Сущность и классификация затрат на качество
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                    3

Теоретическая часть

1.1 Сущность и классификация затрат на качество                            4

1.2 Методы анализа затрат на качество продукции                          10

1.3 Внешние потери, связанные с дефектами                                       18

Практическая часть

2.1 Краткая характеристика предприятия                                        22

2.2 Анализ основных финансовых показателей предприятия           26

2.3 Анализ системы управления качеством продукции на

предприятии                                                                                               28

2.4 Пути повышения эффективности затрат на обеспечение качества продукции ООО «АртФинанс»                                                                      32

2.5 Рекомендации для повышения эффективности затрат на качество продукции ООО «АртФинанс»                                                                   37

Заключение                                                                                              43

Список использованной литературы                                                46

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 В жизни мы часто употребляем понятие «качество»: деловые качества, качество продукции, услуг, труда, качество жизни и др. Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда – качество товаров и услуг. Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

Товары, которые обладают соответствующей прибыльностью, должны находить постоянный сбыт. Покупая товары, потребитель оплачивает их стоимость не только потому, что они необходимы, но и потому, что они ему понравились. Поскольку внешний вид этих товаров, удобство в обращении, срок службы, технические характеристики, условия гарантийного обслуживания – решающие моменты при определении их цены, то потребитель оплачиваем покупку в соответствии с фактором «возлагаемых надежд» или «степенью полезности товара». Таким образом, необходимыми условиями определяющими сбыт товара, является убежденность потребителя в его гарантированном качестве и его цена.

Никакие рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если ее продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Следовательно, с развитием конкуренции производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.

Раньше на отечественных предприятиях проблеме оценки и учета затрат на качество не уделялось должного внимания. Поскольку с переходом к рыночным отношениям информации о затратах на качество предназначается одна из ключевых ролей не только в принятии решений в области управления качеством, но и выработке всей стратегии поведения предприятия, особо важное значение приобретает ее учет и анализ.

Целью работы является анализ специфики управления затратами на обеспечение качества продукции.

Теоретическая часть

Практическая часть

Рекомендации для повышения эффективности затрат на качество продукции ООО «АртФинанс»

В современных условиях управление качеством продукции не возможно без анализа и учета затрат на качество. В мировой практике существуют различные не традиционные подходы к анализу затрат на качество.Затраты на качество, как правило, относятся к следующим категориям: затраты на предотвращение ошибок; затраты на оценку качества; потери от брака (убытки).

Затраты на предотвращение ошибок представляют собой инвестиции, направленные на то, чтобы не допустить несоответствия качества выпускаемой продукции и услуг необходимым техническим характеристикам или потребительским требованиям. Обычно такие инвестиции связаны с проектированием, разработкой, внедрением, поддержанием и аудитом системы качества или деятельности, направленной на предупреждение дефектов или несоответствий, а также на исключение отходов продукции. Затраты на предотвращение ошибок включают затраты на статистический контроль процессов, тренинги, связанные с вопросами менеджмента качества, аудиты системы качества, сертификацию поставщиков, анализ требований потребителя, совершенствование изделий.

Затраты на оценку качества - это средства, направленные на то, чтобы не допустить появления у потребителя некачественной продукции или услуг. Эта категория затрат на качество связана с измерениями, инспекционными проверками, тестированием и оценкой продукции или услуг с целью подтверждения их соответствия требованиям качества или заданным техническим характеристикам. Затраты на оценку качества - это затраты на инспекции, тестирование продукции, аудиторские проверки, калибровку тестирующего оборудования, мониторинг замечаний по обслуживанию, исследование удовлетворенности потребителей.

Потери от брака (несоответствий) представляют собой убытки, которые несет организация из-за того, что она не смогла выполнить нормативные требования по качеству или требования потребителей. Затраты этого типа могут быть внутренними или внешними.

Внутренние потери от брака связаны с несоответствиями и дефектами, обнаруженными до того, как продукция или услуги попали к потребителю, или с отходами производства. Предметом анализа в данном случае являются брак, переделки, сортировка, аварийный ремонт, дополнительная инвентаризация, затраты, Не добавляющие ценность, потери материалов.

