Среди факторов внешней среды, влияющих на организм человека, свет занимает одно из первых мест. Он влияет не только на орган зрения, но и на весь организм в целом. Под действием света изменяются физические и психические реакции, повышается общий тонус, поддерживается -деятельное состояние организма. Неблагоприятное освещение вызывает ухудшение общего самочувствия, снижение умственной и физической работоспособности, угнетающе действует на психику. Особое гигиеническое значение имеет бактерицидность ультрафиолетовых лучей.
К освещенности предъявляются следующие требования: достаточность, равномерность во времени и пространстве, отсутствие теней на рабочем месте, отсутствие «слепимости» и перегревания помещений.
Освещенность помещений естественным светом в значительной степени определяется световым климатом.- изменением освещенности но часам дня и месяцам года, характерным для данной местности.
Естественное освещение должно отвечать следующим требованиям:
1. ориентация здания школы с учетом солнечной радиации. Наиболее оптимальными являются южная и юго-восточная стороны, при этом в весенний и осенний периоды инсоляция будет наиболее длительной;
1. площадь остекления должна составлять не менее 80% общей площади окна. Несмотря на то что оконное стекло в значительной степени задерживает биологически наиболее активные составляющие солнечного спектра, бактерицидное и тонизирующее действие солнечного света, который проникает в помещение, достаточно велико;
1. межоконные промежутки должны быть не более 30 - 50 см;
1. учебные помещения должны обязательно обеспечиваться солнцезащитными приспособлениями - жалюзи или шторами, сделанными из тканей, которые обладают хорошими светорассеивающими свойствами и пропускают достаточно света. Это поплин, репс, штапель. Запрещено применять шторы из полихлорвиниловой пленки.
В школах необходимо максимально использовать дневной свет. Поэтому в учебных помещениях на окнах не должны стоять высокие растения. Стекло, особенно загрязненное или замерзшее, снижает количество света. Мыть стекла необходимо не реже двух раз в месяц. Чтобы окна- не замерзали, на зиму между оконными рамами помещают какое-либо гигроскопическое вещество.
На освещенность влияет также степень отражения света отражающими поверхностями помещения. Светлая окраска увеличивает освещенность. В классах, кабинетах, библиотеке рекомендуется использовать мягкие, спокойные тона, 1а в вестибюлях, рекреациях - более яркие. Помещения, ориентированные на север, целесообразно окрашивать в теплые тона (желтый, розовый, салатовый); в помещениях, ориентированных на юг, возможно использование холодных тонов (голубой, зеленый).
На протяжении учебного года естественное освещение в течение суток является недостаточным, особенно в осенне-зимний период. Недостаток света компенсируется искусственным освещением. Искусственное освещение рабочих мест должно обеспечивать достаточную остроту зрения, скорость различения мелких деталей при работе и устойчивость ясного видения.
Если освещенность в помещении различная, то быстро наступает утомление глаз и всего организма. Необходимость приспосабливаться к различной степени яркости при переводе взгляда с ярко освещенной поверхности на затемненную и наоборот понижает работоспособность световоспринимающих элементов сетчатки, глаза. По тем же причинам нежелательно образование резких теней на освещенных поверхностях. Источник света для пишущих правой рукой должен находиться слева. В целях защиты глаз от ослепляющего действия источника света применяется осветительная арматура, распределяющая световой поток без образования блеска и резких теней на освещенной поверхности. Источники искусственного света не должны загрязнять воздух помещения продуктами горения, изменять температуру и влажность.
Существенным является вопрос о спектральном составе света, излучаемого тем или иным источником. Источники искусственного освещения не излучают света, биологическая ценность которого была бы равна биологической ценности солнечных лучей.
В настоящее время в качестве источника искусственного света в школах применяется электрическое освещение. Оно может быть общим, когда освещается все помещение, местным, когда освещается непосредственно рабочее место, и комбинированным, при котором общее освещение сочетается с местным. В учебных классах и кабинетах применяется преимущественно общее освещение. В помещениях, где зрительная работа требует особенного напряжения (мастерские, кабинеты черчения, рисования), рекомендуется комбинированное освещение.
В качестве источника электрического освещения применяются лампы накаливания и люминесцентные лампы. При использовании ламп накаливания на 1 м2 освещаемой поверхности должно приходиться 42 - 44 Вт. В классе должно быть 8 ламп мощностью по 300 Вт каждая. Располагаются они в два ряда по 4 лампы в каждом ряду и подвешиваются на расстоянии 3 м от пола. Необходима рассеивающая арматура. Электрические лампы накаливания имеют ряд недостатков. Так, нити ламп накаливания имеют яркость, превышающую допустимую для глаз. Спектр электрического света значительно отличается от спектра солнечного света, в световом потоке почти полностью отсутствуют ультрафиолетовые лучи.
