Тема 1 Понятие социального обеспечения граждан, его формы и виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1 Понятие социального обеспечения граждан, его формы и виды

Понятия «социальное обеспечение»

Правовые формы социального обеспечения в Республике Беларусь

Виды социального обеспечения в Республике Беларусь

 

Классификация функций социального обеспечения

1) экономическая функция - государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг) вместо утраченного заработка при наступлении социальных рисков.

2) производственная функция - право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. Это влияние будет возрастать, поскольку усилится стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих.

3) социальная (социально-реабилитационная) функция - способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, самостоятельно себя обслуживать.

4) политическая функция - позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Республика Беларусь - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В республике охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной зашиты. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения.

5) демографическая функция - реализуется путем воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране.

6) духовно-идеологическая функция социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции

 

 

Профессиональное пенсионное страхование;

В соответствии с законом от 5.01.2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании» - это система установленных государством отношений, заключающихся в формировании средств за счет взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности, и использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с особыми условиями труда.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-

Персонифицированный учет

 

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства о государственном социальном страховании, составляет Закон Республики Беларусь от 06.01.1999 г., № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Этот Закон вступил в действие с 1 января 2001 г. - сначала на территориях отдельных административно-территориальных единиц Республики Беларусь, определенных Советом Министров Республики Беларусь, а с 1 января 2003 г. - на всей территории нашего государства.

В ст. 3 названного закона указано, что целями персонифицированного учета являются:

- обеспечение достоверности сведений о страховом стаже застрахованного лица, выплатах (доходе), на которые начислены страховые взносы, и страховых взносах;

- создание информационной базы для назначения пенсий и пособий;

- информационное обеспечение процесса прогнозирования расходов на выплату пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, определение размеров страховых взносов, расчет макроэкономических показателей, касающихся государственного социального страхования;

- повышение заинтересованности в уплате страховых взносов;

- упрощение порядка и ускорение процедуры назначения пенсий и пособий застрахованным лицам.

Персонифицированный учет основывается на принципах:

1) всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов и учета сведений о застрахованных лицах;

2) достоверности сведений о застрахованных лицах, представляемых каждым плательщиком страховых взносов в органы, осуществляющие персонифицированный учет;

3) использования сведений о застрахованных лицах исключительно для целей государственного социального страхования;

4) ведения персонифицированного учета застрахованных лиц в периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Персонифицированный учет осуществляется уполномоченными государственными органами в области социальной защиты населения. Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования (далее - Правила) утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

На каждое застрахованное лицо органы, осуществляющие персонифицированный учет, открывают индивидуальный лицевой счет, который отражает: страховой номер; фамилию, имя и отчество, в том числе новую фамилию, если прежняя была изменена после регистрации застрахованного лица в органах, осуществляющих персонифицированный учет; дату рождения; пол; информацию о месте жительства; серию (при наличии) и номер документа, удостоверяющего личность, дату выдачи, наименование государственного органа, его выдавшего; гражданство; сведения о страховом стаже и других периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в стаж работы для назначения пенсии (включая сведения о работе до 1 января 2009 года, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет); сумму выплат застрахованному лицу или его доход за каждый месяц страхового стажа; размер и сумму обязательных страховых взносов за каждый месяц страхового стажа; другие сведения, необходимые для назначения и выплаты пенсии и пособия.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, за которое уплачиваются (уплачивались) взносы на профессиональное пенсионное страхование, содержит специальную часть лицевого счета (далее - профессиональная часть лицевого счета), на которой указываются:

1) сведения о профессиональном стаже;

2) тариф взносов на профессиональное пенсионное страхование;

3) сумма выплат застрахованному лицу;

4) сумма начисленных взносов на профессиональное пенсионное страхование;

5) сумма уплаченных взносов на профессиональное пенсионное страхование;

6) сумма дохода от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;

7) другие сведения, необходимые для ведения профессиональной части лицевого счета и назначения профессиональной пенсии.

Информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, является конфиденциальной. Доступ к данной информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Застрахованному лицу выдается свидетельство социального страхования в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Физические лица, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь в стаж работы для назначения пенсии кроме страхового стажа засчитываются другие периоды деятельности, могут обратиться после окончания соответствующей деятельности в органы, осуществляющие персонифицированный учет, для включения этих периодов в индивидуальный лицевой счет.

Застрахованное лицо имеет право: получать у плательщика страховых взносов сведения, переданные в органы, осуществляющие персонифицированный учет, для занесения в его индивидуальный лицевой счет; получать в органах, осуществляющих персонифицированный учет, информацию, содержащуюся в его индивидуальном лицевом счете; требовать от плательщика страховых взносов либо органов, осуществляющих персонифицированный учет, уточнения и (или) дополнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете; обращаться в случае отказа плательщика страховых взносов либо органов, осуществляющих персонифицированный учет, в уточнении и (или) дополнении сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, с заявлением в суд; требовать в случаях утраты свидетельства социального страхования, его непригодности и других аналогичных случаях выдачи дубликата свидетельства социального страхования в установленном Правилами порядке.

Застрахованное лицо обязано:

- представлять в установленном порядке сведения для его регистрации в органах, осуществляющих персонифицированный учет, и внесения в индивидуальный лицевой счет;

- сообщать об изменении сведений, включенных в индивидуальный лицевой счет, в установленном порядке органам, осуществляющим персонифицированный учет, плательщику страховых взносов;

- предъявлять по требованию органов, осуществляющих персонифицированный учет, плательщика страховых взносов документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в индивидуальный лицевой счет;

- получить свидетельство социального страхования, хранить и предъявлять его по требованию плательщика страховых взносов, а также должностных лиц органов, осуществляющих персонифицированный учет.

Плательщики страховых взносов имеют право требовать от застрахованного лица при приеме его на работу предъявления свидетельства социального страхования, а в случае его отсутствия - представления сведений, необходимых для регистрации застрахованного лица в органах, осуществляющих персонифицированный учет.

Плательщики страховых взносов обязаны:

представлять в органы, осуществляющие персонифицированный учет, сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета;

получать в органах, осуществляющих персонифицированный учет, свидетельства социального страхования, а также при необходимости их дубликаты и выдавать под роспись застрахованным лицам;

представлять по требованию застрахованного лица сведения о нем, переданные в органы, осуществляющие персонифицированный учет;

оказывать содействие должностным лицам органов, осуществляющих персонифицированный учет, при проведении ими проверок по вопросам ведения персонифицированного учета;

выполнять требования должностных лиц органов, осуществляющих персонифицированный учет, об устранении выявленных при проверке нарушений по вопросам ведения персонифицированного учета.

Органы, осуществляющие персонифицированный учет, имеют право:

требовать от плательщиков страховых взносов представления в установленном порядке сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета;

осуществлять контроль за правильностью представления плательщиками страховых взносов сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета.

Органы, осуществляющие персонифицированный учет, обязаны:

обеспечивать полноту и точность внесения представленных сведений в индивидуальные лицевые счета;

обеспечивать конфиденциальность информации, содержащейся в индивидуальном лицевом счете;

представлять застрахованному лицу информацию, содержащуюся в его индивидуальном лицевом счете;

разъяснять застрахованным лицам и плательщикам страховых взносов их права и обязанности;

представлять органам, осуществляющим выплаты по государственному социальному страхованию, сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах.

