ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Выполнила:                                                                                                 

Студентка 3 курса

очного отделения

Группа 17.1- 617

«____»_____________20__     ________________ Мингазетдинова Л. А.

                                                                     подпись

Работа допущена к защите:

Научный руководитель

 

«__» ____________ 20__г.        _________________ Нигматуллина И. А.

                                                                     подпись

 

Казань-2018



Оглавление

 

Введение. 3

Глава I. Особенности семейного воспитания детей с нарушением речи 5

1.1. Определение «семейное воспитание», его типы, группы родителей и их влияние на формирование личности ребенка. 5

1.2. Особенности семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями 8

1.3. Особенности семейного воспитания детей школьного возраста с речевыми нарушениями 10

Выводы по главе I 14

Глава II Условия семейного воспитания для преодоления нарушения речи у ребенка. ………………………………………………………..............................16

2.1. Рекомендации родителям по вопросам семейного воспитания и преодоления нарушения речи у ребенка. 16

2.2. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи. 22

Выводы по главе II 26

Заключение.

Список использованной литературы..

 

 

                                                                       

 

 

Введение

Актуальность. Дети с нарушениями речи – это те дети, которые имеют отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Данная тема актуальна, потому что в настоящее время многие родители, воспитывающих детей с нарушением речи, встречаются с многочисленными проблемами. Такими как трудность выбора коррекционного образовательного учреждения, педагогов и специалистов. Не знание коррекционных методик и технологии, для осуществления и оказания помощи в преодолении речевого дефекта у своего ребенка. Эти родители в силу сложившихся обстоятельств могут также испытывать глубоко психологические проблемы, связанные с рождением ребенка с речевыми нарушениями. Объясняется это тем, что у них возникает некий дискомфорт и порой стеснение за своего ребенка, что тот имеет нечёткую и искаженную речь.

Цель данной работы заключается в изучении проблемы семейного воспитания детей с нарушением речи.

Объект исследования: нарушение речи детей дошкольного возраста

Предмет исследования: особенности семейного воспитания ребенка с нарушением речи

Задачи исследования:

1. Изучить понятие «семейное воспитание»

2. Изучить роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с нарушением речи;

3. Рассмотреть типы семейного воспитания ребенка с нарушением речи;

     4. Рассмотреть особенности семейного воспитания детей раннего, дошкольного и школьного возраста с различными речевыми нарушениями;

 5. Обозначить рекомендации родителям по вопросам семейного воспитания и преодоления нарушения речи у ребенка.

Методы исследования: главным методом исследования является анализ источников. Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных педагогов и психологов. В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, посвящённые проблеме семейного воспитания детей с нарушением речи.

Данной проблемой в области психологии и педагогики занимались такие авторы, как: Л.С.Выготский, А.Н.Гвоздев, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И.Попова, Ф.А.Сохин, Д.Б. Эльконин, Т.Г. Богдановой, Т.А. Добровольской, С.Д. Забрамной, В.В. Ткачевой, Г.А. Мишиной, А.С. Сорокиной Н. А.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно обращает внимание читателей на проблему семейного воспитания детей с нарушением речи. Также данная работа будет интересной для прочтения логопедам во время работы с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста, а также их родителей.

Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем курсовой работы 

страницы. Список литературы включает в себя      источника.

 

 

Выводы по главе I

 

Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах, выражается в глубокой любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Педагоги уделяли предельное внимание проблемам семейного воспитания. Потому что именно оно является основой формирования психологического и нравственного склад личности, развития творческих способностей человека во всех возрастных периодах жизни.

Именно в процессе семейного воспитания формируется любознательность, которая так необходима для дальнейшего саморазвития индивида. По мнению педагога П. Ф. Каптерева важнейшим условием правильного семейного воспитания является выработка у ребенка общей потребности в: развитии общественного чувства, с помощью совместных игр и дружбы, при условии полной свободы выбора друзей, приятелей, товарищей для игр и членства в различных союзах между учащимися).

