научного подхода к любому делу, император поддерживал отношения со многими европейскими учеными. Среди его знакомых были Бурхааве, Ф. Рюйш, И. Ньютон, А. ван Левенгyк. Ввиду невысокой эффективности Лекарской школы в стране ощущалась острая нехватка профессиональных врачей русского происхождения. Пётр ставил престиж отечественной науки, в том числе и медицины, наравне с обороной' и промышленностью. Однако волей судьбы становление российской науки стало заслугой иностранцев.
Единственным в то время высшим учебным заведением являлась Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 году. Теологическая направленность этого заведения напоминала преподавание в ранних европейских университетах, но даже в таком виде академия имела огромное значение в подготовке специалистов для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ. В 1814 году московская епархия решила устранить академию от мирских дел, поэтому с новым, более духовным названием ее перевели в Троице-Сергиеву лавру. В начале царствования Петра выпускники Славяно-греко-латинской академии стали первыми слушателями госпитальной школы.
Второе государственное медицинское заведение было учреждено по царскому указу в 1707 году и приписывалось Военному госпиталю за Яузой.
Благодаря усилиям Н. Л. Бидлоо в школе преподавались дисциплины, прямо относящиеся к лечению. Изучив латынь и рисование, ученики знакомились с хирургией, десмургией (наложение повязок), фармацевтикой, аптекарским делом. Последнее традиционно изучалось на аптекарских огородах.
Внутренние болезни Бидлоо преподавал сам, читая лекции на латинском языке в палатах госпиталя. Имея большой опыт вскрытий, он передавал его воспитанниками, благо анатомирование трупов в петровской России не запрещалось. В качестве учебников профессор использовал свои рукописные труды: «Наставления для изучающих хирургию в анатомическом театре», «Зерцало анатомии», «Сокровище медико-практических лекций».
Дальнейшее открытие госпиталей сопровождалось созданием школ, подобных заведению за Яузой. Так, в 1715 Пётр 1 торжественно открыл Адмиралтейский морской генеральный госпиталь в Петербурге на Выборгской стороне. В 1729 году начал действовать подобный госпиталь в Кронштадте, в 1758 году открылись сухопутный госпиталь и школа в Барнауле.
Становление высшего образования в России связано с именем Павла Захаровича Кондоиди. Контроль над медицинским образованием входил в его должностные обязанности. Являясь президентом и архиятром (старшим врачом) Медицинской канцелярии, он ввел в программу врачебных школ физиологию, акушерство, основы гинекологии и педиатрии. Решением Кондоиди срок обучения удлинялся до 7 лет, а диплом выдавался после прохождения испытаний, порядок проведения которых также разрабатывал архиятр Медицинской канцелярии.
Главным событием в научной жизни России стало открытие Петербургской академии наук - основной и лучшей высшей школы страны. 28 января 1724 года император, «будучи в Зимнем доме, собственною своею рукою изволил подписать Проект 'учреждения академии». Детище императора разделялось на два учреждения: университет и собственно академия или социетет художеств и наук, как ее называл Пётр 1.
Официально университет определялся как «собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции, медицине и философии, младых людей обучают». В свою очередь, академия «есть собрание ученых и зело искусных людей, которые науки знают и новые знания совершить и умножить тщатся, а об обучении никакого попечения не имеют». В первоначальном варианте академию и университет представляли одни и те же лица, занимавшиеся и наукой, и преподаванием, без пересечения этих занятий.
Пост президента академии занял немец Л. Л. Блюментрост, большинство ее членов тоже были иноземцами. Первые заседания академии проходили в доме П. П. Шафирова на Петербургской стороне. Позже она была переведена в новое здание на Васильевском острове, выстроенном для библиотеки и Кунсткамеры. В разное время иностранными и действительными членами Петербургской академии наук являлись выдающиеся ученые: математики Леонард Эйлер и Пафнутий Чебышев, физики Макс Планк и Бенджамин Франклин, историки Василий Струве и Сергей Соловьёв, поэты Александр Остенек и Иоганн Гёте, философы Вольтер, Дидро, Кант, химик-органик Александр Буглеров, биолог Чарльз Дарвин. Медицину представляли Иван Павлов, Луи Пастер, Каспар Фридрих Вольф. Первым действительным членом академии, русским по национальности, стал Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 годы) и оставался единственным в этом качестве долгое время.
Преподавание в университете соответствовало его статусу государственного светского заведения. Обучение проходило по трем направлениям - гуманитарному, физическому и математическому. Медицина (анатомия) включалась в состав физических наук вместе с ботаникой, химией, теоретической и экспериментальной физикой. В распоряжение студентов и преподавателей предоставлялись библиотека, анатомический театр, ботанический сад и Кунсткамера, основанная императором.
