1. Ашубурнитал
2. Имхотеп
3. Авиценна
Как называли заклинателей на Востоке?
1. шаман
2. шайтан
3. амину
29. В Древнем Египте пациента называли словом «херидес», которое в переводе означало:
1. «тот кто под ножом»
2. «тот кто болен»
3. «тот кто нуждается в лечении»
Что было высечено на базальтовом столбе в Месопотамии?
1. свод законов Хаммурапи
2. труд Ней-Цзин
3. папирус Эберса
О чем гласят законы Хаммурапи?
1. дозировки препаратов
2. классовый и имущественный подтекст
3. ритуал погребения
Из скольки статей состоит свод законов Хаммурапи?
1. 900
2. 300
3. 220
Самый детальный медицинский папирус?
1. папирус из Древнего Китая 2 тыс до н. э.
2. папирус Эберса
Из чего состоит папирус Эберса?
1. из герметических книг
2. из томов
3. из разделов
35. Родиной косметики считается:
1. Древний Египет
2. Древний Китай
3. Вавилон
36. В Древнем Египте причиной заболеваний считалось:
1. неправильное питание
2. влияние климата
3. действие таинственных сил
37. Первые клинописные таблички, начертанные врачами Шумера относятся к:
1. началу II тысячелетия
2. началу III тысячелетия
3. началу IV тысячелетия
38. Какие периоды развития пережила китайская медицина:
1. царский и династический
2. царский и придворный
3. династический и придворный
В каком тысячелетии возникла ассиро-вавилонская цивилизация в Месопотамии?
1. II тысячелетии
2. III тысячелетии
3. IV тысячелетии
40. В «Эпосе об Эре» о каком массовом заразном заболевании, от которого пострадали в конце II тысячелетия государства Двуречья, говорится:
1. холера
2. чума
3. чахотка
ТЕМА 3: Медицина в странах античного Средиземноморья Древняя Греция. Древний Рим.
Цель обучения: ознакомиться с основами врачевания в странах: Древняя Греция, Древний Рим.
Место проведения занятия: учебная комната.
Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.
План занятия:
Этап занятия | Время (мин) |
Водное слово преподавателя | 10 |
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию | 30 |
Устное собеседование по теме занятия | 50 |
Перерыв | 20 |
Представление студентами подготовленных тематических докладов | 60 |
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя | 10 |
Изучение данного материала: реферативные сообщения студентов.
Контроль знаний:
· Тестирование тематическое
· Устное собеседование
Вопросы к занятию:
1. Значение древнегреческой культуры для развития мировой цивилизации.
2. Древнегреческие врачи (Асклепий, Гиппократ, Диоген, Гераклит, Алкмеон).
3. Значение Гиппократа для развития мировой медицины.
4. Основание первых больниц в Древней Греции (лечебницы, атрейи).
5. Особенности развития медицины Древнего Рима: военная медицина, врачи легионеров, валетунардии.
6. Основные представители медицины Древнего Рима (Герофил, Эразистрат, Асклепиад).
7. Гален и его влияние на дальнейшее развитие медицины.
Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента, итоговая оценка знаний каждого студента.
Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.
Доклады к следующему занятию:
· Авиценна
· Развитие медицины в арабских халифатах
· Развитие медицины Древней Руси
· Джованни Батист Морганьи
· Амбруаз Паре
Материал для подготовки к занятиям:
· Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.
· Лекционный материал
· Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).
Теоретическая основа:
1. Древняя Греция.
Древняя Греция, или Эллада - Chellas, - общее название территорий древнегреческих государственных образований, занимавших южную часть Балканского полуострова, побережье Фракии, острова Эгейского моря, западную часть побережья Малой Азии.
Ядро древнегреческой цивилизаиии - Эгейская область (Эгейский бассейн) - представляет собой единое целое, хотя и расположена на двух материках и нескольких сотнях островов. Она может быть подразделена на 4 района: материковую Грецию (юг Балканского полуострова), острова Крит и прибрежную полосу Малой Азии.
Материковая Греция делится на 3 части: Северную, Среднюю и Южную (Пелопоннес).
Археологические находки свидетельствуют о заселении Греции человеком в период среднего палеолита (ок. 100-20 тыс. до н. э.). В период неолита (ок. сер. VП тыс.-ок. 2800) уже появились земледельческо-скотоводческие культуры, окончательно развился родовой строй. Уже в это время развиваются характерные для всей последующей греческой цивилизации полихромная керамика, прямоугольные помещения с узкой фасадной стороной и деревянными колоннами (мегафоны) - прообразы ордерных систем.