Внешние потери от брака связаны с несоответствиями и дефектами, обнаруженными после доставки потребителю готовой продукции и услуг, или с неудовлетворенностью потребителя. Внешние потери включают: возвращенные товары, убытки по гарантийным обязательствам, отзыв продукции, потеря деловой репутации, потеря повторных продаж, страхование обязательств, в расследование жалоб. Внешние потери несоответствий, наиболее серьезны, так как они ущемляют интересы потребителя и часто замалчиваются. Они также включают в себя потерю потенциальных доходов, которые очень трудно оценить.

Главная идея анализа затрат на качество заключается в том, что относительно небольшие вложения в деятельность по предупреждению производства некачественной продукции и услуг приводят к значительным сокращениям потерь от брака как внутренних, так и внешних. Затраты на оценку качества также существенно сокращаются по мере того, как инвестиции в качество улучшают потребительские свойства продукции и услуг. В 50-е годы сформировалась концепция издержек, связанных с качеством. Под издержками, связанными с качеством, понимается совокупность затрат, которые вызваны требованием достижения или поддержания определенного уровня качества на предприятии, т.е. обусловлены мероприятиями по предотвращению ошибок, планомерным контролем качества, исправлением ошибок внутри и вне фирмы, а также выполнением внешних менеджерских функций в данной области.

При классификации соответствующих издержек можно выделить три подхода: распределение издержек с ориентацией на конкретные действия; распределение с ориентацией на эффективность; учет затрат в разрезе ошибок.

Ориентация на конкретные действия предусматривает три классических раздела затрат - издержки профилактики, издержки контроля и издержки ошибок.

Издержки профилактики (предупреждения) определяются видами активности, которые специально предпринимаются во избежание отклонений от требуемого качества.

Издержки контроля возникают в связи с измерениями, оценками, аудиторскими проверками, которые гарантируют соответствие товаров и услуг установленным нормам, стандартам и/или требованиям.

Издержки ошибок являются результатом действий, которые вызваны недостаточным соответствием товаров и услуг нормам, стандартам и требованиям.

В зависимости от места возникновения ошибок затраты классифицируют как внутренние (например, на дополнительную обработку) или как внешние (например, по гарантийному обслуживанию).

В рамках второго направления классификации - распределения затрат с ориентацией на эффективность - выделяют издержки соответствия и несоответствия товаров и услуг требованиям клиента.

Издержки соответствия содействуют успеху предприятия в том плане, что оправдывают ожидания клиента. В эту категорию входят затраты, связанные с мероприятиями по долгосрочному исключению ошибок и предупреждению рисков их возникновения.

Издержки несоответствия представляют собой, по сути, пустую трату ресурсов, когда средства направляются на производство товаров и услуг, не отвечающих в отношении качества требованиям потребителя. В этой группе также различают внешние и внутренние издержки. Учет издержек в разрезе ошибок исходит из того, что даже возможная или незначительная ошибка может привести к тяжелым последствиям и потому необходима детальная классификация этой группы издержек. Здесь классификация производится по двум критериям:

- по месту возникновения издержки ошибок дифференцируются на внутренние и внешние;

- по последствиям ошибок различаются прямые косвенные издержки, а также издержки, связанные с потерей альтернативных возможностей получения прибыли.

Если внутренние и внешние издержки свойственны другим способам классификации, то учет издержек по последствиям ошибок требует более глубокой спецификации. К прямым относят издержки, которые можно однозначно отнести на счет определенной ошибки и, как правило, увязать с определенным местом ее возникновения и конкретным виновником. Косвенные же издержки выявляются в результате анализа ошибок и в ходе их устранения. Наконец, издержки, связанные с потерей альтернативных возможностей, не являются фактическими затратами, а представляют собой упущенную прибыль из-за совершенных ошибок. Главное преимущество учета издержек ошибок по сравнению с двумя другими подходами к классификации заключается в их ясной соотносимости с отдельными категориями затрат. Спецификация и детализация издержек ведет к повышению достоверности анализа. В этой связи становится возможной объективизация анализа ошибок, когда выявляется, прежде всего, не виновник ошибки, а ее причина. С другой стороны, разделение издержек ошибок на прямые и косвенные позволяет повысить уровень их осмысления. Так, на большинстве предприятий прямые издержки можно вычленить из общефирменных данных о затратах. Этим гарантируется, что, по меньшей мере, часть издержек ошибок может быть определена с относительной точностью.

