КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Курс лекций

 

 

        

Изменить структуризацию, используя ст. стр. 16 – 28, с. 81 – 85 в сборнике «Современные корпоративные стратегии и технологии в России» вып. 6, часть 1, Москва, 2011.

Благотворительность

    Благотворительность это оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основные черты благотворительности: добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи. Это простейшая форма социальной ответственности. Благотворительность является спутником социального неравенства, практическим проявлением нравственности в современном мире. Благотворительность может быть частной, религиозной, корпоративной.

    Формы благотворительности:

    – передача еды, имущества, одежды, лекарств, иных предметов потребления, а также средств для их приобретения;

    – выработка и передача знаний и умений, создание приемлемых условий (среды) для осуществления какой-либо деятельности;

    – бескорыстное выполнение работ, оказание услуг.

    Примерами последней могут быть участие в субботниках по уборке территории, участие в добровольных народных дружинах, пожарных дружинах.

    Достоинство благотворительности: быстрое, гибкое, малозатратное укрепление общественной системы, в пределах которой она осуществляется.

    Недостаток благотворительности: поощрение паразитизма.

    Современные программы благотворительности предусматривают не безвоздмездную передачу денег и продуктов, а стимулирование  деятельности, например предоставление образования.

    Важнейшее направление благотворительности – волонтерство. Корпоративное волонтерство – это безвоздмездное личное участие сотрудников компании в программах и различных инициативах на благо местного сообщества на добровольной основе. Работники могут осуществлять волонтерскую деятельность самостоятельно или от имени компании. Во втором случае компания направляет сотрудников в индивидуальном порядке или целыми группами в качестве временных работников в организации, в которых решаются задачи жизнедеятельности местного сообщества. Это могут быть юристы, бухгалтера, другие специалисты. Например, специалисты российской компании «СУАЛ- холдинг» участвуют в решении проблем по формированию муниципальных бюджетов в районах присутствия предприятий компании.

    Волонтерство включает:

    – организацию программ пожертвования в денежной или натуральной форме, например, в виде грантов;

    – организацию сбора пожертвований на рабочем месте. При этом сотрудники вносят посильный вклад, а компания - долевой;

    – индивидуальную и групповую деятельность в благотворительном проекте на условиях частичной занятости (например, оплачиваемое освобождение на 100 часов на период реализации проекта местного сообщества);

    – личную волонтерскую деятельность на добровольной основе (например, в качестве бухгалтера);

    – управление деловыми связями компании с местными организациями, например, помощь в развитии компаний-поставщиков, принадлежащих представителям этнических меньшинств).

    Волонтерство в США возникло в период заселения американского континента, когда безвоздмездная помощь друг другу была средством выживания. Бурное развитие волонтерства в Европе возникло в послевоенное время, когда молодежь добровольно участвовала в восстановлении разрушенных городов. Согласно опубликованным данным, 82 % американских фирм имеют программы волонтерской деятельности и около трети оплачивают их.

 

Пример 1. Банк Грамин

       Основная цель Банка Грамин - предоставить финансовые услуги для бедных – женщин и беднейших семей с тем, чтобы помочь им побороть бедность через организацию доходного дела. Это – комплексная цель, содержащая как социальный, так и экономический компоненты.

       Банк Грамин («грам» - означает «деревня» в Бенгалии) был создан в 1976 году Мухаммадом Юнусом, бывшим в то время профессором экономики Университета в Бангладеш. Путешествуя по ближайшим сельским окрестностям со своими студентами, он обнаружил бедственное положение местных женщин. Многие из них поддерживали свои семьи тем, что пытались организовать мелкий бизнес – плели стулья из бамбука или продавали овощи, выращенные на своем участке. Однако многие из них не имели денег для покупки сырья, в частности, бамбука. Поскольку банки отказали им в ссудах, они вынуждены были обратиться к местным ростовщикам, которые их фактически обирали. Ссуда давалась под непомерный процент, кроме того, они должны были продавать свою продукцию ростовщику по цене значительно ниже рыночной. За один день Юнус познакомился с 42 женщинами и выяснил, что их проблемы решила бы сумма в 24 доллара на всех. Не долго думая, Юнус ссудил им деньги за разумный процент. Т.к. все женщины выплатили долги, он решил повторить опыт.

