Опубликуйте свою статью или научную работу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Отправить

Лечение сколиоза: необходимо наблюдение врача ортопеда!

Одна из самых важных функций, которую природа возложила на позвоночник – способность выдерживать большую динамическую и статическую нагрузку. Это достигается благодаря четырем естественным изгибам позвоночного столба, действующим по принципу пружины. Распространенность сколиоза: среди детей сколиоз имеют примерно 5-9%, но к сожалению родители немногих из них осознают необходимость своевременного лечения спины ребенка. Чаще всего сколиотическая деформация начинает развиваться у детей дошкольного возраста. Ежегодно растут показатели распространенности сколиоза среди взрослого населения. По некоторым данным они составляют около 50% среди населения работоспособного возраста. Что же такое Сколиоз?

Сколиоз (греч. skolios кривой лат. -osis) — стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения. Позвоночный столб совершает разнообразные движения во многом благодаря образующимися на протяжении жизни человека изгибами позвоночника. У взрослого человека позвоночник имеет 4 физиологических изгиба, встречающих в норме. Изгибы выпуклостью вперед называются лордозами, а изгибы выпуклостью назад -кифозами. Благодаря этим изгибам мы приобретаем правильную осанку: туловище и голова держатся вертикально, грудная клетка выступает вперед, нижние конечности, стоят прямо и прочно.

Сколиоз же - явление ненормальное, патологическое. Обычно он появляется под влиянием травмы и болезни. А сколиотическая болезнь – это прогрессирующее диспластическое заболевание позвоночника, которое обычно возникает у детей 6-15 лет. Причем известно, что у девочек сколиотическая болезнь появляется в 3-6 раз чаще, чем у мальчиков. Зарубежное название Сколиотической болезни – прогрессирующий (быстропрогрессирующий) сколиоз. Лечение обязательно необходимо ребенку при быстропрогрессирующем течении данной патологии.

Классификация сколиоза:

1. По происхождению:

· Миопатические сколиозы (источник - заболевания мышц);

· Неврогенные сколиозы (причина - нарушения нервной системы);

· Диспластические сколиозы (обусловлены нарушениями метаболизма в позвонках);

· Рубцовые сколиозы (рубцовая контрактура);

· Травматические сколиозы (образуется в результате травмы);

· Идиопатические сколиозы (причина неизвестна, самый часто встречающийся вариант сколиоза).

2. По форме искривления:

· С-образный сколиоз (искривление позвоночника с одной дугой).

· S-образный сколиоз (две дуги).

· E - образный сколиоз (три дуги).

3. По локализации искривления:

· шейно-грудной сколиоз (вершина искривления на уровне позвонков Th3 - Th4);

· грудной сколиоз (Th8 - Th9);

· грудопоясничный сколиоз (Th11 - Th12);

· поясничный сколиоз (L1 - L2);

· пояснично-крестцовый сколиоз (L5 - S1).

4. По изменению статической функции позвоночника:

· компенсированная форма сколиоза (другое название: уравновешенная. Если провести линию от позвонка С7 вниз, она пройдет по межягодичной складке);

· некомпенсированная (уравновешенная);

5. По изменению степени деформации в зависимости от нагрузки на позвоночник:

· нефиксированный (нестабильный);

· фиксированный (стабильный) сколиоз.

6. По клиническому течению:

· непрогрессирующий сколиоз;

· прогрессирующий сколиоз (искривление усиливается больше чем на 15% за год).

Сколиоз. Лечение

Прежде чем приступить к какому-либо методу лечения сколиоза, необходимо убедиться, что:

1. Стопы больного в симметричное, функционально правильное положение

2. Таз не имеет отклонений от строгой горизонтали

Это достигается путем использования уравновешивающихиндивидуальных супинаторов Trufit.

