Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представлении о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Многие авторы (К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, А, Виноградов и др.)заботились о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Проблема приобщения ребенка к социальному миру всегда была и остается с одной из ведущих в процессе формирования его личности. Включение его в культуру собственного народа, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной духовной деятельности возможно через познание национального характера, непреходящих ценностей и традиций. Все это и есть процесс социализации дошкольника, результатом которого является умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Важным моментом социализации ребенка признается, по общему мнению, воспитание положительного отношения к окружающим людям, уважения и терпимости независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, особенностям разных культур.У него формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживаниям малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, Т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.
При организации и проведении подвижных игр необходимо придерживаться следующих правил:
- Правила игры должны быть просты, понятны и легко выполнимы детьми.
- Игра должна способствовать мыслительной и двигательной деятельности каждого ребенка.
- Каждый ребенок – активный участник игры.
- При проведении игр исключать даже малейший риск угрозы здоровью детей.
- Используемый в игре инвентарь должен соответствовать требованиям безопасности.
- При планировании проведения игр на занятии использовать принцип: от простого к сложному.
- Иногда от вас потребуется сделать игру более доступной и понятной детям. Например, вы можете исключить из игры сложные этапы, а затем при последующем ее повторении шаг за шагом добавлять их).
- Чтобы все дети справились с заданием и получили положительные эмоции, следует снизить темп игры или дать дополнительное время.
- С помощью природного настроя на игру, интонации и жестикуляции вы можете добиться тишины и сосредоточенности в группе играющих.
- Повторите задание несколько раз (на первоначальном этапе проведения игры), пока дети не поймут идею игры.
- Повторяйте игру через несколько дней, чтобы дети почувствовали, что они уже что-то умеют делать.
- Поддерживайте сотрудничество и взаимопомощь в группе.
- В некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.
- Иногда необходимо усложнить игру для части детей, чтобы они имели возможность выполнять более сложные действия.
- В некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.
- Игры должны способствовать развитию детей.
- Используйте несложный реквизит при проведении игр, он поможет разукрасить игру.
- В некоторых играх целесообразно использовать музыку, но в некоторых она неуместна.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Сбор детей на игру
В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп следует заранее, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.).
- В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры.
- Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
- Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Подготовка атрибутов и инвентаря для подвижных игр
- Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов.
- Педагог может изготавливать их вместе с детьми и родителями.
Основные требования к атрибутам игры и инвентарю
- Инвентарь должен быть интересным, ярким, красивым, а его размер и масса — посильными для играющих.
- Инвентарь хранится рядом с местом проведения игр.
- Педагог планирует применение атрибут для игры заранее.
- Участники расставляют инвентарь на площадке только после того, как педагог объяснит им правила игры.
- Инвентарь и атрибуты должны соответствовать требованиям СанПин(а).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.