Бронзовый век в Эгейской области отмечен появлением (ок. XXVlII-ХП вв. до н. э.) классовых обществ. Период раннего бронзового века (ок.Х-ок. ХХI вв. до н. э.) - время бурного развития островов Эгейского моря (главным образом Киклад, Пароса, Мелоса и др.). Прогресс наблюдался в металлургии, гончарном ремесле, строительстве. К концу III тыс. до н. э. все побережье Эгейского моря было связано судоходством. Появились первые города: Агнос Козмас в Аттике, Полихни на о. Лемнос. На территории материковой Греции наблюдались характерные для ранней истории региона передвижения населения и локальные войны.
В период средней бронзы (ок. ХХ-ХVП вв. до н. э.) на лидирующие позиции в Эгейском мире постепенно выдвигается Крит. Возникшие здесь рабовладельческие государства (Кносс, Фест, АгияТрада, Тилиссос, Маллия) сумели подчинить ряд островов в Эгейском море, наладив отношения с государствами Передней Азии и Египтом.
Уже в ХVII в. до н. э. формируются рабовладельческие государства (Микены, Пилос, Амиклы, Тиринф, Аргос).
Период позднего бронзового Bекa характеризуется дальнейшим ростом критских государств. Усилилось критское морское владычество, росли города, возникали крупные дворцовые постройки (Кносс, Фест), однако уже около 1470 г. до н. э. тектоническая катастрофа на о. Фера вызвала землетрясение на Крите, последствиями которого стали губительные разрушения.
Позднеэлладский (микенский) период истории материковой Греции был эпохой прогресса в ремеслах, земледелии, культуре. Государства ахейцев вели обширную торговлю ремесленными изделиями (керамика) со всем Восточным Средиземноморьем: Малая Азия, Кипр, Финикия, Сирия, Египет.
Стремительный упадок микенской культуры начинается в конце XIII в. до н. э. Тотальный кризис и запустение охватили крупнейшие центры позднее элладской цивилизации (Микены, Тиринф, Пилос), что было связано с сокращением морской торговли и с постоянными междоусобными войнами.
На рубеже IX и VIII вв. до н. э. эллинский мир состоял из трех важнейших районов: Средней Греции, Пелопоннеса и малоазийского побережья. В Балканской Греции обозначились крупнейшие центры: Афины, Коринф, Мегара и др.
Медицина Древней Греции неразрывно связана с мифологией. Здоровый климат Средиземноморья, щедрая земля, жизнь в окружении сказочных пейзажей определили яркий темперамент коренного населения Эллады. Жизнелюбие народа отразилось в преданиях, где боги представали в образе людей с присущими им обычными человеческими страстями. Небожители испытывали радость и горе, восхищение и гнев, они любили, страдали, завидовали более красивым и удачливым соплеменникам. Религиозный культ греков сопровождался не страхом перед божествами, а простым созерцанием их бытия. От того прославление богов выражалось в шумных народных праздниках с вином, танцами, шутками, театральными представлениями и спортивными играми.
Культ бога-врачевателя Асклепия сложился примерно в VII веке до н. э. Около 300 храмов в его честь, так называемых асклепионов, было воздвигнуто в Трикке (Фессалия), Эпидавре (Пелопоннес) и на острове Кос. Прообразом легендарного медика, возможно, стал лекарь с тем же именем, практиковавший во времена Троянской войны. Совмещая статус правителя Фессалии и главы семейной медицинской школы, он снискал славу настолько громкую, что после смерти удостоился места в греческом пантеоне. Согласно преданию, Асклепий был сыном Аполлона и нимфы Корониды, погибшей от руки супруга. Когда тело Корониды горело на погребальном костре, Аполлон неожиданно вынул из ее чрева младенца, своеобразно совершив кесарево сечение.
Спасенного ребенка назвали Асклепием и отдали мудрому кентавру Хирону, обучившему воспитанника искусству врачевания. Когда повзрослевший бог овладел медициной настолько, что вознамерился воскрешать мертвых, разгневанный Аид убил его своим жезлом. Сыновья Асклепия - Подалирий и Махаон - упоминаются Гомером как прекрасные целители внутренних болезней. Его дочери, богиня здоровья Гигиея и покровительница лекарственного врачевания Панакея, также имели прямое отношение к медицине.