Застрахованные лица, плательщики страховых взносов и органы, осуществляющие персонифицированный учет, виновные в нарушении требований несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Споры по вопросам персонифицированного учета разрешаются вышестоящим государственным органом в области социальной защиты населения и (или) в судебном порядке.

 

Рисунок 2.1 – Особенность правоотношений по социальному обеспечению

 

В науке права социального обеспечения отсутствует единая точка зрения по поводу определения правового отношения по социальному обеспечению, что обусловлено разными критериями и подходами, используемыми для определения данного понятия.

Таблица 2.1 – Определения правоотношений в сфере социального обеспечения различных авторов советского периода

Автор Определение
С.Ф. Кечекьяна – правоотношения име­ют свою специфику, состоящую в том, что для тех или иных лиц (управомоченных) возникают права, т.е. открывается пре­дусмотренная правовыми нормами и обусловленная государ­ством возможность действовать определенным образом (субъективное право), и вместе с тем на других лиц возлага­ются обязанности, т.е. необходимость определенного пове­дения, предписанного нормами права и обеспеченного госу­дарственным принуждением.
С.С. Алексеев правоотношения — это возникающая на основе норм права индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризующаяся наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принуди­тельной силой государства.

Правоотно­шение по социальному обеспечению — это норма права о социальном обеспечении в действии, в осуществлении. Фактически правоотношение по социальному обеспечению есть результат действия норм права о социальном обеспечении. Следовательно, нормы права о социальном обеспечении находятся в неразрывном единстве и взаимодействии с правоотношениями по конкретным видам социального обеспечения. Эти правоотношения - самостоятельный вид общественных отношений, в которых реализуются субъективные права граждан на конкретные виды социального обеспечения.

Единое правоотношение по социальному обеспечению, рас­членяемое в реальной жизни на конкретные виды правоотноше­ний, является самостоятельным видом общественных отношений, в основе которых лежат экономические распределитель­ные отношения, возникающие в нашем государстве при созда­нии фондов на цели социального обеспечения и при их распре­делении среди престарелых, инвалидов, нетрудоспособных и других граждан. Урегулированные нормами права социального обеспечения, они в реальной жизни существуют в форме мно­гих правовых отношений, которые весьма многообразны и крайне неоднородны. В круг этих правоотношений включаются пра­воотношения по конкретным видам пенсий, пособий, предостав­ляемых услуг и льгот, а также натуральных материальных благ. Более того, пенсионные правоотношения, составляющие ядро всех правоотношений в сфере социального обеспечения, различаются разнородностью, специфическими свойствами в зависимости от правового положения субъектов этих правоотношений и специфики юридических фактов, при наступлении которых и возникает конкретное пенсионное правоотношение. Определения правоотношений в сфере социального обеспечения различных авторов современности представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Определения правоотношений в сфере социального обеспечения различных авторов современности

Автор Определение
В.П. Галаганов определяет правоотношение по соци­альному обеспечению — это юридическая связь между его субъектами — гражданином и органом социального обеспечения — по поводу материального блага (конкретизированного вида социального обеспечения), основным содержанием которого являются субъективные права и юридические обязанности и которое возникает на основе норм права социального обеспе­чения в случае наступления предусмотренных правовыми нор­мами социальных юридических фактов» .
Т.А. Постовалова полагает, что правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставления социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию.
Е.Е. Мачульская - полагает, что правоотношение в сфере социального обеспе­чения — урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами и физическими лицами, имеющими на них право.
К. Н. Гусов определяет правоотношения по социальному обеспечению – это урегулированные нормами права социального обеспечения социально – обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде.

Правоотношения по социальному обеспечению – это урегулированная нормами права связь между определенными в законе субъектами – гражданином и соответствующими органом социального обеспечения или иными уполномоченными государством органами, организациями или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми работодателями – по поводу предоставляемого социального материального блага в денежной и (или) натуральной формах в рамках существующих организационно – правовых способов его осуществления. Структура правоотношений по социальному обеспечению состоит из нескольких элементов (рисунок 2.2).

Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям, которые представлены на рисунке 2.4. Первый и второй виды классификации позволяют более полно раскрыть все правоотношения по социальному обеспечению с их необходимыми элементами (субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения).

Рисунок 2.4 - Классификация правоотношений по социальному обеспечению

Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:

а) правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты, которому обжалуются действия нижестоящего органа;

б) правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.

Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения. Возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами правоотношения при обращении в вышестоящий орган социальной защиты или (после этого) в суд.

 

Рисунок 2.5 - Классификация правоотношений исходя из характера и целей

По видам обеспечения правоотношения по социальному обеспечению классифицируются следующим образом (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 - Классификация правоотношений по социальному обеспечению

Для того чтобы охарактеризовать каждый вид правоотношения по социальному обеспечению, надо раскрыть его элементы, т. е. его субъекты, объект, содержание и основания возникновения, изменения и прекращения, которые у каждого вида правоотношений существенно различаются.

Основным видом правоотношений в сфере социального обеспечения являются пенсионные правоотношения. Их мож­но исследовать как единое пенсионное правоотношение и как правоотношения по соответствующим видам пенсионного обеспечения. Поскольку гражданам в Республике Беларусь назна­чаются и выплачиваются пенсии по возрасту, пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за особые заслуги перед государством, а также социальные пенсии тем гражданам, которые не имеют права на трудовые пенсии, и пенсии инвалидам с детства, то столько видов пенсионных правоотношений возникает в реальной жизни. Гражданам предоставляются и многие виды пособий по социальному обеспечению. Столько же видов правоотношений может возникнуть в реальной жизни. В соответствии с законодательством гражданам предоставляются различные услуги — по медицинскому и санаторно-курортному лечению и обслуживанию, по содержанию и воспитанию детей в детских дошкольных и внешкольных учреждениях, по содержанию и социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Столько и видов правоотношений может иметь место в реальной жизни.

Для всех перечисленных видов правоотношений, в которых реализуются субъективные права граждан Республики Беларусь, характерно то общее, что они возникают на основе общих предпосылок. Различия состоят лишь в том, что каждое конкретное правоотноше­ние возникает на основе соответствующего основного юридического факта и при наличии других фактов, вместе составляющих их юридический состав. В юридической литературе все правоотношения в сфере социального обеспечения классифицируются по различным основаниям.

Так, В.П. Галаганов предлагает следующую классификацию правоотно­шений по социальному обеспечению граждан Российской Федерации:

а) по характеру правоотношения, определяемому его целями;

б) по видам социального обеспечения;

в) по субъектам;

г) по срокам правоотношений;

 д) по формам организации социального обеспечения;

е) по формам социального обеспечения как способу удовлетворения потребно­стей граждан и пр.