       Поскольку ни один из банков не увлекся его предложением, Юнус принял решение создать свой собственный банк для решения проблем беднейшего населения страны. Дата его создания считается днем рождения микрокредитования (Mainsah et al. 2004, Schreiner 2001). К 1983 году это был уже национальный банк с 75 отделениями в 5 провинциях страны.

       В конце 80-х Юнус задумался о том, как ускорить положительный эффект от своего начинания. Чтобы создать Сеть Грамин он снова начал с малых дел, таких как аренда неиспользуемых рыбных прудов и ирригационных насосов. С появлением Интернета Юнус задумался над преодолением информационной изоляции. Для решения этого вопроса ссуды были недостаточными, и он учредил Grameen Telecom и Grameen Phone. В кооперации с этими компаниями был создан План телефонизации деревни. Речь шла о телефонизации участников сети Грамин, которая до сих пор не подключена к национальной системе телекоммуникации. Кроме того, была создана специальная организация Grameen Trust для содействия развитию сети Грамин через совершенствование регулирования, изменение законодательства, взаимодействие с заинтересованными людьми за границей, увеличение занятости и освоение управленческих навыков среди бедных слоев населения.

       Некоторые инициативы были с самого начала не связаны с Банком, но разделяли видение Юнуса и присоединились к сети позже. Сегодня Семейство Организаций Грамин включают широкий круг предприятий – от телекоммуникаций и производства энергии до производства программных продуктов (Mainsah et al. 2004).

       В 2004 г. общий объем займов в рамках микрокредитных операций БГ составил 4,2 млрд. долларов и имел 1200 отделений в Бангладеш. Сегодня он имеет 3,5 миллиона заемщиков, 95% из которых - женщины. Доля возврата средств составляет недостижимую для обычных банков величину – 98%. В довершение ко всему банк является самоокупаемым и самоподдерживающейся структурой. Банк создал 12000 рабочих мест для своих сотрудников. По его данным, в 1994 г. вклад ГБ в ВНП страны составлял 1,5%. (Для сравнения: это сопоставимо с долей компании Уолл-Март в ВНП США.)

      

       Справка. Бангладеш Страна образовалась в 1971 г. в результате отделения от Пакистана Восточной Бенгалии. Это одна из наименее развитых стран мира по критериям ООН. Страна занимает 138 место по индексу человеческого развития (Human Development Index, HDI) в списке из 175 стран. К 2004 г. по сравнению с серединой 1970-х гг. население страны удвоилось, к 2015 году ожидается, что его численность составит 190 млн. человек. В момент создания Банка Грамин Валовой национальный продукт страны достигал 300$ на душу населения в год. Основу экономики составляло сельскохозяйственное производство, около 90% населения проживало в сельской местности. Сегодня доля сектора услуг составляет 2/3 ВНП, однако ему все еще не удается создавать достаточное количество рабочих мест, и сельское хозяйство остается главной сферой занятости населения.

       Качество жизни населения Бангладеш крайне низкое. В 2002 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла 61 год, уровень грамотности взрослого населения составляет 41,1%, почти 50% населения живут ниже национального прожиточного минимума (UNDP 2004). Острой является проблема гендерного неравенства. Уровень экономической активности женщин Бангладеш выше, чем в Норвегии. Но они работают преимущественно в сельском хозяйстве, их доходы достигают только половины уровня мужчин, среди них ниже уровень грамотности.

Пример 2. Секем

       Секемская миссия определяется так: «отвечать вызовам времени через содействие всестороннему развитию человека, сообщества и земли». Это – цель, над которой ее основатель доктор Аболейш непрерывно работает уже более 27 лет.

