Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информация – новый предмет труда

 

В течение всей предшествующей XXI в. истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. В конце XX в. впервые в истории человечества основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация. Тенденция неуклонного перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу является сейчас наиболее заметным, но далеко не единственным симптомом приближающихся "гигантских потрясений", которые получили в наше время общее и несколько туманное название "Информационный кризис".

Количество информации, поступающей в последние годы в промышленность, управление и научный мир, доходит до тревожных пропорций. Печать неудачно называет это "информационным взрывом". Неудачно, потому, что взрыв быстро прекращает свой бурный рост, рост же информации в перспективе не имеет конца. Общая сумма человеческих знаний изменялась раньше очень медленно: в 1800 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удваивалась каждые 10 лет, к 1970 г. – каждые 5 лет, а к 2000 г. – каждые 2 года.

В настоящее время можно указать, по крайней мере, два показателя, каждый из которых убедительно свидетельствует о начале перехода промышленно развитых стран на качественно новый этап технологического развития, который принято называть веком информации:

1) время удвоения объема накопленных научных знаний составляет уже 2 – 3 года;

2) материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.

Однако если проблемы, которые принято объединять понятием "энергетический кризис", вызывают, как правило, общее понимание и предпринимаются организационные усилия на всех уровнях, чтобы обеспечить необходимую концентрацию сил для поиска путей их решения, то проблемы "информационного кризиса", которыми отмечается переход промышленно развитых стран от века энергетики в век информации, все еще воспринимаются намного труднее. Здесь, по-видимому, все дело в отсутствии исторического опыта. Как отмечал главный теоретик фирмы IBM Л. Бранскомб, "нам только еще предстоит узнать, каким он будет – век информации".

Информационные ресурсы

 

Под ресурсами обычно понимают материальные средства (минеральные, энергетические, лесные и т.п.). Однако с древних времен опыт поколений, фиксируемый в различных формах (от наскальных рисунков до современных типографских средств и ЭВМ), является основой технического, затем научно-технического прогресса, а по мере развития и усложнения технологий "информационная поддержка" способностей разума человека становится все более значимой.

Осознание того факта, что информация является важным ресурсом любой деятельности, что развитие информационной сферы (инфраструктуры) является основой развития технологий и цивилизации в целом, пришло не сразу. Более того, на промышленных предприятиях значимость их информационной сферы не всегда осознается и в настоящее время.

Можно выделить следующие основные специфические особенности информации, обусловливающие ее отличие от других видов ресурсов:

· Практически неубывающая потенциальная эффективность, которая часто реализуется далеко не сразу, а спустя многие годы (как бывало, например, с рядом открытий, изобретений или новых идей, не понятых поколениями при жизни их авторов).

· Тиражируемость и многократность использования, что является одним из условий неубывающей потенциальной эффективности информации и приводит к относительной независимости информации от ее создателей.

· Неаддитивность, некоммутативность и неассоциативность. Это означает, что содержащаяся в каком-либо сообщении информация не есть просто арифметическая сумма составляющих это сообщение элементов информации (например, слов), что эти элементы нельзя без искажения смысла располагать в сообщении в любой произвольной последовательности и группировать в произвольные сочетания.

· Куммулятивность. Предшествующие достижения науки и культуры являются фундаментом для дальнейшего развития научной мысли и общества. Поэтому необходимы не только новые открытия, но и специальная работа по систематизации, оценке и обобщению информации.

· Зависимость фактической реализуемости и эффективности от степени использования информации.

· Сообщение становится информацией только в случае, когда есть источник, переносчик (в т.ч. передатчик, носитель) и приемник (потребитель), который должен хотеть воспринять информацию и быть способным ее понять и использовать.

· Материя и информация – парные философские категории, так что появление новой информации всегда сопутствует появлению (созданию) новых форм существования материальных объектов и процессов, независимо от того, осознают ли этот факт их создатели.

Исследуется и ряд менее общих особенностей информации, в частности, такие специфические свойства как наличие ценности, общественная природа, независимость от языка и носителя информации, старение, рассеяние, дифференциация и интеграция, зависимость получаемой информации от априорной информации и т.п.

Растущая зависимость промышленно развитых стран от источников информации (технической, политической, военной и т.д.), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации привела к формированию на рубеже 1980-х гг. принципиально нового понятия – национальные информационные ресурсы.

Национальные информационные ресурсы – новая экономическая категория. Следует подчеркнуть, что политические и военные информационные факторы относятся к числу традиционно наиболее понятных, тысячелетиями развиваемых аспектов использования информационных ресурсов. Исторически новым оказался наблюдаемый за последние десятилетия в промышленно развитых странах процесс стремительного роста экономической значимости народнохозяйственных аспектов национальных информационных ресурсов. Корректная постановка вопроса о количественной оценке этих ресурсов и их связи с другими экономическими категориями еще ожидает разработки и потребует, видимо, длительных совместных усилий специалистов и ученых самых разных областей знаний.

На мировом рынке результаты промышленной эксплуатации национальных информационных ресурсов представлены в настоящее время тремя основными видами экспорта:

· экспортом овеществленных в наукоемких изделиях промышленности результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

· так называемым невидимым экспортом результатов НИОКР – патентами, лицензиями и т.д.;

· экспортом менеджмента – продажей технологии в области организации и управления производством.

Информационные ресурсы – это непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны.

Вклад в формирование национальных информационных ресурсов вносят представители практически всех основных профессиональных групп: рабочие своими руками создают новые образцы сложных наукоемких изделий и участвуют в совершенствовании технологических процессов; специалисты – инженеры и техники проектируют эти изделия и технологические процессы; ученые закладывают фундаментальные основы технологии будущего; персонал управления производством, конторские служащие осваивают и развивают новые организационные формы эффективного управления современным производством.

Осознание развитыми странами мира информации как стратегического ресурса позволило перейти к толкованию понятия информационного общества, концептуальные положения которого были определены в Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной руководителями семи ведущих стран мира и Президентом России В.В. Путиным в августе 2000 г.

К характерным особенностям информационного общества как новой ступени в развитии современной цивилизации следует отнести:

· увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, превращение информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития;

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах;

· становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании информационно-коммуникационных технологий. Эти уклады не только обеспечивают постоянный рост производительности труда, но и ведут к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.);

· повышение уровня профессионального и общекультурного развития за счет совершенствования системы образования и расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

· создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшение взаимодействия населения с органами власти.

Как показывает мировой опыт, успешное продвижение к информационному обществу определяется геополитическими целями и приоритетами различных стран. В современных условиях это продвижение становится важным политическим фактором и для ведущих стран является основой национальной политики. В России с этой целью принята Федеральная целевая программа "Развитие информатизации в России на период до 2010 года".

Дата: 2018-12-28, просмотров: 725.