Данная классификация может быть положена в основу разделения правоотношений по социальному обеспечению граждан Республики Беларусь. Однако, по нашему мнению, основой классификации правоотношений по социальному обеспече­нию граждан лучше считать специфику юридических фактов, при наступлении которых у граждан нашего государства возникает субъективное право на конкретные виды социального обеспечения, реализуемые в конкретных правоотношениях. В связи с этим предлагаем следующую классификацию анализируемых правоотношений: пенсионные правоотношения, правоотноше­ния по поводу пособий по социальному обеспечению и социальному страхованию; правоотношения по поводу предоставления гражданам услуг и льгот как видов социального обеспе­чения; правоотношения по предоставлению гражданам натуральных видов социального обеспечения и обслуживания; процессуально-процедурные правоотношения.

4.2 Субъекты, объекты, содержание правоотношений по социальному обеспечению

Субъектами права на соответствующие виды социального обеспечения в Республике Беларусь выступают граж­дане и государственные органы (рисунок 2.3).

 

Рисунок 2.2 – структура правоотношений по социальному обеспечению

Рисунок 2.3 – Субъекты правоотношений на соответствующие виды социального обеспечения

Одним из таких свойств, которым наше государство наделяет своих граждан в сфере отношений по социальному обеспечению, является правосубъектность.

Правосубъектность у граждан Республики Беларусь в сфере социального обеспечения предполагает наличие у них таких социально-юридических свойств, которые делают их способными к обладанию субъективным правом на конкретные виды социального обеспечения, т.е. они приобретают качество субъекта права на эти виды социального обеспечения.

Признав лицо субъектом права на конкретный вид социального обеспечения, наделив его социально-юридическим свойством в сфере правовых отношений по социальному обеспечению — правосубъектностью, нормы законодательства о социальном обеспечении закрепляют за ним всю совокупность неотъемлемых и неотчуждаемых прав на различные виды социального обеспечения с момента его рождения. Именно с момента рождения у граждан возникает и правосубъектность на конкретные виды социального обеспечения.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступают различные государственные органы. К их числу относятся: органы министерства труда и социального развития; органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.); органы власти; медицинские учреждения и учреждения социального обслуживания

В юридичес­кой литературе по вопросу об объекте правоотношений выска­зано две точки зрения. По мнению одних авторов, объектом правовых отношений могут быть лишь действия обязанных субъектов, по мнению других, не только действия обязанных субъектов в конкретных правоотношениях, но и вещи, и другие материальные и нематериальные блага. Имеется и третья точка зрения, в соответствии с которой объекты правоотношений могут иметь как имущественный, так и неимущественный характер .

Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное благо, по поводу которого они возникают, т.е. конкретный вид социального обеспечения. В процедурных правоотношениях объектом выступают действия - решения государственных органов о назначении конкретного вида социального обеспечения или об установлении юридических фактов, без которых невозможна реализация материальных правоотношений. В процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров вышестоящими органами в порядке подчиненности объектом является действие-решение по существу спора, т.е. по восстановлению нарушенного права гражданина на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере.

Объекты правоотношений не следует путать с содержанием правоотношений. Содержанием материального правоотношения по социальному обеспечению служит субъективное право лица на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность компетентного государственного органа принять решение о его предоставлении или об отказе в предоставлении. Содержание процедурных правоотношений составляет субъективное право лица на установление юридических фактов и соответствующая ему обязанность государственного органа произвести проверку и принять решение о наличии фактов, необходимых для возникновения права на конкретный вид социального обеспечения, а также об удовлетворении субъективного права или об отказе в этом. Содержанием процессуальных правоотношений выступает субъективное право на восстановление нарушенного права и соответствующая ему обязанность государственного органа рассмотреть существо спора и принять решение.

Объектом материальных правоотношений является конкретное благо в виде выплат (пенсий, пособий, компенсаций и пр.), услуг или льгот. Причем льготы могут распространяться как на условия предоставления выплат, так и на услуги.

Каждый вид социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, услуги) имеет ряд характерных признаков, которые позволяют отграничивать их от выплат и услуг, не регулируемых нормами права социального обеспечения.

Сегодня всем гражданам не только предоставляется право на соответствующие виды социального обеспечения, но оно и гарантируется государством. В случае нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения они имеют право обжаловать незаконные действия органов социального обеспечения в несудебном и судебном порядках. Так, в соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239-3 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» установлено, что граждане и их законные представители вправе обратиться в суд за защитой права на социальные льготы, уста­новленные настоящим законом, если органы, предоставляющие эти льготы гражданам, нарушают право на них. Известно, что правоотношения, возникшие по поводу конкретных видов социального обеспечения как волевое общественное отношение, регламентируют фактическое поведение определенных субъектов: с одной стороны, граждан - обладателей субъективного права на данный вид социального обеспечения, а с другой - должностных лиц органов, осуществляющих социальное обеспечение и участвующих в этом правоотноше­нии. В нем субъективное право гражданина, а также его сознание и воля направлены на получение в свое владение, пользование и распоряжение определенной денежной суммы или иных благ и услуг из соответствующих фондов социальной защиты, предусмотренных на цели социального обеспечения. Именно на это направлена и правовая обязанность должностных лиц органов, осуществляющих социальное обеспечение. Следовательно, реализация гражданами Республики Беларусь субъективного права на данный вид социального обеспечения в конкретных правоотношениях и исполнение обязанностей органами, осуществляющими социальное обеспечение, связаны с передачей соответствующих сумм из фондов социальной защиты в личную собственность граждан и членов их семей определенной денежной суммы как выплаты алиментарного характера или оказание услуг, предоставление льгот и натуральных материальных благ в порядке социальной алиментации, именно конкретной денежной суммы - как размер пенсии или пособия или соответствующие услуги или льго­ты, натуральные материальные блага, поскольку по их поводу и возникло соответствующее правоотношение, именно они и являются объектами субъективного права конкретных граж­дан и объектами соответствующих правоотношений.

Таким образом, объектом процедурных и процессуальных правоотношений является либо само юридически значимое обстоятельство или группа таковых (назначение пенсии, пособия и т.п.), либо оспариваемое право.

