Система органов социального обеспечения. Правовое положение Фонда социальной защиты Республики Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Возглавляет систему органов социальной защиты Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (действует на основании Положения о Минтруде и соц. защиты», утвержденное постановлением Совмина от 07.02.2005 № 127)

Задачи Минтруда и соцзащиты:

1) разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по вопросам занятости населения, оплаты, условий и охраны труда, государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, государственного социального обслуживания и социальной помощи, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности;

2) совершенствование законодательства о труде, занятости и социальной защите населения;

3) осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении, занятости населения, государственном социальном страховании, труде и об охране труда, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

4) осуществление международного сотрудничества.

Компетенция Минтруда и соцзащиты:

1) разрабатывает предложения по основным направлениям государственной политики в области труда, содействия занятости, социальной защиты;

2) участвует в разработке, и организует выполнение социальных программ и осуществляет контроль за их реализацией;

3) организует и проводит мониторинг в области социальной защиты;

4) вносит предложения о принятии дополнительных мер по предотвращению нарушений пенсионного обеспечения, и социального обслуживания;

5) разрабатывает и утверждает нормы питания, обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем в стационарных учреждениях социального обслуживания;

6) вносит предложения по совершенствованию системы социальных пособий, компенсационных выплат, а также порядка и условий оказания государственной социальной помощи и предоставления социальных услуг;

7) возглавляет и организует работу государственной службы занятости населения;

8) вносит предложения по совершенствованию порядка регистрации безработных;

9) организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

10) разрабатывает и вносит предложения о размерах обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование;

11) организует и координирует работу по осуществлению индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования;

12) осуществляет анализ состояния государственного социального страхования и пенсионного обеспечения и применения законодательства по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, разрабатывает предложения по их развитию;

13) организует работу по назначению и выплате пенсий, пособий и других социальных выплат;

14) осуществляет подготовку и оформление решений Комиссии по установлению пенсий за особые заслуги при Совмине РБ;

15) определяет порядок ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий и пособий, утверждает формы документов, необходимых для их назначения;

16) участвует в организации протезно-ортопедической помощи населению и обеспечении нуждающихся граждан техническими средствами социальной реабилитации;

17) участвует в разработке и реализации мероприятий по повышению социальной защиты пожилых людей, ветеранов, лиц, пострадавших от войн;

18) вносит в Совмин предложения о совершенствовании порядка предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов;

19) участвует в организации санаторно-курортного лечения неработающих пенсионеров и инвалидов;

20) участвует в разработке предложений по упорядочению системы социальных льгот и гарантий;

В целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования (последний находился в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси) был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, как орган государственного управления финансами социального страхования, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица. Указом от 24.09.2001 № 516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В настоящее время Правовое положение ФСЗН определяется Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40, которым утверждено соответствующе положение.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты. Фонд является департаментом с правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

Функции Фонда:

ð организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

ð осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей;

ð финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий, мероприятия по обеспечению занятости населения, иные расходы;

ð организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность;

ð финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

ð размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке;

ð осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования;

ð разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;

ð назначает и выплачивает профессиональные пенсии;

ð осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов;

ð контролирует правильность использования средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов;

ð осуществляет выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;

ð разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании;

ð создает и ведет базу данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям профессиональных пенсий;

ð подает в суд заявления об обращении взыскания на имущество должников для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщиков взносов денежных средств;

ð рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

ð обобщает практику применения законодательства в области государственного социального страхования;

Коллегиальным органом управления Фонда является его правление.

В состав правления входят Министр труда и социальной защиты (председатель правления), управляющий Фондом (заместитель председателя правления) и его заместители по должности, представители Министерства финансов, Министерства экономики, Национального банка, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.

Правление Фонда созывается по мере необходимости, но не реже трех раз в год, и правомочно принимать решения при наличии не менее двух третей установленной численности его членов. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель правления. Решения правления Фонда принимаются в форме постановления. Постановления подписываются председателем правления, а в его отсутствие - заместителем председателя правления. В случае необходимости оперативного принятия решения может быть применен принцип опроса членов правления в рабочем порядке без созыва его заседания. Работа правления осуществляется в соответствии с утвержденным им регламентом.

