Рутин, геспередин, кверцетин в составе витамина Р обладают капилляроукрепляющим свойством: нормализуют и поддерживают структуру, эластичность, функцию и проницаемость кровеносных сосудов, предупреждают их склеротическое поражение, способствуют расширению сосудов и поддержанию нормального давления крови; снимают отеки, улучшают кровообращение, препятствуя развитию варикозной болезни.
Биофлавоноиды, совместно с витамином С, препятствуют разрушению гиалуроновой кислоты, которая укрепляет и "цементирует" клетки сосудов между собой. Благодаря этому сохраняется структура капилляров, повышается их прочность, снижается проницаемость стенок сосудов, предупреждая появление синяков.
Кверцетин защищает сердечно-сосудистую систему от избыточного количества холестерина.
56. Никоти́новая кислота́ (ниацин, витамин PP, витамин B3) — витамин, участвующий во многих окислительно-восстановительных реакциях, образовании ферментов и обмене липидов и углеводов в живых клетках[3], лекарственное средство.
Белый кристаллический порошок без запаха, слабокислого вкуса. Трудно растворим в холодной воде (1:70), лучше в горячей (1:15), мало растворим в этаноле, очень мало — в эфире[2].
Содержится в ржаном хлебе, ананасе, свёкле, гречке, фасоли, мясе, грибах, печени, почках. В пищевой промышленностииспользуется в качестве пищевой добавки E375 (на территории России с 1 августа 2008 года исключена из списка разрешённых добавок).
57. Витамин B1 необходим для окислительного декарбоксилирования кетокислот, (пировиноградной и молочной), синтеза ацетилхолина, он участвует в углеводном обмене и связанных с ним энергетическом, жировом, белковом, водно-солевом обмене, оказывает регулирующее воздействие на трофику и деятельность нервной системы.
При недостаточном поступлении тиамина пировиноградная и молочная кислоты накапливаются в тканях, нарушается синтез ацетилхолина, вследствие чего ухудшаются функции ряда систем, в первую очередь, нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной.
Тиамин улучшает циркуляцию крови и участвует в кроветворении.
Тиамин оптимизирует познавательную активность и функции мозга. Он оказывает положительное действие на уровень энергии, рост, нормальный аппетит, способность к обучению и необходим для тонуса мышц пищеварительного тракта, желудка и сердца. Тиамин выступает как антиоксидант, защищая организм от разрушительного воздействия старения, алкоголя и табака.
Как и все витамины группы B, тиамин обладает хелатными свойствами.
Витамин B2 интенсифицирует процессы обмена веществ в организме, участвуя в метаболизме белков, жиров и углеводов.
Рибофлавин необходим для образования красных кровяных телец и антител, для дыхания клеток и роста. Он облегчает поглощение кислорода клетками кожи, ногтей и волос.
Он улучшает состояние органа зрения, принимая, наряду с витамином A, участие в процессах темновой адаптации, снижает усталость глаз и играет большую роль в предотвращении катаракты.
Витамин B2 оказывает положительное воздействие на слизистые оболочки пищеварительного тракта.
Рибофлавин сводит к минимуму негативное воздействие различных токсинов на дыхательные пути.
Рибофлавин необходим для метаболизма триптофана, который превращается в организме в ниацин.
Одним из ценнейших качеств рибофлавина является его способность ускорять в организме превращение пиридоксина - витамина B6 - в его активную форму.
58. Рахит - это детское заболевание (хотя иногда заболевают и взрослые) костей и суставов, напрямую связанное с дефицитом витамина D в организме ребенка. При постоянном дефиците витамина D, развиваются нарушения обмена кальция и фосфора. Кости становятся склонными к переломам и деформациям. При отсутствии лечения, поражаются почки и печень. Термин "рахит" происходит от старого английского слова "wrickken", что в дословном переводе обозначает "перегибать". Это слово отражает внешнюю сторону заболевания - конечности больного ребенка имеют ярко выгнутый вид. Рахит был распространен в 18-19 веках, в прошлом и нынешнем веке эта болезнь крайне редко встречается у детского населения развитых стран.
В медицинских словарях болезнь описывается следующим образом: Развитие рахита обусловлено дефицитом витамина D и характеризуется недостаточностью кальция в костных тканях. Болезнь вызывает деформации скелета, нарушения роста, гипокальциемию, а иногда и тетанию. Как правило, заболевание сопровождается вялостью ребенка и общей мышечной слабостью; частыми переломами.