Л. М. Зальцман выделял три группы родителей:
     Первая группа: Активные родители: они активно участвуют в воспитании своего ребёнка. Они систематически общаются со специалистами: воспитателями, учителями, педагогами, медиками, логопедами. И в свою очередь не только общаются, но и строго придерживаются их указании, беспрекословно выполняют их условия, советы, домашние задания и необходимые упражнения. Их интерес в воспитании ребёнка этим не ограничивается, данные родители регулярно читают специализированную, научную, детскую и практическую литературу, которая бы так или иначе поспособствовала в устранении речевого дефекта у их ребёнка.

Вторая группа пассивные родители: Они заботиться о своем ребёнке, но не проявляют, как таковую инициативу. Все указания и требования специалистов выполняют не с первого раза или вовсе выполняют под тотальным контролем педагога. Эти родители не интересуются с кем общается ребёнок, какие успехи и способности проявляет их ребёнок.

Третья группа безразличные родители: Могут столкнуться с такой казусной ситуацией, привести ребёнка в детский сад, кружок или секцию и забыть о нём. Могут и вовсе не водить ребёнка на различные секции, объясняя это усталостью или безразличием.

В целом для родителей, воспитывающих ребенка с нарушением речи, характерны следующие типы поведения в отношениях с ребенком:

1) родители растеряны;

2) жалуются или отрицают состояние ребенка с нарушениями речи;

3) ищут решение проблемы.

В процессе семейного воспитания, важно не только к какой группе и типу относятся родители, но и какие установки они дают ребенку с нарушением речи. Необходимо давать доброжелательную установку: «У твоего брата тоже было такое нарушение». «Много детей говорят хуже тебя», «Многие знаменитости с нарушением речи, и ничего несмотря на это они многого добились в жизни». Ребенок в таком возрасте очень внушаем и при таких установках, он делает умозаключение, что его речь в приделах нормы, а небольшой дефект – это его шарм, «изюминка», индивидуальность. В тот же момент в своей установке родителям необходимо придерживаться мотивирующим компонентом: «Ты справишься!», «Занимайся усердно на занятиях и у тебя улучшиться звукопроизношение». «Верь в себя!». «Старайся!».

 

.

 

 


Рекомендации родителям по вопросам семейного воспитания и преодоления нарушения речи у ребенка

Очень важно, чтобы родители проявляли заботу о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями. [Черников А.В. Системная семейная терапия/Методы современной психотерапии: Учебное пособие. - М., 2011]

Родителям необходимо уделять тщательное внимание своей речи: правильно склонять слова по падежам, по роду, числу, проговаривать словосочетание с правильным ударением, применять допустимые словосочетания в русском языке. 

 Также в процессе семейного воспитания ребенка с нарушением речи уже начиная с раннего возраста родитель должен распланировать свой график так, чтобы провести раннюю консультацию со специалистами: логопедом, детским невропатологом и психотерапевтом, иногда и психологом. С помощью консультации можно выявить структуру дефекта, этиологию и пути коррекции данного речевого нарушения.

Нарушение речи - это различные речевые расстройства, при которых нарушается формирование структур речевой организации (звуковой и смысловой) при нормальном интеллекте и слухе. Если у ребенка в логопедическом заключении дислалия, то преимущественное внимание уделяется формированию звукопроизношения, и родители должны проводить дома занятия по развитию артикуляционного аппарата, систематически регулярно выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику.

     Дети с ринолалией, обусловленной расщелинами твердого и мягкого неба, нуждаются в консультативной помощи логопеда с рождения, а в систематических коррекционных занятиях – с трех лет. В индивидуальных случаях необходимо обратиться к стоматологу и ортодонту. Родители в данном случае должны своевременно обратиться к специалистам и выполнять их требования и методические рекомендации.

Дети с заиканием обусловлены повышенной тревожностью. Поэтому родителям следует создать спокойную, уютную обстановку в семье, соблюдать общие и речевые режимы: закаливание, специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, ритма, темпа и пространственной организации движений. Посещать с ребенком занятия по логоритмике и особое внимание уделять внимание упражнениям, направленные на правильное речевое дыхание. [Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с. ]

     В случае возникновения заикания рекомендации взрослым:

– необходимо говорить с ребенком четко, плавно, не торопясь;

– быть всегда одинаково ровными и требовательными;

– нельзя читать много книг, не соответствующих возрастному периоду, особенно страшных сказок перед сном;

– не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений, заучиванием длинных стихотворных текстов, не следует разрешать долго и часто смотреть телевизионные передачи;

– нельзя подражать речи ребенка.