Если затраты классифицировать с учетом содержания решаемых задач, а также этапов обычного управленческого цикла в сфере качества, то можно выделить следующие категории издержек: планирования (анализ, опрос клиентов для выявления их требований к качеству), администрирования (отбор персонала, его развитие), контроля (опрос клиентов для определения степени их удовлетворенности качеством), выполнения внешних менеджерских функций в области качества (сертификация товаров и услуг, разработка инструкций и справочников по управлению качеством). Что касается охвата издержек, то практикуются изолированный и интегрированный подходы. При наличии на предприятии функциональных звеньев, которые занимаются только вопросами управления качеством (например, менеджер по качеству или отдел качества), предпринимаются так называемые изолированные действия, издержки по которым могут быть отражены в рамках учета в местах их возникновения. Для определения эффективности затрат на качество продукции ООО «АртФинанс» необходимо проводить следующие мероприятия:

Во-первых, необходимо провести расчет упущенных выгод в результате возникновения потерь от брака;

Во-вторых, дополнительно к структуре общих затрат необходимо построить калькуляцию затрат на качество продукции, при этом важное значение имеет отражение издержки профилактики, издержки контроля и издержки ошибок, а так же издержки соответствия и несоответствия производимых товаров требованиям потребителям, что отражается в размере и динамики рекламаций, кроме того необходимо выделить те издержки которые происходят в результате ошибок и которые могут привести к серьезным последствиям;

В третьих, калькуляция затрат на качество необходимо связать как с позитивными, так и с негативными аспектами финансовых результатов.

В четвертых, в калькуляции затрат на качество необходимо отражать те инвестиционные расходы которые приводят к существенному уличению качество продукции на предприятии.

В пятых, очень важно включить в структуре затрат на качество продукции все затраты связанные с планированием (анализ, опрос клиентов для выявления их требований к качеству), с администрированиям (отбор персонала, его развитие), с контролям (опрос клиентов для определения степени их удовлетворенности качеством) и с выполнениям внешних менеджерских функций в области качества (сертификация товаров и услуг, разработка инструкций и справочников по управлению качеством).

По нашим мнениям видения в нормативных документах ООО «АртФинанс» высшее указанные предложения поможет наиболее прозрачно отражать объективную картину затрат на качество продукции, а так же полученных выгод от этих затрат.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги необходимо сделать следующие выводы:

Под качеством можно понимать совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;

Затраты на качество - это затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукцией / услугами;

В стандарте ИСО 9004-94 отнесены следующие затраты:

- калькуляции затрат на качество;

- калькуляции затрат, связанных с процессами;

- определение потерь вследствие низкого качества.

Расходы на качество могут быть разделены на три вида:

- расходы поставщиков и потребителей;

- совместные расходы изготовителей и поставщиков;

- расходы изготовителей включают в себя прямые, косвенные и дополнительные расходы причем, прямые расходы состоят из четырех видов затрат: предупредительные расходы; оценочные расходы; затраты, связанные с внутренними, в пределах процессов внутри фирмы, отказами; затраты из-за внешних (происходящих вне фирмы) отказов;

Одним из методов, позволяющих проанализировать изменение затрат, связанных с изменением качества продукции, является индексный метод в частности индекс затрат с учетом качества;

Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией;

При изучении брака на продукции на предприятиях различают показатели абсолютный размер брак и абсолютный размер потерь от брака, а так же относительные показатели размера брака и потерь от брака;

Анализ деятельности ООО «Артфинанс» в сфере качества показал, что основными видами деятельности общества являются:

- выработка и реализация хлебобулочных им кондитерских изделий;

- торгово-коммерческая деятельность;

- деятельность по производству, реализации и организации потребления продукции общественного питания и т.д.;

При управлении качеством пищевых продуктов на предприятии ООО «Артфинанс» используется на основе принципов ХАССП;

Система ХАССП разработана с учетом следующих семи основных принципов:

- Первый принцип - идентификация потенциального риска или рисков (опасных факторов), которые сопряжены с производством продуктов питания, начиная с получения сырья (разведения или выращивания) до конечного потребления.

- Второй принцип - выявление критических контрольных точек в производстве для устранения (минимизации) риска или возможности его появления.