При сколиозе лечение спины должно осуществляться как можно раньше при помощи врача-остеопата и мануального терапевта. Конкретная программа, подобранная для лечения, главным образом зависит от типа сколиоза и степени искривления, в том числе, и от возраста человека. При этом комплексное лечение спины напрямую повышает результативность всего процесса. Все врачебные мероприятия должны быть направлены на выполнение следующих задач:

· мобилизация отдела позвоночника, в котором наблюдается искривление;

· коррекция деформации данного участка;

· стабилизация позвоночника в том положении, которое было достигнуто после коррекции.

Лечение сколиоза включает в себя консервативные и хирургические методы лечения.

Из консервативных методов лечения спины применяется специализированная антисколиозная гимнастика (комплекс упражнений по методике Катарины Шрот), «дыхательные» гимнастики, корсетотерапия (ношение разных корсетов) по принципу Эббота-Шено.

Хирургическое лечение сколиоза применяется в том случае, если все доступные методы консервативного лечения были использованы и не привели к желаемому результату. При оперативном лечении врачи используют металлические стержни для выпрямления позвоночника до определенного угла. Следствие такой процедуры - обездвиживание выпрямленных отделов позвоночника. Операцию следует делать, главным образом, при наличии выраженных искривлений, для которых более не применимы другие методы. Оперативное лечение с фиксацией может остановить дальнейшее ухудшение состояния.

Профилактика сколиоза

Что касается консервативных средств лечения сколиоза, то основной метод - это укрепление мышечного корсета (ЛФК). Сюда входят физические упражнения, с помощью которых можно стабилизировать позвоночник, укрепить мышцы спины и всего туловища, значительно исправить осанку и функции внешнего дыхания. Упражнения имеют корригирующее воздействие на искривление и работают как общеукрепляющий метод. ЛФК весьма полезна на любых этапах развития заболевания, но наиболее хорошие результаты возникают при начальных формах сколиоза.

Таким образом, комплекс мер профилактики сколиоза включает в себя лечебную гимнастику, комплекс упражнений в воде, массаж, коррекция положением, элементы спорта. Стоит помнить, что эффективное лечение спины возможно только в том случае, если пациент сам будет принимать активное участие во всем процессе восстановления.

Однако, необходимо знать, что если присутствует высотная ассиметрия нижней части скелета, - вылечить сколиоз нельзя.

На практике бывают случаи, когда у пациента здоровая стопа (отсутствует плоскостопие), но имеются другие патологии, например укорочение одной из нижних конечностей, что принуждает таз принимать неправильное положение и оказывать усилие на искривление позвоночного столба.

В этом случае простого лечения спины недостаточно, и врач-ортопед прописывает пациенту установочные индивидуальные ортезы стопы, которые и являются компенсаторами укорочения.

Лечение сколиоза должно осуществляться с обязательным обследованием и наблюдением врача-ортопеда.

74. Плоскостопие является одной из наиболее часто наблюдаемых у детей и взрослых деформаций стоп, которое выражается в уменьшении высоты ее сводов. Различают продольное и поперечное плоскостопие. Последнее встречается редко – обычно у женщин в связи с перегрузкой переднего отдела стоп при ношении обуви на высоком каблуке.

Клинически плоскостопие проявляется повышенной утомляемостью при ходьбе, боли в икроножных мышцах, снижением физической работоспособности, тяжести в ногах, болезненности, в снижении выносливости к статической нагрузке. Одним из проявлений плоскостопия могут быть головные боли, как следствие пониженной рессорной функции стоп. Признаками выраженного плоскостопия является уплощение и расширение стопы, особенно в средней части, поворот пятки снаружи.

Профилактика плоскостопия начинается с выработки правильной походки: нагрузка на пятку, носки направлены вперед. Для укрепления мышц, участвующие в образовании сводов ступни, следует: ходить босиком по неровной, но мягкой поверхности, периодически поджимая пальцы ног, ходить на носках, на пятках, по внутренней и наружной сторонам стопы.

Существуют специальные устройства для массажа ступней ног (акупрессура). Большое значение имеет хорошая обувь с профилактическими вкладышами – супинаторами.

При выраженных изменениях в стопе следует обращаться к врачу - ортопеду. При обращении в Центр Здоровья Вы получите грамотную консультацию и рекомендации врача ЛФК.

