Сущность стратегического менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обратимся к истории вопроса. Термин стратегия (от греч. strategos – «искусство полководца») очевидно, имеет военное происхождение.

В словаре В.Даля стратегия определяется как ученье о лучшем расположении и употреблении всех военных сил и средств.

Первое упоминание стратегии в отношении к экономическому, а не военному поведению субъектов принято относить к определению Дж.фон Неймана и О.Моргенштерна, которое было дано ими в исследованиях теории игр:

«Стратегия – это полный план, указывающий, какие выборы (ходы) будет делать игрок в каждой возможной ситуации».

Эволюция стратегической мысли отображена на рис. 1.

 

Стратегическое мышление
Стратегическая мысль в древнем Китае Сунь Цзы. Трактат «О военном искусстве» Стратагемы
Стратегия и военное искусство. Древнегреческий Strategus Карл фон Клаузевиц. «Война продолжение Политики другими методами»
Стратегия и политика Макиавелли
Стратегия в теории игр Шахматные стратегии Игра Го Фон Нейман и Моргенштерн

Рисунок 1 – Эволюция стратегической мысли

 

Рассмотрим эволюцию систем стратегического управления (табл. 1).

Таблица 1

 Эволюция стратегического управления

Бюджетирование представляет собой финансовое планирование. Период: 1890 г. – 30-50-е гг. XX в. – составление бюджетов по статьям расходов. Основные приоритеты – текущая прибыль и оптимальная структура затрат. Недостатки: угроза долгосрочному развитию организации («прошлое повторяется в будущем»).

Долгосрочное планирование – прогнозирование благоприятных возможностей. Период: 50-60-е г.г. XX в. – составление перспективного прогноза продаж. Приоритеты: достаточность внутренних ресурсов. Недостатки: допущение о неизменной внешней среде.

Стратегическое планирование – оценка внешних факторов. Период: 70-е г. XX в.- 90-е г. XX в. – анализ внутренних ресурсов и внешних конкурентных сил. Приоритеты: направленность «вовне». Недостатки: параметры и тенденции заданы прошлым периодом.

Стратегический менеджмент – использование внешних и внутренних факторов развития. Период: 90-е г. XX в. – по наше время – анализ внутренних ресурсов и внешних конкурентных сил,  разработка и реализация адекватной стратегии. Приоритеты: конструктивное действие. Недостатки: отсутствуют.

Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться после выхода в 1974 году книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты». Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году.

В настоящее время понятие стратегии определяется как модель взаимодействия всех ресурсов, позволяющая организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ. «Хорошая» стратегия нейтрализует угрозы, использует рыночные возможности, опираясь на свои сильные стороны и укрепляя свои слабые стороны.

Специалисты выделяют четыре вида действий: сокращения, интенсивный, интеграционный и диверсификационный рост. Первый тип используют, если компания длительное время работала в темпе быстрого роста и ей необходимо изменить тактику для улучшения производительности. Виды стратегического менеджмента, подразумевающие рост, рассмотрим отдельно:

1. Интенсивный . Такой план является выгоднее других в случае, когда компания еще не развернула деятельность в полную силу. Есть три подвида: серьезное проникновение на рынок, расширение границ собственных возможностей и совершенствование продукции.

2. Интеграционный . Используется, когда компания прочно устоялась в выбранном секторе, и она может в нем перемещаться в разных направлениях.

3. Диверсификационный . Такой вариант подходит, если нет возможности расшириться в выбранном секторе или же вход в другую отрасль предвещает большие перспективы и прибыль. Есть три подвида: добавление похожих товаров, включение в ассортимент новых позиций и выполнение работ, не входящих в основную деятельность.

В большинстве случаев специалисты проводят сравнение между оперативным и стратегическим управлением. Отличаются они по главной миссии, так первый вариант занимается деятельностью для получения привилегий, а второй – планирует выживание предприятия в перспективе на будущее. Используя стратегический финансовый менеджмент, руководитель основывается на проблемах внешнего окружения, а оперативный концентрируется на недостатках внутри организации.

