Питание детей старше одного года
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

!!!
Составление рационов питания для детей старше одного года также основывается на их возрастной потребности в основных пищевых веществах (белки, жиры, углеводы) и энергии. Для детей в возрасте от 1 года до 3 лет и детей от 3 до 7 лет составляются раздельные меню в соответствии с отпускаемыми для их питания ассигнованиями. Питание этих групп детей различается по количеству продуктов, объему суточного рациона и величине разовых порций, а также по особенностям кулинарной обработки продуктов.

Особое внимание уделяется организации питания детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет, так как пища для них требует специальной кулинарной обработки. При небольшом числе детей данного возраста для них, как и для детей первого года жизни, питание готовят по индивидуальному меню.

Рационально составленное меню в дошкольном учреждение представляет собой такой подбор блюд суточного рациона, который обеспечивает потребность Детей в основных пищевых веществах и энергии с учетом возраста, состояния здоровья и условий их воспитания.

Дети, находящиеся в детском дошкольном учреждении па дневном пребывании (9—10 ч), получают трехразовое питание, которое обеспечивает примерно 75—80% суточной потребности детей в основных пищевых веществах и энергии. На долю завтрака падает 25% суточной калорийности, обед составляет 40% и полдник—15% (ужин— 20% — ребенок получает дома).

Для детей, находящихся в дошкольном учреждении на удлиненном дне (12—14 ч), можно организовать как трехразовое, так и четырехразовое питание. В первом случае (если дети находятся в учреждении 12 ч) их питание состоит из завтрака (25% суточной калорийности), обеда (35%) и полдника (20—25%).
Для детей, находящихся на круглосуточном пребывании, а также на удлиненном дне с 14-часовым пребыванием в учреждении, предусматривается четвертый прием пищи— ужин, составляющий 25% суточного рациона. Калорийность полдника при этом составляет, как и при 9—10-часовом пребывании, 10—15%.

В дошкольном учреждении составляется конкретное меню на каждый день. Важно соблюдать в рационах детей правильное соотношение основных пищевых веществ, что получило название принципа сбалансированного питания. В рационах детей дошкольного возраста соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4. Недостаточное, избыточное или разбалансированное питание может оказать отрицательное воздействие на организм ребенка. При недостаточном питании отмечается плохая прибавка массы тела, ухудшение физического развития ребенка, снижение иммунологической защиты, что способствует возникновению заболеваний и более тяжелому их течению. При избыточном питании — употреблении больших количеств углеводов и жиров (разбалансированное, одностороннее питание) — наблюдается излишняя прибавка массы тела, развитие тучности и ожирения, возникает ряд обменных заболеваний, отмечаются изменения со стороны сердечно-сосудистой и других систем организма.

42. Составление детских рационов питания.

Питание детей осуществляется на основе примерного 10-ти дневного меню, разработанного с учетом действующего в республике примерного перспективного меню. Меню составляется отдельно для детей от 1 года до З-х лет, а от З до 7 лет с учетом натуральных норм питания с различной длительностью пребывания, сезонности. На ин дивидуальном питании находятся дети, имеющие те или иные хронические заболевания. При составлении конкретных меню учитывается что одни продукты должны входить в рацион детей ежедневно, другие — 2-З раза в не делю. Так, в меню детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, коровьего и растительного масла, сахара, хлеба. Допускаются отклонения + 10 %.

Крупы, мясо, овощи, фрукты, как правило, входят в меню ежедневно, но в один день их можно давать несколько больше, в другой — несколько меньше нормы (в зависимости от приготавливаемого блюда), однако в течение декады количество этих продуктов должно быть использовано в полном объеме.

Такие продукты, как рыба, яйца, сыр, творог, сметана можно давать детям не каждый день, но и здесь необходимо следить за полным расходованием установленных нормативов в течение 10 дней.