На геммах, монетах, в рельефах и статуях Асклепий предстает с посохом, обвитым змеями; сам он тоже считался змеем. Змея в Греции была священна, ей преклонялись и возлагали жертвенные дары на алтарь храма Эпидавра. Гигея изображалась на рисунках в виде юной красавицы, держащей в руке чашу, из которой поила змею. Впоследствии чаша дочери Асклепия стала эмблемой медиков во всех странах. В свою очередь змея олицетворяла мудрость, исцеляющие силы природы, страх перед могуществом естества: уже в древности люди знали губительное и лечебное действие яда. Другие обитатели Олимпа, прямо не касаясь медицины, также имели отношение к здоровью, жизни и смерти. Жестокая ревнивица Гера, сестра и жена Зевса, властвовала над супружеством и земным плодородием. Покровительница рожениц Артемида защищала детей и одобряла женское целомудрие. Гестия почиталась как хранительница домашнего очага, даровавшая супругам счастье, любовь и здоровье. Крылатый бог Гипнос символизировал сон; он властвовал не только над людьми, но и над богами. Бог торговли Гермес одновременно являлся проводником душ в царство мертвых. Его непременным атрибутом были дорожная Шляпа, крылатые сандалии и жезл, обвитый змеями. Прикосновением жезла Гермес вводил человека в забытье, поэтому также считался божеством сновидений.
В образе мифологического лекаря Асклепия соединились культ матери-земли и представления о передаче божественных функций героям детям богов, дерзновенно нарушавшим олимпийское спокойствие. В римской мифологии Асклепию соответствует Эскулап. Его святилище основано в начале III века до н. э. на одном из островов Тибра, в месте, где некогда была выпущена змея из Эпидавра. В Средние Века Асклепий считался покровителем докторов и аптекарей. Его изображения часто встречались в медицинских трактатах. Легендарного греческого врачевателя представляли сидящим в аптеке среди микстур и сосудов.
Асклепион (храм Асклепия) в Эпидавре принимал больных и немощных со всех концов Эллады. Помимо благословения, страдальцы получали здесь вполне реальную помощь: местные врачи слыли потомками мифического доктора и назывались его именем - Асклепия. Надежду на исцеление укреплял внешний вид святилища, расположенного в тенистой роще, где между деревьями журчали родники с кристально чистой водой. Легкий ветер доносил сюда свежий запах моря; сказочная обстановка являлась частью величественной и строгой архитектуры белоснежного здания. В центре постройки стояла огромная мраморная статуя Асклепия. На территории храмового комплекса располагались баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный в 450 году до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов; памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачей; и стелы, на которых высекались тексты о наиболее удачных случаях исцеления. Внутри храма имелась крытая галерея абатон, предназначенная для отдыха путников. Войти в это помещение дозволялось людям, чистым телом и душой, что легко достигалось с помощью жрецов. Служители храма требовательно относились к чистоте святилища и его посетителей. Вначале они предлагали паломнику помыться, а затем подолгу беседовали с каждым, расспрашивая о намерениях, укрепляя надежду на выздоровление, веру в могущество и доброту бога, даровавшего здоровье. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: правила запрещали проникновение в священные стены всего нечистого, то есть связанного с рождением или смертью. Потому жрецы не допускали кончины человека в стенах храма.
После вечерней службы больные ложились спать; под действием пьянящих окуриваний и гипноза люди погружались в «священный сон». Истолкование видений составляло существенную часть лечения и храмовой медицины в целом. Долгое время «священные сны» оставались популярным средством врачевания не только в Греции, но и в государствах Востока. В надежде получить совет бога Сераписа у алтаря спали безнадежно больной Александр Македонский и его здоровые военачальники.
Наряду с магическими методами жрецы использовали рациональные приемы врачевания - такие, как водолечение, холодные омовения, различные виды массажа, гимнастику. По остроумному замечанию известного медика, храмы имели «лечебно-санаторный характер». О применении лекарственных препаратов в хрониках не упоминается, хотя в сложных ситуациях жрецы искали поддержки светских врачей, В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела.