59. Роль витамина В6 в организме:
1. Обмен веществ: витамин B6 участвует практически во всех метаболических процессах в организме (переносит аминогруппы, принимает участие в обмене жирных кислот, аминокислот, холестерина, в белковом обмене), контролирует действие около шестидесяти ферментов. Способствует усвоению ненасыщенных жирных кислот и белков тканями организма.
2. Сердечнососудистая система: пиридоксин требуется для синтеза простагландинов - жиросодержащих веществ, регулирующих работу сердца (стимуляторы гладкой мускулатуры) и давление крови.
3. Иммунная система: витамин B6 является одним из важнейших составляющих здоровой иммунной системы, воздействует на функции деления клеток и образование антител.
4. Головной мозг и нервная система: пиридоксин обеспечивает нормальную работу ЦНС. Принимает участие в синтезе нейромедиаторов (серотонина, дофамина, норадреналина), регулирующих настроение и умственную деятельность. Содержание витамина B6 в головном мозге в 25-50 раз превышает уровень в крови.
5. Кожный покров (кожа, ногти, волосы): витамин B6 положительно влияет на их состояние.
6. Иные функции: пиридоксин принимает участие в образование генетического материала клеток, в синтезе соляной кислоты, в выработке гормонов, эритроцитов, в полноценном усвоении витамина B12.
Роль витамина В12 в организме:
1. Обмен веществ: витамин B12 требуется для высвобождения энергии из пищи, усвоения ряда жиров и аминокислот, преобразования фолата из пассивной формы в активную. Более всего необходим витамин B12 для быстро делящихся клеток, к примеру, клеток костного мозга и эпителия.
2. Нервная система, головной мозг: цианокобаламин необходим при образовании миелина, защитной оболочки нервных волокон, нейромедиаторов, предотвращает развитие различного рода нарушений эмоционального состояния.
3. Система крови: витамин B12 стимулирует свертывающую систему крови, содействует созреванию эритроцитов, усиливает иммунную систему.
4. Деление клеток: цианокобаламин участвует в синтезе нуклеиновой кислоты, образующей ДНК.
5. Печень: витамин B12 уменьшает уровень холестерина в крови, благотворно влияет на работу органа.
60. Минеральные вещества - обязательный компонент пищи. Они являются составной частью многих сложных органических соединений. Так, железо входит в состав гемоглобина, придавая ему свойства переносчика кислорода, фосфор - в .состав фосфатидов и богатых энергией соединений - АТФ, кобальт - в состав витамина Вп, йод - в состав гормонов щитовидной железы, цинк - поджелудочной и половых желез, хлор и натрий - в состав пищеварительных соков и т. д.
Растущий детский организм испытывает повышенную потребность в минеральных веществах, особенно в кальции, фосфоре, магнии, железе.
Функции минеральных веществ в организме многообразны. Это участие в построении костей скелета, зубной ткани, поддержании в организме кислотно-щелочного и ионного равновесия, создание, внутренней среды, необходимой для нормального обмена веществ.
Кислотно-щелочное равновесие в организме предусматривает соблюдение правильного соотношения минеральных кислотных и щелочных соединений. Источниками щелочных минеральных веществ являются молоко и молочные продукту (кроме сыров), картофель, овощи (особенно бобовые)^ фрукты и ягоды. Мясные и рыбные продукты, яйца, хлеб, крупы- источники кислотных минеральных веществ.
Пищевые рационы, в которых преобладают кислотные вещества, могут привести к избытку кислот (ацидозу) и понижению устойчивости организма к различным неблагоприятным факторам внешней среды, к инфекциям. Недостаточное поступление минеральных веществ или повышенные потери их вследствие болезней приводят к быстрой гибели организма. Без них невозможно нормальное течение физиологических процессов.
61. Кальций - главная составная часть костной ткани, которая содержит 99 % этого минерального вещества в организме. Он является также постоянной составной частью крови, входит в состав клеточных структур, играет важную роль в свертывании крови, поддержании нормального состояния и возбудимости нервной системы и мышечной ткани. Фосфор играет важную роль в обменных процессах. Многие соединения фосфора с белком, жирными и другими кислотами образуют комплексные соединения высокой биологической активности.
Фосфор входит в состав костной ткани и зубов. Его много в мышечной и нервной тканях. Лучше всего используется и оказывает наиболее благоприятное влияние на нервную систему фосфор продуктов животного происхождения (печень, мозги, яичные желтки, сыр, говядина, икра некоторых рыб).
В детском питании важный источник фосфора - молоко. Большое количество его содержат бобовые и злаковые. Однако в них он находится в виде фитина, который плохо усваивается организмом. Потребность организма в фосфоре увеличивается при недостаточном поступлении белков и усиленной физической нагрузке.