В отечественной юридической литературе, также в литературе стран СНГ содержание права граждан на социальное обеспечение не раскрывалось. Однако очевидно, что право граждан Республики Беларусь на конкретные виды социального обеспечения имеет и свое содержание, исследование и раскрытие которого является актуальной научной проблемой. Закрепленное в Конституции и в текущем законодательстве право граждан на соответствующие виды социального обеспечения есть равные и одинаковые возможности, адресованные гражданам, получить соответствующие виды пенсий, пособий, услуг, льгот и натуральных материальных благ при наступлении определенных жизненных обстоятельств, событий и действий при условии вступления их в конкретные правоотношения. Эти возможности, равные и одинаковые для всех граждан, сопровождают их со дня рождения и до смерти. Для того, чтобы эти возможности превратились в действительность, необходимо, чтобы наступили у граждан соответствующие события, чтобы нормы права о социальном обеспечении придали им юридическое значение. Нормы права, установившие и закрепившие за гражданами равные возможности получить соответствующие виды социального обеспечения, фактически закрепляют за ними право на социальное обеспечение в объективном смысле. Чтобы эти возможности превратились в субъективные права граждан на конкретные виды социального обеспечения, необходимо наступление у них таких событий, как достижение гражданами пенсионного возраста, установление им группы инвалидности, потеря кормильца, нетрудоспособность, наличие заболеваний, требующих медицинского лечения и обслуживания и других юридических фактов, к числу которых относятся и такие действия, как уплата страховых взносов в фонды социального обеспечения, выработка трудового стажа и выслуги лет, беременность и роды, воспитание детей в семьях до трех лет, необходимость содержания и воспитания детей в детских дошкольных и внешкольных учреждениях и другие. Если права гражданам на конкретные виды социального обеспечения как возможности, одинаковые для всех, обязаны предоставлять все органы, осуществляющие социальное обеспечение, то субъективному праву на данный вид социального обеспечения соответствует конкретный орган, осуществляющий социальное обеспечение, его местонахождение находится либо по месту жительства гражда­нина, либо по месту его работы, службы, нахождения. Субъективное право гражданина на данный вид социального обеспечения реализуется в соответствующем правоотношении. Возник­шие на основе нормы права, правосубъектности и юридических фактов, правоотношения по конкретным видам социального обеспечения граждан имеют не только свой объект, но и определенное содержание, характеристика которого помогает не только раскрыть само понятие, но и основание возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений, указать на их субъекты и содержание. В юридической литературе стран СНГ имеются различные точки зрения на содержание правоотношений. Одни авторы утверждали, что содержание правоотношений составляют правомочия и обязанности их субъектов, другие полагали, что содержание указанных правоотношений определяется поведением их участников, действием их субъектов, по мнению третьих авторов, содержание правоотношений включает в себя поведение, правомочия и обязанности участников соответствующих правоотношений.

Субъективное право граждан Республики Беларусь на конкретные виды социального обеспечения, как и всякое другое субъективное право, также включает в себя названные три вида возможного поведения. Субъективное право граждан на соответствующие виды социального обеспечения - это меры возможного и дозволенного поведения, обеспеченные законодательством нашей республики. Это выражается в возможности граждан: а) определенного поведения как управомоченных субъектов в правоотношениях по поводу конкретного вида социального обеспечения; б) требовать определенного поведения от органов, осуществляющих социальное обеспечение, как обязанных субъектов этих правоотношений, вытекающего из их правомочий (компетенции); в) обратиться к государственным (общественным) и судебным органам за помощью и защитой своего нарушенного субъективного права на конкретный вид социального обеспечения. По нашему мнению, все три указанные возможности граждан как управомоченных субъектов в конкретных правоотношениях по видам социального обеспечения носят абсолютный характер. Гражданам при этом следует лишь доказать наличие у них субъективного права на конкретный вид социального обеспечения. На органах, осуществляющих социальное обеспечение, как обязанных субъектов конкретных правоотношений лежит правовая обязанность по реализации права граждан на конкретный вид социального обеспечения. Это требуемая нормами права, регулирующих социальное обеспечение, мера должного поведения указанных органов как субъектов конкретных правоотношений.

Обязанность органов, осуществляющих социальное обес­печение, предоставлять гражданам соответствующие виды социального обеспечения при наличии у них субъективного права на конкретный вид социального обеспечения, не означает, что субъекты правоотношения — гражданин и орган, осуществляющий социальное обеспечение, не равны. Равноправие субъектов конкретных правоотношений по поводу соответствующих видов социального обеспечения является характерной их чертой. Поэтому граждане и органы, осуществ­ляющие социальное обеспечение, наряду с выполнением лежащих на них обязанностей, имеют и соответствующие права. Граждане, у которых возникло субъективное право на данный вид социального обеспечения, имеют право требовать от органов, осуществляющих социальное обеспечение, назначить и выплачивать соответствующий вид пенсий, пособия, предоставлять услуги и льготы, а в предусмотренных законом случаях — и натуральные материальные блага как виды социального обеспечения. В свою очередь, органы, осуществляющие со­циальное обеспечение, имеют право требовать от граждан, у которых возникло субъективное право на конкретный вид социального обеспечения, предоставлять доказательства наличия этого права путем предоставления необходимых докумен­тов, подтверждающих возраст гражданина, наличие у него требуемого трудового стажа, выслуги лет, установленной МРЭК группы инвалидности, документа о беременности и пос­ледующих родах и других доказательств своего субъективного права. Из этого видно, что субъективные обязанности и права органов, осуществляющих социальное обеспечение, по своему характеру очень многообразны. Одни из них выполняют возложенные на них государством функции и являются государственными органами, а другие могут быть общественными. Так, районные отделы труда и социальной защиты населения являются государственными органами, в компетенцию которых входит назначение и выплата пенсий гражданам Республики Беларусь, на которые они имеют право. Из вышеизложенного видно, что для содержания права граждан на социальное обеспечение и для содержания правоотношения по конкретным видам социального обеспечения характерно, что граждане обладают правомочиями на соответствующие виды социального обеспечения и имеют возможности требовать назначения и выплаты им соответствующих объектов права и правоотношений - пенсий, пособий, оказания услуг, предо­ставления льгот и натуральных видов социального обеспечения, а органы, осуществляющие социальное обеспечение, как другой субъект конкретных правоотношений, обязаны назначать и выплачивать гражданам конкретные виды и размеры пенсий, пособий, предоставлять услуги, льготы, натуральные виды социального обеспечения и помощи. Однако, наряду с основными правами и обязанностями, граждане и органы, осуществляющие социальное обеспечение, обладают еще и другими правомочиями и взаимными обязанностями. Так, если гражданину - обладателю субъективного права на конкретный вид социального обеспечения будет отказано органом, осуществляющим социальное обеспечение, в предоставлении, назначении и выплате данного вида социального обеспечения, на который у гражданина возникло субъективное право, то такой гражданин может обжаловать незаконные действия этого органа в вышестоящий орган, а зачастую и в суде. Законодательством о социальном обеспечении в Республике Беларусь определен конкретный круг органов, на которые возложена обязанность разрешать жалобы и заявления граждан по вопросам социального обеспечения. Проверяя такие жалобы, заявления, названные органы обязаны принять необходимые меры для выяснения всех обстоятельств, связанных с необоснованными отказами в назначении и выплате гражданам данных видов социального обеспечения, на которые у них возникло субъективное право.

Рисунок 2.7 – Предпосылки возникновения пенсионных отношений

 

Применительно к сфере пенсионных отношений, к общим предпосылкам возникновения пенсионных пра­воотношений принято относить нормы права, установившие и закрепившие право на пенсионное обеспечение при достижении определенного возраста, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца, за ра­боту в особых условиях труда и занятием отдельными видами профессиональной деятельности, за особые заслуги перед Республикой Беларусь.

Без норм права, закрепляющих право на пенсионное обес­печение, нет и пенсионных правовых отношений.

Следующей общей предпосылкой является наличие у граж­дан пенсионной правоспособности. Она выступает в каче­стве первоначального условия, общей предпосылки к участию в правоотношениях. Только в результате признания лица правоспособным оно становится субъектом права, обладате­лем субъективного права или носителем юридической обя­занности.

