ТЕМА 7. Социальная отчетность и оценка эффективности деятельности компаний по управлению корпоративной социальной ответственностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   

    Распространение КСО и возрастающая роль гражданского общества приводят к необходимости унификации деятельности в сфере КСО и ее оценки. Результатом этого являются стандарты в сфере КСО, международные институты по выработке стандартов КСО и социальная отчетность.

    Социальная отчетность – это информационная база оценки социальной ответственности бизнеса.

    Основные функции нефинансовой отчетности:

    – информирование всех стейкхолдеров о деятельности компании;

    – достижение доверия со стороны стейкхолдеров.

    В настоящее время используются стандартизированные формы отчетности, которые получили международное признание. Существует несколько стандартов социальной отчетности, один из популярных «Стандарт АА 1000», который опирается на оценку успеха компании в экономической, экологической и социальной сферах. Он построен по модели: видение-стратегия-планирование-взаимодействие-внедрение-отчетность-результаты-видение. Он включает процедуру и набор критериев, по которым может быть осуществлен социальный и этический аудит деятельности компании.

    Стандарт SU 8000 разработан с акцентом на улучшение условий труда работников.

    Стандарт ISO 14000 – это экологический стандарт. Он описывает социальную ответственность корпорации в области соблюдения экологических требований на производстве. 

    Использование стандартов социальной отчетности позволяет компаниям получить:

    независимое подтверждение своей репутации в социальной сфере;

    независимую проверку своей социальной ответственности и социальной отчетности своих подрядчиков;

    – гарантии того, что они не сотрудничают с компаниями-эксплуататорами.

    Преимущества стандартов для компаний:

    – улучшение морального климата через улучшение условий труда;

    – установление надежных деловых отношений;

    – повышение доверия со стороны потребителей и инвесторов;

    повышение качества продукции.

    Преимущества стандартов для работников:

    – улучшение повседневных условий труда;

    – долгосрочные перспективы занятости путем защиты здоровья, благосостояния, возможности продвижения по службе;

    – возможность социального диалога и содействие конкурентоспособности и устойчивости компании.

        

    Результаты деятельности в сфере реализации принципов КСО формализуются в виде корпоративной социальной отчетности.         

    Основные тенденции в сфере нефинансовой отчетности:

    – широкое распространение нефинансовой отчетности. В настоящее время 41 % американских и 68 % европейских компаний ввели в свою практику социальную отчетность (иначе нефинансовую отчетность);

    – принятие правительствами развитых стран законодательства, регламентирующего представление нефинансовой отчетности;

    – разработаны и получили признание универсальные стандарты социальной отчетности;

    – введена практика верификации нефинансовой отчетности и разработаны стандарты верификации.  

        

    Компании, заинтересованные в признании социальных отчетов соответствующими международным стандартам, проводят аудит органа по сертификации и получает сертификат соответствия. После выдачи сертификата орган по сертификации каждые полгода проводит надзорные аудиты, чтобы удостовериться, что компания продолжает поддерживать систему менеджмента в соответствии с требованиями стандарта. Чтобы результаты аудита и выданный сертификат признавались общественностью, орган, проводящий аудит, должен соответствовать определенным требованиям. Проверку на соответствие этим требованиям проводит отдельная структура, сформированная разработчиком (владельцем) стандарта. Такова система сертификации социальной ответственности, которая подобна системе сертификации на соответствие стандартам ИСО.   

    Внимание, которое уделяется в настоящее время деловой репутации, определяется тем, что она является нематериальным активом. Для оценки используют рейтинги деловой репутации, например, по версии журнала Fortune, газеты Financial Times. Рейтинг, который проводит журнал Fortune, выявляет наиболее уважаемые компании по следующим позициям:

    – инновации;

    – качество персонала;

    – использование корпоративных активов;

    – социальная ответственность;

    – качество управления;

    – финансовая стабильность;

    – долгосрочные инвестиции;

    – качество продукции и услуг.  