       Секем – транслитерация иероглифа, означающего энергию, происходящую от солнца. Его история берет начало в то же время, что и ГБ. В 1977 г. доктор Ибрагим Аболейш, проведя в Австрии более 20 лет, решил привезти семью на свою родину в Египет. Он нашел страну в бедственном экономическом положении с растущими социальными проблемами. Увлеченный антропософией Рудольфа Штайнера, он решил «согреть землю и людей» (Abouleish, I., 2004). Он нарисовал в своем воображении организацию, которая заключала бы в себе экономическую, социальную и культурную пользу. Это положило начало инициативе, за которую ему была присуждена в 2003 г., так называемая, Альтернативная Нобелевская Премия (Right Livelihood Award).

       На ранней стадии Секем использовал партнерские связи с двумя дистрибьютерами в Германии, разделявшими общие ценности. Развитие сети привело к созданию Центра натурального сельского хозяйства (Сenter of Organic Agriculture in Egypt - COAE), разрабатывавшего новые стандарты «биодинамического растениеводства». Еще позднее была создана Египетская биодинамическая ассоциация (Egyptian Biodinamic Association - ABDA), дополнившая работу Центра предоставлением консультационных услуг фермерам, переходящим на биодинамическое культивирование растений.

       Начав с биодинамического культивирования растений и специй, включая целебные и ароматические травы, Секем стал знаменитым производством натуральных продуктов питания (выращенных без химических удобрений) и фитофармацевтики в Египте. Более того, именно благодаря нему биодинамические методы контроля пестицидов и увеличения урожайности получили широкое распространение по всей стране.

       Сегодня в Секеме работает около 2000 сотрудников. В 2003 г. годовой доход Секем Групп составил 73 млн. египетских фунтов (1? ≈ 7EP). Секем Групп включает 6 компаний. Их деятельность простирается от упаковки производимых трав и свежих фруктов до производства медицинских фито-препаратов и натуральных тканей. Помимо производства Секем также учредил Египетское общество культурного развития (Egiptian Siciety for Cultural Development, SCD). Через эту некоммерческую организацию Секем поддерживает детский сад, Институт дополнительного образования (Institute for Adult Training), Медицинский центр, многие другие социальные и культурные мероприятия, а также запустил процедуру организации Университета

 

       Справка. Египет

       В середине 70-х, когда Д-р Аболейш вернулся в Египет, страна переживала трудные времена. Провалы социалистической экономики Гамаля Абдель Насера и последствия войны с Израилем 1973 г. потребовали от Египта серьезной борьбы за улучшение условий жизни населения. Либеральные реформы президента Анвара Садата поставили под новый удар условия жизни населения и усилили неравенство, привели к острым демонстрациям и массовым беспорядкам в 1977 г.

       Несмотря на то, что в последнее время экономические условия улучшились, в Египте все еще слабо развита медицина и существует несовершенная система образования. В 2002 г. 16% населения жили за национальной чертой бедности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла 68 лет, а уровень грамотности среди взрослого населения составлял 67% у мужчин и 43% - у женщин (UNDP 2004).

       Сельскохозяйственный сектор является основным работодателем Египта, охватывая 40% рабочей силы. В то же время периодические засухи и сильные песчаные бури представляют регулярную угрозу его результативности. Сегодня только 3,5% земли является пахотной. Резкое сокращение пахотных земель произошло в результате окончания работ по строительству Верхней Асуанской плотины. До появления плотин Нил разливался каждый год, с одной стороны, принося с собой плодородный ил и минеральные удобрения, а, с другой – смывая пастбища и угодья. Первая дамба была построена в 1899 г. британцами. Решение о строительстве новой готовилось уже в 40-х годах 20 в. Строительство началось в 1960 г. , однако было закончено в 1970. Строительство плотины привело к ряду серьезных проблем. Сдерживание естественного обмена между плодородными ресурсами Нила и близлежащими землями ухудшило экологическую обстановку. Потерявшие былое плодородие земли стали заполняться пестицидами, понижение дельты Нила привело к засаливанию плантаций морской водой, пострадали рыбные ресурсы и источники пресной воды. Кроме того, появление новой плотины поставило под сомнение существование многих исторических памятников, часть которых была спасена усилиями ЮНЕСКО.