Эпоха эллинизма считается временем осмысления и систематизации знаний, накопленных ранее. Наряду с ожесточенными теоретическими спорами о сущности бытия, в медицине совершались полезные практические открытия. Прежде всего, быстрыми темпами развивалась хирургия: на основе прошлого опыта сложилась самостоятельная область медицины - анатомия. Новая хирургия органично соединила в себе греческое искусство оперативного лечения, богатые традиции египтян и новейшие тенденции александрийской медицинской школы. Важнейшими достижениями в этой области стали перевязка сосудов, настойка корня мандрагоры в качестве анестезии, изобретение катетера, операции на почках, печени и селезенке, полостные операции.
В тот период греческая наука неожиданно сосредоточилась на Востоке. Рожденные эллинами медики работали в Пергаме, Тире, Антиохии, Селевкии, но центр определился в Египетской Александрии. В резиденции Птолемеев собирались ученые, поэты, философы со всех концов Эллады, получая прекрасные условия для жизни и работы. Согласно хроникам, в Александрии того времени около четверти жителей составляли греки. Уважая права некоренного населения, Птолемеи провозгласили греческий официальным языком своего государства, оставшегося в истории под названием «эллинистический Египет». Триумф греческой культуры завершился с началом завоевательной политики Рима. В качестве провинции Великой Римской империи Эллада потеряла былое значение, но культура пережила государство, составив часть мировой науки.
Клятва Гиппократа
Культура Эллады достигла столь высокого уровня благодаря деятельности выдающихся личностей, представлявших почти все области человеческого знания. В политике огромную роль сыграл Перикл, в истории - Геродот и Фукидид, в философии - Сократ, Платон, Левкипп, Демокрит, Эмпедокл, Анаксагор. Эсхил, Софокл, Эврипид и Аристофан «возвели на трон» литературу, Поликлет и Фидий - ваяние и архитектуру. Самым выдающимся медиком древности стал Гиппократ.
Имя врача и педагога Гиппократа (460-356 годы до н. э.) В сознании многих людей связывается со знаменитой клятвой, символизирующей врачебную этику. Высказывая отрицательные суждения о храмовом врачевании, автор в очередной раз призвал ученых разделять специалистов и шарлатанов. Позволяя судить о практической деятельности ранних медицинских школ Греции, клятва Гиппократа отличается стремлением утвердить высокие моральные нормы профессии.
«Клянусь... я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла... Чисто и непорочно я буду проводить свою жизнь, И свое искусство я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении - а так же и без лечения я ни увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу, считая подобное тайной, Мне,.. да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
При всей справедливости некоторые места клятвы вызывали сомнения, например фраза об отказе от сечения, столь популярного у египтян.
«Клятва» составляет обязательный Ритуал выпускников медицинского вуза.
Человек, прозванный отцом медицины, стал автором огромной идеологии, включающей в себя 12 больших медицинских трактата. Еще до начала нашей эпохи книги «Гиппократова сборника», самого знаменитого произведения косского врача, были переведены на латинский и арабский языки. Его учение оказало влияние не только на древнегреческую, но и на современную медицинскую практику.
Самая ранняя из сохранившихся биографий принадлежит Сорану Эфесекому, осветившему профессиональный путь Гиппократа лишь пять столетий спустя после его смерти. Знаменитый греческий врач принадлежал к главному роду Асклепионов с острова Кос, где родился и получил начальное медицинское образование. Его отец Гераклит, также как многие мужчины семейства, успешно занимался врачеванием, постепенно приобщив сына к своему искусству. Беспокойная натура потомка Асклепия не позволяла ему подолгу задерживаться на одном месте. В молодости он много путешествовал, изучая медицину разных Государств. Античные историки вскользь упоминали о поджоге, обвинение в котором якобы заставило Гиппократа покинуть Кос.
Скудные сведения из древних Сочинений почти не дают представления о жизни великого целителя. Маршрут его странствий можно вообразить по названиям городов в трактатах, по рассказам местных врачей, по таблицам Обетов, некогда висевшим на стенах асклепионов. В большинстве описаний, оставленных самим Гиппократом, упоминаются Фасос - небольшой остров в Эгейском море, а также ближайший к нему материковый Город.
Герофил.
Анатом и хирург Герофил Халкидонский (335-280 годы до н. э.) родил в эллинской Вифинии (историческая область на территории современной Турции), но большую часть жизни провел в Александрии. Будучи внуком Аристотеля, учеником философа Хрисиппа и знаменитого доктора Праксагора, он оставил потомкам большое наследие, включавшее в себя труды по всем разделам медицины, в том числе по офтальмологии, кардиологии и акушерству.
