Курсовая работа
ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НАРОДНОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Научный руководитель:
Симферополь, 2016г.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ социально-коммуникативного развития ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА................................................................... | 5 |
1.1. Социально-коммуникативное развитие как актуальная проблема теории и практики дошкольного образования….......................................... | 5 |
1.2. Проблема развития народной игры в педагогической теории и практике...................................................................................................... | 11 |
1.3. Представление содержания социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в современных образовательных программах дошкольного образования......................................................... | 16 |
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА................................................................... | 21 |
2.1. Особенности формирования навыков общения в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста................................. | 21 |
2.2. Методика организации народных игр с целью формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста........................... | 25 |
2.3. Анализ использования народных игр в современном образовательном дошкольном учреждении, реализующем задачи формирования навыков общения................................................................... | 32 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......... | 34 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..………………….......................................... | 36 |
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………..................... | 41 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Социально-коммуникативное развитие - это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на современном этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребенка, анализу процессов, влияющих на ее формирование.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются впервые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром в последнее время становится особо актуальной. Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДО, Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации, в «Конвенции о правах ребенка».
Актуальность исследования данной курсовой работы состоит в выявлении и использовании комплекса методик, направленных на обучение народной игре дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосноватьвозможности народной игры как средства формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно - методическую литературу по проблеме социально-коммуникативного развития детей.
2. Раскрыть особенности использования народной игры в педагогической теории и практике.
3. Проанализировать современные образовательные программы для дошкольных учреждений, реализующих задачи формирования навыков общения.
Объект исследования – социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ и синтез научной педагогической литературы.
Практическое значение состоит в том, что результаты исследования можно применить в работе воспитателя, а так же результаты курсовой работы могут быть полезными для учащихся педагогических ВУЗов.
Структура курсовой работы состоит из введения (2 стр.), основной части из двух глав и шести параграфов (29 стр.), заключения (2 стр.), списка литературы (5стр.). Работа общим объемом: 45 страниц.
ГЛАВА 1.
ГЛАВА 2.
Сбор детей на игру
В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп следует заранее, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).
- В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры.
- Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
- Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Подготовка атрибутов и инвентаря для подвижных игр
- Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов.
- Педагог может изготавливать их вместе с детьми и родителями.
Основные требования к атрибутам игры и инвентарю
- Инвентарь должен быть интересным, ярким, красивым, а его размер и масса — посильными для играющих.
- Инвентарь хранится рядом с местом проведения игр.
- Педагог планирует применение атрибут для игры заранее.
- Участники расставляют инвентарь на площадке только после того, как педагог объяснит им правила игры.
- Инвентарь и атрибуты должны соответствовать требованиям СанПин(а).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы, выявлено, что главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нем.
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.
Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.
Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.
В настоящее время появляются новые программы и руководства по воспитанию и обучению детей. В современных условиях, согласно ФГОС, учреждение имеет право самостоятельно выбрать программу, по которой будет работать. В связи с этим возникает необходимость анализа программ с учетом возрастных особенностей и гендерных различий детей и возможности формирования у них коммуникативных компетенций.
Во всех рассмотренных в курсовой работе программах ФГОС в той или иной степени представлен анализ социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Обозначена работа по взаимодействию и общению детей со сверстниками и взрослыми во всех областях деятельности, и основной для дошкольного возраста - игровой. Содержание программ представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО. В интересующих нас образовательных областях сформулированы общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам, и по сути дела задает конечную результативность (к 6-7 годам), а образовательные задачи и содержание образовательной работы по реализации этой общей направленности отнесены к возрастам детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая, К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. /К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 128 с.
2. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. - 2010. - № 2. - С. 3-8.
3. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. - 2010. - № 2. - С. 3-8.
4. Борохович, Л.Ю. Нетрадиционные формы развития культуры общения дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 64-73.
5. Будже, Т.А. и др. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Московский центр качества образования, 2014. – 160 с.
6. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» / Виноградова, Н. Ф. – М. : ИЦ «Вентана – Граф»., 2011. – 231 с.
7. Вопросы детской психологии / Выготский, Л. С. – СПб.,1997. – 215 с.
8. Губанова, Н.Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры / Н.Ф. Губанова, М.В. Губанов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2014. –№ 2. – С.15.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Изд-во “детство-пресс"», 2014. – 312 с.
10. Друппова, И.Ю. Дидактические игры В.В. Воскобовича в развитии коммуникативно-игровой деятельности старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 4. - С. 62-64.
11. Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1999. – 259 с.
12. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ под ред. Л.А. Парамоновой. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
13. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 2004. – 267 с.
14. Коноваленко, С.В. Игра: ее значение в психической жизни ребенка и коррекционно-развивающем процессе // Коррекционная педагогика. – 2010. - № 1. - С.61-67.
15. Левшина, Н.И.Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 94-103.
16. Леонова, О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом :практ. пособие. - СПб. : Детство-Пресс, 2013. - 90 с.
17. Линчук, Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. - 2014. - № 6. - С. 84-93.
18. Носкова, Г.С. Учиться играя и обучаться в игре // Дошк. педагогика. – 2013. – № 9. – С. 25–29.
19. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез, 2014. – 368с.
20. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
21. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра / Е.О. Смирнова, У. Рахимова // Соврем.дошк. образование. Теория и практика. – 2011. – № 6. – С. 76–79.
22. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук.авт. колл. Н. В. Федина.– М.: Просвещение, 2010. – 161 с.
23. Уфимцева, Л.П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 6. - С.39-51.
24. Юрченко, К.С. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников / К.С. Юрченко, Е.В. Аладатова, Н.А. Бесулина // Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (заоч.), 2-17 нояб. 2010 г. : в 2 ч. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Тольяттинский гос. ун-т. - Тольятти : ТГУ, 2010. - Ч. 2. - С. 79-86.
25. Смирнова, Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников // Культурно-ист. психология. – 2011. – № 4. – С. 2–8 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/kip/2011/n4/49401.shtml
26. Аммосова, В. В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Нач. шк. плюс до и после. – 2012. – № 3. – С. 74–78 ; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://w.school2100.ru/upload/iblock/e01/e01559bac08bcdce6ab4117bf43a4560.pdf (23.10.2015).
27. Гордейчук, Н.С. Формирование коммуникативной формы речи у младших дошкольников через использование игровых ситуаций [Электронный ресурс] // Фестиваль пед. идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2003-2015. – URL: http://festival.1september.ru/articles/594067/(8.12.2015).
28. Горелова, С.Н. Сюжетно-игровые занятия для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в системе физического воспитания [Электронный ресурс] // Там же. – URL: http://festival.1september.ru/articles/414488/ (8.12.2015).
29. Иванова, А.А. Развитие межличностных отношений дошкольников с помощью речевых игр : (из опыта работы логопеда) // Нач. шк. плюс до и после. – 2014. – № 2. – С. 60–63. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: (открыть ссылку) (23.10.2015).
30. Каверова, Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр // Специальное образование. - 2015. - № XI. – С. 145-148; [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-zvukoproiznosheniya-u-detey-s-onr-s-ispolzovaniem-didakticheskih-igr (8.12.2015).
31. Кислова, Т.Р. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх / Т.Р. Кислова, С.В. Королева // Нач. шк. плюс до и после. – 2012. – № 1. – С. 57–58 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://fusionpiter.ru/articles/interpersonal-relations(23.10.2015).
32. Лаврухина, И.В. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Путь науки. – 2014. – № 6. – С. 106–108 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://oaji.net/articles/2014/743-1408023181.pdf (23.10.2015).
33. Овчинникова, Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников // Там же. – 2006. - № 3. – С. 44-51 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.logoped-sfera.ru/ispolzovanie-teatralizovannyx-igr-v-preodolenii-obshhego-nedorazvitiya-rechi-u-doshkolniko... (8.12.2015).
34. Откидач, С.П. Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Логопедический портал. – [СПб.], 30.01.2012. - URL: http://logoportal.ru/igra-dramatizatsiya-kak-sredstvo-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta/.html(8.12.2015).
35. Уварова, С.В. Особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с задержкой психического развития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 8. – С. 84-94 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-syuzhetno-rolevoy-igry-u-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiy... (8.12.2015).
36. Филиппова, Е.В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении / Е.В. Филиппова, Т.В. Пивненко // Психол. и образование. – 2010. – № 3. – С. 80–88. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2010/n3/31168.shtml (23.10.2015).
37. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
38. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
39. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра дошкольного образования
Факультет психологии и педагогического образования
Курсовая работа
ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НАРОДНОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Научный руководитель:
Симферополь, 2016г.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ социально-коммуникативного развития ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА................................................................... | 5 |
1.1. Социально-коммуникативное развитие как актуальная проблема теории и практики дошкольного образования….......................................... | 5 |
1.2. Проблема развития народной игры в педагогической теории и практике...................................................................................................... | 11 |
1.3. Представление содержания социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в современных образовательных программах дошкольного образования......................................................... | 16 |
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА................................................................... | 21 |
2.1. Особенности формирования навыков общения в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста................................. | 21 |
2.2. Методика организации народных игр с целью формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста........................... | 25 |
2.3. Анализ использования народных игр в современном образовательном дошкольном учреждении, реализующем задачи формирования навыков общения................................................................... | 32 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......... | 34 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..………………….......................................... | 36 |
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………..................... | 41 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Социально-коммуникативное развитие - это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на современном этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребенка, анализу процессов, влияющих на ее формирование.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются впервые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром в последнее время становится особо актуальной. Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДО, Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации, в «Конвенции о правах ребенка».
Актуальность исследования данной курсовой работы состоит в выявлении и использовании комплекса методик, направленных на обучение народной игре дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосноватьвозможности народной игры как средства формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно - методическую литературу по проблеме социально-коммуникативного развития детей.
2. Раскрыть особенности использования народной игры в педагогической теории и практике.
3. Проанализировать современные образовательные программы для дошкольных учреждений, реализующих задачи формирования навыков общения.
Объект исследования – социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ и синтез научной педагогической литературы.
Практическое значение состоит в том, что результаты исследования можно применить в работе воспитателя, а так же результаты курсовой работы могут быть полезными для учащихся педагогических ВУЗов.
Структура курсовой работы состоит из введения (2 стр.), основной части из двух глав и шести параграфов (29 стр.), заключения (2 стр.), списка литературы (5стр.). Работа общим объемом: 45 страниц.
ГЛАВА 1.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 263.