75. Гигиенические требования к оборудованию школ и детских садов

Гигиенические требования к игрушкам

Тщательный санитарный надзор устанавливается за изготовлением и выпуском игрушек, особенно предназначенных для детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста, так как они постоянно берут игрушки в рот.

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к игрушкам, касаются материала, формы, веса, размеров, окраски или отделки игрушки. Широкому производству и продаже подлежат только те игрушки, образцы которых и технические условия на их производство получили положительное заключение органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Для производства игрушек используются только безвредные материалы, не содержащие каких-либо ядовитых примесей и легко поддающиеся очистке и дезинфекции. По весу и размеру игрушки изготовляют в соответствии с силой ребенка и размерами его рук, а форму и отделку делают такими, чтобы исключалась возможность ранений и травм. У жестких игрушек острые выступы, углы и края делают закругленными.

Максимальный вес игрушек: 350 г - для детей дошкольного возраста; 500 г - для детей младшего школьного возраста; 700-800 г - для детей старшего школьного возраста.

Для детей младшего возраста рекомендуются игрушки из пластмассы, целлулоида и резины, они легко доступны очистке и дезинфекции. Самые маленькие элементы игрушек, состоящих из нескольких частей (пирамиды, наборы колец, шарики), должны быть не менее 30 мм в диаметре.

Многие игрушки окрашивают в яркие цвета клеевыми и масляными красками, а сверху покрывают2-3 слоями прозрачного лака или натуральной олифы до образования прочной, не поддающейся растворению пленки. Пленка не должна смываться горячей водой с мылом (температура воды 60°), 2%. раствором щелочи, 0,2% раствором хлорной извести в продолжение 2-3 минут.

Большие мячи, куклы и т. д. окрашивают стойкими дезодорированными (лишенными неприятного запаха) лаками.

Деревянные игрушки изготовляют из древесины, не дающей при обработке трещин, в которых могут скапливаться грязь и микробы. Поверхность деревянных игрушек тщательно полируют и покрывают стойкими красками и лаками.

Изготовляют игрушки и из отходов металла, подвергнутого предварительно механической обработке, после которой поверхность становится гладкой. Готовые игрушки из металла покрывают краской. В гигиеническом отношении металлические игрушки без выступов, с закругленными краями и углами опасности не представляют.

Губные гармошки, дудки, свистульки в той своей части, которую прикладывают к губам, обязательно изготовляют из материала, легко поддающегося дезинфекции. Кроме того, эти игрушки должны предназначаться только для индивидуального пользования, и детские учреждения не должны их приобретать.

Губные гармошки содержат и продают упакованными поштучно в наглухо заклеенных целлофановых или бумажных пакетах. Мундштуки у дудок и свистулек также упаковывают в целлофан и оберточную бумагу. В таком виде их хранят на складах и продают в магазинах. Нарушать целость упаковки губных гармошек попробовать их перед продажей покупателям запрещено.

Волос и натуральный мех применяют для изготовления мягких игрушек только при наличии разрешения ветеринарного надзора. Мягкие игрушки (мишки, куклы и др.) наименее гигиеничны, так как они плохо поддаются очистке и обеззараживанию. Такие игрушки необходимо чаще выносить на воздух, выколачивать, очищать щетками, дезинфицировать, заменять старые кукольные платья другими, сшитыми из новой материи.

Меховые и другие мягкие игрушки детские учреждения не должны приобретать. Игрушки из поролона также не следует приобретать для игры детям. От таких игрушек легко отрываются кусочки, кроме того, с течением времени физико-химические свойства поролона изменяются под влиянием света, температуры, воды.

Оптические игрушки (фильмоскопы, калейдоскопы, волшебные фонари, игрушечные зрительные трубы и др.) устраивают таким образом, чтобы не вызывать напряжения зрения: сила увеличения у них должна давать изображение букв высотой не менее 2,75 мм. Максимально допустимое электрическое напряжение в игрушке установлено в 12 в. Самопроизвольное изменение фокусировки игрушек исключается. Для оправы объектива оптических игрушек непосредственного наблюдения используется материал, допускающий дезинфекцию.

