Методика организации народных игр с цельюформирования навыков общения  у детей старшего дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Народные игры являются тради­ционным средством педагогики. Испокон веков в них  ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представ­лении о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Многие авторы (К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, А, Виноградов и др.)заботились о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры,  чтобы донести до потомков националь­ный колорит обычаев, оригинальность самовыражения  того или иного народа, своеобра­зие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Проблема приобщения ребенка к социальному миру всегда была и остается с одной из ведущих в процессе формирования его личности. Включение его в культуру собственного народа, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной духовной деятельности возможно через познание национального характера, непреходящих ценностей и традиций. Все это и есть процесс социализации дошкольника, результатом которого является умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Важным моментом социализации ребенка признается, по общему мнению, воспитание положительного отношения к окружающим людям, уважения и терпимости независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, особенностям разных культур.У него формируется устойчи­вое, заинтересованное, уважительное отноше­ние к культуре родной страны, создается эмо­ционально положительная основа для разви­тия патриотических чувств: любви и предан­ности Родине.

По содержанию все народные игры класси­чески лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и пере­живаниям малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая  ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В  играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, Т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых  ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

При организации и проведении подвижных игр  необходимо придерживаться следующих правил:

- Правила игры должны быть просты, понятны и легко выполнимы детьми.

- Игра должна способствовать мыслительной и двигательной деятельности каждого ребенка.

- Каждый ребенок – активный участник игры.

-  При проведении игр исключать даже малейший риск угрозы здоровью детей.

- Используемый в игре инвентарь должен соответствовать требованиям безопасности.

-  При планировании проведения игр на занятии использовать принцип: от простого к сложному.

- Иногда от вас потребуется сделать игру более доступной и понятной детям. Например, вы можете исключить из игры сложные этапы, а затем при последующем ее повторении шаг за шагом добавлять их).

- Чтобы все дети справились с заданием и получили положительные эмоции, следует снизить темп игры или дать дополнительное время.

- С помощью природного настроя на игру, интонации и жестикуляции вы можете добиться тишины и сосредоточенности в группе играющих.

- Повторите задание несколько раз (на первоначальном этапе проведения игры), пока дети не поймут идею игры.

- Повторяйте игру через несколько дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать.

- Поддерживайте сотрудничество и взаимопомощь в группе.

- В некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.

- Иногда необходимо усложнить игру для части детей, чтобы они имели возможность выполнять более сложные действия.

- В некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.

- Игры должны способствовать развитию детей.

- Используйте несложный реквизит при проведении игр, он поможет разукрасить игру.

- В некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.

В народных играх много юмора, шуток, со­ревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Сбор детей на игру

В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп следует заранее, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).

-  В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры.

- Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).

- Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.


Подготовка атрибутов и инвентаря для подвижных игр

- Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов.

- Педагог может изготавливать их вместе с детьми и родителями.

Основные требования к атрибутам игры и инвентарю

- Инвентарь должен быть интересным, ярким, красивым, а его размер и масса — посильными для играющих.

- Инвентарь хранится рядом с местом проведения игр.

-  Педагог планирует применение атрибут для игры заранее.

-  Участники расставляют инвентарь на площадке только после того, как педагог объяснит им правила игры.

- Инвентарь и атрибуты должны соответствовать требованиям СанПин(а).

Дата: 2019-02-02, просмотров: 212.