            

    В условиях развитого фондового рынка отработаны разные методы оценки репутации, превращающие общественное мнение в определенный показатель (индекс). Социальные индексы делят на фондовые и нефондовые. Социальные фондовые индексы используются для принятия решений в рамках социально ответственного инвестирования. Нефондовые индексы используются для сравнительного позиционирования компаний. Они основаны на оценке их деятельности различными группами заинтересованных сторон по следующим направлениям: учет мнения потребителей; учет интересов деловых партнеров и потенциальных инвесторов и кредиторов; соблюдение этических норм; отношения с работниками; отношения с местным сообществом.

    Информационная база для расчета индексов и оценки состояния КСО:

    1. Публичная информация из различных источников: официальный интернет-сайт компании, новостные ленты информационных агентств и регулирующих органов, годовой отчет, ежеквартальная отчетность (для акционерных обществ), годовой социальный отчет, годовая финансовая отчетность;

    2. Внутренняя документация компании: Положения, Устав, Кодексы корпоративного поведения, этики и т.д.

    3. Данные различных рейтинговых агентств.

    4. Результаты опросов. 

        

    В России количественные критерии мало распространены, оценка репутации дается обычно на основе ощущений и субъективных мнений. Примеры отечественных рейтингов: рейтинг по версии журнала «Эксперт», рейтинг профессиональной репутации российских менеджеров по версии Ассоциации менеджеров России, рейтинг лучших работодателей России как совместный проект Ассоциации менеджеров и журнала «Карьера».

    Учитывая национальные особенности ведения бизнеса, специалисты предлагают оценивать эффективность деятельности компании в сфере КСО по следующим направлениям (табл. ).

                                                                                                  Таблица

Оценка управления корпоративной социальной ответственностью

Область оценки Направления анализа
Нормативное обеспечение процесса управления КСО Приоритеты социальной политики. Кодекс поведения (этический кодекс) компании
Структура управления КСО Комитет по социальной ответственности и/или этике при совете директоров Исполнительные органы управления социальной ответственностью
Программы обучения в области КСО Наличие в компании обучения в сфере КСО Процесс и методы обучения  
Реализуемые социальные программы Типы реализуемых социальных программ Инструменты реализации социальных программ Цикл управления социальными программами компании Организация управления социальными программами компании Применение механизмов внешнего администрирования социальных программ
Оценка и информирование заинтересованных сторон о результатах социальных программ Оценка эффективности социальных программ компании Обзор социальных программ компании

 

    По результатам анализа деятельности компании по этим направлениям предлагается определять уровень КСО в соответствии со следующей шкалой:

    Первый уровень: социально-безответственный бизнес (теневой):

    1. Отсутствие документального оформления трудовых отношений

    2. Неуплата налогов и страховых взносов

    3. Выпуск и реализация контрафактной продукции

    4. Запрет на создание профсоюзной организации

    5. Нарушение трудового законодательства в части обеспечения безопасных условий труда, его оплаты и соблюдения режима рабочего времени.

    Второй уровень: базовый социально-ответственный бизнес (законопослушный).

    Третий уровень: развивающийся социально-ответственный бизнес

    Четвертый уровень: высокоразвитый социально-ответственный бизнес:

    1. Соблюдение норм трудового, налогового законодательства, социального обеспечения и иных отраслей законодательства

    2. Наличие профсоюзной организации и коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений на протяжении всего периода существования компании

    3. Наличие корпоративного социального пакета

    4. Постоянное участие во Всероссийском конкурсе  «Российская организация высокой социальной эффективности»

    5. Участие в развитии социнфраструктуры региона общим объемом вложений свыше 5 % от суммы прибыли

    6. Наличие новаторских идей и их реализация в сфере социального развития организации и инфраструктуры ее местонахождения.

 

        

        

 

  

     

Дата: 2019-02-02, просмотров: 276.