В организме железо выполняет множество функций и участвует в самых разных процессах. Дыхание и полноценная жизнь клеток возможны потому, что железо, содержащееся в гемоглобине, помогает эритроцитам лучше связывать кислород и доставлять его во все уголки нашего организма.
Железо может накапливаться в нашем организме: в печени, селезёнке и костном мозге, поэтому организм может его использовать, когда это необходимо. При достаточных запасах железа и нормальной работе органов и систем железодефицитная анемия не возникает.
Железо принимает участие в работе щитовидной железы, поддерживает хороший уровень иммунной защиты – клеточный и местный иммунитет сохраняется при условии достаточного количества железа в организме.
От железа зависит активность ферментов, принимающих участие в разрушении и уничтожении попадающих в наш организм патогенных микробов и посторонних частиц – процессе фагоцитоза. Фагоцитами называют клетки, способные захватывать и переваривать всё чужеродное и вредное, в том числе другие разрушенные клетки. От их активности зависит способность сыворотки крови защищаться от болезнетворных бактерий.
Железо способствует выведению токсинов из организма, участвует в процессах регенерации, улучшает состояние кожи, структуру волос и ногтей.
62. Биологические свойства селена
Сам селен проявляет противораковые свойства, препятствует развитию мутаций генов, защищает от воздействия радиации, стимулирует антиоксидантные свойства, нормализует обмен белков и нуклеиновых кислот, регулирует функцию поджелудочной и щитовидной желез, улучшает репродуктивное здоровье, выводит из организма тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, олово). Также селен, необходим для правильного и достаточного функционирования клеток иммунной системы в развитии противовирусного иммунитета. Причем это касается всех вирусов – гриппа, герпеса, папилломавируса и т.д. Селен помогает удерживать вирус иммунодефицита человека в неактивном состоянии.
Магний нормализует возбудимость нервной системы. Он обладает противосудорожными и сосудорасширяющими свойствами, а также свойствами стимулировать перистальтику кишечника, повышать желчевыделение, играет большую роль в процессах роста. Основные источники магния - зерновые продукты (хлеб, крупы, горох, фасоль) и молоко. В хлебе из высших сортов муки магния мало, поэтому в рационе ребенка должен быть не только пшеничный, но и ржаной хлеб. Самое высокое содержание магния среди пищевых продуктов (мг на 100 г съедобной части): в арбузах - 220, пшеничных отрубях-438. Удовлетворение потребности организма в магнии зависит не только от его количества, поступившего с пищей, но и 'от соотношения его с кальцием и фосфором.
Биологическая роль меди
Медь является компонентом многих витаминов, входит в состав гормонов, формирует активные центры ферментов. Участвует в образовании дыхательных молекул, в том числе тканевого дыхания, регулирует процессы обмена веществ и т.д. Медь играет неоценимую роль в поддержании правильной структуры и нормального функционирования всех видов соединительной ткани – костной, хрящевой, сухожилий, стенок кровеносных сосудов. Правильная работа легочных альвеол и кожи также обусловлена медьсодержащими ферментами. Защитная оболочка нервных волокон также содержит медь. Под действием меди происходит ускорение процесса окисления глюкозы и угнетение распада гликогена печени. Медь является компонентом активного центра следующих ферментов – цитохромоксидаза, тирозиназа, аскорбиназа, супероксиддисмутаза.Эти ферменты осуществляют антиоксидантную функцию, тканевое дыхание, участвуют в регуляции деятельности щитовидной железы и процессе обмена витамина С и аминокислот. Также медь улучшает усвоение железа (важно при лечении анемий) и смягчает симптомы аутоиммунных заболеваний (например, ревматоидного артрита, гломерулонефрита).
63. Бром усиливает процессы торможения в центральной нервной системе. В отличие от йода, активизирующего функцию щитовидной железы, бром угнетающе действует на неё.
Бромом богаты фасоль, горох.
Йод входит в состав гормонов щитовидной железы. Недостаточное поступление йода с пищей приводит к угнетению её функций: развивается эндемический зоб, замедляется рост, снижается сопротивляемость организма различным инфекциям.
Йод в небольшом количестве содержится в продуктах растительного и животного происхождения: фасоли, пшенице, ячмене, ржи, капусте, кукурузе, картофеле, моркови, луке, огурцах, свекле, щавеле, а также в говядине, мясе птицы, куриных яйцах. Высоко содержание йода в морской рыбе: треске, скумбрии, окуне, сельди, ставриде, хеке.
Цинк. В организме человека основные запасы цинка находятся в крови, головном мозге, поджелудочной железе, селезенке и печени.