 

       Социальное предпринимательство относится не только к беднейшему населению и странам третьего мира.

 

Пример 3. Сандэнский Институт и одноименный кинофестиваль

    Еще в конце 1970-х гг. Роберт Редфорд выявил ограничения, которые накладывает на развитие независимого кино экспансия Голливуда. Нежелательное «равновесие» состояло в контроле всего кинопроизводства голливудскими студиями, в котором независимое кинопроизводство не имело ни финансов, ни питательной среды. Это понимание привело Редфорда к созданию Сандэнского Института и одноименного кинофестиваля, благодаря которым были открыты новые имена независимого кино в США, которое впоследствии стало культурным явлением мирового масштаба.

 

Пример 4. Институт здоровья одного мира

       Институт здоровья одного мира является первой в мире некоммерческой фармацевтической компанией и разрабатывает лекарственные препараты для лечения заболеваний, которыми пренебрегают в обществе (http://www.iowh.org). Институт разрушил традиционные представления о казалось бы неконкурентоспособной промышленности, предоставляющей лекарства особо нуждающимся в развивающихся странах, перестроив всю цепочку получения дохода от разработки лекарств до их доставки (Seelos & Mair, 2005b).

        

    Социальное предпринимательство отличает от деятельности традиционных некоммерческих организаций – наличие заработанного дохода, то от обычного предпринимательства – прямое действие по реализации социальной программы и специфическая двойственность в оценке результативности.  Эффективность традиционных предпринимателей обязательно измеряется финансовыми результатами.

    Результат работы социальных предпринимателей имеет «двойственную суть». Это – смесь финансовой и социальной отдачи. Прибыль остается целью, но это – не единственная цель, прибыль реинвестируется в реализацию социальной миссии.

                                                                                                                 Таблица

 Сравнение организаций по отношению к социальной ответственности

Организации Основанные на чистой филантропии Гибридные   Основанные на чистой коммерции
Мотивы Добрая воля Смешанные мотивы Личная выгода
Методы Определяются миссией Определяются сочетанием миссии и рынка Определяются рынком
Цели Создание социальной ценности Создание социальной и экономической ценности Создание экономической ценности
Назначение дохода и прибыли Направлены непос-редственно на реали-зацию миссии НКО (определяется зако-ном или политикой организации) Реинвестируется на реализацию миссии, на операционные расходы,  используются для расширения и раз-вития бизнеса (мо-жет частично пере-распределяться между стейкхолде-рами) Распределяется между акционерами и собственниками

 

 

Пример 5

Национальный зоопарк в Вашингтоне продает посетителям зоопарка помет слонов в качестве экзотического удобрения. Производство «Продукта Зоопарка» - инновационное решение, но оно не рассматривается как бизнес, а его доходная составляющая незначительна. Основная задача проекта – оживить взаимодействие с публикой и привлечь посетителей.

Пример 6

Используя тот же ресурс, содержатели зоопарка в Бангкоке превратили слоновый навоз в доходный бизнес – производство высококачественной бумаги ручной работы и бумажной продукции премиум класса. Чтобы покрыть растущий спрос, они даже стали скупать навоз в других зоопарках и слоновниках. В Таиланде продукция из слонового помета не продавалась сама по себе, но продвигалась на рынке как натуральный и экологически чистый продукт для социально ответственных покупателей. При этом прибыль от нее использовалась для финансирования деятельности зоопарка и развития организаций защиты животных. 

Если первый пример не демонстрирует достаточных признаков социального предприятия, то второй служит их ярким примером.

    Социально ответственный бизнесэто прибыльные компании, преследующие двойную цель: получение прибыли для своих акционеров и содействие более широкой социальной пользе. Для социально ответственного бизнеса характерен частичный отказ от прибыли в пользу общества, поэтому в его бизнес-миссии заложены социальные цели.