Управляющий Фондом назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Управляющий Фондом имеет двух заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей Министром труда и социальной защиты по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.

Работники центрального аппарата Фонда и его территориальных органов, за исключением работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих его деятельность, являются государственными служащими

Возглавляет систему органов социальной защиты Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (действует на основании Положения о Минтруде и соц. защиты», утвержденное постановлением Совмина от 07.02.2005 № 127)

Задачи Минтруда и соцзащиты:

5) разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по вопросам занятости населения, оплаты, условий и охраны труда, государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, государственного социального обслуживания и социальной помощи, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности;

6) совершенствование законодательства о труде, занятости и социальной защите населения;

7) осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении, занятости населения, государственном социальном страховании, труде и об охране труда, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

8) осуществление международного сотрудничества.

Компетенция Минтруда и соцзащиты:

21) разрабатывает предложения по основным направлениям государственной политики в области труда, содействия занятости, социальной защиты;

22) участвует в разработке, и организует выполнение социальных программ и осуществляет контроль за их реализацией;

23) организует и проводит мониторинг в области социальной защиты;

24) вносит предложения о принятии дополнительных мер по предотвращению нарушений пенсионного обеспечения, и социального обслуживания;

25) разрабатывает и утверждает нормы питания, обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем в стационарных учреждениях социального обслуживания;

26) вносит предложения по совершенствованию системы социальных пособий, компенсационных выплат, а также порядка и условий оказания государственной социальной помощи и предоставления социальных услуг;

27) возглавляет и организует работу государственной службы занятости населения;

28) вносит предложения по совершенствованию порядка регистрации безработных;

29) организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

30) разрабатывает и вносит предложения о размерах обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование;

31) организует и координирует работу по осуществлению индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования;

32) осуществляет анализ состояния государственного социального страхования и пенсионного обеспечения и применения законодательства по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, разрабатывает предложения по их развитию;

33) организует работу по назначению и выплате пенсий, пособий и других социальных выплат;

34) осуществляет подготовку и оформление решений Комиссии по установлению пенсий за особые заслуги при Совмине РБ;

35) определяет порядок ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий и пособий, утверждает формы документов, необходимых для их назначения;

36) участвует в организации протезно-ортопедической помощи населению и обеспечении нуждающихся граждан техническими средствами социальной реабилитации;

37) участвует в разработке и реализации мероприятий по повышению социальной защиты пожилых людей, ветеранов, лиц, пострадавших от войн;

38) вносит в Совмин предложения о совершенствовании порядка предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов;

39) участвует в организации санаторно-курортного лечения неработающих пенсионеров и инвалидов;

40) участвует в разработке предложений по упорядочению системы социальных льгот и гарантий;

В целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования (последний находился в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси) был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, как орган государственного управления финансами социального страхования, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица. Указом от 24.09.2001 № 516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В настоящее время Правовое положение ФСЗН определяется Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40, которым утверждено соответствующе положение.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты. Фонд является департаментом с правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

Функции Фонда:

ð организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

ð осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей;

ð финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий, мероприятия по обеспечению занятости населения, иные расходы;

ð организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность;

ð финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

ð размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке;

ð осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования;

ð разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;

ð назначает и выплачивает профессиональные пенсии;

ð осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов;

ð контролирует правильность использования средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов;

ð осуществляет выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;

ð разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании;

ð создает и ведет базу данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям профессиональных пенсий;

ð подает в суд заявления об обращении взыскания на имущество должников для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщиков взносов денежных средств;

ð рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

ð обобщает практику применения законодательства в области государственного социального страхования;

Коллегиальным органом управления Фонда является его правление.

В состав правления входят Министр труда и социальной защиты (председатель правления), управляющий Фондом (заместитель председателя правления) и его заместители по должности, представители Министерства финансов, Министерства экономики, Национального банка, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.

