Кто является основателем первой библиотеки?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Ашубурнитал

2. Имхотеп

3. Авиценна

 

Как называли заклинателей на Востоке?

1. шаман

2. шайтан

3. амину

 

29. В Древнем Египте пациента называли словом «херидес», которое в переводе означало:

1. «тот кто под ножом»

2. «тот кто болен»

3. «тот кто нуждается в лечении»

 

Что было высечено на базальтовом столбе в Месопотамии?

1. свод законов Хаммурапи

2. труд Ней-Цзин

3. папирус Эберса

 

О чем гласят законы Хаммурапи?

1. дозировки препаратов

2. классовый и имущественный подтекст

3. ритуал погребения

 

Из скольки статей состоит свод законов Хаммурапи?

1. 900

2. 300

3. 220

 

Самый детальный медицинский папирус?

1. папирус из Древнего Китая 2 тыс до н. э.

2. папирус Эберса

 

Из чего состоит папирус Эберса?

1. из герметических книг

2. из томов

3. из разделов

 

35. Родиной косметики считается:

1. Древний Египет

2. Древний Китай

3. Вавилон

 

36. В Древнем Египте причиной заболеваний считалось:

1. неправильное питание

2. влияние климата

3. действие таинственных сил

 

37. Первые клинописные таблички, начертанные врачами Шумера относятся к:

1. началу II тысячелетия

2. началу III тысячелетия

3. началу IV тысячелетия

 

38. Какие периоды развития пережила китайская медицина:

1. царский и династический

2. царский и придворный

3. династический и придворный

 

В каком тысячелетии возникла ассиро-вавилонская цивилизация в Месопотамии?

1. II тысячелетии

2. III тысячелетии

3. IV тысячелетии

 

40. В «Эпосе об Эре» о каком массовом заразном заболевании, от которого пострадали в конце II тысячелетия государства Двуречья, говорится:

1. холера

2. чума

3. чахотка

 

 



ТЕМА 3: Медицина в странах античного Средиземноморья Древняя Греция. Древний Рим.

Цель обучения: ознакомиться с основами врачевания в странах: Древняя Греция, Древний Рим. 

Место проведения занятия: учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.

План занятия:

Этап занятия Время (мин)
Водное слово преподавателя 10
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию 30
Устное собеседование по теме занятия 50
Перерыв 20
Представление студентами подготовленных тематических докладов 60
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя 10

Изучение данного материала: реферативные сообщения студентов.

Контроль знаний:

· Тестирование тематическое

· Устное собеседование

Вопросы к занятию:

1. Значение древнегреческой культуры для развития мировой цивилизации.

2. Древнегреческие врачи (Асклепий, Гиппократ, Диоген, Гераклит, Алкмеон).

3. Значение Гиппократа для развития мировой медицины.

4. Основание первых больниц в Древней Греции (лечебницы, атрейи).

5. Особенности развития медицины Древнего Рима: военная медицина, врачи легионеров, валетунардии.

6. Основные представители медицины Древнего Рима (Герофил, Эразистрат, Асклепиад).

7. Гален и его влияние на дальнейшее развитие медицины.

 

Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента, итоговая оценка знаний каждого студента.

Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.

Доклады к следующему занятию:

 

· Авиценна

· Развитие медицины в арабских халифатах

· Развитие медицины Древней Руси

· Джованни Батист Морганьи

· Амбруаз Паре

 

Материал для подготовки к занятиям:

· Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.

· Лекционный материал

· Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).

 

Теоретическая основа:

 

1. Древняя Греция.

Древняя Греция, или Эллада - Chellas, - общее название террито­рий древнегреческих государственных образований, занимавших южную часть Балканского полуострова, побережье Фракии, острова Эгейского моря, западную часть побережья Малой Азии.

Ядро древнегреческой цивилизаиии - Эгейская область (Эгей­ский бассейн) - представляет собой единое целое, хотя и располо­жена на двух материках и нескольких сотнях островов. Она может быть подразделена на 4 района: материковую Грецию (юг Балкан­ского полуострова), острова Крит и прибрежную полосу Малой Азии.

