Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Единое правоотношение по социальному обеспечению, как и всякое другое правоотношение, возникает на основе общих и частных предпосылок. Нормы права и являются одной из общих предпосылок возникновения конк­ретного правоотношения по социальному правоотношению.

Другими предпосылками возникновения конкретного правоотношения являются наличие у граждан как общей, так и отраслевой (права социального обеспечения) право- и деес­пособности. Отраслевая (права социального обеспечения) правоспособность есть способность граждан иметь право на предусмотренные в правовых нормах виды социального обес­печения. Ее содержание определяется возможностью для граждан получить соответствующие виды социального обес­печения и иметь на них субъективное право, но не само пра­во. Это право на конкретные виды социального обеспечения включается в состав правового статуса граждан нашего государства, являясь одним из его элементов. Поэтому правоспо­собность граждан в сфере социального обеспечения есть юридическое свойство граждан, их правовая способность иметь право на соответствующие виды социального обеспечения. Этим свойством обладают все граждане, включая и членов их семей со дня рождения.

Наделяя своих граждан со дня рождения юридической способностью быть носителями предусмотренного в законодательстве о социальном обеспечении права на конкретные виды социального обеспечения, государство ни для кого не делает исключений. Эта правоспособность стабильна: отка­заться, передать другому, ограничить от нее нельзя, а само свойство граждан является одинаковым для всех независимо от возраста, профессии, национальности и пола.

Отраслевая (права социального обеспечения) правоспо­собность не обусловливает, однако, наделение граждан правом на конкретные виды социального обеспечения. Она лишь предоставляет гражданам юридическую возможность обладания этим правом на конкретные виды социального обеспечения. Для того чтобы эта возможность превратилась в субъективное право гражданина, необходимо наличие у него соответствующих юридических фактов, которые выступают как частная основа возникновения субъективного права на соответствующий вид социального обеспечения, реализуемого в данном правоотношении. Следует иметь в виду, что для возникновения конкретного правоотношения необходим не один, а несколько юридических фактов, которые превращают возможность граждан получить соответствующие виды социального обеспечения и субъективное право на них. Указанные юридические факты и выступают частной предпосылкой возникновения, изменения и прекращения правоотношений по конкретным видам социального обеспечения.

К числу общих предпосылок возникновения, изменения и прекращения как единого, так и конкретных правоотношений по социальному обеспечению, на которые у граждан возникло субъективное право, относится и отраслевая (права социального обеспечения) дееспособность. Она определяет возможность реализации гражданами своими действиями права на конкретные виды социального обеспечения.

Как и правоспособность, так и дееспособность в сфере со­циального обеспечения — юридическое свойство, присущее гражданам как субъектам права на конкретные виды социального обеспечения и как субъектам конкретного правоотношения.

Дееспособность (как и правоспособность) в сфере социального обеспечения еще не порождает субъективного права на конкретные виды социального обеспечения, составляя лишь основу, предпосылку, реализуемую при наступлении соответствующих юридических фактов, требуемых нормами права социального обеспечения.

Однако между правоспособностью и дееспособностью в сфере социального обеспечения имеется различие. Так, пра­воспособность в данной сфере не может быть передана дру­гому лицу или восполнена действиями других лиц. Дееспо­собность в сфере социального обеспечения может быть вос­полнена действиями других лиц, в отдельных случаях она мо­жет быть приостановлена у конкретного лица или ограничена. Кроме этого, если правоспособностью в сфере социального обеспечения граждане наделяются со дня рождения, то деес­пособность возникает с момента наступления соответствую­щих юридических фактов. В одних случаях дееспособность у граждан возникает со дня заключения трудового договора или контракта, со дня вступления лица в члены соответствующего кооператива, со дня поступления на службу в органы внутрен­них дел, на военную службу, в других - со дня достижения пенсионного возраста: у мужчин - 60, у женщин - 55 лет (пенсионная дееспособность). В третьих случаях эта дееспо­собность наступает при временной нетрудоспособности ра­ботника (у женщин - в связи с беременностью и родами), смерти гражданина, необходимости его лечения и оздоров­ления в медицинских учреждениях здравоохранения, а также учреждениях отдыха и санаторно-курортного лечения. Это значит, что отраслевая (права социального обеспечения) де­еспособность отделена от правоспособности.

