Обзор компонентов бизнес-моделей социального предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

  Банк Грамин Секем МКК
Ценностная сеть Контролируемые позиции или зоны - Производство сопутствующих товаров через «Семейство Грамин», которое включает диверсифицирован-ную группу компаний (от телекоммуникации и электричества до трикотажных изде-лий) - Влияние на обеспечение источниками посредством контроля со стороны консультативной структуры (EBDA) - Производство - Распространение - Исследования и развитие (R&D) - Финансы - Социальная защита - Обеспечение источниками - Обучение и развитие персонала - Зависимость от продукта, охват внутри технологи-ческой цепочки
Стратегичес-кие ресурсы Потребности в стратегических ресурсах включены в бизнес модель - Инвестирование - Человеческие ресурсы - Риск менеджмент - Сырье, т.е. выращенные натуральным способом продукты и травы - Инвестирование -Высококвалифи-цированные работ-ники - R&D  
Потребитель-ский интер-фейс Интеграция целевых групп - Заемщики также являются собственни-ками БГ - Заемщики превра-щаются в предпринимателей в рамках ценностной сети - Фермерская сеть - Создание сообщества с «идеальными» условиями жизни, так называемая «материнская ферма» - Большая доля работников является также собственником - Прочные деловые связи (поставщики – Клиенты) внутри группы  

«Мондрагон Корпорасьон Кооператива» (МКК)

       Миссия МКК может быть определена как объединение базовых целей бизнеса с использованием демократических методов организационного развития, создания рабочих мест, личного и профессионального развития работников, а также приверженностью развитию сообщества, в котором бизнес функционирует. В феврале 1941 г. Хосе Мариа Аризмендиаррета приехал в маленький городок Мондрагон в Баскской провинции Испании. В это время экономическая жизнь Мондрагона была сосредоточена вокруг Юньон Керрайерра – крупная литейная и металлургическая компания. Собственность и управление в этой компании были распределены между членами семьи и их друзьями, поэтому развитие карьеры ее рядовых работников было практически невозможно.

       Первые усилия молодо священник направил на создание возможностей для местной молодежи. Он основал Школу политехнического образования «Эскуэра Политекника Профессиональ». Школа была создана как кооператив, т.е. была собственностью в большей степени членов местной общины, чем государства или церкви. Это стало началом движения, приведшего к образованию множества кооперативов в последующие годы. Вначале 50-х увлеченные этими инициативами, но все еще сдерживаемые ограниченными возможностями экономического развития пять выпускников школы Аризмендиарреты решили организовать собственный бизнес. Увлеченные его видением и ценностями, они создали бизнес кооператив. Преодолев период борьбы с властями, они создали кооператив ULGOR (аббревиатура на основе имен его создателей), который стал началом будущего МКК. Он производил электрические и механические приспособления для дома, и имел настоящий успех. В начале 60-х ULGOR превращался в одну из ста крупнейших промышленных компаний Испании.

       Вдохновленные успехом ULGOR’а многие начали создавать подобные кооперативы, которые также «питались» социальной и образовательной мобилизацией Аризмендиарреты. Первое из таких предприятий производило комплектующие для продукции ULGOR’а и этим обеспечили себе успех. В1959 г. был создан кооперативный банк «Каха Лаборал» (Caja Laboral) с тем, чтобы помочь организациям вырастающим в сеть, преодолеть финансовые трудности. Несмотря на то, что кооперативы имели прочные связи друг с другом и разделяли общие ценности, в это время они еще оставались независимыми, а Аризмендиаррета выполнял лишь функции советника. К концу 1960-х общее число кооперативов достигло 41. Бум продолжался до конца 70-х. Последующая экономическая рецессия привела к закрытию части предприятий. В результате группа кооперативов пережила серьезную реорганизацию, которая привела к созданию единого центра координации и принятия решений.