- Третий принцип - в документах системы ХАССП или технологических инструкциях следует установить и соблюдать предельные значения параметров для подтверждения того, что критическая контрольная точка находится под контролем.

- Четвертый принцип - разработка системы мониторинга, позволяющая обеспечить контроль критических контрольных точек на основе планируемых мер или наблюдений.

- Пятый принцип - разработка корректирующих действий и применение их в случае отрицательных результатов мониторинга;

- Шестой принцип - разработка процедур проверки, которые должны регулярно проводиться для обеспечения эффективности функционирования системы ХАССП.

- Седьмой принцип - документирование всех процедур системы, форм и способов регистрации данных, относящихся к системе ХАССП;

В месте с тем для определения эффективности затрат на качество продукции ООО «АртФинанс» необходимо проводить следующие мероприятия:

- Во-первых, необходимо провести расчет упущенных выгод в результате возникновения потерь от брака;

- Во-вторых, дополнительно к структуре общих затрат необходимо построить калькуляцию затрат на качество продукции, при этом важное значение имеет отражение издержки профилактики, издержки контроля и издержки ошибок, а так же издержки соответствия и несоответствия производимых товаров требованиям потребителям, что отражается в размере и динамики рекламаций, кроме того необходимо выделить те издержки которые происходят в результате ошибок и которые могут привести к серьезным последствиям;

- В третьих, калькуляция затрат на качество необходимо связать как с позитивными, так и с негативными аспектами финансовых результатов.

- В четвертых, в калькуляции затрат на качество необходимо отражать те инвестиционные расходы которые приводят к существенному уличению качество продукции на предприятии.

- В пятых, очень важно включить в структуре затрат на качество продукции все затраты связанные с планированием (анализ, опрос клиентов для выявления их требований к качеству), с администрированиям (отбор персонала, его развитие), с контролям (опрос клиентов для определения степени их удовлетворенности качеством) и с выполнениям внешних менеджерских функций в области качества (сертификация товаров и услуг, разработка инструкций и справочников по управлению качеством).

По моему мнению видения в нормативных документах ООО «АртФинанс» высшее указанные предложения поможет наиболее прозрачно отражать объективную картину затрат на качество продукции, а так же полученных выгод от этих затрат.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                    3

Теоретическая часть

1.1 Сущность и классификация затрат на качество                            4

1.2 Методы анализа затрат на качество продукции                          10

1.3 Внешние потери, связанные с дефектами                                       18

Практическая часть

2.1 Краткая характеристика предприятия                                        22

2.2 Анализ основных финансовых показателей предприятия           26

2.3 Анализ системы управления качеством продукции на

предприятии                                                                                               28

2.4 Пути повышения эффективности затрат на обеспечение качества продукции ООО «АртФинанс»                                                                      32

2.5 Рекомендации для повышения эффективности затрат на качество продукции ООО «АртФинанс»                                                                   37

Заключение                                                                                              43

Список использованной литературы                                                46

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 В жизни мы часто употребляем понятие «качество»: деловые качества, качество продукции, услуг, труда, качество жизни и др. Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда – качество товаров и услуг. Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

Товары, которые обладают соответствующей прибыльностью, должны находить постоянный сбыт. Покупая товары, потребитель оплачивает их стоимость не только потому, что они необходимы, но и потому, что они ему понравились. Поскольку внешний вид этих товаров, удобство в обращении, срок службы, технические характеристики, условия гарантийного обслуживания – решающие моменты при определении их цены, то потребитель оплачиваем покупку в соответствии с фактором «возлагаемых надежд» или «степенью полезности товара». Таким образом, необходимыми условиями определяющими сбыт товара, является убежденность потребителя в его гарантированном качестве и его цена.

Никакие рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если ее продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Следовательно, с развитием конкуренции производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.

Раньше на отечественных предприятиях проблеме оценки и учета затрат на качество не уделялось должного внимания. Поскольку с переходом к рыночным отношениям информации о затратах на качество предназначается одна из ключевых ролей не только в принятии решений в области управления качеством, но и выработке всей стратегии поведения предприятия, особо важное значение приобретает ее учет и анализ.

Целью работы является анализ специфики управления затратами на обеспечение качества продукции.

Теоретическая часть

Сущность и классификация затрат на качество

Качество как экономическая категория, затраты влияющие на качество.

