Единое правоотношение по социальному обеспечению, как и всякое другое правоотношение, возникает на основе общих и частных предпосылок. Нормы права и являются одной из общих предпосылок возникновения конкретного правоотношения по социальному правоотношению.
Другими предпосылками возникновения конкретного правоотношения являются наличие у граждан как общей, так и отраслевой (права социального обеспечения) право- и дееспособности. Отраслевая (права социального обеспечения) правоспособность есть способность граждан иметь право на предусмотренные в правовых нормах виды социального обеспечения. Ее содержание определяется возможностью для граждан получить соответствующие виды социального обеспечения и иметь на них субъективное право, но не само право. Это право на конкретные виды социального обеспечения включается в состав правового статуса граждан нашего государства, являясь одним из его элементов. Поэтому правоспособность граждан в сфере социального обеспечения есть юридическое свойство граждан, их правовая способность иметь право на соответствующие виды социального обеспечения. Этим свойством обладают все граждане, включая и членов их семей со дня рождения.
Наделяя своих граждан со дня рождения юридической способностью быть носителями предусмотренного в законодательстве о социальном обеспечении права на конкретные виды социального обеспечения, государство ни для кого не делает исключений. Эта правоспособность стабильна: отказаться, передать другому, ограничить от нее нельзя, а само свойство граждан является одинаковым для всех независимо от возраста, профессии, национальности и пола.
Отраслевая (права социального обеспечения) правоспособность не обусловливает, однако, наделение граждан правом на конкретные виды социального обеспечения. Она лишь предоставляет гражданам юридическую возможность обладания этим правом на конкретные виды социального обеспечения. Для того чтобы эта возможность превратилась в субъективное право гражданина, необходимо наличие у него соответствующих юридических фактов, которые выступают как частная основа возникновения субъективного права на соответствующий вид социального обеспечения, реализуемого в данном правоотношении. Следует иметь в виду, что для возникновения конкретного правоотношения необходим не один, а несколько юридических фактов, которые превращают возможность граждан получить соответствующие виды социального обеспечения и субъективное право на них. Указанные юридические факты и выступают частной предпосылкой возникновения, изменения и прекращения правоотношений по конкретным видам социального обеспечения.
К числу общих предпосылок возникновения, изменения и прекращения как единого, так и конкретных правоотношений по социальному обеспечению, на которые у граждан возникло субъективное право, относится и отраслевая (права социального обеспечения) дееспособность. Она определяет возможность реализации гражданами своими действиями права на конкретные виды социального обеспечения.
Как и правоспособность, так и дееспособность в сфере социального обеспечения — юридическое свойство, присущее гражданам как субъектам права на конкретные виды социального обеспечения и как субъектам конкретного правоотношения.
Дееспособность (как и правоспособность) в сфере социального обеспечения еще не порождает субъективного права на конкретные виды социального обеспечения, составляя лишь основу, предпосылку, реализуемую при наступлении соответствующих юридических фактов, требуемых нормами права социального обеспечения.
Однако между правоспособностью и дееспособностью в сфере социального обеспечения имеется различие. Так, правоспособность в данной сфере не может быть передана другому лицу или восполнена действиями других лиц. Дееспособность в сфере социального обеспечения может быть восполнена действиями других лиц, в отдельных случаях она может быть приостановлена у конкретного лица или ограничена. Кроме этого, если правоспособностью в сфере социального обеспечения граждане наделяются со дня рождения, то дееспособность возникает с момента наступления соответствующих юридических фактов. В одних случаях дееспособность у граждан возникает со дня заключения трудового договора или контракта, со дня вступления лица в члены соответствующего кооператива, со дня поступления на службу в органы внутренних дел, на военную службу, в других - со дня достижения пенсионного возраста: у мужчин - 60, у женщин - 55 лет (пенсионная дееспособность). В третьих случаях эта дееспособность наступает при временной нетрудоспособности работника (у женщин - в связи с беременностью и родами), смерти гражданина, необходимости его лечения и оздоровления в медицинских учреждениях здравоохранения, а также учреждениях отдыха и санаторно-курортного лечения. Это значит, что отраслевая (права социального обеспечения) дееспособность отделена от правоспособности.
