Особенности семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах, выражается в глубокой любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Ранний возраст ребёнка –  это период между младенчеством и дошкольным возрастом, Л. С. Выготский границы раннего возраста, данный возрастной период соответствует 1 - 3 годам жизни. Это тот возраст, когда ближайшее окружение ребёнка являются его родители. Стоит отметить, что речь ребёнка является отражением той среды, в которой он находится. Поэтому в процессе семейного воспитания взрослым необходимо уделить тщательное внимание своей речи. Зачастую родители воспринимают нарушение речи, как что-то проходящее, исчезающее само по себе или вовсе думают, что с взрослением ребенка речь придет в норму. Если основательно не заниматься семейным воспитанием ребенка, начиная с раннего возраста, речевой дефект может перерасти в задержку психического развития, к вторичному нарушению.

  В процессе семейного воспитания ребенка с нарушением речи уже начиная с раннего возраста родитель должен распланировать свой график так, чтобы провести раннюю консультацию со специалистами: логопедом, детским невропатологом и психотерапевтом, иногда и психологом.

   За ранним возрастом следует дошкольный возраст – период детства, данный возрастной период соответствует 3-7 годам жизни. После посещения специалистов, прослеживается картина дефекта. Если в логопедическом заключении у ребенка дислалия, то в процессе семейного воспитания необходимо уделить внимание звукопроизношению. Родители выполняют указания логопеда, выполняют регулярно и систематически упражнения по развитию артикуляционного аппарата, артикуляционную гимнастику и автоматизируют необходимые звуки в речи ребенка.

Дети с ринолалией, обусловленной расщелинами твердого и мягкого неба, нуждаются в консультативной помощи логопеда с рождения, а в систематических коррекционных занятиях – с трех лет. Подробнее рекомендации рассмотрим во второй главе данной курсовой работы.

В процессе становления речи дети проходят через так называемые запинки. Однако у детей с ослабленной нервной системой эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию. В процессе семейного воспитания родителям следует помнить, что заикание (логоневроз) легче предупредить, нежели лечить.
         Дети с заиканием и другие дети особенно подтверждены к близкому восприятию своего речевого дефекта, также они чувствуют, как родитель относиться к их нарушению. Так как в данном периоде родитель является авторитетом для ребенка. Важно какие установки дают родители по отношению дефекта, своему ребенку. Установка может быть попустительской: «У твоего брата тоже было такое нарушение». «Много детей говорят хуже тебя», «Многие знаменитости с нарушением речи, и ничего несмотря на это они многого добились в жизни». Ребенок в таком возрасте очень внушаем и при таких установках, он делает умозаключение, что его речь в приделах нормы, а небольшой дефект – это его шарм, «изюминка», индивидуальность.

В процессе семейного воспитания возможна и другая установка: «Ты уже большой, а говоришь, как маленький ребенок». «С такой речью тебя не возьмут в детский сад, и вовсе с тобой не будут играть. «В школе тебя никто не будет понимать». «Над тобой будут все смеяться и с тобой не будут дружить». Такие установки со стороны родителей внушат в ребенка неуверенность, а на занятии с логопедом ребенок вовсе может потерять интерес к занятиям, так как он не верит в себя, а значит и в коррекцию речевого нарушения. Комплекс неполноценности может еще больше развиться, если ребенок слышит насмешки со стороны своих ровесников. Ребенок может замкнуться в себе или приобрести еще один речевой дефект (например, логоневроз).

Особенностью семейного воспитания в данный дошкольный период обуславливает кризис трех лет или словосочетание ребенка: «Я сам». Родители зачастую не могут объяснить ребенку с нарушением речи необходимый учебный материал. Ребенок может, недослушав инструкцию, повторять фразу «я сам». Тогда родители обращаются к специалисту. В данном периоде важно сделать, так чтобы ребенок решил, что он сам выбрал необходимую для него деятельность. Необходимо поставить условие «либо, то, либо это, или». Две необходимые деятельности для ребенка, но с условием, что ребенок самостоятельно производит свой выбор.

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.