Материковая Греция делится на 3 части: Северную, Среднюю и Южную (Пелопоннес).

Археологические находки свидетельствуют о заселении Греции человеком в период среднего палеолита (ок. 100-20 тыс. до н. э.). В период неолита (ок. сер. VП тыс.-ок. 2800) уже появились земле­дельческо-скотоводческие культуры, окончательно развился родовой строй. Уже в это время развиваются характерные для всей после­дующей греческой цивилизации полихромная керамика, прямоугольные помещения с узкой фасадной стороной и деревянными ко­лоннами (мегафоны) - прообразы ордерных систем.

Бронзовый век в Эгейской области отмечен появлением (ок. XXVlII-ХП вв. до н. э.) классовых обществ. Период раннего бронзо­вого века (ок.Х-ок. ХХI вв. до н. э.) - время бурного развития ост­ровов Эгейского моря (главным образом Киклад, Пароса, Мелоса и др.). Прогресс наблюдался в металлургии, гончарном ремесле, строительстве. К концу III тыс. до н. э. все побережье Эгейского мо­ря было связано судоходством. Появились первые города: Агнос ­Козмас в Аттике, Полихни на о. Лемнос. На территории материковой Греции наблюдались характерные для ранней истории региона пере­движения населения и локальные войны.

В период средней бронзы (ок. ХХ-ХVП вв. до н. э.) на лидирую­щие позиции в Эгейском мире постепенно выдвигается Крит. Воз­никшие здесь рабовладельческие государства (Кносс, Фест, Агия­Трада, Тилиссос, Маллия) сумели подчинить ряд островов в Эгей­ском море, наладив отношения с государствами Передней Азии и Египтом.

Уже в ХVII в. до н. э. формируются рабовладельческие государ­ства (Микены, Пилос, Амиклы, Тиринф, Аргос).

Период позднего бронзового Bекa характеризуется дальнейшим ростом критских государств. Усили­лось критское морское владычество, росли города, возникали круп­ные дворцовые постройки (Кносс, Фест), однако уже около 1470 г. до н. э. тектоническая катастрофа на о. Фера вызвала землетрясение на Крите, последствиями которого стали губительные разрушения.

Позднеэлладский (микенский) период истории материковой Гре­ции был эпохой прогресса в ремеслах, земледелии, культуре. Госу­дарства ахейцев вели обширную торговлю ремесленными изделиями (керамика) со всем Восточным Средиземноморьем: Малая Азия, Кипр, Финикия, Сирия, Египет.

Стремительный упадок микенской культуры начинается в конце XIII в. до н. э. Тотальный кризис и запустение охватили крупнейшие центры позднее элладской цивилизации (Микены, Тиринф, Пилос), что было связано с сокращением морской торговли и с постоянными междоусобными войнами.

На рубеже IX и VIII вв. до н. э. эллинский мир состоял из трех важнейших районов: Средней Греции, Пелопоннеса и малоазийского побережья. В Балканской Греции обозначились крупнейшие центры: Афины, Коринф, Мегара и др.

Медицина Древней Греции неразрывно связана с мифологией. Здоро­вый климат Средиземноморья, щедрая земля, жизнь в окружении ска­зочных пейзажей определили яркий темперамент коренного населения Эллады. Жизнелюбие народа отразилось в преданиях, где боги предста­вали в образе людей с присущими им обычными человеческими страстя­ми. Небожители испытывали радость и горе, восхищение и гнев, они любили, страдали, завидовали более красивым и удачливым соплеменни­кам. Религиозный культ греков сопровождался не страхом перед боже­ствами, а простым созерцанием их бытия. От того прославление богов выражалось в шумных народных праздниках с вином, танцами, шутками, театральными представлениями и спортивными играми.

