Определение «семейное воспитание», его типы, группы родителей и их влияние на формирование личности ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  Каждая семья идентична и уникальна, её состав, характеристики членов семьи, взаимоотношение родителей, количество детей, финансовое положение всё это так или иначе влияет и обуславливает процесс семейного воспитания. Впервые термин «семейное воспитание» встретился в трудах советского педагога, психолога Петра Федоровича Каптерева, его можно назвать основоположником семейной педагогики.

  Под «семейным воспитанием» П. Ф. Каптерев понимал намеренное и систематическое воздействие взрослых на детей. То есть обязательная систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности ребёнка. Педагог акцентировал внимание родителей на саморазвитие ребенка. Мысль его такова: «Семейное воспитание необходимо, в тот же момент важно создать такой педагогический процесс внутри семьи, чтобы ребёнку всегда было интересно учиться. Развить у ребенка любознательный и познавательный процесс». Петр Федорович писал: «Человек есть то, что получается от процесса саморазвития. Ребёнок – это активный строитель своей личности, но главным архитектором – являются его родители. Таким образом, родители оказывают большое влияние на формирование и развитие личности ребёнка.

   В Большой советской энциклопедии (1969 – 1978 годов) определение «семейное воспитание» понимается, как систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Центральная задача семейного воспитания – это подготовка детей к самостоятельной жизнедеятельности в социуме. [Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А.М.Прохоров, 3-е изд. Т. 1-30. М.: «Сов.энциклопедия», 1969-78. -1975. 628 с ]

В современной энциклопедии «Педагогика» термин «семейное воспитание», трактуется как осознанные усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи. Направленное на процесс передачи характеристик, знаний и умений взрослого индивида младшему. [Педагогика: Большая современная энциклопедия/сост. Рапацевич Е.С.. – Минск: «Современное слово», 2005. 720с. ] Поэтому так важно начинать процесс семейного воспитания с себя, так как самое большое значение в воспитании ребёнка является личный пример родителей.

Л. М. Зальцман выделял три группы родителей:
            Первая группа: Активные родители: они активно участвуют в воспитании своего ребёнка. Они систематически общаются со специалистами: воспитателями, учителями, педагогами, медиками, логопедами. И в свою очередь не только общаются, но и строго придерживаются их указании, беспрекословно выполняют их условия, советы, домашние задания и необходимые упражнения. Их интерес в воспитании ребёнка этим не ограничивается, данные родители регулярно читают специализированную, научную, детскую и практическую литературу, которая бы так или иначе поспособствовала в устранении речевого дефекта у их ребёнка.

Вторая группа пассивные родители: Они заботиться о своем ребёнке, но не проявляют, как таковую инициативу. Все указания и требования специалистов выполняют не с первого раза или вовсе выполняют под тотальным контролем педагога. Эти родители не интересуются с кем общается ребёнок, какие успехи и способности проявляет их ребёнок.

  Третья группа безразличные родители: Могут столкнуться с такой казусной ситуацией, привести ребёнка в детский сад, кружок или секцию и забыть о нём. Могут и вовсе не водить ребёнка на различные секции, объясняя это усталостью или безразличием.

   В соответствии с данной классификацией можно сделать вывод, что отношение родителей к семейному воспитанию и обучению детей является проекцией и результатом успешности коррекционной работы. Даже самая тщательная работа специалистов м многократные реабилитации не дадут положительной динамики, если она будет строиться без совместной помощи родителей.
   В целом для родителей, воспитывающих ребенка с нарушением речи, характерны следующие типы поведения в отношениях с ребенком:

1) родители растеряны;

2) жалуются или отрицают состояние ребенка с нарушениями речи;

3) ищут решение проблемы.

Стоит отметить, если родители в процессе семейного воспитания используют первый тип поведения, то зачастую они теряют драгоценное время для коррекции речевого дефекта у ребёнка. Если родители склоняются ко второму типу поведения, то так или иначе, как и первый тип, упускают необходимый момент для коррекции речи. Эти родители также могут отрицать речевой дефект ребенка, тем самым на консультации со специалистом, они могут ввести логопеда в заблуждение или недоговаривать важные факторы развития ребёнка, а значит будет неверный анамнез и пути коррекции речевого дефекта. Третий тип самый оптимальный и правильный, данные родители замечают речевой дефект и незамедлительно обращаются к специалисту, важно еще и то, чтобы родители в процессе своего семейного воспитания придерживались и выполняли все указания специалистов.

Таким образом, активное семейное воспитание в совокупности с правильным подобранным типом поведения активизирует у ребёнка познавательные процессы и способствует скорейшему способствованию устранения речевого нарушения, и в общем формирует ребёнка, как личность.

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 208.