Правление Фонда созывается по мере необходимости, но не реже трех раз в год, и правомочно принимать решения при наличии не менее двух третей установленной численности его членов. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель правления. Решения правления Фонда принимаются в форме постановления. Постановления подписываются председателем правления, а в его отсутствие - заместителем председателя правления. В случае необходимости оперативного принятия решения может быть применен принцип опроса членов правления в рабочем порядке без созыва его заседания. Работа правления осуществляется в соответствии с утвержденным им регламентом.

Управляющий Фондом назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Управляющий Фондом имеет двух заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей Министром труда и социальной защиты по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.

Работники центрального аппарата Фонда и его территориальных органов, за исключением работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих его деятельность, являются государственными служащими

 

Контрольные вопросы

 

1) Раскройте понятие государственной системы социального обеспечения в Республике Беларусь.

2) Социальная политика в Республике Беларусь и источники ее финансирования.

3) Основные проблемы социального развития Республики Беларусь.

4) Какое место занимает социальное обеспечение в жизни людей?

5) В каких нормативных актах закреплена система социального обеспечения, существующая в Республике Беларусь? Назовите элементы этой системы.

6) Раскройте понятия социального государственного социального страхования как одной из важнейших правовых форм социального обеспечения в Республике Беларусь.

7) Назовите принципы социального страхования

8) Назовите случаи, при наступлении которых возможно социальное страхование.

9)  Кто в Республике Беларусь осуществляет персонифицированный учет?

10) Что такое лицевые счета застрахованного работника, за которого работодатель уплачивает страховые взносы в соответствующий Фонд?

 

Рекомендуемая литература

1) Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188. – 1/6032.

2) О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь от 17 апр. 1992 г. №1596-XII (с изм. 14 июля 2014 г.)// Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 2014. – № 2/2188.

3) Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования: закон Респ. Беларусь, 6 янв. 1999 г. №230-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – №114. – 2/1252.

4) Об основах государственного социального страхования: закон Республики Беларусь от 31 января 1995 с изм. и доп. 06 января 2000 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1995. - № 14. – Ст. 138.

5) Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 29 февраля 1996 года №138-XIII (в ред.14.07.2014 г) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. – 1999. - №3. - Ст.37

6) О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (вместе с «Положением о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», «Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»): Указ Президента Респ. Беларусь от 16.01.2009 г., № 40 (в ред. от 11.06.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. - № 17. - 1/10419.

7) Об утверждении Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 08.07.1997 г., № 837 (в ред. от 31.03.2009 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. - № 3. - 2/656.

8) Баскаков В.Н., Мельников В.В. Актуарные проблемы в сфере социального страхования и пенсионного обеспечения. Сборник: Пенсионная реформа в России: оценка специалистов. Под ред. В.Н. Баскакова, А.С. Орлова. М., 1999.

9) Гущин, И. В. Право социального обеспечения / И. В. Гущин: учеб – метод. Комплекс: в 2 ч. Ч.1: Общая часть – Гродно: ГрГУ им. Я. Купала, 2011. – 420 с.

10) Гущин, А. И., Право граждан Республики Беларусь на социальное обеспечение и его гарантии/А.И.Гущин. – Минск: Тесей, 2008. – 122 с.

11) Гущин, И. В.Социальное право: вопросы теории : моногр. / И. В. Гущин,А. Г. Авдей; под общ. ред. И. В. Гущина. – Гродно : ГрГУ, 2013. – 375 с.

12) Захаров М.Л. «Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве)» М.: 2013. - 312 с.

13) Лушникова, М. В., Лушников, А. М. Курс права социального обеспечения. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: «Юстицинформ», 2009. – 636 с.

14) Право социального обеспечения: учебн.пособие / Г.А. Василевич [и др.]; под ред. Х.Т. Мелешко. – Минск: Амалфея, 2013. – 544 с.

15) Тучкова Э.Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы). Сборник трудовое право и право социального обеспечения. Актуальные проблемы. М., 2000

16) Янчук М. Е. Государственное социальное страхование // Научно-практический журнал «Проблемы экономики». – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. – окт-дек, 2012. – №4. – с. 175

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.