Культ бога-врачевателя Асклепия сложился примерно в VII веке до н. э. Около 300 храмов в его честь, так называемых асклепионов, было воздвигнуто в Трикке (Фессалия), Эпидавре (Пелопоннес) и на острове Кос. Прообразом легендарного медика, возможно, стал лекарь с тем же именем, практиковавший во времена Троянской войны. Совмещая статус правителя Фессалии и главы семейной медицинской школы, он снискал славу настолько громкую, что после смерти удостоился места в греческом пантеоне. Согласно преданию, Асклепий был сыном Аполлона и нимфы Корониды, погибшей от руки супруга. Когда тело Корониды горело на погре­бальном костре, Аполлон неожиданно вынул из ее чрева младенца, своеоб­разно совершив кесарево сечение.

Спасенного ребенка назвали Аскле­пием и отдали мудрому кентавру Хиро­ну, обучившему воспитанника искус­ству врачевания. Когда повзрослевший бог овладел медициной настолько, что вознамерился воскрешать мертвых, разгневанный Аид убил его своим жезлом. Сыновья Асклепия - Подалирий и Махаон - упоминаются Гомером как прекрасные целители внутренних бо­лезней. Его дочери, богиня здоровья Гигиея и покровительница лекарствен­ного врачевания Панакея, также имели прямое отношение к медицине.

На геммах, монетах, в рельефах и статуях Асклепий предстает с посо­хом, обвитым змеями; сам он тоже считался змеем. Змея в Греции была священна, ей преклонялись и возлагали жертвенные дары на алтарь храма Эпидавра. Гигея изображалась на рисунках в виде юной красавицы, держа­щей в руке чашу, из которой поила змею. Впоследствии чаша дочери Аскле­пия стала эмблемой медиков во всех странах. В свою очередь змея олице­творяла мудрость, исцеляющие силы природы, страх перед могуществом естества: уже в древности люди знали губительное и лечебное действие яда. Другие обитатели Олимпа, прямо не касаясь медицины, также имели отношение к здоровью, жизни и смерти. Жестокая ревнивица Гера, сестра и жена Зевса, властвовала над супружеством и земным плодородием. По­кровительница рожениц Артемида защищала детей и одобряла женское целомудрие. Гестия почиталась как хранительница домашнего очага, да­ровавшая супругам счастье, любовь и здоровье. Крылатый бог Гипнос символизировал сон; он властвовал не только над людьми, но и над бо­гами. Бог торговли Гермес одновременно являлся проводником душ в цар­ство мертвых. Его непременным атрибутом были дорожная Шляпа, крылатые сандалии и жезл, обвитый змеями. Прикосновением жезла Гермес вводил человека в забытье, поэтому также считался божеством сновидений.

В образе мифологического лекаря Асклепия соединились культ мате­ри-земли и представления о передаче божественных функций героям детям богов, дерзновенно нарушавшим олимпийское спокойствие. В рим­ской мифологии Асклепию соответствует Эскулап. Его святилище осно­вано в начале III века до н. э. на одном из островов Тибра, в месте, где некогда была выпущена змея из Эпидавра. В Средние Века Асклепий считался покровителем докторов и аптекарей. Его изображения часто встречались в медицинских трактатах. Легендарного греческого врачевателя представляли сидящим в аптеке среди микстур и сосудов.

