Применительно к индустрии туризма существуют такие понятия, как «видимая» и «невидимая» торговля, «видимый» и «невидимый» экспорт и импорт.
Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом материальной продукции такой, как товары и сырье.
При этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта.
Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг. Большая часть дохода от невидимого экспорта туристских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания.
Невидимый импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма.
Экспорт продукции, товаров и услуг (включая потребление продукции, товаров и услуг в стране пребывания иностранными туристами) обеспечивает доход страны. Расход страны заключается в оплате импорта продукции, товаров и услуг из других стран (включая потребление продукции, товаров и услуг гражданами страны во время их пребывания за рубежом).
Разница между полным доходом страны от экспорта (видимого и невидимого) и полной стоимостью импорта (явного и неявного) называется платежным балансом. Платежный баланс может быть отрицательным (дефицит) и положительным. В случае большого дефицита происходит утечка денежных ресурсов страны, поэтому не только малые страны, но и такие промышленно развитые государства, как США, Англия и Германия, стремятся к увеличению доходов от туризма и предпринимают серьезные усилия для привлечения в страну иностранных туристов.
Все международные операции страны отражаются в платежном балансе. Туристские потоки и связанные с ними поступления валюты или утечка иностранной валюты также отражаются в платежном балансе страны. Так, если резидент страны путешествует за рубежом, то он там и тратит валюту; это отражается отрицательно на балансе его страны и положительно на балансе принимающей страны. По направлению движения валюты можно определить, что для страны, отправляющей своего резидента за рубеж, расходы туриста являются импортом, а для принимающей страны экспортом, который как бы несравним с импортом и экспортом товаров. Все это отражается на счете «Туризм». Если счет положительный, то это означает, что расходы приехавших в страну туристов превышают расходы туристов, выезжающих из страны, и положительно влияют на ее платежный баланс. Однако здесь не учитываются тарифы международных транспортных перевозок и вторичное воздействие расходов туристов в стране.
Текущий туристский баланс, как правило, положителен в странах Средиземноморья. Это Франция, Италия, Испания, Кипр, Мальта, а также Австрия и Швейцария. Из развивающихся стран к ним можно отнести, например, Тунис, Таиланд, Мексику, страны Карибского бассейна и др.
Отрицательный текущий туристский баланс в основном присущ индустриальным странам с высоким уровнем жизни, например скандинавским странам, Германии, Канаде и нефтедобывающим странам Персидского залива.
В большинстве развивающихся стран ситуация почти безнадежна. Эти страны имеют отрицательный туристский баланс из-за того, что они не обладают необходимой инфраструктурой для привлечения туристов из других стран и часто обязаны импортировать многие продукты, потребительские товары и оборудование для инфраструктуры. Кроме того, они платят из валютных выручек от туризма проценты за взятые за рубежом кредиты, а также заработную плату иностранному персоналу, который помогает управлять фирмами. Часть денег уходит в виде репатриированной прибыли транснациональным корпорациям и др.
Воздействие международного туризма на платежный баланс страны зависит от остальных составляющих платежного баланса, т. е. от текущего платежного баланса и баланса движения капиталов. В результате разных комбинаций этих составляющих суммарный баланс может быть как положительным, так и отрицательным. В свою очередь туризм может оказать влияние на движение капиталов, и, следовательно, последние также должны тщательно анализироваться для точного определения воз действия туризма на платежный баланс, да и на всю экономику.
Оценить точно влияние туризма на платежный баланс очень сложно. В последнее время ведется разработка единого международного счета туризма на базе сбора всей финансовой статистики о международном туризме.
Привлечение зарубежных инвесторов приводит к необходимости возвращения части полученных ими доходов в страну инвестора. В ряде стран развитие туризма приводит к необходимости привлечения иностранных сезонных рабочих, что также вызывает дополнительные валютные расходы и нагрузку на местную сферу обслуживания. Для государства важно так сбалансировать доходы, получаемые от въездного туризма, с расходами на него (включая возврат валюты стране -инвестору, долгосрочные расходы на строительство и благоустройство гостиниц, дорог, аэропортов, средств связи, подготовку персонала для создания комфортных условий пребывания иностранным туристам), чтобы в конечном итоге обеспечить устойчивый положительный платежный баланс страны по статье «Туризм».