Цинк оказывает влияние на все виды обменных процессов в организме, так как входит в состав многих ферментов и гормонов инсулина. Он участвует в образовании нуклеиновых кислот, белков и способствует усвоению тканями глюкозы.
При недостаточном поступлении цинка с пищей резко замедляются процесс роста и полового развития, развивается анемия.
Цинком богаты многие продукты растительного и животного происхождения: горох, фасоль, соя, пшеница, рожь, ячмень, овес, хлебобулочные изделия, крупы, свекла, крыжовник, малина, а также сыр, говядина, свинина, печень, субпродукты, куриные яйца.
64. Кобальт. Основная его функция в организме – участие в процессах кроветворения. При недостаточном поступлении кобальта с пищей замедляются процессы усвоения щитовидной железой йода, всасывания железа и включения его в состав гемоглобина. Он способствует усвоению кальция и фосфора, накоплению запасов витаминов А и К, ускоряет процессы образования мышечного белка. Кобальт входит в состав витамина В12.
Фтор оказывает влияние на углеводный и жировой обмены. Его главная функция в организме – участие в построении зубной эмали. При недостаточном поступлении фтора с пищей развивается кариес зубов.
66.
Личная гигиена и здоровье. Основные понятия о личной гигиене.
Личная гигиена является важнейшим элементом формирования здоровья каждого человека и общества в целом. Без соблюдения простых правил поведения в нашей повседневной жизни и деятельности невозможно сохранить свое здоровье, продлить и улучшить качество жизни, а также предупредить появление многих различных заболеваний.
Навыки личной гигиены традиционны, появились со времен зарождения человечества и расширяются с развитием общества и течением времени. Это совокупность общих гигиенических требований и норм для людей любого возраста и рода занятий: правильное чередование умственного и физического труда; занятия физической культурой и закаливанием; рациональное питание; уход за телом (полостью рта, руками, кожей, ногтями, волосами); полноценный сон; выбор одежды, соответствующей погодным условиям; содержание в чистоте жилища и рабочего места; использование только индивидуальных предметов быта и многое другое.
Первоочередным является соблюдение чистоты тела. На грязной коже поселяются микроорганизмы, что приводит к закупорке протоков и желез, в результате нарушается их деятельность, развиваются гнойничковые и грибковые заболевания. Особенно много бактерий накапливается на открытых участках тела - руках и под ногтями. Мыло уникальное изобретение человечества, которое позволяет уничтожить до 93 % микроорганизмов. В настоящее время распространены различные средства, обладающие длительным антибактериальным эффектом. Если Вы не забываете мыть руки перед едой, перед работой с продуктами, после посещения туалета, то у вас намного меньше шансов заболеть кишечными инфекциями.
Полезно также обливание холодной водой утром и вечером. Ежедневная несложная и не требующая много времени процедура, которая кроме гигиенического эффекта окажет закаливающее, тонизирующее влияние на кожу.
Содержание белья и одежды в чистоте, а также соответствие ее сезону и климатическим условиям, является одним из важнейших критериев личной гигиены. Одежда используется человеком для защиты тела от неблагоприятных факторов внешней среды - низкой или высокой температуры, солнечной радиации, ветра, атмосферных осадков, тем самым предостерегает организм от появления простудных заболеваний. Как одежда, так и обувь должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, не нарушать кровообращение и дыхание.
В личной гигиене большое значение имеет здоровое состояние зубов, десен, слизистой оболочки рта. Это важно для нормального процесса питания, для профилактики желудочно-кишечных заболеваний. При недостаточном уходе за полостью рта могут развиваться болезни зубов, например, кариес. Для предотвращения такого состояния рекомендуется не менее двух раз в году обращаться к стоматологу.
Деятельность человека невозможна без полноценного отдыха, прежде всего, спокойного и продолжительного сна. Необходимо строго соблюдать время сна и подъема, учитывая при этом возможность выполнения всех утренних и вечерних гигиенических процедур без поспешности.
Забота о своих близких, окружающих людях также является неотъемлемой частью здорового общества. Недостаточное соблюдение человеком правил личной гигиены может сказаться на состоянии других людей - членов семьи, соседей, коллектива, в котором он находится. Такой человек может стать причиной массового распространения инфекционных заболеваний. Любая трудовая деятельность требует соблюдение личных гигиенических норм для специалистов и персонала, в зависимости от профиля работы. Кроме того, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 августа 2004 г. № 83 определен порядок проведения предварительных и периодических медицинских (обследований), где перечислен контингент лиц, которые должны проходить медицинские осмотры и обследования. Результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении гигиенической подготовки и аттестации вносятся в медицинскую книжку.