Таблица 2

 Отличия стратегического от оперативного менеджмента

Признаки сравнения Стратегический менеджмент Оперативный менеджмент
Миссия Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятель­ности организации лиц Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации
Решаемые проблемы Проблемы внешнего окружения, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе Проблемы, возникающие внутри предприятия, связанные с более эффективным использованием ресурсов
Ориентация На долгосрочную перспективу На краткосрочную и среднесрочную перспективу
Основные факторы построения системы управления Люди, система информационного обеспечения и рынок Организационные структуры, техника и технологии
Эффективность Доля на рынке, стабильность сбыта, динамика рентабель­ности, наличие конкурентных преимуществ, приспособляемость к изменениям Прибыль, текущие финансовые показатели, внутренняя рациональность и экономичность работы

 

Согласно проведенным исследованиям удалось установить, что фирмы, которые используют в своей работе планирование, являются успешными и прибыльными. Нельзя найти бизнес, который бы смог выжить в конкурентной борьбе, без существования конкретных целей в работе. Есть основные задачи стратегического менеджмента, которые стоит учитывать для успеха:

1. Выбор вида деятельности и формирование направлений в развитии бизнеса.

2. Использование общих идей в конкретной сфере;

3. Правильное воплощение задуманного, чтобы получить хорошие показатели.

4. Успешная реализация выбранного направления.

5. Оценка результатов, анализ ситуации на рынке и возможное внесение коррективов.

Используется несколько взаимосвязанных функций и главной является планирование. Система стратегического менеджмента благодаря определению целей устанавливает единое направление развития. Еще одна важная функция – организация, подразумевающая создание структуры для осуществления задумок. Понятие стратегического менеджмента включает мотивацию, которая подразумевает стимулирование каждого члена предприятия, чтобы он отлично справлялся со своими обязанностями. Чтобы достичь успеха, не менее важен контроль достижения поставленных целей.

Чтобы разработать план на будущее, необходимо пройти несколько этапов. Сначала анализируется среда, чтобы создать некую платформу для выбора направления движения. Этапы стратегического менеджмента включают анализ как внутренней, так и внешней среды. После этого определяется цель работы и формулируется план действий. Затем наступает важный этап – осуществление задуманного, а происходит это благодаря специальным программам, бюджету и процедурам. В завершении происходит оценка результатов, в ходе которой часто проводится корректировка предыдущих ступеней.

Для выполнения намеченных планов, необходимы специальные инструменты, которые представляют собой методы подготовки и принятия решений, разные средства прогноза и анализа, и многочисленные матрицы. На самом деле стратегический менеджмент допускает использование огромного количества инструментов, но основными являются следующие варианты:

Матрица обоснования стратегии . Используют ее для анализа и устранения недостатков, чтобы установить связь между возникшей неприятностью и путями ее решения.

Матрица баланса. При помощи этого инструмента можно определить недостатки, преимущества и особенности стратегического менеджмента. Кроме этого, проводится их сопоставление с возможными рисками рынка.

Выбор зон хозяйствования . Этот инструмент используют в связи с диверсификацией производства, которую спровоцировала конкуренцией и рост нестабильности.

Чтобы предприятие было успешным, руководящее звено должно развивать в себе навыки мышления, которые помогают воплощать идеи, решать проблемы, работать в коллективе и так далее. Сложно представить организацию, которая бы строилась и работала без использования функций управления и планирования. Аналитический инструментарий в стратегическом менеджменте включает пять этапов:

1. Организация предприятия, которая подразумевает всех работников, структуру и ресурсы.

2. Наблюдение, чтобы понимать мотивы поведения людей, исключать недостатки и находить лучшее среди альтернативных вариантов.

3. Анализ многочисленных точек зрения: окружающей среды, рынка, проекта и важности момента.

4. Выявление движущих сил, то есть вещей, которым работники должны уделять максимальное количество времени.

5. Формирование собственной идеальной позиции, в которую входят условия для эффективности предприятия и ниша рынка.

Каждая компания продумывает стратегию, причем это не зависит от того, была ли она ранее разработана или возникла во время работы. Основные проблемы стратегического менеджмента связаны с тем, что многие не знают, как использовать его принципы и большая часть информации является непонятной. Особенно это касается региональных предприятий. Этот недостаток в большинстве случаев решается сам собой благодаря прогрессу.

Компании, которые применяют стратегический менеджмент, сталкиваются с проблемой, касающейся отсутствия технологий разработки дальновидных целей. Решение заключается в том, что нужно самостоятельно формировать стратегию, ориентируясь на проведенный анализ. Еще один недостаток – отсутствие механизма реализации, то есть важно не только выстроить план развития, но и правильно воплотить его в жизнь.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 257.