Конференцией ООН по туризму и путешествиям (с учетом рекомендаций ВТО) была разработана и принята Методика учета доходов и расходов страны по международному туризму. Согласно рекомендациям Международного валютного фонда в актив платежногобаланса по статье «Туризм» включаются следующие доходы:
• от продажи товаров и туристских услуг въездным и внутренним туристам;
• экспорта товаров туристского спроса и оборудования для туристских предприятий;
• продажи прочих услуг (подготовка кадров, предоставление услуг специалистами страны зарубежным партнерам);
• транспортных расходов въездных туристов на внутренний и международный транспорт в стране пребывания;
• инвестиций иностранного капитала в индустрию отечественного туризма;
• кредитов, предоставленных другим странам (проценты и возмещение капитала) для развития туризма.
В пассив платежного баланса по статье «Туризм» включают следующие расходы:
• на приобретение туристских услуг и товаров выездными туристами в стране пребывания;
• импорт товаров, необходимых для обслуживания въездных туристов, в том числе на прямой и косвенный импорт;
• приобретение прочих услуг (подготовка кадров за рубежом, оплата труда иностранных рабочих и специалистов, занятых в сфере туризма);
• перевозки выездных туристо в зарубежными транспортными компаниями;
• зарубежные инвестиции на развитие туризма в других странах;
• долгосрочные кредиты (проценты и возмещение капитала), вложенные в развитие отечественного туризма.
Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала статистические материалы по развитию туризма в государствах Европы, США, Канаде, Японии и др. (табл. 4.2 4.4).
Оценка экономического воздействия туризма основана на расходах туристов. Здесь очень важно рассматривать разные аспекты экономики, которые испытывают на себе воздействие расходов туристов.
Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора. Так как местные предприятия зависят от других предприятий -снабженцев, любые сдвиги расходов туристов в туристской местности приведут к изменениям на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса.
Мультипликатор туризма это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей (например, производства, занятости, дохода и т.д.), к изменению расходов туристов. Определение мультипликатора базируется на кейсианском анализе.
Существует некий коэффициент, на который должны умножаться расходы туристов. Для оценки общего изменения производства применяется мультипликатор производства. Для оценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов.
Расходы в первую очередь идут на предприятия, непосредственно обслуживающие туристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономического борота на оплату импорта товаров и напитков, которые туристы потребляют на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество денег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и разных поборов.
В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде доходов,(заработная плата, прибыль и т.д.). Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются, и в каждом цикле происходит утечка капитала из рассматриваемой системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов.
Однако надо отличать мультипликатор от акселератора:
первый это отношение новых инвестиций к увеличению производства и доходов, а второй отношение дополнительного потребления к росту производства и доходов.
При оценке значения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции. Мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.
Мультипликатор производства измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов. Принципиальное различие между этими двумя видами заключается в том, что в мультипликаторе производства не все купли-продажи связаны с текущим производством (например, некоторые продажи совершаются из складских запасов произведенной продукции).
Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов.
Мультипликатор занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.
Туризм это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числом секторов экономики, и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.
Существующие модели расчетов мультипликатора международного туризма имеют недостатки, которые преодолеваются на практике.
Ограничение, связанное с неэластичностью предложения, может стать сдерживающим фактором при предложении необходимого количества и качества товаров и услуг при увеличении расходов туристов. Как уже отмечалось выше, если излишний спрос не удовлетворяется местным производством, то дополнительные расходы туристов создают инфляцию, и недостающие продукты и услуги импортируются, а поэтому размер мультипликатора сокращается.
Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода, например, является наиболее ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведены продукция или оборот.
В результате проведенных ВТО расчетов мультипликатора продаж в туризме и доходов от него получены следующие значения мультипликатора продаж: для Доминиканской Республики 1,2, Бермудских островов 1,1, восточного Карибского бассейна 1,07, Антигуа 0,88, Багамских островов 0,78, Каймановых островов 0,65 и т.д.
Подробный анализ мультипликаторов производится в целях анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.
Итак, туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и таким образом проникают в экономику страны пребывания. Это проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия.
Прямое воздействие это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики (например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др.). Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.
Во время прямого и косвенного расходования у местного населения накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый вито к экономической активности.