В детских учреждениях принцип групповой изоляции строжайше соблюдается в отношении всех игрушек, строительного материала (кубики, конструкторы и т. д.), настольных игр.

Для изолятора выделяют отдельные игрушки - деревянные, металлические или резиновые. После того как они побывали в руках у больного ребенка, их обязательно дезинфицируют. Это обычно выполняет медицинская сестра.

Вновь приобретенные игрушки, а главное такой материал, как катушки, лоскутики, банки, используемые для изготовления самодельных игрушек, подвергают обеззараживанию (кипятят, проглаживают). Материал для изготовления самодельных игрушек принимают только от семей, заведомо благополучных в эпидемиологическом отношении.

В каждой детской или групповой комнате игрушки хранят в застекленных шкафах или ящиках. Игрушки, предназначенные для игры на площадках участка, хранят отдельно.

Педагоги и воспитатели приучают детей к бережливому обращению с игрушками, следят, чтобы игрушки не ломали, аккуратно ставили после игры на определенное место.

Все предприятия и мастерские, производящие игрушки, находятся под систематическим контролем органов санитарно-эпидемиологической службы. Лица, изготовляющие игрушки и продающие их, допускаются к работе только после осмотра врачом-терапевтом и обследования на туберкулез. Упомянутая категория работников такие осмотры проходит один раз в год.

Материал, из которого изготовляют игрушки, содержится в чистых светлых помещениях. В таких же помещениях должны храниться и готовые игрушки.


Общие требования к оборудованию детских учреждений

Изготовление оборудования для различных помещений детских учреждений производится в соответствии с педагогическими, гигиеническими и производственно техническими требованиями.

Предметы оборудования и инвентаря своим устройством должны способствовать проведению воспитательной и учебной работы, обеспечивать детям, воспитателям и учителям удобные условия для занятий. Каждому предмету придается изящный и красивый вид, что способствует воспитанию эстетического вкуса у детей.

Основные размеры различного оборудования, инвентаря и инструментария должны отвечать росту и возрасту детей и подростков. Оборудование и инструментарий, изготовленные в соответствии с этим гигиеническим требованием, обеспечивают соблюдение правильного положения тела и исключают излишнее напряжение организма во время различных занятий.

К числу гигиенических относятся требования портативности оборудования, доступности и легкости поддержания его в чистоте. Каркас столов, стульев, складных табуретов и парт может изготовляться из дерева, металла или пластмассы. Для крышек столов и парт, сидений и спинок стульев используют только материалы с малой теплопроводностью, обладающие высокой прочностью. Покрытие мебели должно быть водостойким, хорошо поддаваться очистке, выдерживать частое мытье горячей водой с мылом, содой и обработку дезинфицирующими средствами.

Основные производственно-технические требования включают прочность, экономичность изделий, простоту технологии их изготовления, что позволяет организовать
массовое серийное производство на фабриках й в кустарных мастерских. По своим внешним габаритам изготовляемые изделия не должны занимать излишнего места в помещении.


Гигиенические требования к оборудованию преддошкольных и дошкольных учреждений

Детские комнаты для грудных детей в яслях и объединенных дошкольных учреждениях оборудуют манежами прямоугольной формы, для ползунковых групп - горками-манежами, одноместными или общими столами, для старшей группы -преимущественно столами, стульями, диванами. Столы и стулья предусматриваются в каждой детской. Помимо указанной мебели, в детских ставят шкафы для игрушек, туалетный стол с полкой для белья и ящиками, в которых хранят предметы ухода за детьми.

Групповые комнаты в детских садах оборудуют столами, стульями, диванчиками, шкафами, где хранят игрушки и пособия. Для старшей дошкольной группы рекомендуются двухместные столы и стулья.