Многие инфекционные заболевания, такие как, педикулез, чесотка, различные микозы, ВИЧ, гепатиты В и С, могут передаваться при пользовании общими предметами быта - расческами, полотенцами, тапочками, бритвами, зубными щетками, игрушками и подобными вещами. Никогда и ни при каких обстоятельствах не одалживайте и не берите чужие предметы личной гигиены.
67. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач:
• Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
• Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
• Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
• Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
• Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
• Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
• Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр («Накормим куклу Машу», «Искупаем куклу Машу», «Научим мишку умываться», «Научим Зайку правильно держать ложку») ; систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков ведется по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо:
1) Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;
2) Не следует торопить ребёнка, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;
3) В дошкольном возрасте дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
4) К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы (сверху вниз - вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот надо тёплой водой и после еды;
5) Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;
6) Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, не разговаривать во время еды.
68. К моменту рождения созревание почек еще не закончено. Клубочки у новорожденных значительно меньше, чем у взрос лых, их фильтрующая поверхность составляет 30% нормы взрос лого. Канальцы короче и уже. По сравнению со взрослыми ре абсорбция мочи у детей снижена.
С возрастом органы мочевыделения меняются. У детей млад шего возраста размеры почек относительно больше, отношение их массы к массе тела новорожденного составляет 1 : 100, у взрос лого человека — 1 : 200.
Верхний полюс почки находится на уровне XI—XII грудно го позвонка, нижний — на уровне IV поясничного позвонка. К 2 годам эти особенности расположения почек исчезают. В по следующие годы рост почек соответствует росту тела.
Почки в первые годы жизни имеют дольчатое строение. Кор ковый слой развит недостаточно. Клубочки у новорожденного располагаются компактно. Количество клубочкового фильтра та у детей в первые месяцы жизни понижено по причине того, что фильтрующая поверхность у них значительно меньше, чем у взрослых.
Мочеточники. Мочеточники у детей раннего возраста отно сительно шире, более извилисты, чем у взрослых. Стенки мочеточников снабжены плохо сформированными мышечными и эластичными волокнами.
Мочевой пузырь. У новорожденных мочевой пузырь — оваль ной формы и находится выше, чем у взрослых. Его слизистая обо лочка полностью сформирована. С возрастом ребенка утол щаются его мышечный слой и эластические волокна. Емкость мочевого пузыря у новорожденного составляет 50 мл, в 1 год — 200 мл.
Мочеиспускательный канал. У мальчиков его длина составляет 5—6 см, у взрослых мужчин — 14—18 см.
69. мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья, предупреждение болезней, сохранение активного долголетия, высокой работоспособности. Оно призвано постоянно и целенаправленно повышать уровень санитарной культуры населения.
Гигиеническое обучение и воспитание определяются комплексом мероприятий, обеспечивающих углубленные санитарно-гигиенические знания и прививающих соответствующие умения разным группам населения.
Кроме общегосударственных программ, сохранение и укрепление здоровья зависит от уровня санитарной культуры самого человека, который должен овладеть в период развития знаниями в области профилактической медицины и гигиены и выполнять гигиенические и профилактические правила. Гигиенические знания, умения, навыки и привычки помогут человеку правильно организовать образ жизни, поведение дома и на работе, в общественном месте, на отдыхе. Каждый человек должен понимать, что здоровье — не только личное благо, но и источник творческой энергии и высокой активности.
Гигиеническое воспитание и обучение необходимо начинать с самого раннего возраста. В этом значительную роль играют дошкольные учреждения.
Работники дошкольного учреждения, ежедневно выполняя свои обязанности, тесно общаются с детьми. При несоблюдении правил личной гигиены и мер профилактики инфекционных заболеваний персонал может оказаться источником их распространения.
Для повышения санитарного уровня технического персонала организуются специальные курсы, на которых рассматриваются вопросы профилактики инфекционных заболеваний, пути и источники их распространения, меры их предупреждения, вопросы личной гигиены, санитарные правила уборки помещения и территории дошкольного учреждения, правила гигиенического обслуживания детей.
Медицинские работники, заведующий дошкольным учреждением и воспитатели проводят беседы с техническим персоналом по всем вопросам жизни дошкольного учреждения, знакомят со специально подобранной медицинской литературой, памятками, брошюрами и другими материалами санитарного просвещения. Беседы могут быть индивидуальными. Весь технический персонал должен постоянно повышать санитарно-культурный уровень, самостоятельно изучая специальную литературу.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 203.