Туризм, однако, может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство туристской продукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока (например, при перемещении т рудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из -за дополнительных мест в больницах, школах и т.д.). Поэтому для составления полной картины надо учитывать и определять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использования их в других сферах.
Инфляция может привести к сокращению количества употребляемых местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах из -за неэластичности предложения и невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отношению к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с помощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.
Экономическая эффективность туризма означает получение экономического эффекта (или, другими словами, выигрыша) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.
Экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития. Для того чтобы получить максимальную выгоду от развития туризма, государству необходимо разработать туристскую политику, которая является одним из видов социально -экономической политики государства. Туристская политика государства это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на работу сферы туризма для осуществления конкретных целей развития социально-экономического комплекса.
Стратегия, на которой базируется государственная туристская политика, заключается в разработке концепции развития и составления целевых программ по развитию туризма как на уровне федерации в целом, так и на уровне отдельного субъекта федерации.
Для реализации целевых программ по развитию туризма требуются большие финансовые ресурсы. Помимо этого, государство осуществляет регулирование туристской деятельности путем:
• создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
• содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;
• прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма.
Политика государства по отношению к туризму основывается на стратегии и тактике. Под стратегией понимается общее направление и способ использования средств для достижения конкретной цели. Для достижения целей в конкретных условиях применяется туристская тактика, т. е. конкретные меры и приемы.
Задача туристской тактики есть выбор оптимального решения в данной хозяйственной ситуации.
Туризм это вид деятельности, непосредственно влияющий на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы региона. Эффективность от туристской деятельности определяется либо количеством туристов -посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих туристский продукт.
Эффективность от туристской деятельности определяется либо количеством туристов-посетителей в регионе, либо объемом деятельности (среднегодовая занятость коечной базы в днях, товарооборот на одно место в предприятиях общественного питания, доход от экскурсий и других культурных мероприятий, валютный обмен на одного туриста и др.) коммерческих структур, производящих специфический туристский продукт. Поскольку туризм охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит за рамки традиционного представления о нем как о явлении, связанном только с отдыхом, то эффект от него должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребителя.
Эффективность управления туризмом рассматривается в двух направлениях: экономическом и социальном.
Основными и наиболее простыми являются расчеты частоты поездок и интенсивность путешествия, что в какой -то мере позволит сделать вывод об эффективности внедрения предлагаемых мероприятий и развития туризма как подотрасли экономики в целом в дестинации.
Частота поездок показывает, сколько путешествий предпринимает человек в среднем за определенный период времени:
где Чп частота поездок; Кп количество поездок; Пв период времени.
Определение показателя интенсивности путешествий принимает во внимание не отдельного человека, а все население региона:
где Ип интенсивность путешествий (%); Кт количество туристов; Чн численность населения.
Данная информация позволит вести статистический учет и формировать базу для дальнейшего прогнозирования.
Социальный эффект во многих случаях не рассчитывается и либо носит декларативный характер, либо выступает в форме ограничений, например экологических. Если экономический эффект можно выразить количественно, то систему показателей социального плана измерить очень сложно и практически невозможно.
Развитие рекреационно-туристского комплекса, обеспечивающего создание условий для эффективного использования уникальных природно-климатических ресурсов и расширение материально-технического потенциала курортно -туристских предприятий, является одним из приоритетных направлений развития дестинации.
Тем не менее в качестве некоей общей концепции социально - экономической оценки развития туризма для крупного туристского центра или региона можно принять модель, предлагаемую Ю. И. Блохиным.
Прием туристов.
1. Прямые доходы от въездного туризма в виде различных региональных и федеральных налогов, выплачиваемые турфирмами и другими участниками туристского бизнеса.
2. Доходы . от затрат туристов на обслуживание (проживание, питание, транспорт и другие виды услуг).
3. Косвенные доходы от загрузки гостиниц, баров, казино, ресторанов, развлечений, посещения исторических и культурных центров.
4. Косвенные доходы от создания дополнительных рабочих мест.
Отправка туристов.
1. Прямые доходы от налогообложения туристской деятельности по отправке туристов, выплачиваемого турфирмами и другими участниками бизнеса.
2. Доходы от дополнительной загрузки транспортных средств и других объектов сферы услуг, привлекаемых при отправке туристов.