Голос взрослого должен быть спокойным, интонации – дружелюбными, уважительными, доверительными. Речь должна быть плавной, ритмичной, эмоционально выразительной. Нормативное звукопроизношение взрослых дает детям образцы для подражания, формируя звуковую культуру речи. В целом речь взрослых, обращенная к ребенку, должна быть конкретной, лексика – простой и доступной по содержанию, грамматические структуры – адекватными, что обеспечивает осмысливание ребенком речи взрослых

Рекомендации родителям:

1. Вам необходимо постоянно помогать педагогам (логопеду, дефектологу). Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от Вас. Так, если у ребенка заикание, то Вы обязательно должны организовать дома щадящие условия: обязательный режим дня, ограничение речи, соблюдение «режима молчания», избегание сильных эмоциональных впечатлений. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам. Не стоит считать, что развитие речи ребенка, зависит только от специалиста.

2. Вам не следует ограждать ребенка от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес ребенка к речевому общению. Оказывайте одобрительное поведение к своему ребенку по самостоятельному выбору друзей и товарищей, в тот же момент будьте в курсе его окружающей среды.

3. Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко. Необходимо придерживаться демократического стиля семейного воспитания.

4. Нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка. Так и сами родители в процессе семейного воспитания, не должны уделять внимание не правильному высказыванию, звукопроизношению. Напротив, акцентируйте внимание на правильной речи.

5. Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить участие в шумных играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию повышенной активности.

6. Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач, особенно агрессивных фильмов, сцен жестокости. Также ограничить ребенка от аттракционов, не соответствующих его возрасту и психофизическому состоянию, иначе ребенок может испытать испуг, что так или иначе может поспособствовать нарушению речи.

7. Большое значение имеет пение, чтение стихотворении. Главное, чтобы данный процесс происходил эмоционально и в игровой форме.

 8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий, игр и сна должно соответствовать этому распорядку. Ставьте временные рамки, для того чтобы не нарушить распорядок дня.

9. Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные секции для уверенности ребенка с нарушением речи.

10. Необходимо закаливать организм ребенка.

11. По возможности не выполняйте просьбу ребёнка, если она высказана жестами, мимикой (попросите озвучить). Зачастую ребенок не испытывает мотивацию для правильного произношения, если его так или иначе понимают окружающие люди.

 12. Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия, эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице, просите показать различные предметы. Прогулку можно совместить с занятием о окружающей среде, определять с ребенком все природные закономерности природы в форме наблюдения.

13. Если ребёнок путает, пропускает, искажает слоги в словах, помогите ему сформировать ритм собственной речи (проговаривайте трудное слово по слогам, с помощью хлопков.

14. Озвучивайте как можно больше действий, ребёнка и своих, в повседневной жизни «Сейчас мы пойдем гулять», «Я надеваю свитер, брюки, куртку»).

15. Поправляйте неправильно произнесенные звук или слово, но делайте это деликатно: не ругайте, не повторяйте неправильно произнесенного слова, не требуйте немедленного правильного произнесения. Обязательно дайте правильный образец. Ребенку требуются многократные повторения для формирования навыка правильного произношения.

16. Объясняйте ребенку значение новых и непонятных ему слов. При необходимости обращайтесь к словарю, тем самым ребенок будет исподволь приучаться работать со справочной литературой. Таким образом можно сформулировать у ребенка процесс познавания, который так необходим для формирования саморазвития ребенка.

17. Если ребенок пересказывает содержание сказки (рассказа), составляет рассказ по картинке, допуская речевые ошибки, не перебивайте ребенка, укажите на ошибки после того, как ребенок закончит высказывание. Перебивая ребенка во время его говорения, вы можете понизить его самооценку, и он вовсе не проявит интереса что-либо рассказывать. Ребенок должен быть уверен, что его слушают и слышат.

18. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка. Если вы не можете дать ответ сразу, обязательно ответьте, как будете готовы. Этим вы не только дадите ребенку новые знания, но и взаимно полезное общение.

19. Необходимо следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы (уздечка, прикус), органов слуха, носоглотки. Их заболевания отрицательно влияют на состояние речевой функции.

20. Регулярно консультируйтесь со специалистами по вопросам речевого развития вашего ребёнка.

21. Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произнося все звуки и слова.

22. Если ребенку тяжело овладеть одним языком, то нет необходимости изучать второй, третий иностранный язык. С ребенком, который имеет речевое нарушение необходимо производить процесс семейного воспитания и говорения на родном единственном языке, для того чтобы ребенок овладел лексико-грамматической конструкцией языка.

 

Выводы по главе II

 

 

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Выполнила:                                                                                                 

Студентка 3 курса

очного отделения

Группа 17.1- 617

«____»_____________20__     ________________ Мингазетдинова Л. А.

                                                                     подпись

Работа допущена к защите:

Научный руководитель

 

«__» ____________ 20__г.        _________________ Нигматуллина И. А.

                                                                     подпись

 

Казань-2018



Оглавление

 

Введение. 3

Глава I. Особенности семейного воспитания детей с нарушением речи 5

1.1. Определение «семейное воспитание», его типы, группы родителей и их влияние на формирование личности ребенка. 5

1.2. Особенности семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями 8

1.3. Особенности семейного воспитания детей школьного возраста с речевыми нарушениями 10

Выводы по главе I 14

Глава II Условия семейного воспитания для преодоления нарушения речи у ребенка. ………………………………………………………..............................16

2.1. Рекомендации родителям по вопросам семейного воспитания и преодоления нарушения речи у ребенка. 16

2.2. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи. 22

Выводы по главе II 26

Заключение.

Список использованной литературы..

 

 

                                                                       

 

 

Введение

Актуальность. Дети с нарушениями речи – это те дети, которые имеют отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Данная тема актуальна, потому что в настоящее время многие родители, воспитывающих детей с нарушением речи, встречаются с многочисленными проблемами. Такими как трудность выбора коррекционного образовательного учреждения, педагогов и специалистов. Не знание коррекционных методик и технологии, для осуществления и оказания помощи в преодолении речевого дефекта у своего ребенка. Эти родители в силу сложившихся обстоятельств могут также испытывать глубоко психологические проблемы, связанные с рождением ребенка с речевыми нарушениями. Объясняется это тем, что у них возникает некий дискомфорт и порой стеснение за своего ребенка, что тот имеет нечёткую и искаженную речь.

Цель данной работы заключается в изучении проблемы семейного воспитания детей с нарушением речи.

Объект исследования: нарушение речи детей дошкольного возраста

Предмет исследования: особенности семейного воспитания ребенка с нарушением речи

Задачи исследования:

1. Изучить понятие «семейное воспитание»

2. Изучить роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с нарушением речи;

3. Рассмотреть типы семейного воспитания ребенка с нарушением речи;

     4. Рассмотреть особенности семейного воспитания детей раннего, дошкольного и школьного возраста с различными речевыми нарушениями;

 5. Обозначить рекомендации родителям по вопросам семейного воспитания и преодоления нарушения речи у ребенка.

Методы исследования: главным методом исследования является анализ источников. Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных педагогов и психологов. В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, посвящённые проблеме семейного воспитания детей с нарушением речи.

Данной проблемой в области психологии и педагогики занимались такие авторы, как: Л.С.Выготский, А.Н.Гвоздев, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И.Попова, Ф.А.Сохин, Д.Б. Эльконин, Т.Г. Богдановой, Т.А. Добровольской, С.Д. Забрамной, В.В. Ткачевой, Г.А. Мишиной, А.С. Сорокиной Н. А.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно обращает внимание читателей на проблему семейного воспитания детей с нарушением речи. Также данная работа будет интересной для прочтения логопедам во время работы с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста, а также их родителей.

Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем курсовой работы 

страницы. Список литературы включает в себя      источника.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 272.