Социальное предпринимательство основано на совмещении экономических и социальных ценностей. Теоретическую основу составляет концепция смешанных ценностей, сформулированная Джедом Эмерсоном (старший научный партнер Гарвардской школы бизнеса), согласно которой благо включает в себя 3 компонента: экономическую, социальную и экологическую ценность. Социальное предпринимательство - это довольно новое явление, которым называют деятельность как коммерческих, так и некоммерческих организаций, осуществляющих социальную функцию.
Социальное предприятие (social enterprise) – это бизнес-предприятие, организованное для создания социальной ценности, призванное смягчить или сократить социальную проблему, функционирующее на основе финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе. Сочетание инноваций и предпринимательства позволяет называть социальные предприятия социальными венчурами.
Венчурные предприятия (venture company) – это обычно малые предприятия, занятые научными исследованиями, инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений, в том числе по заказам крупных фирм и государственным субконтрактам. Венчурные предприятия относятся к рисковым формам бизнеса с неопределенным заранее доходом.
Факторы, определяющие социальное предпринимательство:
– миссия по созданию и поддержанию социальной ценности;
– выявление новых возможностей для реализации миссии;
– непрерывный процесс инноваций, адаптации и обучения;
– решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами;
– высокая ответственность предпринимателя перед клиентами и перед обществом.
Социальное предпринимательство относится к производству товаров, услуг, созданию новых организаций.
Основное отличие социального предпринимательства от обычного предпринимательства – это характеристика производимой ценности:
– для обычного предпринимательства ценность имеет рыночный, экономический характер и выражается в категориях дохода и прибыли;
– для социального предпринимательства ценность – это преимущество, которое получает значимая часть общества или общество в целом от произведенной социальным предпринимателем «крупномасштабной трансформации». При этом целевыми группами, которым предназначена «ценность», служат наименее защищенные и наименее благополучные слои населения, не имеющие финансовых ресурсов, либо политических рычагов для достижения «получаемой в результате трансформации ценности» собственными силами.
Характерные особенности социального предприятия:
1. Ориентация предприятия на производство товаров и услуг для рынка.
2. Цели: социальные, экологические. Они имеют ясные социальные и /или экологические цели, выраженные в создании рабочих мест, обучении или предоставлении социальных услуг. И этические ценности могут включать повышение квалификации местных сообществ. Их прибыль преимущественно реинвестируется для достижения социальных целей.
3. Общественная собственность, которая может выражаться в общественном характере производимого продукта (услуги), общественном управлении. Структура управления и собственности обычно основана на участии групп стейкхолдеров (т.е. персонала, потребителей, представителей местного сообщества, инвесторов), либо попечителей и директоров, выступающих от имени более широкого круга стейкхолдеров. Они подотчетны своим стейкхолдерам и более широкому сообществу за социальные, экологические и экономические результаты деятельности предприятия.
4. Социальный результат – изменение за счет решения конкретной социальной проблемы, либо устранения «провала» рынка.
5. Предпринимательский подход использует бизнес-механизмы: инновации, стратегический менеджмент, маркетинг, дисциплину и организацию, присущие прибыльному бизнесу.
6. Использование прибыли исключительно для выполнения социальной миссии.
7. Демократизация управления за счет использования различных форм участия работников в управлении.
8. Государственный и общественный контроль, прежде всего, за целевым использованием государственных и других средств, выделенных по социальным программам и заказам.
Компоненты социального предпринимательства:
1. Выявление устойчивого, несправедливого равновесия, определяющего социальную исключенность или страдание у части общества;
2. Выявление внутри несправедливого равновесия возможности для производства социального блага посредством творчества, прямого действия и смелости предпринимателя;
3. Достижение нового равновесия, высвобождающего скрытый потенциал, или облегчающего страдания целевой группы.
Классические примеры социального предпринимательства: создание Грамин Банка М. Юнуса, Института здоровья одного мира, основанный доктором Викторией Хэйл в 2000 году, создание Сандэнского Института и одноименного кинофестиваля Робертом Редфордом.