Составляя суточный рацион ребенка, удобнее начинать с обеда, в состав которого обычно входит максимальное количество мяса или рыбы, а также значительная часть масла и овощей. Оставшиеся продукты распределяют между завтраком, полдником и ужином. При этом необходимо следить за достаточным разнообразием питания, не допуская повторения одного и того же блюда в течение не только одного, но и ближайших дней. Важно как можно больше включать в питание детей овощных блюд, а также свежих овощей и фруктов. Желательно, чтобы в течение дня дети получали два овощных блюда и только одно кру или из макаронных изделий. для этого целесообразно готовить комбинированные гарниры из набора различных овощей; в состав обеда, а при возможности завтрака и ужина, включать салаты из сырых овощей и овощей с фруктами; в качестве третьих блюд давать свежие фрукты, свежие или консервированные соки, фруктовые пюре для детского питания. Овощи должны использоваться разнообразные, особенно полезны тыква, кабачки, фасоль. Необходимо еже дневно давать детям богатую микроэлементами свежую зелень (шпинат, укреп, петрушка и др.), а также зеленый и репчатый лук, чеснок, особенно в период сезонных подъемов заболеваемости острыми респираторными инфекциями. Из репчатого лука можно готовить салат «Здоровье», измельченный чеснок использовать как добавку к первому блюду, салату. Квашенные овощи допускается использовать для детей после 2-х лет (квашеную капусту – только в дошкольных группах. Салаты дети должны получать с 1 года , вначале в протертом виде, в 2-3 года - мелконарезанные, после 3-х лет - кусочками.

Детям любого возраста полезны кисломолочные продукты, оказывающие благоприятное действие на процессы пищеварения и состав микрофлоры кишечника. По этому в ежедневный рацион ребенка на полдник или ужин необходимо включать кефир, йогурт, биолакт, ряженку, ацидофилин и другие аналогичные продукты.

Сыр рекомендуется нежирных сортов (не более 55 % жирности), длительного созревания типа голландский, эстонский др.

Мясо является необходимым продуктом детского питания из-за большого набора полноценных белков, минеральных солей. Не совсем благоприятное соотношение между кальцием и фосфором в мясе в некоторой степени компенсируется введением в рацион с мясными блюдами достаточного количества овощей. Овощи повышают усвояемость мясных изделий до 96 %, в то время как с крупяными гарнирами мясо усваивается лишь на 80 %.

В питании детей должны использоваться разнообразные крупы. Предпочтение следует отдавать гречневой и овсяной, особенно ценным по белковому и минеральному составу. Этим же отличаются и бобовые культуры. Следует учитывать, что крупяные блюда хорошо усваиваются с молоком и творогом.

Сахар и сладости являются источником легкоусвояемых углеводов. За счет мармелада зефира, пастилы, джема, повидла ребенок может получать до 15 % общего коли чества углеводов. Очень полезен в питании детей мед, содержащий помимо углеводов, целый ряд витаминов, минеральных солей и биологически активных веществ.

В меню должны быть перечислены все блюда дневного рациона, указан их теоретический выход для детей ясельного и дошкольного возраста и расход продуктов (с указанием их сортности и калорийности) используемых для приготовления каждого блюда. Расход продуктов записывается в виде дроби. В числителе указывается количество продукта на одного ребенка, а в знаменателе — на всех детей (отдельно по каждой возрастной группе и для детей, находящихся по состоянию здоровья на индивидуальном питании). Меню на следующий день составляется по количеству присутствующих на сегодняшний день и на -1- 2-х детей в зависимости от прогноза посещаемости. При изменении количества присутствую щих детей в 9.00ч. следующего дня на З и более следует проводить перерасчет с учетом изменения потребности в продуктах питания.

Для правильного определения выхода блюд следует пользоваться таблицами расчетов расчетов сырья, выхода полуфабрикатов и готовых изделий .

43. Рациональное питание — это физиологически полноценное питание Здоровых детей с учетом их пола, возраста, характера их деятельности и других факторов. Основными Принципами рационально питания являются:

- соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам организма

- удовлетворение физиологических потребностей организма в основных пищевых веществах в определенных количествах и соотношениях

- соблюдение оптимального режима питания, способствующего наилучшему усвоению пищи.

44. Белки

Являются главными функциональными и структурными компонентами всех клеток организма. Они широко различаются по структуре и функции: ферменты, молекулы, переносимые кровью, межклеточное вещество ткани, ногти и волосы – все это состоит из белков, также как и большинство гормонов и компонентов мембран. Аминокислоты – структурные элементы белков – также выступают как предшественники синтеза многих коферментов, гормонов, нуклеиновых кислот и других молекул, незаменимых для жизни. Поэтому для поддержания целостности и функциональности клеток и для обеспечения здоровья и физического развития жизненно важное значение имеет достаточное поступление содержащихся в пище белков. В такие периоды, когда организм испытывает нехватку энергии, белки также могут быть источником энергии, хотя организм преимущественно использует жиры и углеводы.