Асклепион (храм Асклепия) в Эпидавре принимал больных и немощ­ных со всех концов Эллады. Помимо благословения, страдальцы получа­ли здесь вполне реальную помощь: местные врачи слыли потомками ми­фического доктора и назывались его именем - Асклепия. Надежду на исцеление укреплял внешний вид святилища, расположенного в тенистой роще, где между деревьями журчали родники с кристально чистой водой. Легкий ветер доносил сюда свежий запах моря; сказочная обстановка являлась частью величественной и строгой архитектуры белоснежного здания. В центре постройки стояла огромная мраморная статуя Аскле­пия. На территории храмового комплекса располагались баня, библиоте­ка, стадион и даже театр, построенный в 450 году до н. э. Повсюду воз­вышались многочисленные статуи, изображавшие богов; памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачей; и стелы, на которых высекались тексты о наиболее удачных случаях исцеления. Внутри храма имелась крытая галерея абатон, предназначенная для отдыха путников. Войти в это помещение дозволялось людям, чистым те­лом и душой, что легко достигалось с помощью жрецов. Служители хра­ма требовательно относились к чистоте святилища и его посетителей. Вначале они предлагали паломнику помыться, а затем подолгу беседо­вали с каждым, расспрашивая о намерениях, укрепляя надежду на выз­доровление, веру в могущество и доброту бога, даровавшего здоровье. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: правила запрещали проникновение в священные стены всего не­чистого, то есть связанного с рождением или смертью. Потому жрецы не допускали кончины человека в стенах храма.

После вечерней службы больные ложились спать; под действием пьянящих окуриваний и гипноза люди погружались в «священный сон». Истолкование видений составляло существенную часть лечения и хра­мовой медицины в целом. Долгое время «священные сны» оставались популярным средством врачевания не только в Греции, но и в государ­ствах Востока. В надежде получить совет бога Сераписа у алтаря спа­ли безнадежно больной Александр Македонский и его здоровые воена­чальники.

Наряду с магическими методами жрецы использовали рациональные приемы врачевания - такие, как водолечение, холодные омовения, раз­личные виды массажа, гимнастику. По остроумному замечанию известно­го медика, храмы имели «лечебно-санаторный характер». О применении лекарственных препаратов в хрониках не упоминается, хотя в сложных ситуациях жрецы искали поддержки светских врачей, В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела.

Эпоха эллинизма считается временем осмысления и систематизации знаний, накопленных ранее. Наряду с ожесточенными теоретическими спорами о сущности бытия, в медицине совершались полезные практи­ческие открытия. Прежде всего, быстрыми темпами развивалась хирургия: на основе прошлого опыта сложилась самостоятельная область медици­ны - анатомия. Новая хирургия органично соединила в себе греческое искусство оперативного лечения, богатые традиции египтян и новейшие тенденции александрийской медицинской школы. Важнейшими достиже­ниями в этой области стали перевязка сосудов, настойка корня мандра­горы в качестве анестезии, изобретение катетера, операции на почках, печени и селезенке, полостные операции.

В тот период греческая наука неожиданно сосредоточилась на Восто­ке. Рожденные эллинами медики работали в Пергаме, Тире, Антиохии, Селевкии, но центр определился в Египетской Александрии. В резиденции Птолемеев собирались ученые, поэты, философы со всех концов Эллады, получая прекрасные условия для жизни и работы. Согласно хроникам, в Александрии того времени около четверти жителей составляли греки. Уважая права некоренного населения, Птолемеи провозгласили греческий официальным языком своего государства, оставшегося в истории под на­званием «эллинистический Египет». Триумф греческой культуры завер­шился с началом завоевательной политики Рима. В качестве провинции Великой Римской империи Эллада потеряла былое значение, но культура пережила государство, составив часть мировой науки.

Клятва Гиппократа

Культура Эллады достигла столь высокого уровня благодаря деятель­ности выдающихся личностей, представлявших почти все области чело­веческого знания. В политике огромную роль сыграл Перикл, в исто­рии - Геродот и Фукидид, в философии - Сократ, Платон, Левкипп, Демокрит, Эмпедокл, Анаксагор. Эсхил, Софокл, Эврипид и Аристофан «возвели на трон» литературу, Поликлет и Фидий - ваяние и архитек­туру. Самым выдающимся медиком древности стал Гиппократ.

Имя врача и педагога Гиппократа (460-356 годы до н. э.) В сознании многих людей связывается со знаменитой клятвой, символизирующей врачебную этику. Высказывая отрицательные суждения о храмовом вра­чевании, автор в очередной раз при­звал ученых разделять специалистов и шарлатанов. Позволяя судить о практической деятельности ранних медицинских школ Греции, клятва Гиппократа отличается стремлением утвердить высокие моральные нор­мы профессии.