Вместе с тем их дееспособность и правоспособность ха­рактеризуют возможность граждан быть носителями субъек­тивных прав в сфере социального обеспечения, создают у них способность реализовать эти права в соответствующих право­отношениях, возникающих на основе конкретных юридичес­ких фактов, общим, неконкретизированным образом опре­деляют субъективные права граждан по конкретным видам социального обеспечения, приобретаемые в соответствующих правоотношениях. Наличие у граждан правоспособности и дееспособности в сфере социального обеспечения еще не позволяет им предвидеть заранее, в какой вид правоотноше­ний по социальному обеспечению они могут вступить, на ка­кой вид социального обеспечения у них возникнет субъектив­ное право, так как это зависит от наступления у граждан соот­ветствующих юридических фактов, порождающих конкретное правоотношение. Поэтому общая и отраслевая правоспособ­ность и дееспособность в сфере социального обеспечения выступают общей основой возникновения правоотношений по поводу назначения и выплаты гражданам конкретных видов социального обеспечения. Они (правоспособность и дееспо­собность) выступают не помимо норм законодательства, зак­репившего право граждан на конкретные виды социального обеспечения, а наряду с этими нормами и в связи с их дей­ствием.

Правоспособность и дееспособность в сфере социально­го обеспечения определяют круг прав, которыми могут обла­дать граждане по видам социального обеспечения. Эти права закреплены в нормах законодательства о социальном обес­печении и составляют элементы правового статуса граждан. Это значит, что общая и отраслевая правоспособность и деес­пособность в сфере социального обеспечения не отделены от граждан. Оба указанных юридических свойства и правовое состояние имеются у каждого гражданина.

Для того чтобы подчеркнуть наличие у граждан как субъек­тов права общей и отраслевой (право социального обеспече­ния) правоспособности и субъективного права на конкретные виды социального обеспечения как элементы их правового статуса, следует пользоваться отраслевой (право социально­го обеспечения) категорией правосубъектности как социаль­но-юридическим свойством граждан.

Наличие у граждан правоспособности и дееспособности, а также элемента правового статуса и составляет отраслевую (право социального обеспечения) правосубъектность и являет­ся важнейшей, необходимой предпосылкой, позволяющей граж­данину как субъекту права на конкретный вид социального обес­печения участвовать в определенных правоотношениях и быть в них управомоченным субъектом. Эта правосубъектность конк­ретизирует действующие нормы права, закрепившие право граждан нашего государства и их семей на различные виды социального обеспечения, очерчивает круг тех правоотноше­ний по конкретным видам социального обеспечения, в которых граждане могут выступать управомоченной стороной.

В сфере социального обеспечения граждане как единые субъекты права на конкретные виды социального обеспече­ния выступают носителями как общей, так и отраслевой (пра­во социального обеспечения) правосубъектности. Это не ис­ключает тот факт, что наше государство для отдельных кате­горий граждан (в зависимости от характера и рода их обще­ственно-трудовой деятельности) гарантирует реализацию в соответствующих правоотношениях права на данные виды со­циального обеспечения путем создания общего Фонда соци­альной защиты населения, предусмотренного для социально­го обеспечения, а также других фондов, за счет средств ко­торых обеспечиваются медицинское и санаторно-курортное лечение и обслуживание граждан, содержание и воспитание детей в детских дошкольных и внешкольных учреждениях. Поэтому все граждане в сфере социального обеспечения об­ладают одинаковой правосубъектностью на различные виды социального обеспечения. Если гражданин является обладате­лем субъективного права на несколько видов пенсий, он по закону имеет право получить лишь одну пенсию по выбору. Однако если гражданин реализовал свое субъективное право на данную пенсию, он свободно может реализовать возник­шее у него еще субъективное право на пособие, медицинс­кое и санаторно-курортное лечение и обслуживание и другие права, возникшие на основе соответствующей правосубъект­ности и юридического факта. Все это означает, что отрасле­вая (право социального обеспечения) правосубъектность как социально-юридическое свойство граждан, которым их наде­ляет государство, выступает в качестве важнейшей общей предпосылки для участия граждан в конкретных правоотно­шениях. В каких бы конкретных правоотношениях не участво­вали бы граждане (пенсионных, по поводу пособий, услуг и льгот и др.), их правосубъектность будет всегда выступать общей предпосылкой возникновения, изменения, прекраще­ния конкретных правоотношений.

Частными предпосылками возникновения, изменения и прекращения правоотношений по конкретным видам социаль­ного обеспечения выступают юридические факты.