       Это реализуется по-разному: наем социально исключенного населения (инвалидов, бедных, другие социально уязвимые категории) для реализации замысла по улучшению их положения, продажа социально значимых продуктов и услуг (например, работа с отстающими учениками для предупреждения отчисления, производство бытовых приспособлений для инвалидов, организация системы услуг на дому, помогающих пожилым людям обслуживать себя и отказаться от пребывании в специальных учреждениях для престарелых).

Например, американская компания из Вермонта «Грин Маунтин Кофе Ростер» (Green Mountain Coffee Roaster, GMCR). В этой компании все деловые решения опираются на ключевые ценности компании, связанные с экологическими и социальными последствиями бизнеса. В 1989 г. компания основала Экологический комитет с целью изучить разнообразные способы, посредством которых можно было бы внедрить экологическую концепцию компании в повседневные бизнес процессы. В 1992 она запустила новую линию производства кофе, который выращивался и собирался с использованием экологически чистых и надежных способов ведения сельского хозяйства, благоприятных как для земли, так и для сельскохозяйственных рабочих. В рамках программы работники компании посетили кофейные плантации на Гавайях, в Мексике, Коста-Рике, Гватемале, Перу и Суматре с тем, чтобы оценить качество управления хозяйством и достоинства производимого кофе. Помимо собственно экологических результатов, эта работа укрепила отношения с растениеводами и повысила прибыльность компании. Помимо многих других социальных инициатив компания вкладывает 7,5% своих доходов (наибольшая разрешенная доля в США) в общественные и экологические организации, одной из которых является «Конверсэйшн Интернэшнэл» (Conversation International).

    Компании, практикующие социальную ответственность это компании, которые ориентированы на решение финансовых задач, при этом занимаются еще и филантропией. Стратегическая филантропия помогает компаниям достичь максимизации прибыли и занять желаемую позицию на рынке, внося при этом вклад в общественное благо.

       Традиционные предприниматели весьма часто действуют социально ответственно: они выделяют средства для НКО; они отказываются вести бизнес, имеющий негативные для общества последствия; они переходят к использованию экологически чистых технологий и материалов; они стараются относиться с должным вниманием и уважением к своим работникам. Но все это имеет опосредованное отношение к социальным проблемам

Гибридные организации можно разделить на две группы в зависимости от назначения:

Первая группа включает НКО, имеющие доходную деятельность и собственно социальные предприятия. Их назначение – социальное воздействие. Вторая группа включает социально ответственный бизнес, компании, практикующие социальную ответственность, традиционные прибыльные организации. Их назначение – зарабатывание прибыли.

Каждая группа по-разному реализуют стратегии устойчивости. НКО образованы для создания социального блага, однако они не могут достичь финансовой устойчивости без использования финансовых ресурсов извне (полученных со стороны, либо воспроизводимых собственными силами). Прибыльные (for-profit) организации образуются в целях создания экономических благ, но должны также делать социальные взносы для обеспечения рыночной устойчивости.

 

БАЛАНС УСТОЙЧИВОСТИ

Социальная устойчивость◄►Экономическая устойчивость

Традицион-ные НКО НКО, имеющие доходную дея-тельность Социальные предприятия Социально- ответствен-ный бизнес Компании, практикующие социальную от-ветственность Традицион-ные прибыль-ные организа-ции  

       ◄ -- Цель: создание социальной ценности

            Стратегия устойчивости -- ►

Социальных программ

Цель: создание экономической ценности -- ►

◄ -- Стратегия устойчивости

«Делать хорошо, делая добро»

(рыночная устойчивость обеспечивается социальными вложениями)

 

 

Рисунок 2. Баланс устойчивости гибридных организаций

 