Пример 1. Банк Грамин
Основная цель Банка Грамин - предоставить финансовые услуги для бедных – женщин и беднейших семей с тем, чтобы помочь им побороть бедность через организацию доходного дела. Это – комплексная цель, содержащая как социальный, так и экономический компоненты.
Банк Грамин («грам» - означает «деревня» в Бенгалии) был создан в 1976 году Мухаммадом Юнусом, бывшим в то время профессором экономики Университета в Бангладеш. Путешествуя по ближайшим сельским окрестностям со своими студентами, он обнаружил бедственное положение местных женщин. Многие из них поддерживали свои семьи тем, что пытались организовать мелкий бизнес – плели стулья из бамбука или продавали овощи, выращенные на своем участке. Однако многие из них не имели денег для покупки сырья, в частности, бамбука. Поскольку банки отказали им в ссудах, они вынуждены были обратиться к местным ростовщикам, которые их фактически обирали. Ссуда давалась под непомерный процент, кроме того, они должны были продавать свою продукцию ростовщику по цене значительно ниже рыночной. За один день Юнус познакомился с 42 женщинами и выяснил, что их проблемы решила бы сумма в 24 доллара на всех. Не долго думая, Юнус ссудил им деньги за разумный процент. Т.к. все женщины выплатили долги, он решил повторить опыт.
Поскольку ни один из банков не увлекся его предложением, Юнус принял решение создать свой собственный банк для решения проблем беднейшего населения страны. Дата его создания считается днем рождения микрокредитования (Mainsah et al. 2004, Schreiner 2001). К 1983 году это был уже национальный банк с 75 отделениями в 5 провинциях страны.
В конце 80-х Юнус задумался о том, как ускорить положительный эффект от своего начинания. Чтобы создать Сеть Грамин он снова начал с малых дел, таких как аренда неиспользуемых рыбных прудов и ирригационных насосов. С появлением Интернета Юнус задумался над преодолением информационной изоляции. Для решения этого вопроса ссуды были недостаточными, и он учредил Grameen Telecom и Grameen Phone. В кооперации с этими компаниями был создан План телефонизации деревни. Речь шла о телефонизации участников сети Грамин, которая до сих пор не подключена к национальной системе телекоммуникации. Кроме того, была создана специальная организация Grameen Trust для содействия развитию сети Грамин через совершенствование регулирования, изменение законодательства, взаимодействие с заинтересованными людьми за границей, увеличение занятости и освоение управленческих навыков среди бедных слоев населения.
Некоторые инициативы были с самого начала не связаны с Банком, но разделяли видение Юнуса и присоединились к сети позже. Сегодня Семейство Организаций Грамин включают широкий круг предприятий – от телекоммуникаций и производства энергии до производства программных продуктов (Mainsah et al. 2004).
В 2004 г. общий объем займов в рамках микрокредитных операций БГ составил 4,2 млрд. долларов и имел 1200 отделений в Бангладеш. Сегодня он имеет 3,5 миллиона заемщиков, 95% из которых - женщины. Доля возврата средств составляет недостижимую для обычных банков величину – 98%. В довершение ко всему банк является самоокупаемым и самоподдерживающейся структурой. Банк создал 12000 рабочих мест для своих сотрудников. По его данным, в 1994 г. вклад ГБ в ВНП страны составлял 1,5%. (Для сравнения: это сопоставимо с долей компании Уолл-Март в ВНП США.)