Для возникновения соответствующих правоотношений по социальному обеспечению требуется внешнее явление, так называемый юридический факт или группа юридических фак­тов, с наступлением которых субъективное право граждан на данный вид социального обеспечения и исполнение обязанно­стей органами, осуществляющими социальное обеспечение, приводится в действие. Сам процесс реализации гражданами права на социальное обеспечение, как и любых других основ­ных прав, проходит стадию юридического факта.

К основаниям возникновения, изменения и прекращения мате­риальных правоотношений по социальному обеспечению отно­сятся юридические факты, обладающие определенной специфи­кой. Это, как правило, события, не зависящие от воли людей и возникающие по объективным причинам.

 

Рисунок 2.7 – Предпосылки возникновения пенсионных отношений

 

Применительно к сфере пенсионных отношений, к общим предпосылкам возникновения пенсионных пра­воотношений принято относить нормы права, установившие и закрепившие право на пенсионное обеспечение при достижении определенного возраста, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца, за ра­боту в особых условиях труда и занятием отдельными видами профессиональной деятельности, за особые заслуги перед Республикой Беларусь.

Без норм права, закрепляющих право на пенсионное обес­печение, нет и пенсионных правовых отношений.

Следующей общей предпосылкой является наличие у граж­дан пенсионной правоспособности. Она выступает в каче­стве первоначального условия, общей предпосылки к участию в правоотношениях. Только в результате признания лица правоспособным оно становится субъектом права, обладате­лем субъективного права или носителем юридической обя­занности.

Как юридическое свойство гражданина правоспособность выступает в виде общей основы, определяющей характер и объем прав, которыми могут обладать граждане Республики Беларусь. Наделяя гражданина общим юридическим свойством быть носителем всех предусмотренных Конституцией Респуб­лики Беларусь и текущим законодательством прав и обязан­ностей (общей правоспособностью), наше государство не делает никаких исключений. Это свойство является равным для всех граждан, принадлежит всем и каждому, оно неотъемле­мо от них, т.е. носит всеобщий характер.

Однако равенство правоспособности отнюдь не означает равенства объема субъективных прав, принадлежащих граж­данам, поскольку правоспособность означает юридическую, а не фактическую способность быть носителем прав и обя­занностей. Обладание правоспособностью как способностью иметь права и нести обязанности не порождает у гражданина конкретных субъективных прав, а является только условием их возникновения . Общая правоспособность характеризует положение субъекта на стадии возможности обладания пра­вами и обязанностями, указанными в законодательстве .

Пенсионная правоспособность есть способность граждан иметь право на предусмотренные в праве социального обес­печения виды пенсионного обеспечения. Содержание ее оп­ределяется возможностью для физического лица получить предусмотренные в пенсионном законодательстве виды пен­сионного обеспечения и иметь право на пенсионное страхова­ние или пенсионное обеспечение, что, однако, не обусловли­вает обладание такого рода субъективного права.

Поскольку Конституция Республики Беларусь относит права в области социального обеспечения к основным правам чело­века, которые принадлежат каждому от рождения, то чело­века с момента рождения можно рассматривать в качестве возможного субъекта любого из правоотношений по пенси­онному обеспечению.

Следующей общей предпосылкой возникновения пенси­онных правоотношений является пенсионная дееспособность.

Способность гражданина своими действиями осуществлять права и нести обязанности называется дееспособностью. Деес­пособность в области пенсионного обеспечения, как справед­ливо отмечает И.В. Гущин, определяет возможность реализа­ции субъектом своими действиями пенсионной правоспособно­сти. Следовательно, дееспособность, как и правоспособность — это юридическое свойство, присущее гражданам как субъек­там права. Однако эта дееспособность, как и правоспособ­ность, сама по себе не порождает права на конкретные виды пенсионного обеспечения, она составляет лишь общую основу, предпосылку для реализации гражданином своими действиями правоспособности по пенсионному обеспечению.

Общая пенсионная дееспособность складывается из сле­дующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды пенсионного обеспече­ния; осуществлять своими действиями права и обязанности в пенсионном обеспечении; нести ответственность за неправо­мерное поведение. Общая дееспособность означает, что лицо способно понимать сущность и значение своих действий, ру­ководить ими.

