Региональный аспект корпоративной социальной ответственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Политика в отношении местных сообществ, иначе региональная социальная политика, означает взаимодействие компании с населением и органами власти территории, на которой она оперирует. В развитых странах она рассматривается как часть бизнес-стратегии компании, направленная на улучшение взаимоотношений с местными сообществами, улучшение репутации, получение или защита «лицензии на работу», повышение лояльности сотрудников, обеспечение выхода на новые рынки.

 

Классификация социальной активности в местном сообществе:

    1. По уровню воздействия:

    – направленность на внешний эффект;

    – направленность на решение частной проблемы;

    – направленность на структурное решение проблемы.

    2. По сфере деятельности:

    – в области образования;

    – в области социальной среды;

    – в области культуры, спорта.

    3. По целям:

    – репутационная;

    – маркетинговая;

    – минимизирующая риски;

    – защитная.

    Формы социальной активности в местном сообществе: напрямую связанные с основной деятельностью компании и основанные на совмещении интересов компании и территорий.

    1. Формы, напрямую связанные с основной деятельностью компании:

    – внедрение стандартов ответственного поведения (Кодекс корпоративного поведения);

    – привлечение местных поставщиков;

    – программы развития малого бизнеса;

    – социальные предприятия;

    – социально ответственный маркетинг;

    – привлечение клиентов к социальным проектам;

    – продвижение новых технологий;

    – подготовка и переподготовка кадров;

    – продвижение социально значимых законодательных инициатив на местном уровне, связанных с бизнес-интересами компании;

    – государственно-частное партнерство в виде концессий.

    2. Формы, основанные на совмещении интересов компании и территории:

    – прямые перечисления в бюджет на недофинансированные социальные расходы;

    – адресная помощь социально незащищенным слоям населения;

    – проектное финансирование (выделение грантов победителям ярмарок проектов, финансирование именных проектов и т.д.);

    – конкурсное финансирование или софинансирование с местной властью социальных проектов или программ развития территорий;

    – спонсорство или совместное проведение мероприятий;

    – участие в разработке комплексных программ социально-экономического развития территорий;

    – делегирование сотрудников в муниципалитеты и консультации по разработке предложений по оптимизации работы учреждений социальной сферы;

    – обучение служащих муниципалитетов (например, навыкам установления партнерства, механизмам проектной деятельности и т.д.).

    Модели взаимодействия бизнеса и власти в России (рис. ).               

                                                        Субъект инициативы

Город-комбинат   Социальное партнерство
Добровольно-принудительная благотворительность   Торг

                                                                          Демократические ценности

Рис.  Модели взаимодействия бизнеса и власти в России

 

    Модель добровольно-принудительной благотворительности подразумевает диктат власти, когда бизнесу отводится роль исполнителя директив власти без экспертизы целесообразности финансируемой деятельности и оценки результатов. Социальная нагрузка в этом случае рассматривается как условие вхождение в рынок, способ преодоления административных барьеров. Это препятствует росту эффективности корпоративных программ.

    Модель торг строится по принципу «выгодно одному-невыгодно другому». В этом случае КСО рассматривается как инструмент политических манипуляций, давления сторон друг на друга, а население рассматривается как потенциальные избиратели.

    Модель «Город-комбинат» означает подмену бизнесом органов власти

в решении социальных проблем и финансирования социальной инфраструктуры, в том числе системы общего и профессионального образования, здравоохранения, досуга. В долгосрочной перспективе модель неэффективна, поскольку снижает конкурентоспособность компании.

    Модель «Социальное партнерство» основана на взаимодействии по принципу «выгодно каждому – выгодно всем». Это модель означает совместное определение приоритетов социальной политики местных сообществ и тех областей, где бизнес может принять активное участие. Это наиболее эффективная модель взаимодействия органов власти, бизнеса и общественных организаций, где органы власти играют функцию координатора социальных вложений и гаранта их эффективного и целевого использования. Эта модель реализуется путем образования советов по социальному партнерству в компаниях и советы по социальному партнерству при органах законодательной и исполнительной власти или в форме соглашений о социально-экономическом сотрудничестве.  

    В России отсутствует государственная политика в области КСО, поэтому, учитывая российский опыт, ученые предлагают при формировании политики выделять федеральный и региональный уровни. На федеральном уровне должны задаваться приоритеты, а на региональном уровне должна разрабатываться стратегия в области КСО и привлекаться компании к ее осуществлению.

 


                                                                                                                                                 Таблица

Классификация инструментов госрегулирования КСО и проблемы их использования

 

Наименование

Группы инструментов госрегулирования

Прямые

Косвенные

Мотивация Убеждения/информирования Вовлечения
Инструменты Законы, нормы, догово-ра, административное принуждение Экономическая: налоги, льготы, преференции, субсидии Неэкономическая: награ-ды, поощрения Информирование, пропа-ганда Государственно-частное партнерство, инициативы министерств, ведомств всех уровней власти
Контроль Контроль на уровне ис-полнения законов, нор-мативных актов, догово-ров Контроль на уровне раз-решения использования и правомочности исполь-зования налогов, льгот ит.д. Опросы топ-менеджеров, представителей власти, потребителей, инвесторов Контроль на уровне ис-полнения добровольных соглашений и обяза-тельств
Проблемы реализации Являются инструмен-тами грубой настройки; могут встречать сопро-тивление со стороны бизнеса Существуют проблемы координации Сложность в оценке эффективности, большой временной лаг между пропагандой КСО и изменением существующих в обществе ценностей и норм Инструменты вовлечения зависят от степени развития межсекторного взаимодействия, наличия социального диалога



Дата: 2019-02-02, просмотров: 250.