Особенно важное значение имеет потребление белков в грудном и раннем детском возрасте, когда для ускоренного роста требуются аминокислоты, из которых формируется новая ткань (особенно внутренние органы и мышцы).

К числу богатых источников полноценных белков относятся животные источники – такие, как печень, мясо, рыба, сыр, молоко и яйцо, а также некоторые растительные источники, главным образом, соевые продукты, зеленая фасоль и другие бобовые.

Все животные белки (за исключением желатина) являются полными, т.е. они содержат все незаменимые аминокислоты и имеют высокую биологическую ценность. Большинство же растительных белков, за исключением сои, являются неполными, так как они содержат несбалансированный набор аминокислот.



Жиры

Жиры, входящие в состав пищи, обеспечивают грудного ребенка и ребенка раннего возраста энергией, незаменимыми жирными кислотами и жирорастворимыми витаминами А, D, Е и К. Жиры также повышают вкусовые качества пищи, способствуя тем самым потреблению большего количества энергии. Кроме этого, несколько жирных кислот, особенно полиненасыщенные жирные кислоты с длинной цепью, выполняют вполне определенные и жизненно важные физиологические функции.

Жир, входящий в состав пищи, включает все липиды, которые содержатся в продуктах как растительного, так и животного происхождения. С точки зрения питания, жиры часто подразделяются на “видимые“ жиры – такие, как кулинарные жиры, сливочное масло и жир на мясе – и “невидимые жиры”, которые вводятся в продукты питания при приготовлении и кулинарной обработке (например, в тортах и печенье) или присутствуют в приготовленных мясных продуктах и колбасах и в эмульсиях – таких, как майонез. Есть две незаменимые жирные кислоты, которые человеческий организм вырабатывать не может: линолевая кислота и α-линоленовая кислота. Они являются предшественниками фосфолипидов, простагландинов и полиненасыщенных жирных кислот с длинной цепью, в том числе арахидоновой кислоты и докозагексаэновой кислоты.

Способность грудных детей в первые месяцы жизни синтезировать арахидоновую и докозагексаэновую кислоты ограничена, но обе эти кислоты присутствуют в грудном молоке.

Большинство выпускаемых промышленностью детских питательных смесей не содержат докозагексаэновой кислоты, и мембранные фосфолипиды в головном мозгу грудных детей, чье потребление этой жирной кислоты недостаточно, заменяют ее другими жирными кислотами.

45. глеводы - основной источник легкоусвояемой энергии в организме.

С их помощью поддерживается необходимая концентра­ция сахара в крови, регулируется обмен белков и. жиров. Углеводы обладают свойством оберегать белки от расхода на энергетические цели, способствуя более полному использо­ванию их по назначению. Основные источники углеводов - продукты растительного происхождения. Содержание угле­водов в них (г на 100 г съедобной части): хлеб (40-53), мука (70-74), макаронные изделия (72-75), крупы (65- 77), картофель (19,7), овощи (3-11), бахчевые (6-9), фрукты и ягоды (7-15). Самый концентрированный источ­ник углеводов - сахар (99). Много углеводов в меде (72- 76), варенье, джемах (65-74).

В пищевых продуктах углеводы содержатся в виде про­стых и сложных соединений. К простым относятся моно­сахариды (глюкоза, фруктоза) и дисахариды - сахароза (тростниковый и свекольный сахар), лактоза (молочный сахар). К сложным углеводам (полисахаридам) относятся крахмал, гликоген, пектиновые вещества и клетчатка.

Суточная потребность детей в углеводах высока и состав­ляет в возрасте 1,5-3 года 18 г, 4-7 лет - 15-16 г на 1 кг массы тела. Чем выше мышечная активность, тем больше требуется углеводов. Однако перенасыщение организма ребенка углеводами, особенно простыми сахарами, вредно. Избыток их ведет к накоплению излишнего жира, понижению сопротивляемости организма, к болезням. Расстройство углеводного обмена и накопление в крови и тканях недоокисленных продуктов -- молочной и пировиноградной кис­лот вызывает недостаток витаминов группы В, особенно витамина В1. У детей при этом отмечается повышенная утомляемость, нарушается функция нервной системы и дру­гих органов и систем.

