Повышение педагогической компетенции родителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из основных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи в семье является знание родителями закономерностей становления детской речи. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова (1993 г.) определили следующий необходимый объем знаний родителей о детской речи и ее нарушениях:

– речь является средством общения с окружающими, средством познания мира, формирования личности ребенка, развития его мышления и регуляции поведения;

– отставание в развитии устной речи может привести к трудностям усвоения школьных знаний, овладения навыками чтения и письма;

– овладение ребенком родным языком в норме происходит на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи в сравнительно короткие сроки;

– развитие детской речи, несмотря на сложности и своеобразие, подчиняется определенным закономерностям, которые необходимо учитывать в общении с детьми и особенно при исправлении их речевых ошибок;

– появлению слов предшествует формирование определенного уровня слухового и зрительного внимания и восприятия, понимания речи, памяти, накопление словарного запаса;

– нормальное развитие детской речи проходит несколько этапов от предречевых реакций и появления слов-корней на первом году жизни до развернутой, связной, лексически разнообразной и грамматически правильной речи в старшем дошкольном возрасте;

– отклонения от нормы в речевом развитии проявляются по-разному – задержка речевого развития, нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса, фонетико-фонематическое недоразвитие речи), нарушения темпо-ритмической организации речи (заикание, тахилалия, брадилалия), системные нарушения речи (алалия, афазия, общее недоразвитие речи), нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия);

– онтогенез речевой деятельности;

– возрастную педагогику и психологию;

– успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать логопедическую помощь.

Многие авторы (А. Н. Гвоздев, М. С. Жукова, А. А. Люблинская, А. И. Максаков, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Е. И. Тихеева) обращают внимание родителей на значение раннего начала обучения речи. Период от рождения до пяти лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.

Родители должны также знать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики человека, что речь и головной мозг взаимосвязаны между собой.  Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Нарушение речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсировано впоследствии.

Знание сроков и закономерностей нормального психомоторного и психоречевого развития необходимо родителям для раннего выявления даже нерезко выраженных отклонений. Научиться наблюдать своего ребенка следует как можно раньше, так как умение выявлять проблемы в понимании, говорении и общении детей является неотъемлемой частью повышения педагогической компетенции родителей.

Для наблюдения динамики всестороннего развития ребенка, родителям рекомендуется ввести записную книжку или альбом с самого рождения ребенка. По мере взросления ребенок может посмотреть динамику своего развития, выделить свои слабые и сильные стороны, поблагодарить родителей за тщательный процесс воспитания.

Л. М. Козырева отмечает ведущую роль родителей в развитии познавательных способностей и речи детей. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит полноценное речевое развитие ребенка. Все наблюдения автор предлагает фиксировать в «Карте достижений» вашего малыша. Дневник наблюдений за речевым развитием ребенка представлен в приложении Записи в таком мини-дневнике помогут соотносить уровень речевого развития каждого ребенка с нормой, приучат родителей наблюдать за речью детей.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.