Классификация отношений составляющих предмет права социального обеспечения:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) отношения, возникающие по поводу предоставления гражданам определенных благ по системе социального обеспечения;

а) пенсионные;

б) по поводу обеспечения граждан пособиями;

в) по поводу обеспечения граждан компенсационными и страховыми выплатами;

г) в связи с возмещением ущерба, причиненного сторонами рассматриваемых отношений друг другу.

2) отношения, возникающие по поводу «натуральных» видов социального обеспечения (отношения по предоставлению социальных услуг и обслуживанию);

а) медицинской помощи и лечения;

б) бесплатной или со скидкой лекарственной помощи;

в) санаторно-курортного лечения;

г) полного или полустационарного социального обслуживания;

д) социальной помощи на дому;

е) содержания детей в детских учреждениях;

ж) профессионального обучения и трудоустройства инвалидов;

з) транспортных средств инвалидам;

и) протезно-ортопедической помощи;

к) льгот по системе социального обеспечения.

3) вспомогательные отношения процедурного и процессуального характера, объективно необходимые для нормального функционирования первых двух групп материальных отношений.

1) установления юридических фактов;

2) реализации права на тот или иной вид социального обеспечения;

3) защиты нарушенного права.

Таким образом, предмет права социального обеспечения - это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

Помимо предмета важной характеристикой отрасли права является метод регулирования, представляющий собой совокупность юридических средств и способов, при помощи которых государство достигает необходимого эффекта регулирования.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов и средств воздействия права на общественные отношения.

Он может дать участникам общественных отношений только одно из трех указаний (в отдельности или в совокупности): поступать только так (предписание); только так не поступать (запрет); поступайте, как сочтете нужным (дозволение).

Предписание отражает императивный метод регулирования, а запрет и дозволение, - это приемы диспозитивного регулирования, поскольку участники общественных отношений свободны поступать так, как считают нужным, при этом в случае запрета эта свобода поведения начинается за пределами конкретного запрета.

Императивный метод характеризуется установлением безальтернативного варианта поведения субъектов (на пример, регулирование обязанностей государственных органов, которые не могут отказать управомоченному субъекту (при наличии у него соответствующих оснований) в предоставлении ему соответствующего вида социального обеспечения).

Диспозитивный метод выражается в закреплении нормой права определенного диапазона вариантов возможного поведения, который может быть выбран субъектом по его усмотрению (например, некоторым категориям граждан предоставлено право выбора вида пенсионного обеспечения (если они имеют право на оба этих вида), право отказа от социального обслуживания).

Отличительными признаками метода права социального обеспечения являются:

• сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

• отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по социальному обеспечению, хотя в настоящее время некоторые виды услуг могут оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного медицинского страхования);

• определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и невозможность изменения их по соглашению сторон;

• применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

По мнению Р.И. Ивановой, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно и неэквивалентно, как правило, на договорной основе.

Употребление такого термина применительно к предмету права социального обеспечения вызывает возражения так как оно закрывает истинную экономическую природу отношений, входящих в предмет:

во-первых, в систему отношений, регулируемых данной отраслью права, включаются отношения по социальному обеспечению работника (либо его семьи) в порядке обязательного социального страхования;

во-вторых, социальное обеспечение человека как члена общества осуществляется без учета его трудового вклада.

В. С. Андреевым выделил три специфические черты, раскрывающие, особенность метода данной отрасли.

Во-первых, все входящие в предмет отношения имеют алиментарный характер, причем предоставлять обеспечение обязано государство в лице его органов управления или учреждений либо по поручению государства профсоюзы или органы колхозов.

Во-вторых, одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья, а другим - органы государства или по его поручению профсоюзы или органы колхозов.

В-третьих, посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение.

Метод права социального обеспечения - это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений.

В правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению граждан применяется императивно-диспозитивный метод, выражающийся в сочетании предписания с дозволением.

 

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, обуславливает применение имеющихся в действующей системе права административно-правового и гражданско-правового методов воздействия на субъектов в их различных формах выражения.

Административно - правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений и разрешений.

Гражданско-правовой метод основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено».

Другим немаловажным отличительным признаком любой отрасли права является ее системность.

Нормы и институты, содержащие базовые начала правового регулирования, принципы отрасли права социального обеспечения, образуют в своей совокупности ее общую часть, в которой раскрывается: понятие социального обеспечения, состояние системы социального обеспечения, анализируются формы социального обеспечения; дается понятие предмета, метода, системы, принципов правового регулирования отрасли, рассматриваются учения о правоотношениях в сфере социального обеспечения и его источниках; история возникновения права социального обеспечения.

Особенная часть права социального обеспечения представлена институтами, расположенные в определенной логической последовательности, в частности: трудовой стаж, инвалидность, пенсионное обеспечение по старости, инвалидности, за выслугу лет, выплату пособий по безработице, на погребение, социальное обслуживание, международно-правовое регулирование в сфере социального обеспечения, дается общая характеристика зарубежного законодательства о социальном обеспечении.