Справка. Бангладеш Страна образовалась в 1971 г. в результате отделения от Пакистана Восточной Бенгалии. Это одна из наименее развитых стран мира по критериям ООН. Страна занимает 138 место по индексу человеческого развития (Human Development Index, HDI) в списке из 175 стран. К 2004 г. по сравнению с серединой 1970-х гг. население страны удвоилось, к 2015 году ожидается, что его численность составит 190 млн. человек. В момент создания Банка Грамин Валовой национальный продукт страны достигал 300$ на душу населения в год. Основу экономики составляло сельскохозяйственное производство, около 90% населения проживало в сельской местности. Сегодня доля сектора услуг составляет 2/3 ВНП, однако ему все еще не удается создавать достаточное количество рабочих мест, и сельское хозяйство остается главной сферой занятости населения.
Качество жизни населения Бангладеш крайне низкое. В 2002 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла 61 год, уровень грамотности взрослого населения составляет 41,1%, почти 50% населения живут ниже национального прожиточного минимума (UNDP 2004). Острой является проблема гендерного неравенства. Уровень экономической активности женщин Бангладеш выше, чем в Норвегии. Но они работают преимущественно в сельском хозяйстве, их доходы достигают только половины уровня мужчин, среди них ниже уровень грамотности.
Пример 2. Секем
Секемская миссия определяется так: «отвечать вызовам времени через содействие всестороннему развитию человека, сообщества и земли». Это – цель, над которой ее основатель доктор Аболейш непрерывно работает уже более 27 лет.
Секем – транслитерация иероглифа, означающего энергию, происходящую от солнца. Его история берет начало в то же время, что и ГБ. В 1977 г. доктор Ибрагим Аболейш, проведя в Австрии более 20 лет, решил привезти семью на свою родину в Египет. Он нашел страну в бедственном экономическом положении с растущими социальными проблемами. Увлеченный антропософией Рудольфа Штайнера, он решил «согреть землю и людей» (Abouleish, I., 2004). Он нарисовал в своем воображении организацию, которая заключала бы в себе экономическую, социальную и культурную пользу. Это положило начало инициативе, за которую ему была присуждена в 2003 г., так называемая, Альтернативная Нобелевская Премия (Right Livelihood Award).
На ранней стадии Секем использовал партнерские связи с двумя дистрибьютерами в Германии, разделявшими общие ценности. Развитие сети привело к созданию Центра натурального сельского хозяйства (Сenter of Organic Agriculture in Egypt - COAE), разрабатывавшего новые стандарты «биодинамического растениеводства». Еще позднее была создана Египетская биодинамическая ассоциация (Egyptian Biodinamic Association - ABDA), дополнившая работу Центра предоставлением консультационных услуг фермерам, переходящим на биодинамическое культивирование растений.
Начав с биодинамического культивирования растений и специй, включая целебные и ароматические травы, Секем стал знаменитым производством натуральных продуктов питания (выращенных без химических удобрений) и фитофармацевтики в Египте. Более того, именно благодаря нему биодинамические методы контроля пестицидов и увеличения урожайности получили широкое распространение по всей стране.
Сегодня в Секеме работает около 2000 сотрудников. В 2003 г. годовой доход Секем Групп составил 73 млн. египетских фунтов (1? ≈ 7EP). Секем Групп включает 6 компаний. Их деятельность простирается от упаковки производимых трав и свежих фруктов до производства медицинских фито-препаратов и натуральных тканей. Помимо производства Секем также учредил Египетское общество культурного развития (Egiptian Siciety for Cultural Development, SCD). Через эту некоммерческую организацию Секем поддерживает детский сад, Институт дополнительного образования (Institute for Adult Training), Медицинский центр, многие другие социальные и культурные мероприятия, а также запустил процедуру организации Университета
Справка. Египет
В середине 70-х, когда Д-р Аболейш вернулся в Египет, страна переживала трудные времена. Провалы социалистической экономики Гамаля Абдель Насера и последствия войны с Израилем 1973 г. потребовали от Египта серьезной борьбы за улучшение условий жизни населения. Либеральные реформы президента Анвара Садата поставили под новый удар условия жизни населения и усилили неравенство, привели к острым демонстрациям и массовым беспорядкам в 1977 г.