Вместе с тем их дееспособность и правоспособность характеризуют возможность граждан быть носителями субъективных прав в сфере социального обеспечения, создают у них способность реализовать эти права в соответствующих правоотношениях, возникающих на основе конкретных юридических фактов, общим, неконкретизированным образом определяют субъективные права граждан по конкретным видам социального обеспечения, приобретаемые в соответствующих правоотношениях. Наличие у граждан правоспособности и дееспособности в сфере социального обеспечения еще не позволяет им предвидеть заранее, в какой вид правоотношений по социальному обеспечению они могут вступить, на какой вид социального обеспечения у них возникнет субъективное право, так как это зависит от наступления у граждан соответствующих юридических фактов, порождающих конкретное правоотношение. Поэтому общая и отраслевая правоспособность и дееспособность в сфере социального обеспечения выступают общей основой возникновения правоотношений по поводу назначения и выплаты гражданам конкретных видов социального обеспечения. Они (правоспособность и дееспособность) выступают не помимо норм законодательства, закрепившего право граждан на конкретные виды социального обеспечения, а наряду с этими нормами и в связи с их действием.
Правоспособность и дееспособность в сфере социального обеспечения определяют круг прав, которыми могут обладать граждане по видам социального обеспечения. Эти права закреплены в нормах законодательства о социальном обеспечении и составляют элементы правового статуса граждан. Это значит, что общая и отраслевая правоспособность и дееспособность в сфере социального обеспечения не отделены от граждан. Оба указанных юридических свойства и правовое состояние имеются у каждого гражданина.
Для того чтобы подчеркнуть наличие у граждан как субъектов права общей и отраслевой (право социального обеспечения) правоспособности и субъективного права на конкретные виды социального обеспечения как элементы их правового статуса, следует пользоваться отраслевой (право социального обеспечения) категорией правосубъектности как социально-юридическим свойством граждан.
Наличие у граждан правоспособности и дееспособности, а также элемента правового статуса и составляет отраслевую (право социального обеспечения) правосубъектность и является важнейшей, необходимой предпосылкой, позволяющей гражданину как субъекту права на конкретный вид социального обеспечения участвовать в определенных правоотношениях и быть в них управомоченным субъектом. Эта правосубъектность конкретизирует действующие нормы права, закрепившие право граждан нашего государства и их семей на различные виды социального обеспечения, очерчивает круг тех правоотношений по конкретным видам социального обеспечения, в которых граждане могут выступать управомоченной стороной.
В сфере социального обеспечения граждане как единые субъекты права на конкретные виды социального обеспечения выступают носителями как общей, так и отраслевой (право социального обеспечения) правосубъектности. Это не исключает тот факт, что наше государство для отдельных категорий граждан (в зависимости от характера и рода их общественно-трудовой деятельности) гарантирует реализацию в соответствующих правоотношениях права на данные виды социального обеспечения путем создания общего Фонда социальной защиты населения, предусмотренного для социального обеспечения, а также других фондов, за счет средств которых обеспечиваются медицинское и санаторно-курортное лечение и обслуживание граждан, содержание и воспитание детей в детских дошкольных и внешкольных учреждениях. Поэтому все граждане в сфере социального обеспечения обладают одинаковой правосубъектностью на различные виды социального обеспечения. Если гражданин является обладателем субъективного права на несколько видов пенсий, он по закону имеет право получить лишь одну пенсию по выбору. Однако если гражданин реализовал свое субъективное право на данную пенсию, он свободно может реализовать возникшее у него еще субъективное право на пособие, медицинское и санаторно-курортное лечение и обслуживание и другие права, возникшие на основе соответствующей правосубъектности и юридического факта. Все это означает, что отраслевая (право социального обеспечения) правосубъектность как социально-юридическое свойство граждан, которым их наделяет государство, выступает в качестве важнейшей общей предпосылки для участия граждан в конкретных правоотношениях. В каких бы конкретных правоотношениях не участвовали бы граждане (пенсионных, по поводу пособий, услуг и льгот и др.), их правосубъектность будет всегда выступать общей предпосылкой возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений.
Частными предпосылками возникновения, изменения и прекращения правоотношений по конкретным видам социального обеспечения выступают юридические факты.