Механизм КСО

№№ Методы Инструменты Процедуры
1 Методы нормативного регулирования деятельности компаний Законы, Кодексы, стандарты Лоббирование общественных интересов в рамках политического процесса, разработка и принятие Кодексов, стандартов
2 Методы взаимодействия с местными сообществами, органами государственной власти Согласование интересов со стейкхолдерами: встречи, форумы, круглые столы. Участие в жизни местных сообществ: благотворительность, социальные инвестиции Обсуждение стратегии в сфере КСО. Софинансирование с местной властью соци-ально-значимых проектов, выделение грантов. Встречи со стейкхолдерами в рамках процеду-ры подготовки нефинансовой отчетности. Подписание соглашений о социально-эконо-мическом партнерстве с органами власти  
3 Методы информирования Нефинансовые отчеты, корпоративные сайты, публикации в СМИ Подготовка нефинансовых отчетов, распро-странение компаниями значимой информации через корпоративные сайты, СМИ и т.п.
4 Методы оценки компаний, общественных ожиданий и общественной обеспокоенности Оценка компаниями систем менеджмента на соответствие стандартам ISO, оценка и сертификация товаров; Этические принципы отношений к работникам, опросы общественного мнения, встречи со стейкхолдерами, Оценка обеспокоенности: забастовок работников, митингов, демонстраций   Сертификация систем менеджмента на соот-ветствие ISO, сертификация и маркировка товаров; Процедуры опроса общественного мнения, интервью, реагирование на проявление несо-гласия с действиями компаний
5 Методы сравнения компаний Составление рейтингов социально ответст-венных компаний, Индексы ответственных компаний; Выбор лучшей компании года Отбор, сравнение компаний по определенным критериям
6 Методы контроля со стороны общества и рынка (финансового, товарного, рынка труда) Адвокатирование акционерами, участие в работе собрания акционеров, Аудит корпоративной ответственности; Общественный экологический контроль Участие акционеров в ежегодном собрании акционеров; Участие представителей общественности в социальном и экологическом аудите, общест-венных слушаниях в рамках процедуры оцен-ки воздействия инвестиционных проектов на  окружающую среду; Участие представителей общественности в проведении государственной экологической экспертизы
7 Методы поощрения со стороны потребителей, инвесторов, деловых партнеров, государства Со стороны потребителей: покупка товаров этическими потребителями; Со стороны инвесторов: покупка акций этическими фондами; пенсионными фондами; Со стороны деловых партнеров и кредиторов: льготное кредитование, лучшие условия поставок; Со стороны государства: госконтракты, налоговые и неналоговые льготы, моральное поощрение Включение в тендеры на госконтракты требо-ваний на наличие отчетов в области КСО; Принятие поправок к законам по поводу льгот
8 Методы популяризации норм ответственности поведения в обществе Обучение; Консалтинг; Пропаганда через СМИ, культуру, искусство; Разъяснение и убеждение Обучение в рамках курсов по предпринима-тельской этике, КСО, устойчивому развитию; Консультирование компаний по вопросам менеджмента, КСО, экоменеджмента; Формирование образа ответственного гражда-нина и предпринимателя в СМИ.   

    Законодательство включает корпоративное и трудовое право, Налоговый Кодекс, законы о несостоятельности и банкротстве. Кроме того, качество правоприменения. Стабильная правовая система, которая защищает собственность, способствует привлечению инвесторов, которым близка социальная ответственность.

    Кодексы делятся на профессиональные и организационные. Они не являются обязательными для исполнения, но определяют поведение компаний и работников. Российские примеры: Кодекс чести членов Российской гильдии риелтеров», Кодекс корпоративного поведения.

    Стандарты разрабатываются на уровне компании, отрасли, ассоциации, страны, в глобальном масштабе. Они помогают систематизировать и оценивать деятельность компаний в сфере КСО. Различают общепринятые добровольные и специальные отраслевые стандарты, стандарты всемирных организаций. Примеры: Руководство глобальной инициативы в области отчетности, стандарты серии ISO.

    Контроль со стороны финансового, товарного рынка и рынка труда основан на конкуренции.

    Финансовый рынок. Многие фонды, в том числе пенсионные инвестируют только в социально ответственные компании. Акционеры могут влиять на компанию через адвокатирование, например, размещение в Интернете призыва бойкотировать определенную компанию, участие работников-акционеров в собрании акционеров.

    Потребительский рынок. Согласно британской исследовательской организации 70 % британцев при покупке товара или услуги учитывают социальную ответственность компании.