Несмотря на то, что в последнее время экономические условия улучшились, в Египте все еще слабо развита медицина и существует несовершенная система образования. В 2002 г. 16% населения жили за национальной чертой бедности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла 68 лет, а уровень грамотности среди взрослого населения составлял 67% у мужчин и 43% - у женщин (UNDP 2004).
Сельскохозяйственный сектор является основным работодателем Египта, охватывая 40% рабочей силы. В то же время периодические засухи и сильные песчаные бури представляют регулярную угрозу его результативности. Сегодня только 3,5% земли является пахотной. Резкое сокращение пахотных земель произошло в результате окончания работ по строительству Верхней Асуанской плотины. До появления плотин Нил разливался каждый год, с одной стороны, принося с собой плодородный ил и минеральные удобрения, а, с другой – смывая пастбища и угодья. Первая дамба была построена в 1899 г. британцами. Решение о строительстве новой готовилось уже в 40-х годах 20 в. Строительство началось в 1960 г. , однако было закончено в 1970. Строительство плотины привело к ряду серьезных проблем. Сдерживание естественного обмена между плодородными ресурсами Нила и близлежащими землями ухудшило экологическую обстановку. Потерявшие былое плодородие земли стали заполняться пестицидами, понижение дельты Нила привело к засаливанию плантаций морской водой, пострадали рыбные ресурсы и источники пресной воды. Кроме того, появление новой плотины поставило под сомнение существование многих исторических памятников, часть которых была спасена усилиями ЮНЕСКО.
Социальное предпринимательство относится не только к беднейшему населению и странам третьего мира.
Пример 3. Сандэнский Институт и одноименный кинофестиваль
Еще в конце 1970-х гг. Роберт Редфорд выявил ограничения, которые накладывает на развитие независимого кино экспансия Голливуда. Нежелательное «равновесие» состояло в контроле всего кинопроизводства голливудскими студиями, в котором независимое кинопроизводство не имело ни финансов, ни питательной среды. Это понимание привело Редфорда к созданию Сандэнского Института и одноименного кинофестиваля, благодаря которым были открыты новые имена независимого кино в США, которое впоследствии стало культурным явлением мирового масштаба.
Пример 4. Институт здоровья одного мира
Институт здоровья одного мира является первой в мире некоммерческой фармацевтической компанией и разрабатывает лекарственные препараты для лечения заболеваний, которыми пренебрегают в обществе (http://www.iowh.org). Институт разрушил традиционные представления о казалось бы неконкурентоспособной промышленности, предоставляющей лекарства особо нуждающимся в развивающихся странах, перестроив всю цепочку получения дохода от разработки лекарств до их доставки (Seelos & Mair, 2005b).
Социальное предпринимательство отличает от деятельности традиционных некоммерческих организаций – наличие заработанного дохода, то от обычного предпринимательства – прямое действие по реализации социальной программы и специфическая двойственность в оценке результативности. Эффективность традиционных предпринимателей обязательно измеряется финансовыми результатами.
Результат работы социальных предпринимателей имеет «двойственную суть». Это – смесь финансовой и социальной отдачи. Прибыль остается целью, но это – не единственная цель, прибыль реинвестируется в реализацию социальной миссии.
Таблица
Сравнение организаций по отношению к социальной ответственности
Организации | Основанные на чистой филантропии | Гибридные | Основанные на чистой коммерции |
Мотивы | Добрая воля | Смешанные мотивы | Личная выгода |
Методы | Определяются миссией | Определяются сочетанием миссии и рынка | Определяются рынком |
Цели | Создание социальной ценности | Создание социальной и экономической ценности | Создание экономической ценности |
Назначение дохода и прибыли | Направлены непос-редственно на реали-зацию миссии НКО (определяется зако-ном или политикой организации) | Реинвестируется на реализацию миссии, на операционные расходы, используются для расширения и раз-вития бизнеса (мо-жет частично пере-распределяться между стейкхолде-рами) | Распределяется между акционерами и собственниками |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 305.