Столы и стулья для преддошкольных и дошкольных учреждений установлены 6 номеров соответственно для 6 ростовых групп детей. Стол и стул подбирают детям на основании измерения их роста. Медицинский персонал, воспитатели обращают особое внимание на посадку ребенка, приучают его сидеть прямо, не ложиться грудью на край стола, не горбиться, не наклонять низко голову. Особенно это важно в детских садах во время занятий; лепки, рисования, рассматривания картинок.

Помимо фабричной маркировки мебели - указания номера и группы роста детей, для которых она предназначается, детское учреждение производит дополнительную маркировку. Эта маркировка заключается в том, что на стулья и столы соответственного номера наклеивают одинаковый рисунок. По этому рисунку каждый ребенок находит требуемый по его росту стул и стол.

Мебель для дошкольников - крышки столов, сиденья и спинки стульев, а также качалок - изготовляют из материалов с малой теплопроводностью. В качестве материалов используют дерево разных пород, фанеру, обработанную особым образом и поддающуюся штамповке, древесно-опилочные плиты, покрытые пластиком, и другие материалы.

Мебель (столы и стулья) должна быть легкой и в то же время устойчивой. Углы и грани округляют, винты и шурупы заделывают заподлицо. Все поверхности зачищают, чтобы не было отколов и отщепов. При изготовлении мебели из твердых пород древесины отделку поверхностей производят с сохранением текстуры и покрывают водостойкими эмульсиями и лаками. Водостойкими эмульсиями и лаками покрывают мебель, штампованную из фанеры. Мебель, сделанную из мягких пород дерева, окрашивают красками светлых тонов различных оттенков. Крышки столов, сиденья и спинки стульев окрашивают светло-зеленой, светло-голубой и другими красками, а основания - светло-желтой краской или краской цвета слоновой кости. Отдельные изделия, предназначенные для игр и отдыха детей, могут бить выполнены в более легких и ярких цветах (красный, оранжевый и др.).

Шкафы для хранения игрушек, строительного материала и пособий по своим размерам также должны соответствовать росту детей. Шкафы для игрушек имеют высоту 135 см для младшей группы, 145 см для средней и старшей групп при ширине 100 см и глубине полок в 40 см. Размеры шкафа для хранения строительного материала несколько иные: высота 110 см, ширина 175 см, глубина 35 см.

Острые края и углы у всех предметов оборудования закругляют, поверхность делают гладкой. Всю мебель окрашивают в светлые неяркие цвета.

76. Эндокри́нная систе́ма — система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки.

Не́йроэндокри́нная (эндокринная) система координирует и регулирует деятельность практически всех органов и систем организма, обеспечивает его адаптацию к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, сохраняя постоянство внутренней среды, необходимое для поддержания нормальной жизнедеятельности данного индивидуума. Имеются чёткие указания на то, что осуществление перечисленных функций нейроэндокринной системы возможно только в тесном взаимодействии с иммунной системой[1].

Эндокринная система делится на гландулярную эндокринную систему (или гландулярный аппарат), в которой эндокринные клетки собраны вместе и формируют железу внутренней секреции, и диффузную эндокринную систему. Железа внутренней секреции производит гландулярные гормоны, к которым относятся все стероидные гормоны, гормоны щитовидной железы и многиепептидные гормоны. Диффузная эндокринная система представлена рассеянными по всему организму эндокринными клетками, продуцирующими гормоны, называемые агландулярными — (за исключением кальцитриола) пептиды. Практически в любой ткани организма имеются эндокринные клетки.

Гормоны — биологически активные вещества, которые выделяются железами внутренней или смешанной секреции непосредственно в кровь или в тканевую жидкость и с током крови разносятся по всему организму. Главные функции гормонов: гуморальная регуляция обмена веществ и других процессов жизнедеятельности в основном путем их воздействия на активность ферментов, обмен витаминов, на рост тканей и всего организма в целом, на активность генов, на формирование пола и размножение, на приспособленность к среде обитания, на поддержание постоянства внутренней среды организма. Высокая биологическая активность гормонов (оказывают воздействие на процессы жизнедеятельности в очень низких концентрациях: 1 г действующего вещества достаточно для того, чтобы вызвать линьку у 2 • 108 особей насекомых), влияние на жизнедеятельность органов, расположенных вдали от места их образования. Специфичность действия гормонов (влияние на строго определенные клетки, ткани, органы), распространение по организму, необходимость их постоянного поступления в кровь в связи с быстрым разрушением. Взаимосвязь гуморальной и нервной регуляции функций в организме.

