Глава II Условия семейного воспитания для преодоления нарушения речи у ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рекомендации родителям по вопросам семейного воспитания и преодоления нарушения речи у ребенка

Очень важно, чтобы родители проявляли заботу о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями. [Черников А.В. Системная семейная терапия/Методы современной психотерапии: Учебное пособие. - М., 2011]

Родителям необходимо уделять тщательное внимание своей речи: правильно склонять слова по падежам, по роду, числу, проговаривать словосочетание с правильным ударением, применять допустимые словосочетания в русском языке. 

 Также в процессе семейного воспитания ребенка с нарушением речи уже начиная с раннего возраста родитель должен распланировать свой график так, чтобы провести раннюю консультацию со специалистами: логопедом, детским невропатологом и психотерапевтом, иногда и психологом. С помощью консультации можно выявить структуру дефекта, этиологию и пути коррекции данного речевого нарушения.

Нарушение речи - это различные речевые расстройства, при которых нарушается формирование структур речевой организации (звуковой и смысловой) при нормальном интеллекте и слухе. Если у ребенка в логопедическом заключении дислалия, то преимущественное внимание уделяется формированию звукопроизношения, и родители должны проводить дома занятия по развитию артикуляционного аппарата, систематически регулярно выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику.

     Дети с ринолалией, обусловленной расщелинами твердого и мягкого неба, нуждаются в консультативной помощи логопеда с рождения, а в систематических коррекционных занятиях – с трех лет. В индивидуальных случаях необходимо обратиться к стоматологу и ортодонту. Родители в данном случае должны своевременно обратиться к специалистам и выполнять их требования и методические рекомендации.

Дети с заиканием обусловлены повышенной тревожностью. Поэтому родителям следует создать спокойную, уютную обстановку в семье, соблюдать общие и речевые режимы: закаливание, специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, ритма, темпа и пространственной организации движений. Посещать с ребенком занятия по логоритмике и особое внимание уделять внимание упражнениям, направленные на правильное речевое дыхание. [Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с. ]

     В случае возникновения заикания рекомендации взрослым:

– необходимо говорить с ребенком четко, плавно, не торопясь;

– быть всегда одинаково ровными и требовательными;

– нельзя читать много книг, не соответствующих возрастному периоду, особенно страшных сказок перед сном;

– не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений, заучиванием длинных стихотворных текстов, не следует разрешать долго и часто смотреть телевизионные передачи;

– нельзя подражать речи ребенка.

Голос взрослого должен быть спокойным, интонации – дружелюбными, уважительными, доверительными. Речь должна быть плавной, ритмичной, эмоционально выразительной. Нормативное звукопроизношение взрослых дает детям образцы для подражания, формируя звуковую культуру речи. В целом речь взрослых, обращенная к ребенку, должна быть конкретной, лексика – простой и доступной по содержанию, грамматические структуры – адекватными, что обеспечивает осмысливание ребенком речи взрослых

Рекомендации родителям:

1. Вам необходимо постоянно помогать педагогам (логопеду, дефектологу). Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от Вас. Так, если у ребенка заикание, то Вы обязательно должны организовать дома щадящие условия: обязательный режим дня, ограничение речи, соблюдение «режима молчания», избегание сильных эмоциональных впечатлений. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам. Не стоит считать, что развитие речи ребенка, зависит только от специалиста.

2. Вам не следует ограждать ребенка от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес ребенка к речевому общению. Оказывайте одобрительное поведение к своему ребенку по самостоятельному выбору друзей и товарищей, в тот же момент будьте в курсе его окружающей среды.

3. Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко. Необходимо придерживаться демократического стиля семейного воспитания.

4. Нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка. Так и сами родители в процессе семейного воспитания, не должны уделять внимание не правильному высказыванию, звукопроизношению. Напротив, акцентируйте внимание на правильной речи.

5. Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить участие в шумных играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию повышенной активности.

6. Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач, особенно агрессивных фильмов, сцен жестокости. Также ограничить ребенка от аттракционов, не соответствующих его возрасту и психофизическому состоянию, иначе ребенок может испытать испуг, что так или иначе может поспособствовать нарушению речи.

7. Большое значение имеет пение, чтение стихотворении. Главное, чтобы данный процесс происходил эмоционально и в игровой форме.

 8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий, игр и сна должно соответствовать этому распорядку. Ставьте временные рамки, для того чтобы не нарушить распорядок дня.

9. Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные секции для уверенности ребенка с нарушением речи.

10. Необходимо закаливать организм ребенка.

11. По возможности не выполняйте просьбу ребёнка, если она высказана жестами, мимикой (попросите озвучить). Зачастую ребенок не испытывает мотивацию для правильного произношения, если его так или иначе понимают окружающие люди.

 12. Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия, эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице, просите показать различные предметы. Прогулку можно совместить с занятием о окружающей среде, определять с ребенком все природные закономерности природы в форме наблюдения.

13. Если ребёнок путает, пропускает, искажает слоги в словах, помогите ему сформировать ритм собственной речи (проговаривайте трудное слово по слогам, с помощью хлопков.

14. Озвучивайте как можно больше действий, ребёнка и своих, в повседневной жизни «Сейчас мы пойдем гулять», «Я надеваю свитер, брюки, куртку»).

15. Поправляйте неправильно произнесенные звук или слово, но делайте это деликатно: не ругайте, не повторяйте неправильно произнесенного слова, не требуйте немедленного правильного произнесения. Обязательно дайте правильный образец. Ребенку требуются многократные повторения для формирования навыка правильного произношения.

16. Объясняйте ребенку значение новых и непонятных ему слов. При необходимости обращайтесь к словарю, тем самым ребенок будет исподволь приучаться работать со справочной литературой. Таким образом можно сформулировать у ребенка процесс познавания, который так необходим для формирования саморазвития ребенка.

17. Если ребенок пересказывает содержание сказки (рассказа), составляет рассказ по картинке, допуская речевые ошибки, не перебивайте ребенка, укажите на ошибки после того, как ребенок закончит высказывание. Перебивая ребенка во время его говорения, вы можете понизить его самооценку, и он вовсе не проявит интереса что-либо рассказывать. Ребенок должен быть уверен, что его слушают и слышат.

18. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка. Если вы не можете дать ответ сразу, обязательно ответьте, как будете готовы. Этим вы не только дадите ребенку новые знания, но и взаимно полезное общение.

19. Необходимо следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы (уздечка, прикус), органов слуха, носоглотки. Их заболевания отрицательно влияют на состояние речевой функции.

20. Регулярно консультируйтесь со специалистами по вопросам речевого развития вашего ребёнка.

21. Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произнося все звуки и слова.

22. Если ребенку тяжело овладеть одним языком, то нет необходимости изучать второй, третий иностранный язык. С ребенком, который имеет речевое нарушение необходимо производить процесс семейного воспитания и говорения на родном единственном языке, для того чтобы ребенок овладел лексико-грамматической конструкцией языка.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 219.