Как юридическое свойство гражданина правоспособность выступает в виде общей основы, определяющей характер и объем прав, которыми могут обладать граждане Республики Беларусь. Наделяя гражданина общим юридическим свойством быть носителем всех предусмотренных Конституцией Респуб­лики Беларусь и текущим законодательством прав и обязан­ностей (общей правоспособностью), наше государство не делает никаких исключений. Это свойство является равным для всех граждан, принадлежит всем и каждому, оно неотъемле­мо от них, т.е. носит всеобщий характер.

Однако равенство правоспособности отнюдь не означает равенства объема субъективных прав, принадлежащих граж­данам, поскольку правоспособность означает юридическую, а не фактическую способность быть носителем прав и обя­занностей. Обладание правоспособностью как способностью иметь права и нести обязанности не порождает у гражданина конкретных субъективных прав, а является только условием их возникновения . Общая правоспособность характеризует положение субъекта на стадии возможности обладания пра­вами и обязанностями, указанными в законодательстве .

Пенсионная правоспособность есть способность граждан иметь право на предусмотренные в праве социального обес­печения виды пенсионного обеспечения. Содержание ее оп­ределяется возможностью для физического лица получить предусмотренные в пенсионном законодательстве виды пен­сионного обеспечения и иметь право на пенсионное страхова­ние или пенсионное обеспечение, что, однако, не обусловли­вает обладание такого рода субъективного права.

Поскольку Конституция Республики Беларусь относит права в области социального обеспечения к основным правам чело­века, которые принадлежат каждому от рождения, то чело­века с момента рождения можно рассматривать в качестве возможного субъекта любого из правоотношений по пенси­онному обеспечению.

Следующей общей предпосылкой возникновения пенси­онных правоотношений является пенсионная дееспособность.

Способность гражданина своими действиями осуществлять права и нести обязанности называется дееспособностью. Деес­пособность в области пенсионного обеспечения, как справед­ливо отмечает И.В. Гущин, определяет возможность реализа­ции субъектом своими действиями пенсионной правоспособно­сти. Следовательно, дееспособность, как и правоспособность — это юридическое свойство, присущее гражданам как субъек­там права. Однако эта дееспособность, как и правоспособ­ность, сама по себе не порождает права на конкретные виды пенсионного обеспечения, она составляет лишь общую основу, предпосылку для реализации гражданином своими действиями правоспособности по пенсионному обеспечению.

Общая пенсионная дееспособность складывается из сле­дующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды пенсионного обеспече­ния; осуществлять своими действиями права и обязанности в пенсионном обеспечении; нести ответственность за неправо­мерное поведение. Общая дееспособность означает, что лицо способно понимать сущность и значение своих действий, ру­ководить ими.

Следует также отметить, что правоспособность не мо­жет быть передана другим лицам или восполнена действиями других лиц. Она либо есть, либо ее нет. В то же время деес­пособность, хотя не передается другим лицам, но в отдель­ных случаях может быть восполнена их действиями. Так, во многих случаях субъекты правоотношений по пенсионному обеспечению не могут самостоятельно совершать необходи­мые действия. Эти действия за них совершают представите­ли. В частности, представительство интересов детей в пра­воотношениях по пенсионному обеспечению осуществляют родители или опекуны. Так, ребенок-инвалид, имеющий пра­во на социальную пенсию, обладает только пенсионной пра­воспособностью. Это относится и к лицам, признанным инва­лидами вследствие душевной болезни. От имени этих лиц в правоотношениях по пенсионному обеспечению выступают родители, опекун или попечитель. Государство считает, что несовершеннолетние и душевнобольные не могут отдавать отчета своим действиям и поступкам, однако право на пенси­онное обеспечение у этих лиц никто не отнимал. Родители, опекун или попечитель восполняют дееспособность этих лиц своей дееспособностью. Таким образом, несовершеннолет­ние и душевнобольные реализуют свои права на пенсионное обеспечение в пенсионных правоотношениях.

 

Контрольные вопросы

1) Почему право граждан Республики Беларусь на соответствующие виды социального обеспечения реализуется через конкретные правоотношения?

2) Раскройте понятие единого правоотношения в сфере социального обеспечения.

3) Укажите на общие и частные предпосылки возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения.

4) Раскройте содержание правосубъектности граждан в республике в сфере социального обеспечения.

5) Назовите субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения.

6) Раскройте понятие объекта правоотношений в сфере социального обеспечения.

7) Раскройте понятие и виды юридических фактов, служащих основаниями возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений в сфере социального обеспечения.

8)  Раскройте содержание пенсионных правоотношений, правоотношений по поводу пособий и правоотношений по поводу услуг, льгот и других видов социального обеспечения.

9)  Укажите особенности процессуальных правоотношений, возникающих при осуществлении гражданами своего права на конкретные виды социального обеспечения.

 

Рекомендуемая литература

1) Концепция Основ пенсионного законодательства: Постановление Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по социальной политике, 3 окт. 2008 г. № 4 // Евразийское экономическое сообщество [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.ipaeurasec.org/docsdown/concept_pens_evra_5.pdf.

2) Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения, 24 янв. 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 103. – 2/1223.

3) Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, 24 янв. 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 122. – 2/1255.

4) О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь от 17 апр. 1992 г. №1596-XII (с изм. 14 июля 2014 г.)// Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 2014. – № 2/2188.

5) Гущин, И. В. Право социального обеспечения / И. В. Гущин: учеб – метод. Комплекс: в 2 ч. Ч.1: Общая часть – Гродно: ГрГУ им. Я. Купала, 2011. – 420 с.

6) Гущин, А. И., Право граждан Республики Беларусь на социальное обеспечение и его гарантии/А.И.Гущин. – Минск: Тесей, 2008. – 122 с.

7) Гущин, И. В.Социальное право: вопросы теории : моногр. / И. В. Гущин,А. Г. Авдей; под общ. ред. И. В. Гущина. – Гродно : ГрГУ, 2013. – 375 с.

8) Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений / В.П. Галаганов – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия»,2009. – 416 с.

9) Иванова, Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. – М., 1986. – 342 с

10) Курс права социального обеспечения Республики Беларусь /Т.А. Постовалова. – Минск: Тесей, 2008. – 512 с.

11) Кирякова, И.Н. Право социального обеспечения / И.Н.Кирякова: учебно-методический комплекс для студентов юрид.факультета: – Новополоцк. – 2010. – 221 с.

12) Лушникова, М. В., Лушников, А. М. Курс права социального обеспечения. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: «Юстицинформ», 2009. – 636 с.

13) Миронова Т.К Право социального обеспечения: учебное пособие. Из-во КноРус, 2014 – 312 с.

14) Право социального обеспечения: учеб - метод. комлекс: В 2 ч. Ч.1: Общая часть / И.В.Гущин [и др.]; под общ.ред. В.И.Гущина. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 418 с.

15) Право социального обеспечения: учебн.пособие / Г.А. Василевич [и др.]; под ред. Х.Т. Мелешко. – Минск: Амалфея, 2013. – 544 с.

16) Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск, 1980

17) Тарасова В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974

 

Тема 5 Трудовой стаж

5.1. Понятие, виды и значение трудового стажа

5.2. Исчисление стажа работы для назначения трудовых пенсий

5.3. Исчисление трудового стажа государственного служащего

5.4. Порядок подтверждения трудового стажа для назначения пенсий

5.5. Выслуга лет и порядок льготное исчисление выслуги лет отдельным категориям работников (служащим)

Тема 6 Пенсии по возрасту

6.1. Понятие и признаки пенсий по возрасту.

6.2. Общие и льготные условия пенсионного обеспечения по возрасту.

6.3 Порядок назначения трудовой пенсии при неполном стаже. Размеры пенсии по возрасту и надбавки к пенсии.

Пенсия – это ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера, целью которых является поддержание жизненного уровня престарелых нетрудоспособных граждан, назначаемые и выплачиваемые специальными уполномоченными органами.

Виды пенсий:

Трудовые

; по возрасту;

; по инвалидности;

; по случаю потери кормильца;

; за выслугу лет;

; за особые заслуги перед Республикой Беларусь.

Социальные

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью этих лиц, и право на которую определено в соответствии с условиями и нормами, установленными законодательством.

В соответствии со статьей 5 право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Нетрудоспособные граждане, не получающие трудовую пенсию, имеют право на социальную пенсию. Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, в том числе досрочную профессиональную пенсию, на ежемесячное денежное содержание по законодательству о государственной службе, назначаются по их выбору одна пенсия или ежемесячное денежное содержание.

Пенсия во возрасту – это ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера, выплачиваемые гражданам при достижении ими пенсионного возраста при наличии определенного стажа, в размерах, зависящих от прежнего заработка и выплачиваемые из ФСЗН.

Пенсиям по возрасту присущи специфические признаки:

; назначается независимо от состояния трудоспособности;

; пожизненно;

; назначается лицам, которые длительное время занимались общественно-полезной деятельностью, т.е. имеют определенный трудовой (страховой) стаж;

; лицам, которые достигли установленного в законе возраста;

; находится в прямой зависимости от прежнего заработка.

                                              Пенсии по возрасту

     
 

 



Бортпроводники

  продолжительность профессионального стажа продолжительность общего стажа работы раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста (на ... лет )
мужчины женщины 15 10 25 20 5 (в 55 лет) 10 ( в 45 лет)

Критериями оценки условий труда являются:

ü занятость не менее чем на полную ставку (оклад);

ü налет на самолетах в течение календарного года – не менее 375 часов.

 

Бортоператоры

  продолжительность профессионального стажа продолжительность общего стажа работы раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста (на ... лет )
мужчины женщины 25 20 15 (в 45 лет) 15 ( в 40 лет)

Критериями оценки условий труда являются:

ü занятость не менее чем на полную ставку (оклад);

ü налет на самолетах в течение календарного года – не менее 240 часов;

 

При увольнении с работы по состоянию здоровья (болезни) и профессиональном стаже не менее 20 лет у мужчин

       не менее 15 лет у женщин

раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста

на 1 год за каждые 2 года профессионального стажа у мужчин

за каждые 1 год 6 месяцев такого стажа у женщин;

6) медицинские и педагогические работники

  продолжительность профессионального стажа продолжительность общего стажа работы раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста (на .. лет )
мужчины женщины 30 25 5 (в 55 лет) 5 ( в 50 лет)

Критериями оценки условий труда для медицинских работников являются:

ü выполняемая работа должна быть предусмотрена в Перечне учреждений, организаций и должностей;

ü непосредственное выполнение работы в должностях медицинских работников, в течение полного рабочего дня;

ü занятость в должности не менее чем на полную ставку (оклад);

Общая штатная численность должностей врачей исчисляется в соответствии с нормативами, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения РБ от 7 декабря 2007 № 150 «Об утверждении примерных штатных нормативов медицинских и других работников поликлиник и детских поликлиник (поликлинических отделений)»

Объемы медицинской помощи (норма нагрузки) включают в себя установленный объем работы, который должен быть выполнен в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях деятельности.

Для врачей, ведущих амбулаторный прием, нормы нагрузки выражаются в числе посещений в единицу времени (в один час). Объем работы, выполняемой врачом, характеризуется такими основными показателями, как численность обслуживаемого населения, число посещений в поликлинике (включающее посещения по поводу заболевания, для профилактического осмотра и др.) и на дому без учета платных услуг.

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 сентября 2005 № 35 «Об утверждении номенклатуры организаций здравоохранения»

Критериями оценки условий труда для педагогических работников являются:

ü выполняемая работа должна быть предусмотрена в Перечне учреждений, организаций и должностей;

ü  непосредственная занятость в указанных должностях должна быть в течение полного рабочего дня и не менее чем на полную ставку (оклад);

ü ведение педагогической (преподавательской) работы в объеме не менее установленной нормы часов в неделю (год);

ü проведение учебных занятий (осуществление образовательного процесса) в классах (группах) с наполняемостью на протяжении календарного года не менее 80 процентов от предельной нормы наполняемости, установленной законодательством для соответствующих типов учреждений (групп). Данное условие не применяется в отношении работников учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах;

ü проведение организационно – воспитательной работы на уровне предельного значения нормы часов в неделю;

ü осуществление дополнительного контроля за учебной деятельностью учащихся на уровне предельного значения нормы часов в неделю (в год),

Нормирование труда для педагогических работников учреждения образования осуществляется в форме установления им педагогической (учебной) нагрузки (в неделю, год).

В соответствии с Постановлением Министерства образования № 255 от 5 сентября 2011 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» под педагогической нагрузкой понимается объем педагогической деятельности отдельных педагогических работников в части реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, включая осуществление учителями и преподавателями дополнительного контроля учебной деятельности учащихся и организационно-воспитательной работы в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, специального образования на уровне общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

Нормы часов преподавательской работы за ставку определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2003 № 1134 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников».

Норма часов преподавательской работы за ставку в неделю установлена для учителей и преподавателей – 18 часов, учителей – дефектологов – 20 часов, для учителей детских школ искусств в объеме 18 часов, а для концертмейстеров и аккомпаниаторов – в объеме 24 часов.

Норма часов педагогической нагрузки для тренеров – преподавателей по спорту специализированных учебно-спортивных учреждений, средних школ - училищ олимпийского резерва определена постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1591 от 16 октября 1998 (в редакции от 26.02.2010 № 285 «О мерах по улучшению работы специализированных учебно-спортивных учреждений, средних школ – училищ олимпийского резерва» в объеме 18 академических часов в неделю

Соответственно, право на профессиональную пенсию у данной категории работников возникает в случае еженедельной выработки установленной законодательством нормы часов и, следовательно, профессиональному пенсионному страхованию эти работники подлежат только в периоды, в которых выполнена установленная норма часов в неделю.