3. Косвенные доходы от создания дополнительных рабочих мест в системе обслуживания по отправке туристов.
В рассматриваемую систему доходов и расходов следует также включить расходы турфирм, которые они несут при проведении туристских мероприятий.
Система туризма может существовать при определенных условиях налогообложения, арендной платы и других поборов. Повышение этого уровня приведет к разрушению городской системы туризма.
Основными показателями оценки уровня туризма являются въездные (N1) и выездные (N2) туристские потоки, которые определяются зависимостями (5). Вычисление по формуле (4), в которой фигурирует коэффициент передачи а, определяет долю от доходов выездного туризма, выделяемую городом на развитие, связанных с въездным туризмом.
Из анализа поставленной задач и можно видеть, что для получения общего решения проблемы требуется выполнить основные частные задачи.
1. Определить состояние и развитие социально –экономических условий в регионе с оценкой структурного состава общества по уровням доходов и определением основных экономических показателей, а также конкретизацией их влияния на различные виды туризма.
2. Выработать требования к основным показателям, характеризующим уровень состояния и развития туризма, и оценки по ним состояния туристской деятельности в регион е по въездному и выездному туризму.
3. Раздельно рассмотреть вопросы продвижения въездного и выездного туризма (в силу существующих принципиальных их различий), а именно:
• въездной туризм обеспечивается в первую очередь рекламой достоинств региона (в основном вне его территории), которую должна обеспечить городская администрация. Отсюда необходимость создания специальной модели подобных мероприятий с рассмотрением долевых затрат на них среди участников организации и реализации туристского бизнеса;
• проведение турпродукта выездного туризма должно возлагаться непосредственно на сами турфирмы, и доля участия городских структур в этом очень мала, т. е. это другая задача, которая требует другой модели.
4. Для завершения постановки задачи разработать обобщенную модель туристской фирмы с учетом зависимости ее деятельности от социально-экономических условий.
5. Ввести методические принципы оценки городских затрат на туристскую деятельность, которые необходимы для замкнутости поставленной задачи.
6. Определить N1 и N2. Расчеты целесообразно проводить путем осреднения результатов, полученных по двум методикам: обработка по специальной методике статистических данных по въезду и выезду с последующим построением прогнозных зависимостей; построение соответствующих связей вида (6) с последующей оценкой точности полученных усредненных данных.
7. Наполнить построенные модели фактическим содержанием. Это сведется к определению соответствующих компонентов затрат, которые должны производить турфирмы и городская администрация для эффективного функционирования туристских мероприятий.
8. Создать комплекс соответствующих компьютерных программ.
Планирование развития отрасли туризма
Известно, что туризм представляет собой сложнейшую комплексную систему, вовлекающую в сферу своего влияния различные секторы экономики. Вместе с тем до 1990 -х гг. многие страны развивали туризм без какого -либо планирования или рассмотрения его на фоне общих процессов экономического развития общества.
Как показывает опыт бесконтрольного, случайного развития туризма, это привело к многочисленным проблемам экологического, экономического и социального характера, к которым можно отнести деградацию окружающей среды и потерю национальной самобытности, снижающие в свою очередь поток туристов и ведущие к экономическим потерям.
В современном мире, в условиях неконкурентоспособности экономики многих стран на мировом рынке, многие правительства рассматривают туризм как едва ли не единственную возможность своего успешного экономического раз вития. Отношение к туризму как к инструменту развития общества и экономики базируется на его эффективности в качестве мощного ресурса занятости населения, а также увеличения доходов и восстановления утерянных по разным причинам природных и культурных ресурсов.
Известно также, что уровень экономического развития различных стран и регионов отличается широким разнообразием.
Некоторые государства процветают, в то время как другие пытаются сдержать процесс общественного и экономического падения. В последнем случае материальная и духовная среда общества чаще всего находятся в упадке, и туризм (как никогда кстати) становится потенциально привлекательной заменой предприятий производственного и иных сфер бизнеса. По этой причине в настоящее время все страны, обладающие развитой индустрией туризма, пришли к пониманию того, что планирование туризма составляет основу его цивилизованного развития.
Однако, прежде чем начать изучение и анализ принципов планирования туризма, необходимо сначала усвоить, что такое планирование туризма и почему оно необходимо.