Герофил первым отважился проводить систематические вскрытия трупов человека в целях изучения анатомии. В сочинении «Анатомия» им описаны строение желудочно-кишечного тракта, морфология оболочек головного мозга, основные черты строения различных частей сердечно-сосудистой системы. Проводя вскрытия, Герофил открыл синусный сток, где сходятся все каналы (синусы) затылочной части головы. Его заслугой признается описание грудного протока, хотя без упоминаний назначения этого органа. Ученый также оставил самые точные для своего времени описания мужских и женских половых органов.
В труде «О глазах» Герофил рассказал о стекловидном теле, оболочках глаза и сетчатке. Однако наиболее известен трактат «О пульсе», где определена частота пульса взрослого человека, указано диагностическое значение этого параметра. Наблюдая за пульсом во время сокращения и расслабления сердца, Герофил делал медицинские заключения, определяя ритм пульсации крови в артериях, сравнивал разные виды пульса с музыкальными ритмами. Именно он описал легочную артерию и присвоил названия легочным венам, сохранившиеся до наших дней. О месте и времени смерти Герофила ничего не известно, а его величайшие открытия были забыты на долгие века.
Имя Герофила часто упоминают вместе с именем его преемника Эрасистрата из Иулиса (300-240 годы до н. э.), практиковавшего анатомические исследования путем вивисекции - вскрытия тел живых людей. Ученик известных медиков Хрисиппа и Метрадора, он родился на острове Кеос, был врачом царя Селевка Никатора, а затем жил и работал в Александрии. В то время Птолемеи отменили запрет на изучение анатомии путем вскрытия человеческого тела. Наряду с изучением трупов, разрешалось производить живосечения на преступниках, приговоренных к смертной казни. Предоставленным для вивисекции людям вначале вскрывали брюшную полость, затем разрезали диафрагму, после чего человек умирал. Дальнейшее анатомирование производилось уже на мертвом теле. В 273 году Александрийский мусейон был ликвидирован по приказу римского императора Аврелиана, но медицинская школа эллинского Египта сохраняла лидирующие позиции вплоть до византийской эпохи.
2. Древний Рим
Складывание древнеримской цивилизации представляло собой непрерывный процесс на протяжении 1000 лет. В начале своей истории - небольшая городская община, затем крупное государство Западного Средиземноморья, на рубеже 1 тысячелетия до н. э. Рим превратился в могущественную империю, охватившую весь Средиземноморский бассейн. Существует насколько возможных вариантов отношения к Риму как к цивилизации:
- Рим - особая Цивилизация с собственной системой ценностей, материальной и духовной культур
- Рим - это повторение развития греческого полиса в гипертрофичных масштабах;
- Рим - жесткая, исключительно военно-политическая структура, связавшая воедино огромную территорию Древнего мира;
- Рим - последняя, кризисная стадия античности.
Несмотря на то, что чаще встречается отношение к римской цивилизации как к военной машине, ее значение для стран Северной Африки, Западной Азии и всей Европы сложно переоценить. Древнеримская цивилизация, базировавшаяся на культуре римской городской общины с традиционными полисными ценностями, прошла сложный путь развития, постепенно изменяя свой характер под воздействием этрусской, греческой, эллинистической культур. Римская цивилизация оказала существенное влияние на мировую культуру.
Систему ценностей древних римлян определяли: характерный для всех полисов патриотизм, преобразованный впоследствии в идею Рима как высшей ценности для каждого гражданина; железная дисциплина, умеренность и иные гражданские достоинства. В отличие от греков римляне сумели перенести их с ограниченной территории полиса на всю римскую державу, хотя из-за этого вся территория Римской республики была вовлечена в гражданские войны, приведшие к установлению «тирании». В отличие от Древней Греции достойными римского гражданина признавались лишь война, политика и законотворчество.
Источниками информации о медицине Древнего Рима являются законодательства, сочинения философа Тита Лукреция Кара («о природе вещей»), медика Авла Корнелия Цельса («О назначении частей человеческого тела»). Кроме того, в отрывках сохранились эпиграммы, Представляющие деятельность римских врачей того времени. Большая часть письменных памятников времен царства утрачена, однако, раскопки древ
них городов позволили сделать вывод о высокой культуре народов, населявших Апеннинский полуостров в древности. Знаменитые акведуки, термы и клоаки, сохранившиеся во владениях Римской империи на территории Европы, Азии и Африки, представляли собой вершину инженерного искусства. Наряду с гидротехническими сооружениями и предметами, представлявшими ремесла, археологи обнаружили наборы врачебных инструментов. Около 150 хирургических принадлежностей найдены в Бадане, Помпеях и Бингене. На раскопках Херсонеса обнаружена надгробная плита с именем врача, служившего у римского полководца.