Неблагоприятно сказывается на детском организме и не­достаток углеводов в пище. Это нарушает энергетический обмен, потребности которого покрываются за счет мобилиза­ции из жировой клетчатки резервных жиров. Далее начи­нается распад тканевых белков, что в итоге приводит к истощению организма.

Значение воды для ребенка

Очень важно, чтобы ребенок ежедневно получал достаточное количество воды. Потребность в воде зависит от возраста, а также от внешних условий среды. Чем младше ребенок, тем в большем количестве жидкости нуждается он на 1 кг веса. В жаркое время года потребность в жидкости возрастает, рекомендуется дополнительно давать детям питье. Однако стремиться к избыточному введению жидкости не следует, так как это может вредно отразиться на работе сердца и почек. Недостаточное количество воды может привести к «солевой лихорадке», т.е. к повышению температуры тела. Потребность в воде на 1 кг массы тела с возрастом уменьшается. В 3 месяца ребенку на 1 кг массы требуется 150—170 г воды, в 2 года — 95 г, в 13 лет — 45 г.

46. При организации питания детей старше 1 года учитывают их физиологические особенности: нарастание ферментативной энергии пищеварительных соков, развитие жевательного аппарата, вкусового восприятия.

На 2-м году жизни, когда у ребенка уже достаточное количество зубов, его меню становится разнообразнее, жидкую и полужидкую пищу заменяют более твердой. В этот период можно давать не только каши, но и запеканки, котлеты, оладьи, овощи вареные или тушеные, нарезанные кусочками. Мясное и рыбное пюре заменяют фрикадельками, котлетами. Детям 2—3 лет можно давать мясо, нарезанное кусочками (рагу, гуляш, бефстроганов).

Продукты для детского питания должны быть разнообразными, содержать разные сорта хлеба, Всевозможные крупы, овощи, зелень, фрукты, молоко, молочные продукты, мясо, рыбу, яйца. Ребенку от 1 года до 2 лет в сутки требуется молока не менее 700 мл, от 2 до 7 лет — не менее 500 мл.

В рацион детского питания следует включать куриное мясо, печень, мозги. Нельзя давать жирную свинину, баранину, гусиное мясо, так как жиры этих продуктов плохо усваиваются. Рыба в питании может быть любая, необходимо только тщательно освобождать ее от костей; можно давать сельдь (паштет, фаршмак).

В детском питании широко используют овощи, фрукты и ягоды, такие, как редис, репа, редька, лук, кабачки, шиповник, смородина, крыжовник, облепиха, брусника, клюква, морошка, и др. Следует включать в рацион питания огородную и дикорастущую зелень (лук, укроп, шпинат, салат, щавель, крапиву и т.п.).

Организм ребенка надо обеспечить необходимым количеством воды, поэтому в дневном рационе не менее 5 блюд должны быть жидкими: молоко, кофе с молоком или чай — на завтрак; 1-е и 3-е блюда — на обед; кефир, простокваша, молоко или чай с молоком — на ужин.

47. Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном количестве витамины. Они не только предохраняют организм от болезней, связанных с их, но и являются составными элементами тканей. Без витаминов не образуются ферменты, а, следовательно, задерживаются все реакции, протекающие в организме, нарушается нормальный обмен веществ, страдает пищеварение, кроветворение, падают работоспособность и выносливость. Витамины играют важную роль в поддержании иммунобиологических свойств организма, высокой устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе к инфекциям.

Полное отсутствие в течение длительного времени какого-либо витамина может привести к развитию авитаминоза. Если в организме не хватает нескольких витаминов, возникает полиавитаминоз. Недостаток тех или иных витаминов приводит к гиповитаминозу, сопровождающемуся замедлением нарастания, а затем падением веса, общей вялостью, повышенной утомляемостью, потерей аппетита, а в некоторых случаях ухудшением зрения, излишней нервозностью, нарушением нормальной функции желудочно-кишечного тракта.

Витамины широко распространены в природе. Они содержатся во многих пищевых продуктах и больше всего в продуктах растительного происхождения: овощах, фруктах, злаках, корнеплодах, ягодах. Некоторые витамины (витамины группы В, РР и витамин К) образуются в организме человека и животных под влиянием микрофлоры кишечника.