«Клянусь... я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и разумением, воз­держиваясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертель­ного средства и не покажу пути для подобного замысла... Чисто и непо­рочно я буду проводить свою жизнь, И свое искусство я ни в коем слу­чае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоста­вив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, не­праведного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и муж­чинами, свободными и рабами. Что бы при лечении - а так же и без ле­чения я ни увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу, считая подобное тайной, Мне,.. да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на веч­ные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

При всей справедливости некоторые места клятвы вызывали сомне­ния, например фраза об отказе от сечения, столь популярного у египтян.

«Клятва» составляет обязательный Ритуал выпускников медицинского вуза.

Человек, прозванный отцом медицины, стал автором огромной идеологии, включающей в себя 12 больших медицинских трактата. Еще до на­чала нашей эпохи книги «Гиппократова сборника», самого знаменитого произведения косского врача, были переведены на латинский и арабский языки. Его учение оказало влияние не только на древнегреческую, но и на современную медицинскую практику.

Самая ранняя из сохранившихся биографий принадлежит Сорану Эфесекому, осветившему профессиональный путь Гиппократа лишь пять столетий спустя после его смерти. Знаменитый греческий врач принадле­жал к главному роду Асклепионов с острова Кос, где родился и получил начальное медицинское образование. Его отец Гераклит, также как мно­гие мужчины семейства, успешно занимался врачеванием, постепенно приобщив сына к своему искусству. Беспокойная натура потомка Аскле­пия не позволяла ему подолгу задерживаться на одном месте. В молодости он много путешествовал, изучая медицину разных Государств. Антич­ные историки вскользь упоминали о поджоге, обвинение в котором якобы заставило Гиппократа покинуть Кос.

Скудные сведения из древних Сочинений почти не дают представления о жизни великого целителя. Маршрут его странствий можно вообразить по названиям городов в трактатах, по рассказам местных врачей, по таблицам Обетов, некогда висевшим на стенах асклепионов. В большинстве описаний, оставленных самим Гиппократом, упоминаются Фасос - небольшой остров в Эгейском море, а также ближайший к нему материковый Город.

Герофил.

Анатом и хирург Герофил Халкидонский (335-280 годы до н. э.) родил в эллинс­кой Вифинии (историческая область на тер­ритории современной Турции), но большую часть жизни провел в Александрии. Будучи внуком Аристотеля, учеником философа Хри­сиппа и знаменитого доктора Праксагора, он оставил потомкам большое наследие, включавшее в себя труды по всем разделам медицины, в том чис­ле по офтальмологии, кардиологии и акушерству.

Герофил первым отважился проводить систематические вскрытия трупов человека в целях изучения анатомии. В сочинении «Анатомия» им описаны строение желудочно-кишечного тракта, морфология оболочек головного мозга, основные черты строения различных частей сердечно-сосудистой системы. Проводя вскрытия, Герофил открыл синусный сток, где сходят­ся все каналы (синусы) затылочной части головы. Его заслугой призна­ется описание грудного протока, хотя без упоминаний назначения этого органа. Ученый также оставил самые точные для своего времени описа­ния мужских и женских половых органов.

В труде «О глазах» Герофил рассказал о стекловидном теле, оболоч­ках глаза и сетчатке. Однако наиболее известен трактат «О пульсе», где определена частота пульса взрослого человека, указано диагностическое значение этого параметра. Наблюдая за пульсом во время сокращения и расслабления сердца, Герофил делал медицинские заключения, опреде­ляя ритм пульсации крови в артериях, сравнивал разные виды пульса с музыкальными ритмами. Именно он описал легочную артерию и присво­ил названия легочным венам, сохранившиеся до наших дней. О месте и времени смерти Герофила ничего не известно, а его величайшие откры­тия были забыты на долгие века.

