- В младших группах воспитатель заканчивает игру анализом проведенной игры и предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.
- В старших группах подводятся итоги игры (самоанализ игры): дети сами отмечают кто хорошо выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей.
- Дети анализируют, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему.
- Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.
- К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Таким образом, народные игры позитивно отражаются, на общение детей дошкольного возраста, востребованы у педагогов дошкольного учреждения.
2.3. Анализ использования народных игр в современном образовательном дошкольном учреждении, реализующем задачи формирования навыков общения
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Интуитивно и сознательно психологи и педагоги ориентируются при этом на специфику народной игры, ее коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил, Безусловно, при распределении ролей учитывается добровольность и равноправие, разновозрастной состав группы, простоту и доступность оснащения, позволяющих быстро включить детей в игровое общение. Педагог помогает варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением детей.
Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.
Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения.
Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.
Предлагаемые групповые игры строятся на отношениях игрового партнерства, при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности.
Таким образом, игра - это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра - это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития и способствует формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы, выявлено, что главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нем.
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.
Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.
Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.
В настоящее время появляются новые программы и руководства по воспитанию и обучению детей. В современных условиях, согласно ФГОС, учреждение имеет право самостоятельно выбрать программу, по которой будет работать. В связи с этим возникает необходимость анализа программ с учетом возрастных особенностей и гендерных различий детей и возможности формирования у них коммуникативных компетенций.
Во всех рассмотренных в курсовой работе программах ФГОС в той или иной степени представлен анализ социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Обозначена работа по взаимодействию и общению детей со сверстниками и взрослыми во всех областях деятельности, и основной для дошкольного возраста - игровой. Содержание программ представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО. В интересующих нас образовательных областях сформулированы общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам, и по сути дела задает конечную результативность (к 6-7 годам), а образовательные задачи и содержание образовательной работы по реализации этой общей направленности отнесены к возрастам детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая, К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. /К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 128 с.
2. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. - 2010. - № 2. - С. 3-8.
3. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. - 2010. - № 2. - С. 3-8.
4. Борохович, Л.Ю. Нетрадиционные формы развития культуры общения дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 64-73.
5. Будже, Т.А. и др. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Московский центр качества образования, 2014. – 160 с.
6. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» / Виноградова, Н. Ф. – М. : ИЦ «Вентана – Граф»., 2011. – 231 с.
7. Вопросы детской психологии / Выготский, Л. С. – СПб.,1997. – 215 с.
8. Губанова, Н.Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры / Н.Ф. Губанова, М.В. Губанов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2014. –№ 2. – С.15.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Изд-во “детство-пресс"», 2014. – 312 с.
10. Друппова, И.Ю. Дидактические игры В.В. Воскобовича в развитии коммуникативно-игровой деятельности старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 4. - С. 62-64.
11. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1999. – 259 с.
12. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Л.А. Парамоновой. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
13. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 2004. – 267 с.
14. Коноваленко, С.В. Игра: ее значение в психической жизни ребенка и коррекционно-развивающем процессе // Коррекционная педагогика. – 2010. - № 1. - С.61-67.
15. Левшина, Н.И.Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 94-103.
16. Леонова, О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом :практ. пособие. - СПб. : Детство-Пресс, 2013. - 90 с.
17. Линчук, Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. - 2014. - № 6. - С. 84-93.
18. Носкова, Г.С. Учиться играя и обучаться в игре // Дошк. педагогика. – 2013. – № 9. – С. 25–29.
19. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез, 2014. – 368с.
20. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
21. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра / Е.О. Смирнова, У. Рахимова // Соврем.дошк. образование. Теория и практика. – 2011. – № 6. – С. 76–79.
22. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук.авт. колл. Н. В. Федина.– М.: Просвещение, 2010. – 161 с.
23. Уфимцева, Л.П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 6. - С.39-51.
24. Юрченко, К.С. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников / К.С. Юрченко, Е.В. Аладатова, Н.А. Бесулина // Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (заоч.), 2-17 нояб. 2010 г. : в 2 ч. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Тольяттинский гос. ун-т. - Тольятти : ТГУ, 2010. - Ч. 2. - С. 79-86.
25. Смирнова, Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников // Культурно-ист. психология. – 2011. – № 4. – С. 2–8 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/kip/2011/n4/49401.shtml
26. Аммосова, В. В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Нач. шк. плюс до и после. – 2012. – № 3. – С. 74–78 ; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://w.school2100.ru/upload/iblock/e01/e01559bac08bcdce6ab4117bf43a4560.pdf (23.10.2015).
27. Гордейчук, Н.С. Формирование коммуникативной формы речи у младших дошкольников через использование игровых ситуаций [Электронный ресурс] // Фестиваль пед. идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2003-2015. – URL: http://festival.1september.ru/articles/594067/(8.12.2015).
28. Горелова, С.Н. Сюжетно-игровые занятия для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в системе физического воспитания [Электронный ресурс] // Там же. – URL: http://festival.1september.ru/articles/414488/ (8.12.2015).
29. Иванова, А.А. Развитие межличностных отношений дошкольников с помощью речевых игр : (из опыта работы логопеда) // Нач. шк. плюс до и после. – 2014. – № 2. – С. 60–63. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: (открыть ссылку) (23.10.2015).
30. Каверова, Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр // Специальное образование. - 2015. - № XI. – С. 145-148; [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-zvukoproiznosheniya-u-detey-s-onr-s-ispolzovaniem-didakticheskih-igr (8.12.2015).
31. Кислова, Т.Р. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх / Т.Р. Кислова, С.В. Королева // Нач. шк. плюс до и после. – 2012. – № 1. – С. 57–58 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://fusionpiter.ru/articles/interpersonal-relations(23.10.2015).
32. Лаврухина, И.В. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Путь науки. – 2014. – № 6. – С. 106–108 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://oaji.net/articles/2014/743-1408023181.pdf (23.10.2015).
33. Овчинникова, Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников // Там же. – 2006. - № 3. – С. 44-51 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.logoped-sfera.ru/ispolzovanie-teatralizovannyx-igr-v-preodolenii-obshhego-nedorazvitiya-rechi-u-doshkolniko... (8.12.2015).
34. Откидач, С.П. Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Логопедический портал. – [СПб.], 30.01.2012. - URL: http://logoportal.ru/igra-dramatizatsiya-kak-sredstvo-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta/.html(8.12.2015).
35. Уварова, С.В. Особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с задержкой психического развития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 8. – С. 84-94 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-syuzhetno-rolevoy-igry-u-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiy... (8.12.2015).
36. Филиппова, Е.В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении / Е.В. Филиппова, Т.В. Пивненко // Психол. и образование. – 2010. – № 3. – С. 80–88. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2010/n3/31168.shtml (23.10.2015).
37. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
38. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
39. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра дошкольного образования
Факультет психологии и педагогического образования
Дата: 2019-02-02, просмотров: 306.