Функциональные нарушения и поражения органов пищеварения могут в связи с этим привести к некоторым расстройствам витаминного обмена с последующими нарушениями витаминного баланса.

Минеральные вещества входят в состав клеток и тканей, нужны для адекватного роста и развития тканей, а также для правильной работы органов пищеварения. Жизненно важными компонентами питания человека являются минеральные вещества: макроэлементы – натрий, калий, кальций, фосфор, железо, магний, хлор, сера – и микроэлементы – йод, фтор, медь, цинк, марганец и др.

Для растущего детского организма особенно важно снабжение такими минеральными веществами, как кальций, фосфор, железо, магний. Кроме того, ребенку необходимы магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и другие. Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма. Недостаток того или иного из них в организме нередко влечет за собой специфическое заболевание: эндемический зоб при отсутствии йода, тяжелое малокровие при отсутствии кобальта или меди, разрушение зубов при недостатке фтора и т. д. Потребность детей в минеральных веществах, в том числе и в микроэлементах, до 2 месяцев жизни удовлетворяется грудным молоком матери. С 2 месяцев их надо вводить с соками ягод, фруктов и овощей, а с 5–6 месяцев – с прикормом.

 

48. Классифицировать витамины по химической структуре невозможно - настолько они разнообразны и относятся к самым разным классам химических соединений. Однако их можно разделить по растворимости: на жирорастворимые и водорастворимые.

 

К жирорастворимым витаминам относят 4 витамина: витамин А (ретинол), витамин D (кальциферол), витамин Е (токоферол), витамин К, а также каротиноиды, часть из которых является провитамином А. Но холестерин и его производные (7-дегидрохолесторол) также можно отнести к провитамину D.

 

К водорастворимым витаминам относят 9 витаминов: витамин B1 (тиамин), витамин В2 (рибофлавин), витамин В5 (пантотеновая кислота), витамин РР (ниацин, никотиновая кислота), витамин В6, (пиридоксин), витамин В9 (витамин Вс, фолиевая кислота), витамин В12 (кобаламин) и витамин С (аскорбиновая кислота), витамин Н (биотин)

Часть витаминов представлена в форме моносоединений - 4 витамина:

Витамин B1 - тиамин

Витамин B5 - пантотеновая кислота

Витамин С - аскорбиновая кислота

Витамин Н - биотин

Потребность в витаминах:

Для детей первого года остались прежними нормы потребления витамина С (0–3 мес — 30 мг/сутки, 4–6 мес — 35 мг/сутки, 7–12 мес — 40 мг/сутки), витамина А (0–12 мес — 400 мкг рет. экв./сутки), витамина Е (0–6 мес — 3,0 мг ток. экв./сутки), витамина D (0–12 мес — 10 мкг/сутки), витамина В1 (0–3 мес — 0,3 мг/сутки, 4–6 мес — 0,4 мг/сутки, 7–12 мес — 0,5 мг/сутки), витамина В2 (0–3 мес — 0,4 мг/сутки, 4–6 мес — 0,5 мг/сутки, 7–12 мес — 0,6 мг/сутки), витамина В6 (0–3 мес — 0,4 мг/сутки, 4–6 мес — 0,5 мг/сутки, 0,6 мг/сутки) и витамина В12 (0–3 мес — 0,3 мкг/сутки, 4–6 мес — 0,4 мкг/сутки, 7–12 мес — 0,5 мкг/сутки). В обновленных рекомендациях потребность в витамине РР (ниацин) у детей в возрасте 7–12 месяцев увеличилась до 7 мг/сутки (ранее составляла 4 мг/сутки), как и нормы алиментaрного потребления фолиевой кислоты (0–6 месяцев — 50 мкг/сутки вместо 40 мкг/сутки). Появилась отсутствующая ранее рекомендация по потреблению витамина В5 (пантотеновая кислота): в возрасте 0–3 мес — 1,0 мг/сутки, 4–6 мес — 1,5 мг/сутки, 7–12 мес — 2,0 мг/сутки. К сожалению, потребность детей первого года жизни в витамине К и биотине не уточняется [20].