Известнейший американский специалист и международный консультант в области планирования туризма Эдвард Инскип определил это понятие как организация будущего для достижения ряда определенных целей и задач.
Впервые о необходимости и важности планирования туризма было заявлено в знаменитой Гаагской декларации по туризму, принятой на Межпарламентской конференции по туризму, проведенной межпарламентской группой Нидерландов совместно с приглашенными ею Межпарламентским союзом (МП С) и Всемирной туристской организацией в апреле 1989 г. в Гааге.
Межпарламентская конференция по туризму объявила Гаагскую декларацию инструментом международного сотрудничества и призвала парламенты правительства, государственные и частные организации, ассоциации и учреждения, отвечающие за туристскую деятельность, профессионалов в области туризма, а также самих туристов тщательно учитывать ее принципы в том виде, в каком они изложены в декларации, и основываться на них в своей деятельности.
Гаагская декларация впервые определила необходимость принятия мер, направленных на то, чтобы туризм составлял часть комплексного плана развития страны наряду с другими приоритетными секторами: сельским хозяйством, промышленностью, здравоохранением, социальным обеспечение м, образованием и др. Таким образом, туризм был официально назван отраслью, которой государства должны уделять такое же внимание, как и другим видам социально-экономической деятельности.
В этой декларации определяется необходимость принятия эффективных мер для «...содействия комплексному планированию туристского развития на основе концепции устойчивого развития, а также определено, что туризм должен планироваться государственными властями при участии туристской индустрии на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов этого явления».
В настоящее время стало очевидным и принятым на международном уровне не только то, что планирование и контроль развития туризма являются обязательной основой обеспечения его успешного развития, но и то, что подходы к планированию туризма, определение его роли и места в развитии страны или региона должны рассматриваться в пределах широкого контекста общественного экономического развития.
Важность планирования туризма подтверждается и тем фактом, что официальным основным приоритетом деятельности Всемирной туристской организации (ВТО), наиболее авторитетной международной межгосударственной организации в мире в сфере туризма, является оказание практической помощи странам в области стратегии планирования туризма, туристской политики, развития туризма с учетом специфики региона, связи туристской отрасли с национальной экономикой, оценки перспектив развития туризма.
Планирование туризма, направленное одновременно на предотвращение негативных воздействий и вместе с тем выполнение целей и задач развития общества, должно осуществляться, как уже упоминалось, в соответствии с принципами так называемого устойчивого развития. Впервые определение и концепция устойчивого развития были предложены в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 г., представленном и одобренном на Генеральной ассамблее ООН.
Ко времени Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., идея устойчивого развития окончательно устоялась и получила действенную поддержку на мировом уровне. Согласно определению «устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным. Это, как правило, достигается либо таким управлением ресурсами, при котором они могут возобновляться с той же скоростью, с какой они используются, либо переключением с медленно возобновляемых ресурсов на быстро возобновляемые. При таком подходе ресурсы могут быть использованы как будущим, т ак и настоящим поколениями».
К основным принципам устойчивого развития отнесены:
• экологическая устойчивость, которая обеспечивает: сбалансированность развития и поддержания основных экологических процессов; развитие, совместимое с культурой, самобытностью и жизненными ценностями местного населения;
• экономическая устойчивость, обеспечивающая экономическую эффективность развития и метод управления ресурсами, позволяющий их использование будущими поколениями.
Таким образом, концепция устойчивого раз вития представляет собой основу для достижения целей развития без нанесения ущерба окружающей среде и является процессом планируемых изменений, в рамках которых все инструменты развития от эксплуатируемых ресурсов до инвестиционных стратегий и институциональных элементов приводятся в соответствие не только с настоящими потребностями, но и с интересами будущих поколений.
Туризм планируется на национальном, региональном, местном уровне, а также на уровне планирования «дестинаций», или «территорий туристского развития».
Национальный и региональный уровни (долгосрочный и стратегические уровни планирования туризма) предполагают формирования государственной, республиканской, региональной или областной политики развития туризма, законодательных основ его развития, координацию туристской деятельности как на отечественном, так и на международном уровне, а также рассмотрение других элементов, необходимых для развития и управления туризмом на стратегическом уровне, таких как создание рекламно-информационной системы, обеспечивающей пропаганду образа страны или региона как благоприятного для туризма, создание единых основ системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма, научное обеспечение туристской деятельности и др.
