В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашено, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечения.
Поэтому вполне обоснованно в ст.25 указанной Декларации закреплена реализация права каждого человека на достойный жизненный уровень не только период, когда человек трудится, но и в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или в иных случаях траты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам.
Можно выделить следующие основополагающие принципы, на основе которых будет строиться система пенсионного обеспечения:
1) Каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение.
2) Каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию.
3) Каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с заработком, с которого уплачивались страховые взносы, и продолжительностью страхования.
4) Средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства.
Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане РБ, но и постоянно проживание в Республике граждане (лица временно проживающие правом не пользуются).
В Республике Беларусь разработана Концепция пенсионной реформы (1998 года) и концепция организации индивидуального (персонифицированного) учета лиц в системе государственного социального страхования. Предполагается развитие действующей пенсионной системы и обосновывается необходимость ее реформирования в будущем с целью увязки трудовых (страховых) пенсий со степенью участия каждого застрахованного гражданина в формировании пенсионной системы. Это означает развитие пенсионной системы на принципах социального страхования, существующей в подавляющем большинстве стран мира.
В ней предлагается построение в республике трехуровневой системы, где
первый уровень – социальная пенсия (будут предоставляться всем неработающим нетрудоспособным гражданам независимо от наличия у них трудового (страхового) стажа за счет общих налогов в качестве минимальной государственной поддержки);
второй – трудовая или страховая пенсия (должна увязываться с объемом страховых взносов, зависимых от зарплаты, с которой они уплачивались, и продолжительностью их уплаты. Минимальный размер трудовой (страховой) пенсии будет соотноситься с бюджетом прожиточного минимума пенсионера).
третий – дополнительная негосударственная пенсия.
Концепции, предлагается поставить в зависимость от установления предельного заработка, с которого взимаются страховые взносы, и на основе которого впоследствии начисляются пенсии с учетом экономических возможностей пенсионного фонда. Реформой предлагается постепенный переход к начислению пенсий из заработка не за 5 лет, а за весь период страхования. Уже с 1 января 2000 г., в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», 5-летний период для начисления пенсий ежегодно увеличивается на один год. Для объективной оценки степени участия и вклада каждого работника в финансирование пенсионной системы порядок начисления ориентирован на исчисление пенсий из заработка за весь период трудовой (страховой) деятельности.
Реформирование пенсионной системы в Республике Беларусь осуществляется в три этапа:
на первом этапе проведены научные исследования и выполнены прогнозно-аналитические работы, необходимые для разработки основных направлений реформирования пенсионного законодательства;
на втором этапе подготовлены проекты изменений в законодательстве по пенсионному обеспечению, в которых конкретизированы основные положения;
на третьем этапе будет завершено построение системы пенсионного обеспечения, основанного на страховых принципах.
В ранее действовавшем законодательстве пенсии по возрасту имели другое название – пенсии по старости. Нынешнее название представляется более удачным, поскольку возникновение права на указанную пенсию не связывается с наступлением старости в ее медико-физиологическом понимании (75-90 лет) и, кроме того, значительная часть граждан (примерно 15%) уходит на эту пенсию в более раннем возрасте (на льготных основаниях).
В основе сущности пенсии лежит понятие старости и нетрудоспособности.
Юридическое понятие старости – это достижение определенного возраста, за чертой которого сохранение прежнего объема трудовых нагрузок представляет опасность или затрудняется их профессиональная деятельность.
Понятие нетрудоспособности выражается в отношении между потенциальными возможностями человека участвовать в общественном труде.
Пенсия (от латинского слова пенсио – платеж) – это ежемесячные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения или из бюджета с целью содержания нетрудоспособных либо достигших определенного возраста граждан в связи с прошлой общественно-полезной деятельностью в размерах соизмеримых с получаемым ранее заработком, назначаемые пожизненно или на длительный срок в установленном законом случаях.
По мнению Гусова К.Н. пенсия - это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности или смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.
Пенсия – это ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера, целью которых является поддержание жизненного уровня престарелых нетрудоспособных граждан, назначаемые и выплачиваемые специальными уполномоченными органами.
Виды пенсий:
Трудовые
; по возрасту;
; по инвалидности;
; по случаю потери кормильца;
; за выслугу лет;
; за особые заслуги перед Республикой Беларусь.
Социальные
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью этих лиц, и право на которую определено в соответствии с условиями и нормами, установленными законодательством.
В соответствии со статьей 5 право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
Нетрудоспособные граждане, не получающие трудовую пенсию, имеют право на социальную пенсию. Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, в том числе досрочную профессиональную пенсию, на ежемесячное денежное содержание по законодательству о государственной службе, назначаются по их выбору одна пенсия или ежемесячное денежное содержание.
Пенсия во возрасту – это ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера, выплачиваемые гражданам при достижении ими пенсионного возраста при наличии определенного стажа, в размерах, зависящих от прежнего заработка и выплачиваемые из ФСЗН.
Пенсиям по возрасту присущи специфические признаки:
; назначается независимо от состояния трудоспособности;
; пожизненно;
; назначается лицам, которые длительное время занимались общественно-полезной деятельностью, т.е. имеют определенный трудовой (страховой) стаж;
; лицам, которые достигли установленного в законе возраста;
; находится в прямой зависимости от прежнего заработка.
Пенсии по возрасту
Дата: 2019-02-02, просмотров: 292.