Следует также отметить, что правоспособность не мо­жет быть передана другим лицам или восполнена действиями других лиц. Она либо есть, либо ее нет. В то же время деес­пособность, хотя не передается другим лицам, но в отдель­ных случаях может быть восполнена их действиями. Так, во многих случаях субъекты правоотношений по пенсионному обеспечению не могут самостоятельно совершать необходи­мые действия. Эти действия за них совершают представите­ли. В частности, представительство интересов детей в пра­воотношениях по пенсионному обеспечению осуществляют родители или опекуны. Так, ребенок-инвалид, имеющий пра­во на социальную пенсию, обладает только пенсионной пра­воспособностью. Это относится и к лицам, признанным инва­лидами вследствие душевной болезни. От имени этих лиц в правоотношениях по пенсионному обеспечению выступают родители, опекун или попечитель. Государство считает, что несовершеннолетние и душевнобольные не могут отдавать отчета своим действиям и поступкам, однако право на пенси­онное обеспечение у этих лиц никто не отнимал. Родители, опекун или попечитель восполняют дееспособность этих лиц своей дееспособностью. Таким образом, несовершеннолет­ние и душевнобольные реализуют свои права на пенсионное обеспечение в пенсионных правоотношениях.

 

Контрольные вопросы

1) Почему право граждан Республики Беларусь на соответствующие виды социального обеспечения реализуется через конкретные правоотношения?

2) Раскройте понятие единого правоотношения в сфере социального обеспечения.

3) Укажите на общие и частные предпосылки возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения.

4) Раскройте содержание правосубъектности граждан в республике в сфере социального обеспечения.

5) Назовите субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения.

6) Раскройте понятие объекта правоотношений в сфере социального обеспечения.

7) Раскройте понятие и виды юридических фактов, служащих основаниями возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений в сфере социального обеспечения.

8)  Раскройте содержание пенсионных правоотношений, правоотношений по поводу пособий и правоотношений по поводу услуг, льгот и других видов социального обеспечения.

9)  Укажите особенности процессуальных правоотношений, возникающих при осуществлении гражданами своего права на конкретные виды социального обеспечения.

 

Рекомендуемая литература

1) Концепция Основ пенсионного законодательства: Постановление Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по социальной политике, 3 окт. 2008 г. № 4 // Евразийское экономическое сообщество [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.ipaeurasec.org/docsdown/concept_pens_evra_5.pdf.

2) Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения, 24 янв. 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 103. – 2/1223.

3) Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, 24 янв. 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 122. – 2/1255.

4) О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь от 17 апр. 1992 г. №1596-XII (с изм. 14 июля 2014 г.)// Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 2014. – № 2/2188.

5) Гущин, И. В. Право социального обеспечения / И. В. Гущин: учеб – метод. Комплекс: в 2 ч. Ч.1: Общая часть – Гродно: ГрГУ им. Я. Купала, 2011. – 420 с.

6) Гущин, А. И., Право граждан Республики Беларусь на социальное обеспечение и его гарантии/А.И.Гущин. – Минск: Тесей, 2008. – 122 с.

7) Гущин, И. В.Социальное право: вопросы теории : моногр. / И. В. Гущин,А. Г. Авдей; под общ. ред. И. В. Гущина. – Гродно : ГрГУ, 2013. – 375 с.

8) Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений / В.П. Галаганов – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия»,2009. – 416 с.

9) Иванова, Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. – М., 1986. – 342 с

10) Курс права социального обеспечения Республики Беларусь /Т.А. Постовалова. – Минск: Тесей, 2008. – 512 с.

11) Кирякова, И.Н. Право социального обеспечения / И.Н.Кирякова: учебно-методический комплекс для студентов юрид.факультета: – Новополоцк. – 2010. – 221 с.

12) Лушникова, М. В., Лушников, А. М. Курс права социального обеспечения. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: «Юстицинформ», 2009. – 636 с.

13) Миронова Т.К Право социального обеспечения: учебное пособие. Из-во КноРус, 2014 – 312 с.

14) Право социального обеспечения: учеб - метод. комлекс: В 2 ч. Ч.1: Общая часть / И.В.Гущин [и др.]; под общ.ред. В.И.Гущина. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 418 с.

15) Право социального обеспечения: учебн.пособие / Г.А. Василевич [и др.]; под ред. Х.Т. Мелешко. – Минск: Амалфея, 2013. – 544 с.

16) Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск, 1980

17) Тарасова В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974

 

Тема 5 Трудовой стаж

5.1. Понятие, виды и значение трудового стажа

5.2. Исчисление стажа работы для назначения трудовых пенсий

5.3. Исчисление трудового стажа государственного служащего

5.4. Порядок подтверждения трудового стажа для назначения пенсий

5.5. Выслуга лет и порядок льготное исчисление выслуги лет отдельным категориям работников (служащим)

Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.