Проблема развития народной игры в педагогической теории и практике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского. Н.А. Добролюбова. Н.Г. Чернышевского и др. К.Д. Ушинский задачу будущей педагогики видел в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства» .

Народные игры собирались и описывались фольклористами и этнографами (В.И. Даль, Е.А. Покровский, В.П. Шейн и др.). Педагогическим отбором и пропагандой народных игр как средств воспитания занимались И.Я. Герд, Е.М. Дементьев, П.Ф. Лесгафт, А. Скотак и др.

В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры - игротерапия.

Интуитивно и сознательно психологи и педагоги ориентируются при этом на специфику народной игры, ее коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простоту и доступность оснащения, позволяющих быстро включить детей в игровое общение, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра [14, c.64].

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.

Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.

Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа [18, c.23].

Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.

Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они ни находились. На гробницах и в храмах древних египтян, ассирийцев и вавилонян сохранились изображения гимнастических и других игр наряду с изображением героических битв и самих героев. Вместе с утварью первобытных народов в глубоких слоях земли иногда находят игрушки и игровую атрибутику. Из исторических документов мы узнаем, что во все времена игре придавалось большое значение. Очень высоко ценили игры древние греки. Они придавали особое значение народным играм, их роли в воспитании детей. Занятие играми уже тогда считалось важной задачей образования. Существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую непременно входили разнообразные народные состязания и забавы, такие, как «стенка на стенку», «стрельба из лука», «метание копья».

На протяжении многих сотен лет учеными различных направлений науки пытались разгадать «тайну» происхождения игры. По словам С.А. Шмакова, не вызывает сомнения тот факт, что многие игры, особенно народные, возникли из языческих религиозных актов.

До последнего времени в современной отечественной педагогике среди общих методов воспитательного процесса игра не выделялась отдельно как метод воспитания.

Народная игра - игра реализующееся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры.

Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята»)? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.

Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает.

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нем.

Таким образом, важная роль в процессе социализации личности отводится народной игре. Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.


 

1.3. Представление содержания социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в современных образовательных программах дошкольного образования

 

В настоящее время появляются новые программы и руководства по воспитанию и обучению детей. В современных условиях, согласно ФГОС, учреждение имеет право самостоятельно выбрать программу, по которой будет работать. В связи с этим возникает необходимость анализа программ с учетом возрастных особенностей детей и возможности формирования у них коммуникативных компетенций.

В своих работах К.Ю. Белая важным моментом выделяет в содержании образовательной программы ДОУ отражение следующих аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

- предметно-пространственная развивающая среда;

- характер взаимодействия со взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

- система отношений ребенка к миру, другим людям, к себе [1, c.5].

Образовательная программа, подчеркивает К.Ю. Белая, направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного роста, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности; на создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации индивидуализации детей [1, с.8].

Рассмотрим наиболее распространенные программы, имеющие гриф Министерства образования Российской Федерации: «От рождения до школы» / ответсвенный редактор Н.Е. Веракса; «Детство», Т.В. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А, Ноткина; «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой; «Радуга» Т.Н. Доронова, В. В. Гербова, Т.И. Гризик; «Успех» под руководством Н.В. Фединой.

В программе «От рождения до школы» раскрыты задачи ДОУ по воспитанию, развитию и обучению детей во всех возрастных периодах физического и психического развития детей. Примерная образовательная программа разработана с учетом ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).

Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе [19, c.69].

В программе качественно прописаны задачи по формированию коммуникативных компетенций (умений, навыков и способностей), такие как формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Анализируя программу, можно сделать вывод, что в данной программе отчетливо отслеживается линия работы по формированию коммуникативных компетенций детей в различных видах детской деятельности.

Программа «Детство» направлена на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. Цель программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром. Ориентирована на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру [9, c.79].

Исходя из темы настоящего исследования, мы анализируем интересующие нас ориентиры программы «Детство». Программа нацелена на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного возраста.

На протяжении освоения программы «Детство» распределена и четко прописана работа по развитию речи (образовательная область «Речевое развитие»). Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. Программа предусматривает целенаправленную и последовательную работу по формированию коммуникативных умений детей, которая прослеживается от первой младшей до подготовительной к школе группы.

В программе «Истоки», основной линией авторы отмечают развитие личности ребенка, происходящее в процессе присвоения общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении. Предлагаемое программное содержание включает в себя также формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания [12, c.78].

Качественно выстроена и прописана работа с семьей. Педагоги пропагандируют ценности гармоничного влияния на ребенка обоих родителей, как надежного воспитательного стержня семьи, опираясь на положительный опыт родительской солидарности, в условиях которой дети лучше социализируются, успешнее овладевают гендерной культурой, приобщаются к ценностям семейного очага, традициям семьи и общества. Создаются условия для общения со взрослыми и сверстниками в семейном кругу. Содержание области «Речевое развитие» связано с владением речью как средством общения и овладения речевой культурной нормой. Однако следует принять во внимание некоторую разрозненность в задачах образовательных областей, связанных с учетом гендерных различий детей. Также не прописаны аспекты образовательной среды, содержащие рекомендации, учитывающие интересы детей обоего пола.

В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (первой из пяти образовательных областей, согласно ФГОС ДО ООП) в качестве основы выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей: уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.

Примерная основная образовательная программа «Радуга», создана как психологически ориентированная программа. В основу положена идея о том, что каждый год жизни является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько ориентирована на формирование этих новообразований. Создание специальных условий дает возможность для самостоятельных действий детей, наталкивающих на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути решения.

Авторы программы подчеркивают решающее значение старшего дошкольного возраста для морального развития детей и формирования своего "Я" [20, c.55].

Программа «Успех», нацеливает на развитие ребенка в многонациональном, поликультурном, социально дифференцированном мире, бросающем обществу, государству и каждому человеку национальный, демографический, гендерный, технологический и другие вызовы. Главным результатом освоения Программы и показателем полноценного, всестороннего развития ребенка является целостный «социальный портрет» дошкольника 7-ми лет. Интегративные качества «социального портрета» отражают основные психологические (личностные и интеллектуальные) новообразования и уровень физического развития ребенка «на выходе» из дошкольного образовательного учреждения. Программа учитывает принцип интеграции (взаимопроникновения и взаимодействия) образовательных областей, отражающий особенности восприятия и усвоения ребенком-дошкольником образовательного материала [22, c.112].

Согласно проведенному анализу содержания созданных в соответствии с ФГОС ДОУ примерных основных образовательных программ, на предмет развития социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, можно сделать соответствующие выводы. Программы в значительной, но неполной мере раскрывают работу по развитию социально-коммуникативного развития дошкольников.

Таким образом, во всех рассмотренных выше программах в той или иной степени представлен анализ социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Обозначена работа по взаимодействию и общению детей со сверстниками и взрослыми во всех областях деятельности, и основной для дошкольного возраста - игровой. Содержание программ представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО. В интересующих нас образовательных областях сформулированы общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам, и по сути дела задает конечную результативность (к 6-7 годам).


 



ГЛАВА 2.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 278.