Имя Герофила часто упоминают вместе с именем его преемника Эраси­страта из Иулиса (300-240 годы до н. э.), практиковавшего анатомические исследования путем вивисекции - вскрытия тел живых людей. Ученик из­вестных медиков Хрисиппа и Метрадора, он родился на острове Кеос, был врачом царя Селевка Никатора, а затем жил и работал в Александрии. В то время Птолемеи отменили запрет на изучение анатомии путем вскры­тия человеческого тела. Наряду с изучением трупов, разрешалось произво­дить живосечения на преступниках, приговоренных к смертной казни. Пре­доставленным для вивисекции людям вначале вскрывали брюшную полость, затем разрезали диафрагму, после чего человек умирал. Дальнейшее анато­мирование производилось уже на мертвом теле. В 273 году Александрийский мусейон был ликвидирован по приказу римского импе­ратора Аврелиана, но медицинская школа эллинского Египта сохраняла лидирующие позиции вплоть до византийской эпохи.

 

2. Древний Рим

Складывание древнеримской цивилизации представляло собой непрерывный процесс на протяжении 1000 лет. В начале своей исто­рии - небольшая городская община, затем крупное государство За­падного Средиземноморья, на рубеже 1 тысячелетия до н. э. Рим пре­вратился в могущественную империю, охватившую весь Средиземноморский бассейн. Существует насколько возможных ва­риантов отношения к Риму как к цивилизации:

- Рим - особая Цивилизация с собственной системой ценно­стей, материальной и духовной культур

- Рим - это повторение развития греческого полиса в гипер­трофичных масштабах;

- Рим - жесткая, исключительно военно-политическая струк­тура, связавшая воедино огромную территорию Древнего мира;

- Рим - последняя, кризисная стадия античности.

Несмотря на то, что чаще встречается отношение к римской цивилизации как к военной машине, ее значение для стран Северной Африки, Западной Азии и всей Европы сложно переоценить. Древнеримская цивилизация, базировавшаяся на культуре рим­ской городской общины с традиционными полисными ценностями, прошла сложный путь развития, постепенно изменяя свой характер под воздействием этрусской, греческой, эллинистической культур. Римская цивилизация оказала существенное влияние на мировую культуру.

Систему ценностей древних римлян определяли: характерный для всех поли­сов патриотизм, преобразованный впоследствии в идею Рима как высшей ценности для каждого гражданина; железная дисциплина, умеренность и иные гражданские достоинства. В отличие от греков римляне сумели перенести их с ограниченной территории полиса на всю римскую державу, хотя из-за этого вся территория Римской рес­публики была вовлечена в гражданские войны, приведшие к уста­новлению «тирании». В отличие от Древней Греции достойными римского гражданина признавались лишь война, политика и законо­творчество.

Источниками информации о медицине Древнего Рима являются за­конодательства, сочинения философа Тита Лукреция Кара («о природе вещей»), медика Авла Корнелия Цельса («О назначении частей челове­ческого тела»). Кроме того, в отрывках сохранились эпиграммы, Пред­ставляющие деятельность римских врачей того времени. Большая часть письменных памятников времен царства утрачена, однако, раскопки древ­

них городов позволили сделать вывод о высокой культуре народов, населявших Апеннинский полуостров в древности. Знаменитые акведуки, термы и клоаки, сохранившиеся во владениях Римской империи на тер­ритории Европы, Азии и Африки, представляли собой вершину инженер­ного искусства. Наряду с гидротехническими сооружениями и предмета­ми, представлявшими ремесла, археологи обнаружили наборы врачебных инструментов. Около 150 хирургических принадлежностей найдены в Ба­дане, Помпеях и Бингене. На раскопках Херсонеса обнаружена надгроб­ная плита с именем врача, служившего у римского полководца.

Историческое развитие государства и формирование медицинских знаний в Древнем Риме прошло три стадии:

- царство (УIII-УI века до н. э.);

- республика (510-31 годы до н. э.);

- империя (до 476 года н. э.).