Историческое развитие государства и формирование медицинских знаний в Древнем Риме прошло три стадии:
- царство (УIII-УI века до н. э.);
- республика (510-31 годы до н. э.);
- империя (до 476 года н. э.).
Писатель Марк Теренций Варрон определил датой основания Рима 753 год до н. э. Однако формирование государственности началось гораздо позже, с приходом к власти Этрусской династии Тарквиниев.
Медицина царского периода представлена деятельностью гаруспиков (от этрусск. harus - «кишки»). Так называли жрецов, совмещавших траволечение с магическими методами. Странное именование этрусских целителей произошло от рода их занятий. Они гадали по внутренностям, чаще всего по печени, жертвенных животных, таким образом, объясняя мироздание и делая прогнозы на будущее. Гаруспики пользовались уважением в обществе, лечили правителей, давали советы сенаторам. До III Века до н. э. на Апеннинах не было профессиональных Медиков, поэтому терапия ограничивалась молитвами и снадобьями, приготовленными из природных компонентов. Излюбленным средством этрусских знахарей являлась капуста, которую полководец М. Порций Катон считал «...первой из всех овощей. Ешь ее вареной и сырой, она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего».
При полном незнании физиологии этруски имели отдельные достижения в стоматологии. В развалинах древней столицы были обнаружены зубные протезы, выполненные в виде золотого моста с искусственными зубами из кости теленка.
Начало республиканского этапа (от лат. res publica - «народное дело») в Истории Рима Отмечено Конкретной датой. В 51 году до н. э. восставшие горожане свергли Тарквиния Гордого и утвердили демократическое правление. Ранний республиканский период характеризуется становлением врачебного дела на государственном уровне. Народные власти разработали санитарное законодательство, распорядились начать строительство водопровода и канализации. Римляне немало преуспели в развитии теоретической части медицинской науки, выработав материалистические основы естествознания.
Древние законоположения удивляют современников краткостью и простотой изложения. Начертанные на медных плитках, они были вывешены на колоннах перед зданием сената. Помимо социальных, политических и военных вопросов, свод содержал параграфы, посвященные медицине, прежде всего санитарному состоянию Рима.
Наблюдение за исполнением законов входило в обязанности эдилов,
как ранее называли чиновников, следивших за постройкой зданий, состоянием санитарно-технических сооружений. Эдилы штрафовали нечистоплотных домовладельцев, наблюдали за порядком на рынках, раздавали хлеб плебеям, организовывали культурный досуг горожан, охраняли общественную казну.
Римская империя прославилась высоким уровнем военной медицины. Беспрерывные завоевательные войны требовали постоянной армии, а войска, в свою очередь, нуждались в профессиональных полевых врачах. Согласно указу сената, в каждом легионе на 1000 солдат имелось 4 хирурга; без медика не мог выйти из гавани ни один корабль. Полковой Медик снабжал воинов обязательным перевязочным материалом, учил пользоваться бинтами во благо себе и раненым товарищам. Постепенно в войске сформировались санитарные команды, состоящие из 8-10 человек.
С падением Западной Римской империи в 476 году закончилась история Древнего Рима. Культура Средневековья основывалась на достижениях Греции и Рима. Бесценные знания предшественников легли в основу динамичного развития не только европейской, но и всей мировой науки.
Вопросы для тестового контроля
1. По данным археологических раскопок заселение человеком Греции произошло:
1. в период среднего палеолита
2. в период раннего неолита
3. в период позднего неолита.
2. Бог – врачеватель в Древней Греции:
1. Эпидавр
2. Асклепий
3. Аполлон
3. Лечением больных в Древней Греции занимались:
1. лекари
2. жрецы
3. маги
4. Годы жизни Гиппократа:
1. 460-356 годы до н.э.
2. 356-460 годы до н. э.
3. 356-560 годы до н.э.
5. Самая ранняя из сохранившихся биографий Гиппократа освещена:
1. Гомером
2. Софоклом
3. Сораном Эфесским
6. Место рождения Гиппократа:
1. остров Кос
2. остров Фасос
3. остров Крит
Дата: 2019-02-02, просмотров: 292.