 

77. Гипофиз, hypophysis (glandula pituitaria) - небольшая шаровидная или овальная железа, красноватой окраски, связанная с головным мозгом, с tuber cinereum et infundibulum посредством гипофизарной ножки. Железа лежит в турецком седле, где укреплена посредством diaphragma sellae turcicae.

Размеры гипофиза невелики: длина 8-10 мм, ширина 12-15 мм, высота 5-6 мм; масса - 0,35-0,65 г. При беременности он значительно увеличивается и после родов к прежней величине не возвращается. В придатке мозга различают 2 доли, имеющие разное строение, функцию и развитие: переднюю, lobus anterior (adenohypophysis), и заднюю, lobus posterior (neurohypophysis). Верхняя часть передней доли, прилегающая к серому бугру, выделяется под названием pars tuberalis. Задняя часть передней доли, расположенная в виде каймы между ней и задней долей, рассматривается как промежуточная часть, pars intermedia.

Функция. Разные строение и развитие обеих долей определяют и разные функции их. Передняя доля влияет на рост и развитие всего тела (соматотропный гормон). При ее опухолях происходит усиленный рост пальцев, носа и губ (акромегалия). Передняя доля также стимулирует деятельность других желез внутренней секреции: щитовидной (тиреотропный гормон), коры надпочечника (адренокортикотропный гормон) и половых желез (гонадотропный гормон). Задняя доля усиливает работу гладкой мускулатуры сосудов, повышая кровяное давление (вазопрессин), и матки (оксигоцин), а также влияет на реабсорбцию воды в почке (антидиуретический гормон). При разрушении задней доли гипофиза возникает несахарное мочеизнурение.

 

Гипосекреция соматотропного гормона (СТГ) может быть вызвана многочисленныеми патологическими процессами на уровне гипоталамуса и гипофиза: нарушениями ликвородинамики, нейроинфекцией, интоксикациями, травмами, опухолями мозга, хирургическими вмешательствами или радиотерапией гипоталамо-гипофизарной области. Замечено, что соматотропный гормон является первым гормоном аденогипофиза, секреция которого нарушается при инсульте. Клинические исследования с использованием ультрачувствительных методов показали, что висцеральное ожирение, старение и другие состояния могут быть обусловлены снижением секреции соматотропного гормона.

Клинические и биохимические (метаболические и органогенетические) проявления недостатка секреции соматотропного гормона специфичны для возраста, в котором она установилась.

Дефицит соматотропного гормона у взрослых с выпадением его метаболических и органогенетических эффектов. Метаболические эффеты проявляются ростом массы жировой ткани, особенно в области туловища (снижение липолиза), гипогликемией (снижение гликогенолиза), низкой толерантностью к глюкозе и инсулинорезистентностью (СТГ стимулирует использование глюкозы клетками), сижением концентрации в крови неэстерифицированных жирных кислот из-за нарушения мобилизации жиров из депо. Органогенетические эффекты проявляются рассасыванием и атрофией костей – остеопения (снижается остеогенез), гипотрофией соединительной ткани и внутренних органов (потеря органогенетической функции), повреждением структуры и нарушением функции сердца, уменьшением мышечной массы и физической выносливости (снижение миогенеза).

Хотя метаболические проявления многообразны, для дефицита СТГ нет патогномоничных симптомов. Единственным специфическим тестом является количественная оценка секреции гормона. Многие годы тест на толерантность к инсулину (insuline tolerance test, ITT) был золотым стандартом в диагностике дефицита СТГ. В настоящее время из многочисленных провокационных тестов (стимуляция секреции СТГ глюкагоном, аргинином, ITT и гипогликемией, индуцированной толбутамидом), тест с глюкагоном считается наилучшим.