7) отдельные категории артистов театров и иных театрально-зрелищных предприятий и коллективов

  продолжительность профессионального стажа продолжительность общего стажа работы раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста (на .. лет)
мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины 20 25 30 15 в 45 лет в 40 лет  10 в 50 лет в 45 лет   5  в 55 лет  в 50 лет

Критериями оценки условий труда являются:

ü занятость в течение полного рабочего дня;

ü занятость в должностях в организациях и коллективах не менее чем на полную ставку (оклад);

ü выполнение норм занятости профессиональной творческой деятельностью, установленных нанимателем, на основе рекомендуемых норм занятости профессиональной творческой деятельностью для артистов (приказ Минкультуры от 06.11.2008 № 297), в соответствии с которым установлены рекомендуемые нормы по выступлениям артистов в спектаклях в месяц, ограничивающее максимальное количество выступлений. При невыполнении в течении месяца установленной нормы он не подлежит профессиональному страхованию.

8) спортсмены

Все профессиональные спортсмены подразделяются на две категории:

· спортсмены, являющиеся членами национальных команд РБ

· иные спортсмены.

  продолжительность профессионального стажа продолжительность общего стажа работы раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста (на .. лет )

Не менее 5 лет

мужчины женщины 5 5 25 20 10 (в 50 лет) 10 (в 45 лет)

Иные спортсмены

мужчины женщины 15 10 25 20 5 (в 55 лет) 5 ( в 50 лет)

Перечень спортивных достижений, дающих спортсменам из числа членов национальных команд Республики Беларусь по видам спорта право на пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет:

Пример 3

Пример 4

Женщина 1965 года рождения работает по Списку № 2 с 01.01.2004 г. До этого работала в обычных условиях труда с 1989 г.

Для назначения досрочной пенсии за работу по Списку №2 необходимо иметь стаж в особых условиях труда – не менее 10 лет,

Право на досрочную пенсию за работу с особыми условиями труда по Списку №2 она приобретет в 2015 году, когда исполнится 50 лет.

Если женщина продолжит до 2015 года работать по Списку № 2, ей может быть назначена только досрочная профессиональная пенсия, либо в 2020 году (она достигнет 55 лет) - дополнительная профессиональная пенсии

 так как профессиональный стаж, исчисляемый с 01.01.2009 до 2015 года составит 6 лет – это более половины от требуемого стажа за работу с особыми условиями труда. В качестве недостающего профессионального стажа зачтутся 4 лет специального стажа, отработанного до 01.01.2009 года.

Следовательно:

a работников, которые получают досрочную трудовую пенсию за работу во вредных условиях труда и продолжают работать в этих же условиях или оформят пенсию до соответствующих дат (т.е, до выработки половины профессионального стажа) и продолжат работать во вредных условиях, положения нового Закона о ППС не коснутся, поскольку пенсии назначены по Закону «О пенсионном обеспечении», статьи которого не содержат условий, запрещающих работу во вредных условиях после оформления досрочной трудовой пенсии.

a работники, которые достигнут пенсионного возраста, необходимо­го для назначения досрочной пенсии, после выработки половины профес­сионального стажа (например, по таблице - 30.09.2012, 31.12.2013, 31.03.2015), смогут оформить и получать только досрочную про­фессиональную пенсию по новому Закону о ППС, при условии перехо­да работника в нормальные условия труда.

a работники, которые не выработали стаж, необходимый для назначения льготной пенсии по любому из Законов, имеют право на получение досрочной трудовой пенсии по возрасту или досрочной профессиональной пенсии по усечённому варианту (специальный и профессиональный стажи суммируются) в зависимости от сочетания стажа и возраста. На стыке действия двух Законов вид пенсии, полученной работником за работу во вредных условиях труда, будет зависеть от количества лет стажа специального и профессионального, выработанного работником, и достижения необходимого возраста.

Пример 1

Специальный стаж - 3 года,

професси­ональный стаж – 5 лет

Она не выработала полного специального стажа 10 лет, необходимого для на­значения любой льготной пенсии по возрасту (эта цифра одинакова для двух Законов) в 50 лет, но поскольку она выработала половину профессионального стажа по новому Закону (более 5 лет), она имеет право по­лучить досрочную профессиональную пенсию по усеченному варианту по усечённому вари­анту со снижением возраста выхо­да на пенсию на 1 год за каждые 2 года работы во вредных услови­ях, имея в сумме 8 лет вредного ста­жа (и получит право на пенсию в 51 год), но с условием работы в нормальных условиях труда, поскольку она превысила половину профессионального стажа.

Для работников разница между досрочными трудовыми и профессиональными пенсиями заключается в их размере: профессиональная пенсия намного меньше досрочной.

Причины инвалидности

Причины инвалидности

 

При установлении группы инвалидности комиссия устанавливает ее причину.

Причины инвалидности могут изменяться в случаях:

ü предоставления медицинских или юридических документов, позволяющих изменить причину инвалидности;

ü возникновения нарушений жизнедеятельности в связи с вновь возникшим заболеванием (травмой), имеющим другую причину, при условии установления инвалидности.

Если у инвалида вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, заболевания (увечья), вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС, или военной травмы возникает новое заболевание общего характера, что приводит к повышению группы инвалидности, причина инвалидности остается прежней.

При наличии одновременно оснований для определения различных причин инвалидности причина инвалидности определяется по выбору инвалида (в заключении указывается только одна причина инвалидности).

Причины инвалидности:

а) общее заболевание (общее заболевание вследствие телесных повреждений, полученных в результате взрыва, произошедшего 4 июля 2008 г. во время проведения праздничных мероприятий, посвященных Дню Независимости Республики Беларусь (Дню Республики);

б) инвалидность с детства;

в) профессиональное заболевание;

г) трудовое увечье;

д) инвалидность с детства вследствие профессионального заболевания;

е) инвалидность с детства вследствие трудового увечья;

ж) инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий);

з) инвалидность с детства в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (другими радиационными авариями);

и) военная травма;

к) заболевание получено в период военной службы;

л) заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС (другими радиационными авариями);

м) заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (другими радиационными авариями);

н) инвалидность в результате противоправных действий по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;

о) иные причины.

 

8.3. Размер пенсионного обеспечения по инвалидности

 

Пенсии по инвалидности назначаются в следующих размерах:

- инвалидам I группы -- 75 процентов;

- инвалидам II группы -- 65 процентов,

- инвалидам III группы -- 40 процентов среднемесячного заработка.

Если у инвалидов I, II групп имеется стаж работы, необходимый для назначения пенсии по возрасту, в том числе за работу с особыми условиями труда, то пенсия по инвалидности может быть назначена в размере пенсии по возрасту при соответствующем стаже работы.

Минимальные размеры пенсий устанавливаются:

- I и II группам инвалидности -- 100 процентов,

- III группе инвалидности -- 50 процентов,

- матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) -- 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Инвалидам I, II групп вследствие общего заболевания, которые не имеют достаточного для назначения полной пенсии стажа работы (статья 30), назначается пенсия по инвалидности при неполном стаже в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу, но не ниже следующих размеров:

- инвалидам I группы -- 100 процентов,

- инвалидам II группы -- 50 процентов,

- матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) -- не менее 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

К пенсии по инвалидности устанавливается надбавка на уход:

- инвалидам I группы -- 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

- одиноким инвалидам II группы, нуждающимся по заключению МРЭК или ВКК в постоянной посторонней помощи, а также пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, -- 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

При наличии права на надбавку на уход по различным основаниям, предусмотренным в настоящей статье, надбавка начисляется по одному из указанных оснований. Пенсия назначается на время инвалидности, установленной МРЭК. Срок переосвидетельствования инвалидов устанавливается в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. При этом обязательное переосвидетельствование инвалидов - мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет не производится.