Для возникновения соответствующих правоотношений по социальному обеспечению требуется внешнее явление, так называемый юридический факт или группа юридических фактов, с наступлением которых субъективное право граждан на данный вид социального обеспечения и исполнение обязанностей органами, осуществляющими социальное обеспечение, приводится в действие. Сам процесс реализации гражданами права на социальное обеспечение, как и любых других основных прав, проходит стадию юридического факта.
К основаниям возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений по социальному обеспечению относятся юридические факты, обладающие определенной спецификой. Это, как правило, события, не зависящие от воли людей и возникающие по объективным причинам.
Рисунок 2.7 – Предпосылки возникновения пенсионных отношений
Применительно к сфере пенсионных отношений, к общим предпосылкам возникновения пенсионных правоотношений принято относить нормы права, установившие и закрепившие право на пенсионное обеспечение при достижении определенного возраста, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца, за работу в особых условиях труда и занятием отдельными видами профессиональной деятельности, за особые заслуги перед Республикой Беларусь.
Без норм права, закрепляющих право на пенсионное обеспечение, нет и пенсионных правовых отношений.
Следующей общей предпосылкой является наличие у граждан пенсионной правоспособности. Она выступает в качестве первоначального условия, общей предпосылки к участию в правоотношениях. Только в результате признания лица правоспособным оно становится субъектом права, обладателем субъективного права или носителем юридической обязанности.
Как юридическое свойство гражданина правоспособность выступает в виде общей основы, определяющей характер и объем прав, которыми могут обладать граждане Республики Беларусь. Наделяя гражданина общим юридическим свойством быть носителем всех предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и текущим законодательством прав и обязанностей (общей правоспособностью), наше государство не делает никаких исключений. Это свойство является равным для всех граждан, принадлежит всем и каждому, оно неотъемлемо от них, т.е. носит всеобщий характер.
Однако равенство правоспособности отнюдь не означает равенства объема субъективных прав, принадлежащих гражданам, поскольку правоспособность означает юридическую, а не фактическую способность быть носителем прав и обязанностей. Обладание правоспособностью как способностью иметь права и нести обязанности не порождает у гражданина конкретных субъективных прав, а является только условием их возникновения . Общая правоспособность характеризует положение субъекта на стадии возможности обладания правами и обязанностями, указанными в законодательстве .
Пенсионная правоспособность есть способность граждан иметь право на предусмотренные в праве социального обеспечения виды пенсионного обеспечения. Содержание ее определяется возможностью для физического лица получить предусмотренные в пенсионном законодательстве виды пенсионного обеспечения и иметь право на пенсионное страхование или пенсионное обеспечение, что, однако, не обусловливает обладание такого рода субъективного права.
Поскольку Конституция Республики Беларусь относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то человека с момента рождения можно рассматривать в качестве возможного субъекта любого из правоотношений по пенсионному обеспечению.
Следующей общей предпосылкой возникновения пенсионных правоотношений является пенсионная дееспособность.
Способность гражданина своими действиями осуществлять права и нести обязанности называется дееспособностью. Дееспособность в области пенсионного обеспечения, как справедливо отмечает И.В. Гущин, определяет возможность реализации субъектом своими действиями пенсионной правоспособности. Следовательно, дееспособность, как и правоспособность — это юридическое свойство, присущее гражданам как субъектам права. Однако эта дееспособность, как и правоспособность, сама по себе не порождает права на конкретные виды пенсионного обеспечения, она составляет лишь общую основу, предпосылку для реализации гражданином своими действиями правоспособности по пенсионному обеспечению.
Общая пенсионная дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды пенсионного обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в пенсионном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение. Общая дееспособность означает, что лицо способно понимать сущность и значение своих действий, руководить ими.
