Особенности формирования навыков общения в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие общения тесно связано с понятием коммуникации, которое в философском аспекте трактуется как «общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного сознания к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях».

Группа детского сада - первое социальное объединение детей, в котором дети занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только деловыми качествами, но и по личностным, прежде всего нравственным качествам. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением и пониманием содержания нравственных качеств. Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми.

Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений [9, с. 42].

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!».

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать агрессивности, враждебности, отчужденности - а это все следствие неумения ребенка общаться - необходимо создать условия, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника, незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

В настоящее время актуальна проблема формирования навыков общения детей дошкольного возраста при помощи игры. Анализ ситуации в группе, с которой мы работаем, показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая конфликтность и напряженность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Дети, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе [6, с. 81].

Вскрыть противоречия в развитии общения, предупредить различные сложности в формировании личности ребенка возможно при своевременном выявлении и учете особенностей его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому в начале учебного года мы проводим обследование коммуникативной сферы у каждого ребенка по следующим параметрам:

- использование этикетных речевых формул;

- установление контакта со сверстниками:

- выражение своего настроения;

- поведение в разговоре;

- умение слушать;

- проявление эмпатии в общении.

Таким образом, формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Основная цель - помочь детям войти в современный мир, такой динамичный, сложный, характеризующийся множеством негативных явлений. Взрослые, понимающие детей, познающие мир ребенка, могут сделать полноценным его развитие и обеспечить благоприятные условия жизни в детском сообществе.

Для социального развития детей, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра - ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми. Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Цели коммуникативных игр: развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки. Значение коммуникативных игр: детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.

Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем - к формированию негативной жизненной позиции.

Таким образом, особенности формирования навыков общения в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, включают в себяформирования коммуникативных навыков, как важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 266.