       Из кейсов МКК является наиболее чистым примером развития социальной сети на основе общих ценностей. Благодаря созданию Школы политехнического образования кооператив с самого начала был ориентирован на обучение, права и развитие своих рабочих. Вокруг этих идей и началось формирование социальной сети. Первый же возникший на этой основе производственный кооператив продемонстрировал, что может быть другим центром социальной сети, поскольку становится важнейшим потребителем продукции для последующих кооперативов. А поскольку кооперативы нуждались в финансовой поддержке, Аризмендиаррета задумался о проекте банка, который затем стал становым хребтом развития мондрагонской инициативы.

       Сегодня МКК по размерам доходов является седьмой по величине бизнес группой Испании. Портфель ее продукции и услуг включает широкий набор товаров – от товаров для дома до деталей оборудования для супермаркетов. Структура компании состоит из трех направлений бизнеса – финансы, производство, распространение. В 2003 г. объем продаж промышленной группы составил 4,379 млн. евро, дистрибьюторской группы – 5б275 млн. МКК присутствует на глобальном рынке, располагая 38 производственными фабриками в разных странах мира. Располагая 68260 рабочих мест группа является третьим по величине работодателем в Испании.

Справка. Испания

       МКК возник во времена диктатора Франко. С 1939 г. До его смерти в 1975 г. в стране жестко контролировалась социальная политическая и экономическая жизнь. До начала 1950-х гг. продлился режим экономической автаркии. К этому времени ВВП на душу населения составлял в Испании 40% от среднего уровня в Европе. После смерти Франко Испания пережила серьезные перемены. Была введена демократия, неуклонно сокращалась инфляция и безработица. Начавшийся в начале 80-х экономический бум создал экономику, уровень ВВП в которой сегодня составляет 80% от уровня четырех лидирующих стран Европы. Усилиям по модернизации и развитию экономики способствовало множество факторов, включая членство в ЕС, продолжительное сокращение цен на нефть, развитие туризма, падение обменного курса доллара, мощный приток иностранных инвестиций.

       Справка. Страна Басков

       Баскская территория состоит из трех провинций на Северо-западной границе с Францией. Будучи частью Испании, Баскская область заметно отличается заметной культурой независимостью, поддерживаемой Баскским языком. Исторически Баскские провинции были важным экономическим районом Испании – центром кораблестроения, производства стали и чугуна. Гильдии ремесленников, сформированные на базе этих производств, стали культурной базой последующего кооперативного движения в Стране Басков (Whyte & Whyte, 1991).

       За время гражданской войны Баскская провинция особенно пострадала. Безработица была очень высокой и территория вокруг Мондрагона переживала экономический упадок. Сегодня региона Мондрагона находится на верхних позициях в Испании по уровню средних душевых доходов, отличаясь при этом самым низким уровнем экономического неравенства. В 2001 г. МКК обеспечивал 3,7% Баскского ВВП, играя значительную роль в экономике региона.

* * *

       Все три примера успешного социального предпринимательства существенно отличаются друг от друга по социальной миссии, организационной структуре, а также экономической и социальной среде, в которой они возникли. В то же время между ними есть значительное родство. Во-первых, все они производят социальное благо. Для Банка Грамин это – устранение бедности сельских женщин Бангладеш; для Секема – выращиванаие натуральных продуктов без использования химических удобрений, а также поощрение культурной и общественной жизни в Египте; для Кооператива Мондрагон – создание рабочих мест и возможностей экономической развития для людей, которые раньше их не имели. Во-вторых, своим успехом эти организации обязаны особому сочетанию социальной и экономической эффективности. В-третьих, Д. Мэйр и О. Шон убеждены, что деятельность всех трех компаний основана на разделении общих ценностей «общины», которые использовались для: (1) создания поддерживающей социальной сети (ценностной сети); (2) приобретения стратегических ресурсов; (3) управления взаимодействием с потребителями («потребительским интерфейсом») (Mair, J., Schoen 2005, p. 9

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.