Следует также отметить, что правоспособность не может быть передана другим лицам или восполнена действиями других лиц. Она либо есть, либо ее нет. В то же время дееспособность, хотя не передается другим лицам, но в отдельных случаях может быть восполнена их действиями. Так, во многих случаях субъекты правоотношений по пенсионному обеспечению не могут самостоятельно совершать необходимые действия. Эти действия за них совершают представители. В частности, представительство интересов детей в правоотношениях по пенсионному обеспечению осуществляют родители или опекуны. Так, ребенок-инвалид, имеющий право на социальную пенсию, обладает только пенсионной правоспособностью. Это относится и к лицам, признанным инвалидами вследствие душевной болезни. От имени этих лиц в правоотношениях по пенсионному обеспечению выступают родители, опекун или попечитель. Государство считает, что несовершеннолетние и душевнобольные не могут отдавать отчета своим действиям и поступкам, однако право на пенсионное обеспечение у этих лиц никто не отнимал. Родители, опекун или попечитель восполняют дееспособность этих лиц своей дееспособностью. Таким образом, несовершеннолетние и душевнобольные реализуют свои права на пенсионное обеспечение в пенсионных правоотношениях.
Контрольные вопросы
1) Почему право граждан Республики Беларусь на соответствующие виды социального обеспечения реализуется через конкретные правоотношения?
2) Раскройте понятие единого правоотношения в сфере социального обеспечения.
3) Укажите на общие и частные предпосылки возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения.
4) Раскройте содержание правосубъектности граждан в республике в сфере социального обеспечения.
5) Назовите субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения.
6) Раскройте понятие объекта правоотношений в сфере социального обеспечения.
7) Раскройте понятие и виды юридических фактов, служащих основаниями возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений в сфере социального обеспечения.
8) Раскройте содержание пенсионных правоотношений, правоотношений по поводу пособий и правоотношений по поводу услуг, льгот и других видов социального обеспечения.
9) Укажите особенности процессуальных правоотношений, возникающих при осуществлении гражданами своего права на конкретные виды социального обеспечения.
Рекомендуемая литература
1) Концепция Основ пенсионного законодательства: Постановление Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по социальной политике, 3 окт. 2008 г. № 4 // Евразийское экономическое сообщество [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.ipaeurasec.org/docsdown/concept_pens_evra_5.pdf.
2) Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения, 24 янв. 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 103. – 2/1223.
3) Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, 24 янв. 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 122. – 2/1255.
4) О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь от 17 апр. 1992 г. №1596-XII (с изм. 14 июля 2014 г.)// Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 2014. – № 2/2188.
5) Гущин, И. В. Право социального обеспечения / И. В. Гущин: учеб – метод. Комплекс: в 2 ч. Ч.1: Общая часть – Гродно: ГрГУ им. Я. Купала, 2011. – 420 с.
6) Гущин, А. И., Право граждан Республики Беларусь на социальное обеспечение и его гарантии/А.И.Гущин. – Минск: Тесей, 2008. – 122 с.
7) Гущин, И. В.Социальное право: вопросы теории : моногр. / И. В. Гущин,А. Г. Авдей; под общ. ред. И. В. Гущина. – Гродно : ГрГУ, 2013. – 375 с.
8) Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений / В.П. Галаганов – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия»,2009. – 416 с.
9) Иванова, Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. – М., 1986. – 342 с
10) Курс права социального обеспечения Республики Беларусь /Т.А. Постовалова. – Минск: Тесей, 2008. – 512 с.
11) Кирякова, И.Н. Право социального обеспечения / И.Н.Кирякова: учебно-методический комплекс для студентов юрид.факультета: – Новополоцк. – 2010. – 221 с.
12) Лушникова, М. В., Лушников, А. М. Курс права социального обеспечения. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: «Юстицинформ», 2009. – 636 с.
13) Миронова Т.К Право социального обеспечения: учебное пособие. Из-во КноРус, 2014 – 312 с.
14) Право социального обеспечения: учеб - метод. комлекс: В 2 ч. Ч.1: Общая часть / И.В.Гущин [и др.]; под общ.ред. В.И.Гущина. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 418 с.
15) Право социального обеспечения: учебн.пособие / Г.А. Василевич [и др.]; под ред. Х.Т. Мелешко. – Минск: Амалфея, 2013. – 544 с.
16) Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск, 1980
17) Тарасова В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974
Тема 5 Трудовой стаж
5.1. Понятие, виды и значение трудового стажа
5.2. Исчисление стажа работы для назначения трудовых пенсий
5.3. Исчисление трудового стажа государственного служащего
5.4. Порядок подтверждения трудового стажа для назначения пенсий
5.5. Выслуга лет и порядок льготное исчисление выслуги лет отдельным категориям работников (служащим)
Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.