Наиболее оптимальное искусственное освещение дают люминесцентные лампы. Люминесценцию называют холодным свечением. В люминесцентных лампах электрическая энергия трансформируется в энергию ультрафиолетового излучения, которое превращается в видимое свечение люминесцирующих веществ. Спектральный состав света зависит от характера люминофора. Люминесцентные лампы применяются для освещения помещений, в которых проводятся работы, требующие тонкого различения цветов и оттенков, а также общественных зданий, жилых помещений. Свет их по спектральному составу близок к естественному, оказывает благоприятное воздействие как на зрительную функцию, так и на общую работоспособность. Яркость люминесцентных ламп незначительна, их большая поверхность содействует равномерному распределению света. Рассеянный свет люминесцентных ламп не дает резких теней, не изменяет оттенков. Равномерность освещения обеспечивается правильным размещением школьных светильников и рассеиванием света с помощью арматуры. Для обеспечения нормы в, классе должно быть 24 люминесцентные лампы мощностью но 40 Вт или 12 ламп по 90 Вт.
88. Слуховой анализатор включает в себя периферический отдел, воспринимающий звуковые колебания (колебания воздуха или другой упругой среды) и передающих их на слуховые рецепторы, проводниковой и корковой части. Особая роль слухового анализатора у человека связана с членораздельной речью. Слуховые рецепторы находятся в улитке внутреннего уха, которая расположена в пирамиде височной кости. Звуковые колебания передаются к ним через систему вспомогательных образований наружного, среднего и внутреннего уха.
С помощью слухового анализатора человек…
– ориентируется в звуковых сигналах окружающей среды;
– формирует соответствующие поведенческие реакции (пр: оборонительные или пищедобывательные);
– способность воспринимать разговорную, вокальную речь, музыкальные произведения => общение, познание, приспособление.
89. Кортиев орган — рецепторная часть слухового анализатора, расположенная внутри перепончатого лабиринта. В процессе эволюции возникает на основе структур органов боковой линии.
Воспринимает колебания волокон, расположенных в канале внутреннего уха, и передаёт в слуховую зону корыбольших полушарий, где и формируются звуковые сигналы. В кортиевом органе начинается первичное формирование анализа звуковых сигналов.
К. о. расположен на основной перепонке и состоит из внутренних и наружных волосковых клеток, внутренних и наружных опорных клеток (столбовых, клеток Дейтерса, Клаудиуса, Гензена), между которыми находится туннель, где проходят направляющиеся к основаниям волосковых клеток отростки нервных клеток, лежащих в спиральном нервном ганглии. Воспринимающие звук волосковые клетки располагаются в нишах, образуемых телами опорных клеток, и имеют на поверхности, обращенной к покровной перепонке, по 30—60 коротких волосков. Опорные клетки выполняют также трофическую функцию, направляя поток питательных веществ к волосковым клеткам.
Функция Кортиева органа — преобразование энергии звуковых колебаний в процесс нервного возбуждения.
Периферический отдел слухового анализатора, или собственно ухо, в анатомическом отношении состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха
Проводящий путь слухового анализатора обеспечивает проведение нервных импульсов от специальных слуховых волосковых клеток спирального (кортиева) органа в корковые центры полушарий большою мозга.
90. П рофилактику близорукости (миопии) надо проводить с самых первых дней жизни. При значительной зрительной нагрузке на близком расстоянии мышцы глаз находятся в постоянном напряжении, провоцируя рост глаза в длину. Чем длиннее глаз, тем степень миопии выше.
При сильных нагрузках на близком расстоянии мышцы глаз находятся в постоянном напряжении, провоцируя рост глаза в длину, тем самым, увеличивая близорукость
Приводим вам ряд конкретных действий, которые необходимы для профилактики миопии у детей с раннего возраста:
· Первые детские книги должны быть с крупными и четкими картинками, что позволяет избежать зрительного напряжения.
· Комната ребенка должна быть светлой и хорошо освещенной. Нельзя допускать, чтоб ребенок играл с мелкими предметами, рассматривал картинки или рисовал при слабом освещении.
· Приучайте ребенка писать, рисовать сидя за столом. При этом обязательно следите за осанкой ребенка. Расстояние от глаз до стола должно быть не меньше, чем расстояние от локтя ребенка до его кисти. Освещение стола должно быть достаточным. Не экономьте на настольных лампах и настенных светильниках.
· Телевизор не рекомендуется смотреть детям младше 3-х лет. Более страшим деткам разрешается смотреть телевизор не более 30 мин подряд. И расстояние до телеэкрана должно быть не меньше 3-х его диагоналей. Все эти правила касаются и компьютеров.
· Первые книги для самостоятельного чтения должны быть с крупным шрифтом. Не приучайте ребенка читать лежа и сами не подавайте дурной пример. Если очень хочется почитать перед сном, сядьте в кровати, подложив что-нибудь под спину. Важно, чтоб расстояние до книги было 33-35 см.
· Не первом году жизни окулист должен осмотреть ребенка в первые три месяца жизни, затем в 6 и 12 месяцев. В годик ребенка обследуют с обязательным расширением зрачков и определением истинной рефракции. Детям из группы риска (миопия у близких родственников, ретинопатия недоношенных и т.д.) возможно потребуются более частые визиты к специалисту.
· Важно и правильное питание для профилактики близорукости – для глаз полезны витамины А, С, каротин и кальций, содержащийся в молочных продуктах.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 219.