Механизмы государственно-частного партнерства в форме концессий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Рассмотрим механизмы, наиболее распространенные в зарубежной практике.

    1. Механизм «строительство-эксплуатация (управление)-передача». В этом случае концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию объекта на правах собственности за свой счет и на свой риск. По истечении определенного срока, в течение которого концессионер получает прибыль от эксплуатации объекта, и таким образом возмещает свои издержки, объект концессии передается в собственность государства. При этом возможно право концессионера на продолжение управления объектом.

    В нашей стране считается перспективным использование этого механизма в сфере здравоохранения при строительстве многопрофильных лечебно-профилактических или лечебно-диагностических учреждений.         

    2. Механизм «реконструкция-управление-передача» предусматривает замену строительства объекта реконструкцией. Он чаще всего применяется в транспортном и энергетическом секторах. Например, реконструкция автострад в Италии, Испании, Южной Корее, трубопроводов в Германии, электростанций в Индии, Турции, Таиланде, аэропортов в Египте, Греции, Канаде.

    3. Механизм «строительство-владение-эксплуатация (управление)-передача» означает, что бизнес-структура получает право не только пользования, но и владения объектом в течение всего срока соглашения, после которого объект передается государству. Возможен и противоположный порядок действий:  сначала государство финансирует и возводит инфраструктурный объект, затем передает в доверительное управление частному партнеру с правом постепенного выкупа.

    4. Механизм «строительство-передача-эксплуатация (управление)» предполагает передачу    объекта государству по завершении строительства, а потом эксплуатирует для возмещения издержек и получения прибыли. Это выгодная для государства схема, позволяющая контролировать объект концессии и влиять на концессионера, если его действия наносят ущерб.

    5. Механизм «проектирование-строительство-владение-эксплуатация (управление)-передача» предусматривает не только строительство, но и проектирование инфраструктурного объекта.  

    6. Механизм «строительство-эксплуатация (управление)-обслуживание-передача» означает ответственность частного партнера в том числе за содержание и текущий ремонт сооруженного им инфраструктурного объекта.   

        

    Соглашение о разделе продукции. Соглашение о разделе продукции является формой инвестиционной деятельности, осуществляемой в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья на территории РФ, а также континентальном шельфе в пределах исключительной экономической зоны РФ.  

    Согласно Закону «О соглашениях о разделе продукции», по договору РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, а инвестор обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. На условиях раздела продукции разрешается предоставление не более 30 % разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

    Предусматривается два механизма раздела продукции:

    – обычный механизм, при котором из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещение его затрат на выполнение работ по соглашению, а между государством и инвестором делится прибыльная продукция, из своей части инвестор платит налог на прибыль;

    – прямой  механизм, в котором не предусмотрено выделение компенсационной продукции, инвестор не платит налог на прибыль, а пропорции раздела определяются в каждом конкретном случае. Этот механизм считается более привлекательным для российских инвесторов.

        

    Долевое участие частного капитала в государственных предприятиях, то есть создание совместных предприятий.

 

Проблемы реализации ГЧП в сфере экономики:

    1. Длительный процесс согласования проектов в недрах государственных структур;

    2. Отсутствие реальной ответственности государственных структур за реализацию проектов;

    3. Риск сокращения или прекращения финансирования проекта в случае изменения приоритетов бюджетных расходов;

    4. Недостаток опыта и отсутствие квалифицированных специалистов у бизнеса и государственных органов по разработке, реализации и управлению проектами в сфере ГЧП;

    5. Противоположные интересы федеральных, региональных и местных властей;

    6. Сложность выхода из проекта и возврата осуществленных инвестиций;

    7. Сложность разрешения конфликтных ситуаций с государственными структурами;

    8. Ненадлежащее выполнение условий контрактов со стороны органов власти.

    9. Недостаточно проработанная правовая основа.

        

Дата: 2019-02-02, просмотров: 203.