    Рынок труда. КСО имеет значение в конкуренции за лучшие кадры.        

    Методы популяризации норм ответственного поведения: обучение в семье, образовательных заведениях, обучение церковью, в процессе трудовой деятельности, обучение в бизнес-школах (ведущая страна в мире по количеству преподаваемых курсов по КСО – Великобритания), пропаганда через средства массовой информации, деятельность консалтинговых компаний. Во всех религиях помощь нуждающимся и бедным является обязанностью верующих. В некоторых религиях существует норма раздачи нуждающимся и бедным десятой части доходов. 

    Учитывая важную роль государства, рассмотрим инструменты государственного регулирования (табл. ). В странах с развитой экономикой акцент делается на использовании косвенных инструментов, а в странах с транзитивной (переходной) экономикой – на инструментах принуждения компаний к социально ответственной деятельности.

       Транзитивной называют экономику переходного периода, которая характеризуется поиском новых организационно-экономических связей и форм управления.

    Государственные органы также должны проявлять социальную ответственность путем:

    – использования критерия ответственности бизнеса при размещении госзакупок;

    – организации рабочих мест по технологии «Зеленый кабинет»;

    – размещения государственных учреждений в зданиях и строительство новых, соответствующих технологии «экологически чистое здание»;

    – использование госслужащими во время командировок «Зеленых гостиниц»;

    – организации и проведения мероприятий (например, конференций) в соответствии с принципами КСО (трансфер до гостиницы посредством автобуса, а не такси; расположение места проведения конференции в шаговой доступности от гостиницы; предпочтение ноутбукам, которые потребляют энергии на 10 % меньше, чем стационарные компьютеры; использование бумаги из вторичного сырья на обоих оборотах;

    – сокращение командировок госслужащих за счет проведения видеоконференций, что позволяет снизить выбросы в атмосферу ввиду не использования транспорта;

    – перевод части госслужащих на работу по системе «телеработа», что приводит к сокращению выбросов выхлопного газа в атмосферу, увеличивает свободное время служащих за счет сокращения транспортных затрат.

    Факторы, влияющие на выбор инструментов госрегулирования:

    – наличие крупного бизнеса;

    – организация политической системы страны;

    – понимание важности КСО на уровне высшей законодательной и исполнительной власти;

    – наличие компетенций у представителей власти компетенций по продвижению социально ответственных бизнес-практик;

    – активность населения в сотрудничестве с бизнесом в решении проблем территории. 

 

Условия ГЧП

    1. Объединение ресурсов, средств, собственности, усилий, направленных на реализацию государственной политики или удовлетворение общественных потребностей;

    2. Предоставление льготных кредитов участникам;

    3. Передача государственного или муниципального имущества, предназначенного для реализации проекта;

    4. Предоставление некоторых преференций участникам на период реализации проекта;

    5. Создание льготных условий согласования, устранение ненужных административных барьеров. 

Принципы ГЧП

    1. Общность интересов участников ГЧП при реализации государственной политики;

    2. Добровольность участия в ГЧП;

    3. Прозрачность выбора партнера из числа субъектов негосударственного управления. Это осуществляется путем прозрачности процедур (в том числе конкурсных), обнародования принимаемых решений, учета публичных интересов (путем проведения общественного обсуждения или общественной экспертизы),

    4. Ориентация на получение измеряемого результата (количественного или качественного);

    5. Учет общественного мнения о необходимости реализации проектов или программ на условиях государственно-частного партнерства на конкретных территориях.

    Различают три направления ГЧП:

    публичное партнерство (иначе партнерство в публично-правовой сфере);

    социальное партнерство (партнерство в социально-трудовой сфере); экономическое партнерство (партнерство в сфере экономики).

 

    Основные направления государственно-частного партнерства в публично-правовой сфере:

    охрана общественных интересов;

    гражданская служба;

    информационное взаимодействие;

    национально-культурная сфера;

    правотворчество и сорегулирование;

    охрана общественного порядка.

 

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Курс лекций

 

 

        

Дата: 2019-02-02, просмотров: 339.