Понятие качества продукции.

Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер. Качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой – это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и, следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных – уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно вышло на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим – снижения издержек производства.

Качество – синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов – от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.

Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Являясь продуктом труда, качество товара – категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительской стоимостью.

Потребительная стоимость характеризует способность вещи удовлетворять определенную потребность. Одна и та же потребительная стоимость может в различной степени удовлетворять потребность. Поэтому качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности и полезности.

Следовательно, потребительная стоимость составляет основу качества, а последнее отражает уровень потребительной стоимости, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.

Само понятие «качество» – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.

Существует большое разнообразие определений понятия «качество», а также его восприятий. Например, субъективное понятие и восприятие качества может представлять собой степень удовлетворения потребности. Мнение о качестве меняется со временем, оно зависит от уровня информации об объекте, от технических средств обнаружения характеристик объекта и т. д.

Понятие «качество» впервые было изучено Аристотелем в III в. до н. э. Он определял качество как различие между предметами или дифференциацию по признаку «хороший – плохой». Гегель определял качество как тождественную с бытием определенность, следовательно, нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия «качество». Однако основное определение понятия «качество» дала международная организация по стандартизации. Она определила качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества, что дало толчок возникновению самостоятельного направление менеджмента – менеджмент качества. На сегодняшний день ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (Total Quality Management) – всеобщим менеджментом качества.

Стандарты ИСО серии 9000 – это набор требований по обеспечению управления качеством продукции и услуг. Они описывают базовые принципы построения работы предприятия, т.е. имеют отношение не к работе отдельных подразделений, отвечающих за контроль качества, а к предприятию в целом. Можно сказать что, стандарты ИСО серии 9000 представляют собой общие требования к такому построению системы учета и управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать работу всего предприятия в соответствии с требованиями системы качества.

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами можно сказать, что стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рисунок 1).

Рисунок 1 – Пирамида качества

 

Характеризуя данный рисунок можно сказать, что наверху пирамиды находится TQM – всеобщий менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений и систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции. Это и контроль качества технологических процессов, и своевременное выявление брака. Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

Экономическое содержание категории качества обуславливается оценкой общественной полезности продукта, мерой которой является общественно необходимое качество. Оно предопределяет достижение такого уровня потребительских свойств продукции, который обеспечил бы удовлетворение потребностей общества при наиболее рациональном использовании имеющихся в его распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

До настоящего времени среди специалистов нет единства в определении понятия “качество продукции”. Как правило, эти определения неполны, многообразны, неточны, но в каждом случае они отвечают конкретным потребностям общества.

Известно, что для производства той или иной продукции, выполнения работы, оказания услуг, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.

Формирование качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Например, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создается основа производственной документации и опытный образец. Затем идет стадия конструктивно-технологических работ, на которой непосредственно подготавливают внедрение изделия в производство.

Качество работы, как уже отмечалось, непосредственно связано с обеспечением функционирования фирмы. Это – качество руководства и управления, сюда входят планирование, анализ и контроль. А от качества планирования (разработки стратегии, системы планов т. п.) зависит достижение поставленных целей и качество фирмы.

Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.). Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях же массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.

С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло такое понятие как «надежность». Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. И в связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.

Если говорить о качестве у производителя и потребителя то можно сказать, что эти понятия взаимосвязанные. Производитель должен уделять особое внимание качеству в течение всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание.

Как уже говорилось ранее, в литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики. В командно-административной экономике качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.

Существует теория, что качество изделия может проявляться в процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.

Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландскими ученым Дж. Ван Этингеру и Дж. Ситтигу. Ими разработана специальная область науки квалиметрия. Квалиметрия – это наука о способах измерения и квантификации показателей качества. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависти от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того, чтобы судить о качестве продукта недостаточно только данных о его свойствах. Необходимо учитывать и условия, в которых продукт будет использован. По мнению Дж. Ван Этингера и Дж. Ситтига, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии группировать свойства в порядке их важности. Они считали, что качество – величина измеримая и, следовательно, несоответствие продукта предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через какую-либо постоянную меру, которой обычно являются деньги.

Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества не может быть осуществлена сертификация продукции.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 291.