Писатель Марк Теренций Варрон определил датой основания Рима 753 год до н. э. Однако формирование государственности началось гораздо позже, с приходом к власти Этрусской династии Тарквиниев.

Медицина царского периода представлена деятельностью гаруспиков (от этрусск. harus - «кишки»). Так называли жрецов, совмещавших траволечение с магическими методами. Странное именование этрусских целителей произошло от рода их занятий. Они гадали по внутренностям, чаще всего по печени, жертвенных животных, таким образом, объясняя мироздание и делая прогнозы на будущее. Гаруспики пользовались ува­жением в обществе, лечили правителей, давали советы сенаторам. До III Века до н. э. на Апеннинах не было профессиональных Меди­ков, поэтому терапия ограничивалась молитвами и снадобьями, приго­товленными из природных компонентов. Излюбленным средством этрус­ских знахарей являлась капуста, которую полководец М. Порций Катон считал «...первой из всех овощей. Ешь ее вареной и сырой, она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего».

При полном незнании физиологии этруски имели отдельные достиже­ния в стоматологии. В развалинах древней столицы были обнаружены зубные протезы, выполненные в виде золотого моста с искусственными зубами из кости теленка.

Начало республиканского этапа (от лат. res publica - «народное дело») в Истории Рима Отмечено Конкретной датой. В 51 году до н. э. восставшие горожане свергли Тарквиния Гордого и утвердили демократи­ческое правление. Ранний республиканский период характеризуется ста­новлением врачебного дела на государственном уровне. Народные власти разработали санитарное законодательство, распорядились начать строи­тельство водопровода и канализации. Римляне немало преуспели в раз­витии теоретической части медицинской науки, выработав материалистические основы естествознания.

Древние законоположения удивляют современни­ков краткостью и простотой изложения. Начертанные на медных плит­ках, они были вывешены на колоннах перед зданием сената. Помимо социальных, политических и военных вопросов, свод содержал параграфы, посвященные медицине, прежде всего санитарному состоянию Рима.

Наблюдение за исполнением законов входило в обязанности эдилов,

как ранее называли чиновников, следивших за постройкой зданий, состо­янием санитарно-технических сооружений. Эдилы штрафовали нечисто­плотных домовладельцев, наблюдали за порядком на рынках, раздавали хлеб плебеям, организовывали культурный досуг горожан, охраняли об­щественную казну.

Римская империя прославилась высоким уровнем военной медицины. Беспрерывные завоевательные войны требовали постоянной армии, а вой­ска, в свою очередь, нуждались в профессиональных полевых врачах. Со­гласно указу сената, в каждом легионе на 1000 солдат имелось 4 хирур­га; без медика не мог выйти из гавани ни один корабль. Полковой Медик снабжал воинов обязательным перевязочным материалом, учил пользо­ваться бинтами во благо себе и раненым товарищам. Постепенно в вой­ске сформировались санитарные команды, состоящие из 8-10 человек.

С падением Западной Римской империи в 476 году закончилась ис­тория Древнего Рима. Культура Средневековья основывалась на дости­жениях Греции и Рима. Бесценные знания предшественников легли в основу динамичного развития не только европейской, но и всей миро­вой науки.

 

Вопросы для тестового контроля


1. По данным археологических раскопок заселение человеком Греции произошло:

1. в период среднего палеолита

2. в период раннего неолита

3. в период позднего неолита.

 

2. Бог – врачеватель в Древней Греции:

1. Эпидавр

2. Асклепий

3. Аполлон

 

3. Лечением больных в Древней Греции занимались:

1. лекари

2. жрецы

3. маги

 

4. Годы жизни Гиппократа:

1. 460-356 годы до н.э.

2. 356-460 годы до н. э.

3. 356-560 годы до н.э.

5. Самая ранняя из сохранившихся биографий Гиппократа освещена:

1. Гомером

2. Софоклом

3. Сораном Эфесским

 

6. Место рождения Гиппократа:

1. остров Кос

2. остров Фасос

3. остров Крит

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 292.