После дошкольного возраста следует школьный. Школьный возраст – это возраст в котором ребенок по медицинским, психофизиологическим, психологическим и иным показателям может посещать общеобразовательное учреждение (школу). На школьном логопедическом пункте при МОУ «СОШ № 221» города Москвы проводилось анкетирование родителей, обучающихся 1-х классов и анкетирование по окончанию логопедической работы родителей 4 класса.
Целью первичного анкетирования был сбор информации о семье, семейном воспитании, о развитие речи ребенка, выявление педагогической компетентности родителей.
Дата проведения – первая половина сентября.
Дата проведения вторая половина мая.
Количество родителей, принимающих участие в анкетировании – 25 человек.Кроме общих сведений о ребенке, родители отвечали на следующие вопросы:
Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?
- да – 100%
- нет - 0%
Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? – да – 45%
- нет – 36%
- не знаю – 19%
Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 7 лет)
- да - 50%
- нет – 50%
Проводите ли Вы со своим ребенком семейное воспитание, работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?
- нет – 18%
- варианты родителей – автоматизация звуков речи, чтение, пересказ, развивающие упражнения
- затруднились ответить – 45%
Как Вы относитесь к дефекту ребенка?
- с пониманием 43 %
- отрицательно 57 %
Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
- только родители – 0%
- только учителя – 0%
- только логопед – 35%
- все вместе – 63%
Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?
- да – 100%
- нет
Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли, вы, что означает данный диагноз)
- да – 73%
- нет – 9%
- затрудняюсь ответить 18%
Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)
- да 100%
- нет -0%
Как вы оцениваете работу логопеда, довольны или недовольны результатами – 91 % остались довольны работой и заметили улучшения.
Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий?
- только от логопеда – 27%
- от самого ребёнка и родителей – 10%
- от учителя, воспитателя – 0%
- от всех участников - 63%
- развитие грамматического строя речи – 72%
- развитие связной речи – 36%
- развитие мелкой моторики – 9%
-развитие артикуляционной моторики – 27%
-развитие психических процессов – 9%
- коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение) – 50%
Знакомы ли Вы с понятием «Фонематический слух»
- нет - 81%
- если да, то что означает данное понятие? (варианты) – 19% (это что и как слышит ребенок, воспроизведение слов)
Знакомы ли Вы с понятиями «Дисграфия», «Дислексия»
- нет – 63%
- если да, то что означает данные понятия? (варианты) – 37% (когда не слышит звуки и пишет с ошибками, меняет буквы и не дописывает слова, несогласование слов, неправильное произношение слов)
Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе
- необходимо – 82%
- не нужно, не играет роли -18%
Требуются ли Вам консультации логопеда
- нет – 9%
- да, по какому вопросу – 91% (как продвигается речевое развитие, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, узнать какая проблема у ребенка в речи, рекомендации по занятия дома)
Анализ анкетирования показал, что большинство родителей считают необходимым занятия с логопедом, оценивают их результативность для речевого развития ребенка. Но педагогическая осведомленность родителей данного класса по ряду задаваемых вопросов находится на достаточно низком уровне. Больше одной трети родителей считают, что развитием речи должен заниматься только логопед. Анкетирование родителей 4 класса в конце учебного года показало, что большее количество родителей относиться отрицательно к речевому дефекту своего ребенка. Отмечено, что родители стали больше уделять внимание семейному воспитанию.
В данном школьном периоде дети сильно обращены на собственную речь. Дети делятся на две группы: Первые болезненно относятся к своему речевому дефекту. Вторые напротив безболезненно относятся к своему речевому дефекту.
Причиной болезненного отношения к своему речевому дефекту может быть: сравнение своей речи с речью других детей, насмешки детей над дефектом речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием, некомпетентность педагога, установки родителей и родственников.
Причиной безболезненного отношения к своему дефекту может быть: неосознание своего дефекта, отсутствие внимания родителей к дефекту речи ребенка, попустительское отношение родителей к дефекту ребенка, авторитетность уважаемого человека с дефектом речи. Зачастую у самих родителей такой же дефект, с которым они живут, и он им не мешает; либо родители считают, что речь – это не самое главное в жизни, или что будущая трудовая деятельность ребенка никак, по их мнению, не связана с активной речевой деятельностью. Готовят ребенка к рабочей профессии.