Для детей, возраст которых превысил 12 месяцев, в России в настоящее время рекомендуются следующие нормы потребления витаминов:

· аскорбиновая кислота (1–3 года — 45 мг/сутки, 3–7 лет — 50 мг/сутки, 7–11 лет — 60 мг/сутки, 11–14 лет — 70 мг/сутки для мальчиков и 60 мг/сутки для девочек, 14–18 лет — 90 мг/сутки для подростков и 70 мг/сутки для девушек);

· витамин А (1–3 года — 450 мкг рет. экв./сутки, 3–7 лет — 500 мкг рет. экв./сутки, 7–11 лет — 700 мкг рет. экв./сутки, 11–18 лет — 1000 мкг рет. экв./сутки для юношей и 800 мкг рет. экв./сутки для девушек);

· витамин Е (1–3 года — 4,0 мг ток. экв./сутки, 3–7 лет — 7,0 мг ток. экв./сутки, 7–11 лет — 10,0 мг ток. экв./сутки, 11–14 лет — 12,0 мг ток. экв./сутки, 14–18 лет — 15 мг ток. экв./сутки);

· витамин D (1–18 лет — 10 мкг/сутки);

· витамин В1 (1–3 года — 0,8 мг/сутки, 3–7 лет — 0,9 мг/сутки, 7–11 лет — 1,1 мг/сутки, 11–14 лет — 1,3 мг/сутки, 14–18 лет — 1,5 мг/сутки для юношей и 1,3 мг/сутки для девушек);

· витамин В2 (1–3 года — 0,9 мг/сутки, 3–7 лет — 1,0 мг/сутки, 7–11 лет — 1,2 мг/сутки, 11–14 лет — 1,5 мг/сутки, 14–18 лет — 1,8 мг/сутки для юношей и 1,5 мг/сутки для девушек);

· витамин В6 (1–3 года — 0,9 мг/сутки, 3–7 лет — 1,2 мг/сутки, 7–11 лет — 1,5 мг/сутки, 11–14 лет — 1,7 мг/сутки для мальчиков и 1,6 мг/сутки для девочек, 14–18 лет — 2,0 мг/сутки для юношей и 1,6 мг/сутки для девушек);

· витамин В12 (1–3 года — 0,7 мкг/сутки, 3–7 лет — 1,5 мкг/сутки, 7–11 лет — 2,0 мкг/сутки, 11–14 лет — 3,0 мкг/сутки);

· ниацин (1–3 года — 8,0 мг/сутки, 3–7 лет — 11,0 мг/сутки, 7–11 лет — 15,0 мг/сутки, 11–14 лет — 18,0 мг/сутки, 14–18 лет — 20,0 мг/сутки для юношей и 18,0 мг/сутки для девушек);

· биотин (1–3 года — 10,0 мкг/сутки, 3–7 лет — 15,0 мкг/сутки, 7–11 лет — 20,0 мкг/сутки, 11–14 лет — 25 мкг/сутки, 14–18 лет — 50 мкг/сутки);

· фолиевая кислота (1–3 года — 100 мкг/сутки, 3–11 лет — 200 мкг/сутки, 11–14 лет — 300–400 мкг/сутки, 14–18 лет — 400 мкг/сутки);

· витамин В5/пантотеновая кислота (1–3 года — 2,5 мг/сутки, 3–11 лет — 3,0 мг/сутки, 11–14 лет — 3,5 мг/сутки, 14–18 лет — 5,0 мг/сутки для юношей и 4,0 мг/сутки для девушек);

· витамин К (1–3 года — 30 мкг/сутки, 3–7 лет — 55 мкг/сутки, 7–11 лет — 60 мкг/сутки, 11–14 лет — 80 мкг/сутки для мальчиков и 70 мкг/сутки для девочек, 14–18 лет — 120 мкг/сутки для юношей и 100 мкг/сутки для девушек) [20].

49. Витамин А принимает участие в окислительно-восстановительных процессах, регуляции синтеза белков, способствует нормальному обмену веществ, играет важную роль в формировании костей и зубов, волос, а также жировых накоплений; замедляет процессы старения в организме; необходим для нормальной работы иммунной системы.

Издавна известно благотворное влияние каротина на зрение. Также витамин А защищает от простудных заболеваний и инфекций дыхательных путей, болезней пищеварительного тракта, мочеполовой системы, необходим для нормального развития эмбриона и уменьшает риски беременности при рождении недоношенных детей.