Первые экспонаты Кунсткамеры (от нем. kunst - «искусство») были закуплены в Голландии, где Пётр 1 жил в 1698 году. Вначале коллекция заспиртованных птиц, рыб, насекомых, уродов и отдельных частей человеческого тела хранилась в Москве, располагаясь в залах Главной аптеки. В 1714 году собрание перевезли в Петербург и разместили в библиотеке старого Летнего дворца, назвав музей Кунсткамерой. После второй зарубежной поездки Петра 1 экспозиция пополнилась минералами, раковинами и редкими камнями из Данцига; новыми животными, рыбами и змеями в спирту из Амстердама. Кроме того, в Голландии император купил анатомический кабинет Рюйша, отдав за препарированные трупы более 30 тысяч голландских гульденов. В 1718 году вышел указ о доставке в музей умерших уродов, камней и археологических находок со всех концов России. Спустя 4 года Кунсткамеру и библиотеку перевели в отдельное новое здание, где они находились до того, как поступили в ведение Академии наук.
С.Г.Зыбелин - первый русский профессор медицинского факультета Московского университета. Его труд "Слово о причинах внутреннего союза частей между собой" (1768г.). Н.М.Максимович-Амбодик - автор первого русского оригинального учебника по акушерству "Искусство повивания или наука бабичем деле" (1768 г.), автор терминологических словарей (1792,1784); А.М.Шумлянский, его диссертация "О строении почек" (1782). Д.С.Самойлович - основоположник отечественной эпидемиологии.
2. Михаил Ломоносов.
Гениальность Михаила Ломоносова - русского ученого с мировым именем, поэта, историка, художника - сознавали его современники и не оспаривали потомки. «Все научные мемуары Ломоносова не только хороши, но даже превосходны» (Л. Эйлр). «Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта. Между Петром 1 и Екатериною 11 он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он сам был первым нашим университетом» (А. Пушкин). В деле научного и духовного возрождения отечества Ломоносов считался непосредственным продолжателем Петра 1. Его разносторонняя ученая деятельность являлась фактическим приложением преобразований царя, нов сфере науки и литературы. Сын неграмотного беломорского крестьянина начал учиться лишь в 19 лет, поступив в Славяно-греко-латинскую академию. Через 4 года Ломоносова зачислили в Академический университет Петербурга, затем отправили продолжать учебу в Германии. С 1742 года Михаил Васильевич - адъюнкт, а с 1745 года - действительный член Петербургской академии наук.
Едва заняв должность преподавателя, Ломоносов добился разрешения читать публичные лекции на русском языке. В 1746 году его заботой стал набор студентов из семинарий, увеличение собрания пере водных книг, практическое приложение естественных наук. Не прерывая занятий физикой, астрономией, химией, Ломоносов писал научные трактаты на латинском языке. Он принимал непосредственное участие в организации Московского университета, открывшегося в 1755 году.
Из переписки с графом И. И. Шуваловым, с которым Ломоносов долгое время сохранял дружеские отношения, видна работа ученого по составлению проекта высшего учебного заведения в Москве. «К великой моей радости я уверился, что объявленное словесно предприятие, подлинное действо произвести намерились к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе нашего отечества. ...Ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намереваетесь, то весьма справедливо. Профессоров в полном университете меньше 12 быть не Может в факультетах Философском (6), Юридическом (3), Медицинском (3). В последнем должны быть доктора и профессора химии, анатомии и натуральной истории для изучения минералов, трав и животных. А чтобы академики в потребных вещах недостатка не имели, то надлежит библиотека и натуральных вещей камора (кабинет минералов). Без живописца и гравировального мастера обойтись невозможно будет, потому как издания, которые в науках чинится, будут, ежели их сохранять и публиковать, должны, рисованы и градированы быть. При университете должна быть гимназия, без которой университет, как пашня без семян» (Ломоносов, июль 1754 года).
В одном из писем содержались советы по наилучшему порядку обучения и организации классов. Ломоносов предлагал все дисциплины разделить на три класса по наукам математическим и «которые от оных зависят»; физическим; гуманитарным или «гуманиоре», включавшим в себя историю и право. На втором курсе предполагал ось преподавать по петербургскому подобию: физику, анатомию, химию и ботанику. Ученый рекомендовал, кроме Профессоров, принять секретаря, «который все, что в академии предлагается, в Протокол вносит, в порядок приводит».
Вопросы тестирования
1.В каком году был создан первый университет в России?
1. 1755г.
2. 1812г.
3. 1764г.
2.В каком году был основан первый медицинский факультет в России?
1. 1755г.
2. 1812г.
3. 1764г.
3.Кто был основателем первого медицинского университета в России?
1. Ломоносов
2. Бидлоо
3. Забелин
4.Деканом первого мед. факультета был:
1. Керштенс
2. Ломоносов
3. Забелин
Дата: 2019-02-02, просмотров: 411.