Недостаток СТГ у детей проявляется метаболическими расстройствами, специфическими для недостатка СТГ, а также нарушениями хондро-остеогенеза с задержкой роста тела – гипофизарный нанизм (гипофизарная микросомия).

Гиперсекреция СТГ у взрослых встречается чаще в связи с аденомой гипофиза, растущей из эозинофильных клеток, секретирующих соматотропин и проявляется метаболическими и морфогенетическими нарушениями.


Из метаболических нарушений, вызванных избытком соматотропина, выделяют усиление белкового синтеза путем стимуляции включения сульфатов в протеогликаны хрящей и костей и тимидина в ДНК, усиление синтеза РНК и простых белков. Параллельно, снижается протеолиз и устанавливается положительный азотистый баланс.

Углеводный обмен при гиперсекреции СТГ характеризуется усилением секреции глюкагона и инсулина, параллельно со стимуляцией печеночной инсулиназы, стимуляцией гликогенолиза, одновременно ограничивается периферическое использование глюкозы, наступают гипергликемия с глюкозурией. Соматотропин обладает пермиссивным действием по отношению к инсулину и глюкокортикоидам. Поэтому, малые дозы СТГ способствуют анаболизму, а большие дозы - катаболизму. В итоге, при гиперсекреции СТГ нарушения углеводного обмена представляют собой картину инсулинрезистентного диабета.

Липидный обмен характеризуется усилением липолиза с транспортной гиперлипидемией с преобладанием в крови неэстерифицированных жирных кислот.

Избыточное морфогенетическое действие СТГ проявляется у взрослых акромегалией – деформирующий соматический рост скелета конечностей, которые еще сохранили в этом возрасте потенциал роста (фаланги пальцев рук и ног, лицевой скелет) и спланхномегалией – увеличение в размере внутренних органов.

Гиперсекреция соматотропина у детей проявляется гигантизмом – избыточный, но пропорциональный, соматический рост, в ассоциации с метаболическими нарушениями, специфическими для СТГ.

 

Эпифиз– верхний мозговой придаток, расположенный над четверохолмием среднего мозга (блок 2, рис. 3). Эпифиз называют также шишковидным телом из-за характерной формы. Вес эпифиза составляет 0.2 г. Железа развивается до 4 лет, функционирует до 7 лет, затем атрофируется. Гормон эпифиза – мелатонинтормозит образование в гипофизе гонадотропного гормона – ГТГ, стимулирующего развитие половых желез и тем самым задерживает преждевременное половое созревание.

78. Щитовидная железа расположена на передней поверхности гортани. Состоит из двух долей и перешейка, весит 30–40 г. Ее ткань образована фолликулами, а их стенка – одним слоем клеток– тироцитов, вырабатывающих йодсодержащие гормоны – тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин, которые влияют на обмен веществ, деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, рост, умственное развитие детей и подростков. В подростковом возрасте (12–16 лет) щитовидная железа функционирует усиленно.

Гипертиреоз (избыточная продукция тироксина)вызывает повышенную возбудимость нервной системы, резко выраженную эмоциональность, быструю утомляемость, ослабление торможения нервных центров в коре головного мозга.

Гипотиреоз у детей – это хроническое заболевание, обусловленное недостаточностью функций щитовидной железы. Течение и прогноз зависят от того, в каком возрасте развилась болезнь, насколько вовремя она была выявлена и как осуществлялось лечение.Немалое значение имеет и причина патологии, так как в некоторых ситуациях гипотиреоз у детей почти не поддается лечению. Различают первичную и вторичную форму заболевания.

 

 

79. Паращитови́дные же́лезы (паратиреоидные железы, околощитовидные железы) — четыре небольших эндокринных железы, расположенные по задней поверхности щитовидной железы, попарно у её верхних и нижних полюсов. Вырабатывают паратиреоидный гормон, или паратгормон.









Дата: 2019-02-02, просмотров: 183.