Первостепенной функцией стратегического туристского планирования является формирование национальной туристской политики. Это обусловлено тем, что эта политика играет ключевую роль в определении направления туристского развития и приведении его в соответствие с потребностями и интересами населения страны. Создание системы управления туристской политикой также является важнейшим аспектом планирования туризма на национальном уровне. Другие важные задачи, обычно решающиеся в зарубежной и в отечественной практике на национальном уровне, включают в себя:
• стратегическое планирование материальной базы, при котором определяются главные объекты туристского показа, регионы туристского развития и основные транспортные артерии;
• создание национальных стандартов по таким направлениям, как безопасность, подготовка кадров, а во многих странах охрана здоровья.
При этом следует отметить тесную взаимосвязь между различными уровнями государственной исполнительной власти, осуществляющими планирование туризма. Чем более успешно реализуются национальные и региональные программы туристского планирования, тем более вовлеченными в них оказываются местные муниципальные городские и сельские администрации.
Местный оперативный уровень планирования туризма охватывает более детальные локальные программы формирования и развития объектов туристского показа, курортов, рекреационных территорий, различных видов туризма городского, культурного, научного и других, в масштабах не больших, чем город.
В отличие от долгосрочного и стратегического местный уровень планирования сосредоточен на выявлении и разрешении срочных вопросов, связанных с конкретными территориями, объектами, услугами или институциональными элементами. При этом следует помнить, что развитие туризма на местном уровне должно осуществляться с учетом регионального и национального развития и не противоречить ему по своему содержанию.
Примерами деятельности, обычно ассоциируемой с планированием туризма на местном уровне, являются:
функциональное зонирование рекреационных территорий, определяющее их планировочное решение, ландшафтное проектирование, размещение и принципы архитектурно -планировочной организации отдельных объектов;
• формирование и соблюдение местных нормативно -правовых актов; содействие участию в процессе реализации всех заинтересованных в развитии туризма людей и организаций;
• планирование местной туристской инфраструктуры, включая определение потребностей в тепло -, электро- и водоснабжении;
• обеспечение доступности всех туристских объектов для местного населения;
• обеспечение рекреационных и бытовых услуг как для туристов, так и для местного населения;
• содействие в предоставлении услуг, связанных с профессиональным образованием, подготовкой и переподготовкой кадров для местной индустрии туризма, а также других услуг, касающихся людских ресурсов;
• финансирование туристского развития;
• маркетинг и продвижение местных достопримечательностей и туристских программ;
• вопросы налогообложения.
В практике большинства стран степень участия местной администрации в процессе туристского планирования меняется по мере реализации программы развития туризма. Например, в случае, когда местная администрация определяет территорию для развития туризма, ее первоначальное участие будет весьма значительным: муниципальные власти нанимают для работы архитекторов, инженеров, экономистов, социологов, экологов и других специалистов. По мере реализации программы администрация постепенно «уходит на задний план» и передает лидерство компаниям частного сектора в вопросах организации финансирования, найма специалистов и консультантов, в строительстве и управлении туристскими инфраструктурой и услугами.
Широко распространенный в современной зарубежной туристской практике термин «планирование дестинации» {destination planning) час то используется для определения планирования в масштабах географического региона, который обладает достаточно необходимыми услугами, достопримечательностями, инфраструктурой и потенциалом для привлечения туристов. Целиком завися от природы и характера туристского развития и территориальных аспектов, дестинация может быть региональной по масштабу, охватывая множество рекреационных территорий и городов, либо она может быть локальной. Для обозначения дестинации также часто используется термин «территория туристского развития». Например, дестинацией, или территорией туристского развития, является Анталия в Турции, включающая в себя семь деревень и три древних города. Примерами отечественных дестинации могут служить территории Сочи (от Адлера до Лазаревской) или Большой Ялты, охватывающие почти весь южный берег Крыма (от Алушты до Симеиза).
Вне зависимости от территориального размера дестинации ее ключевой характеристикой является то, что она представляет собой комплексное пространство, включающее в себя достаточное количество средств размещения и туристских достопримечательностей, туристскую инфраструктуру, а также туристскую общественность, способную обеспечить необходимую занятость населения в сфере туризма и необходимые транспортные связи внутри дестинации.