Витамин А необходим для поддержания в хорошем состоянии кожного покрова, из-за этих свойств он частый гость в косметических препаратах; в косметологии широко применяют ретиноиды - синтетические аналоги. Витамин А применяется при лечении заболеваний кожи, ран и солнечных ожогов, так как витамин А ускоряет процессы заживления, а также стимулирует синтез белка коллагена и снижает опасность инфекций.

Как витамин А, так и бета-каротин, будучи мощными антиоксидантами, являются средствами профилактики и лечения раковых заболеваний, в частности, препятствуя повторному появлению опухолей и метастазов после операций. Антиоксидантное действие бета-каротина играет важную роль в предотвращении заболеваний сердечно сосудистой системы человека, а также повышает содержание в крови "полезного" холестерина (липопротеидов высокой плотности). Обеспеченность витамином А продлевает жизнь даже больным СПИДом.

Витамин Д

Важнейшая роль этого вещества состоит в том, что он принимает участие в обмене фосфора и кальция. Он оказывает влияние на формирование костных тканей и укрепление костной системы. Витамин Д улучшает усвояемость иных элементов, необходимых нашему организму. Он повышает проницаемость клеточных мембран. В настоящее время существует несколько витаминов группы Д, а именно Д2 или эргокальциферол и Д3 - холекальциферол. Указанный витамин является жирорастворимым. Он устойчив к действию высокой температуры, не растворим в воде. Ряд ученых-биохимиков полагает, что данное вещество – это гормон, так как он обладает рядом весом отличий от иных витаминов. Последствия дефицита При недостатке витамина Д кости начинают «размягчаться», то есть развивается остеопороз. Кости становятся ломкими и очень медленно срастаются. Следовательно, дефицит витамина Д приводит к нарушениям опорно-двигательной системы. Помимо того недостаток витамина Д вызывает ухудшение зрения, работы желчевыводящей системы. У малышей нехватка витамина проявляется в повышении раздражительности, ухудшении сна. Если не восполнить необходимое для организма количество витамина Д, то у детей поздно закрывается родничок и прорежутся зубки, кости начнут деформироваться.Следует помнить, что при рахите повреждается печень и селезенка, снижается защитная функция организма. Ребенок начинает отставать в развитии, в большей степени становится подверженным различным инфекционным болезням.

 

51. Витамин Е или по-научному токоферол, один из первых открытых витаминов. Он был изучен еще в двадцатые годы прошлого века. Он относится к группе жиро-растворимых витаминов, измеряясь в международных единицах (МЕ). Этот витамин крайне необходим детям и взрослым, особенно женщинам в период зачатия, беременности после родов.
Детям до года необходимо около 4 МЕ,
С 1 до 3 лет – 3-5 МЕ,
С 3 до 7 лет – 6-7 МЕ,
В школьном возрасте до 7-10 МЕ.

Витамин Е встречается в природе в виде разнообразных форм, которые не одинаково хорошо всасываются и усваиваются организмом. Наибольшее количество этого витамина содержится в зеленых овощах и фруктах. Проростках пшеницы и злаковых культурах, растительных маслах.

Основная задача витамина Е в организме – это защищать от негативного действия свободных радикалов, которые повреждают клетки и соединения. Витамин Е необходим для активной работы витамина А и синтеза особых жирных кислот. Отмечена его роль в формировании иммунитета и поддержании его в работоспособном состоянии, в иммунной защите витамин Е работает тандеме с аскорбиновой кислотой (витамин С). Особенно возрастает его потребление при развитии различных инфекций – вирусных и микробных.

За счет витамина Е связывается особое вещество – арахидоновая кислота, играющая ведущую роль формировании болевых импульсов и воспалительных процессов, при дефиците витамина Е болевые ощущения обостряются, а воспалительные процессы затягиваются. Иногда витамин Е существенно облегчает течение многих иммунно-воспалительных процессов.
У девочек и девушек витамин Е оказывает существенную роль в периоде полового созревания, он помогает активной выработке гормонов, формированию вторичных половых признаков и становлению менструаций. В дальнейшем витамин Е помогает в стабильной циклической работе репродуктивной системе, вынашивании беременности и рождении ребенка.
Витамин Е положительно влияет на свойства крови и ее текучесть, он обладает противотромботическим эффектом, полезен для стимуляции регенерации кожи и тканей, заживления ран. За счет витамина Е поддерживается достаточный тонус мышц, укрепляются стенки капилляров и предотвращается анемия.