Игровая деятельность младших школьников с нарушенным речевым развитием также имеет ряд особенностей: отсутствие диалогового общения, ситуативность, интерес к играм бытового характера, отсутствие творческого элемента. Можно встретить, что ребенок участвует в игровой деятельности, но не использует слова, может заменять некоторые слова жестами, или упростить свои речевые конструкции, искать синонимы для произношения сложных для него слов. [Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии [Электронный ресурс] / Московкина А.Г. - М. : ВЛАДОС, 2015. ]
В школьном возрасте у детей больше болезненное отношение к своему дефекту. Неполноценность речи, может привести и к неуспеваемости в школе, к проблемам в коммуникации. Ребенок знает ответ, но стесняется ответить или ребенок выучил стихотворение, но отказывается его рассказывать, в страхе, что он испытает давление со стороны сверстников из-за его речевого нарушения. Тем самым, педагог может уведомить родителей о неудовлетворительные работы памяти. Главное на семейном воспитании уделить центральное внимание не памяти, а отношению ребенка к своему дефекту, задать ребёнку правильную установку и мотивацию справиться со своим речевым нарушением. Также важным условием преодоления имеющихся речевых недостатков ребенка, является создание нормального психологического климата в семье.
Выводы по главе I
Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах, выражается в глубокой любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Педагоги уделяли предельное внимание проблемам семейного воспитания. Потому что именно оно является основой формирования психологического и нравственного склад личности, развития творческих способностей человека во всех возрастных периодах жизни.
Именно в процессе семейного воспитания формируется любознательность, которая так необходима для дальнейшего саморазвития индивида. По мнению педагога П. Ф. Каптерева важнейшим условием правильного семейного воспитания является выработка у ребенка общей потребности в: развитии общественного чувства, с помощью совместных игр и дружбы, при условии полной свободы выбора друзей, приятелей, товарищей для игр и членства в различных союзах между учащимися).
Л. М. Зальцман выделял три группы родителей:
Первая группа: Активные родители: они активно участвуют в воспитании своего ребёнка. Они систематически общаются со специалистами: воспитателями, учителями, педагогами, медиками, логопедами. И в свою очередь не только общаются, но и строго придерживаются их указании, беспрекословно выполняют их условия, советы, домашние задания и необходимые упражнения. Их интерес в воспитании ребёнка этим не ограничивается, данные родители регулярно читают специализированную, научную, детскую и практическую литературу, которая бы так или иначе поспособствовала в устранении речевого дефекта у их ребёнка.
Вторая группа пассивные родители: Они заботиться о своем ребёнке, но не проявляют, как таковую инициативу. Все указания и требования специалистов выполняют не с первого раза или вовсе выполняют под тотальным контролем педагога. Эти родители не интересуются с кем общается ребёнок, какие успехи и способности проявляет их ребёнок.
Третья группа безразличные родители: Могут столкнуться с такой казусной ситуацией, привести ребёнка в детский сад, кружок или секцию и забыть о нём. Могут и вовсе не водить ребёнка на различные секции, объясняя это усталостью или безразличием.
В целом для родителей, воспитывающих ребенка с нарушением речи, характерны следующие типы поведения в отношениях с ребенком:
1) родители растеряны;
2) жалуются или отрицают состояние ребенка с нарушениями речи;
3) ищут решение проблемы.
В процессе семейного воспитания, важно не только к какой группе и типу относятся родители, но и какие установки они дают ребенку с нарушением речи. Необходимо давать доброжелательную установку: «У твоего брата тоже было такое нарушение». «Много детей говорят хуже тебя», «Многие знаменитости с нарушением речи, и ничего несмотря на это они многого добились в жизни». Ребенок в таком возрасте очень внушаем и при таких установках, он делает умозаключение, что его речь в приделах нормы, а небольшой дефект – это его шарм, «изюминка», индивидуальность. В тот же момент в своей установке родителям необходимо придерживаться мотивирующим компонентом: «Ты справишься!», «Занимайся усердно на занятиях и у тебя улучшиться звукопроизношение». «Верь в себя!». «Старайся!».
.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 240.