Туристское планирование является весьма трудоемким и сложным делом, поэтому в планировании и реализации любой деятельности в туризме принимают участие люди и организации, способные оказывать реальное воздействие на направления и результаты туристской деятельности. К ним, как правило, относятся:
• местное население;
• сфера бизнеса (иногда даже не связанная с туризмом);
• политические и другие официальные лица;
• профессиональные объединения и общественные организации работников сферы туризма;
• официальные представители правительства или администрации любого уровня, связанные с туристским законодательством и развитием.
Представители каждой из перечисленных категорий вносят свой особый вклад, собственные знания и предложения на общий стол для принятия решений. Следует еще раз подчеркнуть, что их участие особенно важно на ранней стадии процесса планирования для общей поддержки и придания стабильности этому процессу и, таким образом, уменьшает вероятность возникновения проблем в будущем со стороны лиц и организаций, по разным причинам не участвовавших в планировании туризма на первом этапе.
Туристское планирование комплексный процесс, вовлекающий в сферу своего влияния множество людей и организаций из различных областей деятельности. В связи с этим оно может быть подвержено влиянию факторов, оказывающих негативное воздействие на процесс планирования. Это наиболее часто происходит в тех случаях, когда общество ожидает, что туризм сможет разрешить большинство экономических и социальных проблем. К сожалению, такие ожидания чаще всего наблюдаются в странах и регионах, находящихся в стадии
экономической депрессии и скованных бюджетными ограничениями, сокращающими возможности правительства финансировать и поддерживать развитие индустрии туризма.
В таких странах правительства, не имеющие возможности полноценно финансировать развитие туристской индустрии, чаще всего направляют свою деятельность на устранение планового развития и регулирования туризма и возлагают эти вопросы на частный сектор. При этом туристский бизнес, как правило, опасается консолидации частного сектора в отрасли из -за боязни снижения собственной конкурентоспособности в нестабильной ситуации на рынке.
Вместе с тем Гаагская декларация гласит: «Туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту страны, если одновременно принимаются необходимые меры для того, чтобы решить наиболее срочные национальные задачи и позволить национальной экономике достигнуть приемлемого уровня самообеспечения».
Иногда при планировании туризма на местном уровне приходится бороться со скептицизмом населения, основанным на невозможности получения им немедленных личных выгод от туризма. За рубежом распространенным случаем является настороженность местных жителей к туристскому развитию из –за боязни его негативного экологического воздействия.
Очень часто процесс туристского планирования останавливается из-за общественных выступлений в защиту окружающей среды и (особенно) действий со стороны различных инициативных групп по этой защите. При этом сложность и цена пройденного пути планирования могут быть к этому времени достаточно высокими.
Кроме этого при планировании туризма приходится иметь дело с различными видами воздействий, основанных на рыночной конкуренции и являющихся результатом постоянно меняющихся технологий, появления новых дестинаций и перемен в предпочтениях туристов.
Однако, как показывает международный опыт, при отсутствии предварительного комплексного планирования туризма в туристских центрах со временем возникают проблемы (в основном экологического и социального свойства), становящиеся очевидными прежде всего для туристов. Понятно, что на современном туристском рынке, находящемся под жесточайшим прессом конкуренции, туристы немедленно изберут для себя другие дестинаций.
Планирование туризма так же, как и планирование любого другого вида деятельности, преследует цель достижения успеха и недопущения или устранения проблем.
Известно, что комплексное планирование требует времени и может вызвать длительные дискуссии и споры, так как различны е политические партии, правительственные и административные структуры, местное население преследуют свои собственные цели и интересы.
Однако, общий смысл планирования туризма состоит в том, чтобы обозначить его основные направления и виды развития, оценить преимущества, равно как и недостатки предлагаемой концепции развития, а также определить принципы успешного развития, т. е. достижение успеха при условии недопущения или минимизации проблем до начала дискуссий, строительства или того момента, когда совершенные ошибки станут либо очень дорогостоящими, либо непоправимыми.
Таким образом, туризм может принести множество прямых и непрямых экономических выгод лишь при тщательном и комплексном планировании.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 264.