При недостатке витамина Е отмечается:
— нарушение обмена веществ,
— снижение транспортной функции крови и склонность к анемии, наблюдается нестабильность эритроцитов и их усиленный распад,
— мышечная слабость и дистрофия мышц,
— сухость кожи, волос и ногтей,
— трещины в углах рта,
— частая заболеваемость, длительные болезни.
Однако, стоит помнить – бесконтрольное лечение витамином Е может привести к состоянию гипервитаминоза – снижению свертывания крови и количества тромбоцитов, нарушению зрения, развитию поносов и рвот, снижению глюкозы в крови, мышечным судорогам и головным болям.

 

52. Витамин К называют противогеморрагическим так как он регулирует механизм свертывания крови ,что оберегает человека от внутренних и внешних кровотечений при повреждениях. Именно из-за этой его функции, витамин К часто дают женщинам во время родов и новорожденным детям для предотвращения возможных кровотечений.

Также витамин К участвует в синтезе белка остеокальцина, тем самым обеспечивая формирование и восстановление костных тканей организма, предупреждает остеопороз, обеспечивает работу почек, регулирует прохождение многих окислительно-восстановительных процессов в организме, оказывает антибактериальное и болеутоляющее воздействие.

 

53. Дефицит витамина А в организме ребенка может привести к слепоте, снижению иммунитета и задержке роста. Правильное питание и лечебная коррекция помогут предотвратить опасные симптомы.

Симптомы дефицита витамина А у детей частые инфекции дыхательных путей (трахеит, бронхит, пневмония), мочеполового и желудочно-кишечного тракта; выпячивание родничка у грудных детей (повышение спинно-мозгового давления из-за нарушения циркуляции ликвора), возможен парез лицевого нерва (неподвижная и несимметричная половина лица); ухудшение зрения, особенно в темноте (куриная слепота); сухость слизистой оболочки глаза и роговицы – ксерофтальмия; задержка роста костей и организма; сухость кожи с участками шелушения («рыбья чешуя») и папулезной сыпью (выпуклые узелковые элементы), возможны гнойничковые поражения (фурункулез), эрозии слизистых (стоматит); тусклые волосы, перхоть; анемия (бледность кожных покровов); бессонница; снижение аппетита, похудение, слабость; повышенная чувствительность зубной эмали к внешним раздражителям (холодная, горячая пища, сладкое и т. д.); формирование бесплодия.

54. Аскорби́новая кислота́ (от др.-греч. ἀ – не- + лат. scorbutus – цинга) — органическое соединение, родственное глюкозе, является одним из основных веществ в человеческом рационе, которое необходимо для нормального функционирования соединительной и костной ткани. Выполняет биологические функции восстановителя и кофермента некоторыхметаболических процессов, является антиоксидантом. Биологически активен только один из изомеров — L-аскорбиновая кислота, который называют витамином C. В природе аскорбиновая кислота содержится во многих фруктах и овощах[3].Авитаминоз аскорбиновой кислоты приводит к цинге.

Признаки недостатка витамина С

Первый признак — появление на нижней части языка как бы загрубевших красных линий.

Второй признак — пятна и даже группки маленьких красных крапинок или чешуек на коже плеч. Кроме того, обращают внимание на десны, кровоточащие при чистке зубов, при пережевывании твердой пищи. Витамин С плохо усваивается у людей старшего возраста или у тех, кто перенес тяжелые болезни. В таких случаях в диету больного необходимо добавить естественные продукты, богатые витамином C.

И тут на помощь может прийти витамин Р. Известны две формы этого витамина: рутин, который помогает при геморрое, расширении вен и т. п., и цитрин, способствующий усвоению витамина С. В больших количествах цитрин содержится в белой кожице цитрусовых, а рутина много в гречневой крупе. Поэтому ежедневно старайтесь съедать один-два плода цитрусовых, выгрызая белую корочку, цедру сушите и затем используйте для заварки в чай, но не забывайте ежедневно съедать 3 столовые ложки гречневой крупы в виде ее помола или «живой кашки», прибавляя к ним 2 столовые ложки отрубей, растительное (соевое, оливковое, льняное), сливочное или топленое масло, а также много зелени петрушки, укропа и других овощей.

55. Применение Витамина Р














Дата: 2019-02-02, просмотров: 193.