Пенсии по случаю потери кормильца – это ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера из фонда социальной защиты населения или государственного бюджета, назначаемые нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении, в размерах, соизмеримых с заработком кормильца.

Данная пенсия представляет собой способ материального обеспечения лиц, являющихся нетрудоспособными в силу тех или иных причин и получавших при жизни кормильца, с которыми они, как правило, состояли в родственных отношениях, средства к существованию.

Под термином «потеря кормильца» в пенсионном законодательстве понимается смерть кормильца, однако при решении вопроса о назначении пенсии к семьям умерших приравниваются и семьи безвестно отсутствующих граждан, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке (ч.5 ст.35 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).

Факт смерти кормильца подтверждается свидетельством органа записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим регулируется ст.38 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК). Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его проживания нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года. Пропажа без вести военнослужащего подтверждается извещением воинской части, военного комиссариата или иных военных учреждений и организаций. Таким образом, при признании гражданина безвестно отсутствующим факт потери кормильца подтверждается судебным решением.

В соответствием со ст.41 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.

Военнослужащий или другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть судом объявлен умершим не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим при вступлении решения в законную силу порождает определенные юридические последствия, в том числе и право на пенсию по случаю потери кормильца нетрудоспособных членов семьи, находившихся на его иждивении. В случае явки или обнаружения местопребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет ранее принятое решение, что является основанием прекращения права нетрудоспособных иждивенцев на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Можно выделить следующие признаки пенсии по случаю потери кормильца:

это ежемесячные выплаты;

денежные выплаты;

алиментарный характер;

источник выплаты – Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь или средства государственного бюджета;

выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, состоявшим на его иждивении;

выплачивается в размерах, зависящих от прошлого заработка кормильца.

назначается на весь период нетрудоспособности членов семьи.

Согласно Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь пенсии по случаю потери кормильца должны базироваться на общих с пенсиями по возрасту принципах в части, применимой к этим пенсиям

 

Порядок обращения за назначением пенсии. Подготовка и представление документов для назначения пенсий

Право человека обратиться за назначением пенсии возникает при определенных условиях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о пенсионном обеспечении. Так, пенсия по возрасту может быть назначена: мужчинам – по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщинам – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет (по инвалидности – при наступлении ее, по случаю смерти кормильца и т.д.).

Вопросы, связанные с назначением пенсий регулируются разделом IX (ст.75-82) Закона «О пенсионном обеспечении», Положением о порядке предоставления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44. Граждане вправе обращаться за назначением пенсий в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. При этом порядок обращения за назначением пенсии зависит от того, к какой категории лиц, имеющих право на пенсию, относится заявитель.

Обращение за назначением пенсий начинается с подачи заявления рабочих, служащих и членов их семей (в случае потери кормильца) через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы. Члены колхозов, кооперативов через правление колхоза (кооператива).

Администрация (правление) в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет необходимые документы о стаже и заработке и вместе с поданным заявлением и своим представлением направляет их в отделы социальной защиты по месту жительства заявителя. Если работнику, обратившемуся за назначением пенсии, отказано в представлении к назначению пенсии, ему сообщается об этом в письменной форме с указанием причин отказа. Если работник не согласен с решением администрации об отказе в предоставлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в отдел социальной защиты.

Заявления других граждан (неработающие, предприниматели и др.) и их семей подаются непосредственно в отдел социальной защиты, а администрация по его требованию передает документы о стаже, заработке и др. К заявлению о назначении пенсии необходимо приложить определенные документы в зависимости от вида назначаемой пенсии:

- документы, подтверждающие общий трудовой стаж, стаж, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда, справка о заработке, документы о рождении ребенка и воспитании его 8-летнего (18-летнего) возраста, документы, подтверждающие инвалидность. Если в представленном документе указан только год рождения, без обозначения месяца, то за дату рождения принимается 1 июля данного года. Если в документе о времени рождении или о стаже указан только год и месяц без обозначения точной даты, то датой считается 15 число соответствующего месяца. Если в документе о стаже работы указан только год поступления или окончания работы, без обозначения точных дат, датой начала или окончания работы считается 1 июля данного года.

Гражданин, обращающийся за пенсией, должен предъявить паспорт, который удостоверяет личность, возраст и место жительства.

Документы, необходимые для назначения пенсий, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке или отделом социальной защиты. Документы о трудовом стаже и заработке представляются в подлинниках.

Заявления регистрируются в журнале регистрации решений о назначении, перерасчете пенсий. Заявителю выдается расписка с указанием даты приема заявления с соответствующими документами. Отдел социальной защиты вправе задержать у себя трудовую книжку для более тщательного изучения содержащихся в ней записей на срок до 10 дней. Не позднее 10 дней со дня поступления заявления (представления) со всеми необходимыми для назначения пенсии документами после всестороннего изучения документов руководитель отдела социальной защиты рассматривает вопрос о праве заявителя на пенсию. Если необходимы дополнительные документы, отдел социальной защиты их запрашивает или от заявителя или от представителя. Если в течение одного месяца со дня уведомления документы не поступили в отдел, решение о назначении пенсии или об отказе принимается на основании имеющихся документов.

Вопрос о праве заявителя на пенсию рассматривается не позднее 10 дней со дня поступления в отдел социальной защиты недостающих документов.

В случае представления документов по истечении месяца, отдел социальной защиты производит перерасчет назначенной пенсии в 10-дневный срок со дня поступления дополнительных документов.

При отказе в назначении (перерасчете) пенсии отдел социальной защиты в 5-дневный срок после вынесения решения выдает или высылает заявителю или в адрес администрации извещение об отказе в назначении пенсии с указанием причин отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все документы. Решение комиссии может быть обжаловано в вышестоящий орган социальной защиты. В случае несогласия жалобщика с принятым этим органом решением спор разрешается в судебном порядке.

На каждого пенсионера оформляется пенсионное дело и ему выдается пенсионное удостоверение, установленной формы.

Предприятия и организации обязаны своевременно оформлять и представлять в органы социальной защиты необходимые для назначения пенсии документы о стаже, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.

Наниматели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с представлением нанимателем документов, содержащих недостоверные сведения, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с нанимателей – юридических лиц и в судебном порядке с нанимателей – физических лиц.

Органы, назначающие пенсии – отделы социальной защиты и комиссии по назначению пенсий.

Пенсия назначается со дня обращения за пенсией, кроме случаев, когда пенсии назначаются с более раннего срока:

- пенсии по инвалидности назначаются со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности;

- по случаю потери кормильца – со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией.

Днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами органами социальной защиты. Если заявление со всеми документами пересылается по почте, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.

 

Тема 1 Понятие социального обеспечения граждан, его формы и виды

Дата: 2019-02-02, просмотров: 257.