 

3.3.Принципы и источники права социального обеспечения

Право социального обеспечения в Республике Бела­русь, являясь одной из отраслей права, преломляет в себе общие принципы права Республики Беларусь.

Принципы права социального обеспечения -это основные идеи, руководящие начала, которые отражают экономические законы общества и специфику правового регулирования общественных отношений, возникающих при обеспечении граждан видами социального обеспечения.

Основные идеи, характеризующие содержание и внутреннее единство правового регулирования только общественных отношений по социальному обеспечению, - принципы права социального обеспечения в Республике Беларусь.

Классификация принципов:

1) общие;

2) межотраслевые - которые охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право);

Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права

3)  отраслевые - присущие лишь данной отрасли, которые образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отрасли, но и все право. На их основе создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Таким образом, отраслевые принципы — это как бы низший этаж в общей системе принципов права, это принципы, конкретизирующие основополагающие идеи более высокого порядка.

К общим  относятся такие как:

- человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства;

- признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

- принадлежность основных прав и свобод человека каждому от рождения и их неотчуждаемость;

- равенство всех перед законом и судом;

- равенство прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации;

- право каждого на жизнь;

- принцип социальной справедливости;

- гуманизма;

- законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе;

- связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

- единства юридических прав и обязанностей;

- демократизма.

К межотраслевым принципам относятся такие, как:

- право на защиту от безработицы;

- право на охрану здоровья;

- государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

- право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту;

- право на защиту от бедности.

- единство экономической эффективности и социальной справедливости, органическая взаимосвязь защиты и самозащиты;

К отраслевым принципам относятся:

1) Всеобщность социального обеспечения - предполагает равную для каждого возможность получить определенные виды социального обеспечения при наступлении указанных в законе юридических фактов независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Данный принцип пронизывает нормы каждого института права социального обеспечения, но наиболее полно он реализуется в пенсионном обеспечении, поскольку пенсионной системой охвачено все население страны, в настоящее время введено подлинное всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

2) Всесторонность и многообразие оснований и видов социального обеспечения.

Перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство. По мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу, а также все иные случаи, когда человек по независящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.

Право социального обеспечения к их числу относит следующие: старость (достижение установленного законом возраста); инвалидность; временную нетрудоспособность; потерю кормильца; безработицу; рождение ребенка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денежной, так и в натуральной форме.

3) Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему
работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью.
Этот принцип тесно связан с принципом
всеобщности социального обеспечения.

Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, в частности за счет средств централизованных фондов обязательного социального страхования, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Так, гражданин, которому установлена трудовая пенсия по возрасту, может получить, как и любой другой гражданин, который вообще не трудился, протезно-ортопедическую помощь либо социальное обслуживание на дому или в стационарном учреждении, если он нуждается в этих видах помощи.

Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.

4) Единство и дифференциация (различие) условий и норм обеспечения, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (объем трудовой деятельности и ее результаты); характер трудовой деятельности (специфика условий труда и профессии и т.д.); местность, где выполнялась работа (служба) или живет человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т.п.); материальное положение.

Законодательство исходит из единства требований при назначения определенного вида социального обеспечения (например, пособий по случаю рождения ребенка и на погребение).

Основания для дифференциации условий и норм обеспечения содержится в актах законодательства о социальном обеспечении. Они различаются в зависимости от вида обеспечения и обслуживания. При предоставлении одних видов обеспечения преобладают трудовые критерии, других — критерии материального положения и т.д.

Основным, подчас единственным, критерием предоставления различных видов социального обслуживания, и разных социальных льгот, являются военные, трудовые и иные заслуги человека.

5) Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. В данном принципе конкретизируются конституционные права граждан на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право обращаться в государственные органы лично, направлять туда индивидуальные и коллективные обращения. В разработке проектов законов по вопросам социального страхования и обеспечения в порядке обязательного социального страхования активное участие принимают профсоюзы, осуществляющие защитную функцию экономических интересов трудящихся.

6) Установление уровня социального обеспечения, ни ниже прожиточного минимума.

В целях реализации данного принципа впервые в качестве самостоятельного основания для социального обеспечения была признана бедность человека, в связи с чем введена государственная социальная помощь тем, у кого доход ниже прожиточного минимума.

Раскрывая содержание рассматриваемого принципа, нельзя его абсолютизировать для каждого отдельного вида социального обеспечения, поскольку обеспечение уровня жизни не ниже прожиточного минимума может достигаться совокупностью предоставляемых человеку видов социального обеспечения. Кроме того, необходимо также учитывать, что виды социального обеспечения имеют различные цели. Так, содержание и обслуживание нетрудоспособного человека в учреждении социального обслуживания преследует цель предоставить ему все необходимое, в чем он нуждается, по установленным нормам. Цель пособия по временной нетрудоспособности — возместить полностью либо частично утраченный вследствие болезни заработок

7) Финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

8) Универсальность и комплексность, то есть гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально-значимых обстоятельств.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 253.