Пропорциональная избирательная система. Виды ограничения принципа пропорционализма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пропорциональная система — построена на принципе прямой пропорциональности, распределение мандатов в зависимости от количества голосов, поданных за списки кандидатов этой партии. Все партии выдвигают списки кандидатов, и избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за эти списки. Для определения количества мандатов используют метод избирательной квоты (избирательного метра) — наименьшее число голосов избирателей, необходимое для избрания одного депутата.

Способы вычисления квоты различны (естественная квота, метод делителей и другие). Полученные партией мандаты распределяются внутри списка кандидатов по правилам связанных списков (очередность определена руководством партии и не может быть изменена) и свободных списков (голосование и за список, и за кандидатов внутри него — персонифицированный (предпочтительный) вотум).

Нередко пропорциональная система подвергается ограничению.

Виды ограничений принципапропорционализма:

i. блокирование списков партий — объединение партий в блоки;

ii. панаширование — установленное законом разрешение избирателю голосовать за кандидатов из различных партийных списков, т. е. единый голос фактически дробится на несколько частей;

iii. заградительный пункт — партия допускается к распределению мандатов только если преодолеет установленный минимум голосов.


Самый простой способ вычисления квоты — определение так называемой естественной квоты, или вычисление квоты по методу англичанина Хэйра. При этом способе общее количество поданных по округу голосов делится на число депутатских мест по данному округу

В некоторых странах эта система вычисления квоты усовершенствована: к делителю (числу мандатов) прибавляют единицу или даже две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается. Такая квота называется искусственной квотой, а способ вычисления — системой Хогенбаха-Бишоффа, Друпа. Метод (способ) д'0ндта и применяется в ряде стран на выборах в Европейский парламент,при данном методе вычисления квоты голоса, полученные каждой партией (списком), делятся на ряд последовательных целых чисел, начиная с единицы, — делителей.

31. Референдум в зарубежных странах: понятие, виды, практика применения

         Референдум (лат. referendum — «то, что должно быть сообщено») — это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон, принятый парламентом (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

         Инициатива референдума, формула референдума и организация голосования. Для проведения референдума закон устанавливает определенные условия. Инициатива референдума может исходить только от некоторых высших органов государства, определенного числа депутатов парламента, установленного законом числа граждан и т.д.
На референдум, как правило, выносится вопрос (реже — несколько вопросов), предполагающий положительный («да») или отрицательный («нет») ответ избирателя.

Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. Законодательство устанавливает пределы допустимого использования института референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее (например, о снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.). Не могут выноситься на референдум вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы, вопросы о мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.

Организация референдума аналогична организации выборов (списки избирателей, избирательные комиссии или комиссии по референдуму, регулирование пропаганды и агитации по вопросам референдума, подведение итогов и т.д.), но в данном случае избиратель голосует за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса.
Определение итогов референдума. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос.

Классификация:

1) общегосударственный и местный референдум (последний проводится на территории субъекта федерации, автономного образования, одной или нескольких административно-территориальных единиц);

2) обязательный и факультативный референдум. В первом случае конституция или закон устанавливают, что решение по определенному вопросу может быть принято только путем референдума. Факультативный референдум означает, что решение по предлагаемому вопросу может быть принято путем референдума, а может .быть принято и иным путем;

3) конституционный и обыкновенный референдум. В первом случае на референдум выносится проект конституции или поправка к конституции. Обыкновенным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционного значения (например, в Швейцарии обыкновенные референдумы проводились по вопросу о вступлении в ООН);

4) допарламентский, послепарламентский, внепарламентский. Первый проводится до принятия закона парламентом, желающим выяснить мнение населения по данному вопросу путем голосования избирателей. Второй — после того, как закон принят парламентом, он выносится им на утверждение путем референдума. Третий — когда законы принимаются на референдуме при отсутствии или в обход парламента, поскольку президент не уверен в его поддержке (так делалось во Франции при Президенте де Голле);

5) утверждающий (или ратифицирующий) референдум (путем референдума избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий (например, в Италии после соответствующего сбора подписей избирателей, требуемых законом, неоднократно проводились референдумы об отмене принятых ранее законов парламента, это затронуло около 30 законов);

6) решающий и консультативный референдум (в последнем случае путем голосования выявляется мнение избирателей, которое парламент учитывает, а может и не учесть, например, при принятии закона).

32. Президент: правовое положение в республиках с различными формами правления

Способы избрания президента:

1. Голосование в парламенте (Чехия, Венгрия, Вьетнам, Турция, Албания и др.).
2. Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а

последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (США, до 90-х гг. Финляндия).
3. Избрание президента специальной избирательной коллегией
4. Избрание непосредственно избирателями

Полномочия президента:

1. Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны. Как должностное лицо, обязанное сохранять единство государства, он выступает с инициативой согласительных процедур в спорах между федерацией и ее субъектами, между субъектами федерации, между палатами парламента и т.д. Президент обеспечивает согласование функций и взаимодействие органов государственной власти.

2. Президент — гарант конституции. Он обязан принимать меры по ее соблюдению и охране.

3. Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти. Президент назначает дату выборов в парламент, созывает парламент на сессии (издает соответствующий декрет, даже если в конституции указаны даты созыва сессий), может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает (санкционирует) законы и обладает правом вето (отказа в подписи), публикует их. Президент промульгирует законы. Он, как правило, обладает правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет), во многих странах может обращаться к парламенту с посланиями, которые заслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению. \
4. Полномочия по формированию других высших органов государства. Президент назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства (коалиции партий) в парламенте.
5. В сфере нормотворческой деятельности президент издает нормативные акты (указы, декреты, декреты-законы, в Казахстане — законы), отменяет акты органов исполнительной власти. Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по данному вопросу, и с принятием соответствующего закона они утрачивают силу

6. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Президент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с принятым об этом законом (на определенный срок и под контролем парламента), вводить президентское правление в субъектах Федерации, осуществлять федеральную интервенцию в субъекты (вмешательство).

7. Полномочия по распоряжению вооруженными силами. По конституции президент является главнокомандующим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Он назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства; при нем обычно создается совещательный орган - совет безопасности.

8. Как высшее должностное лицо президент назначает государственных служащих определенных рангов.

9. Полномочия в сфере правового статуса личности. Президент — гарант прав и свобод граждан. Он вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование; он награждает орденами, медалями, присваивает почетные звания и т.д.

Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества, иногда не разрешается получать вознаграждение также за научную, художественную или литературную деятельность, если он занимается ею.

33. Парламент: порядок формирования, структура, полномочия

Парламент — это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. П

Формирование палат парламента. Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты — сенаторами. В состав парламента иногда входят также их, а в единичных федеративных государствах — делегаты от территорий, владений, федерального округа, ассоциированных штатов (государств), не являющихся субъектами федерации (США), Порядок занятия ими места в парламенте и их правовое положение неодинаковы. Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избираются обычно на 4-5. Часть членов может избираться косвенными выборами (Бутан, Свазиленд и др.).Верхняя палата формируется различными способами: путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США (по два сенатора от штата), в Бразилии (по три), в Италии (не менее семи от области, за исключением двух мелких областей), в Японии, Румынии, Польше и многих других странах. При этом часть сенаторов может избираться по мажоритарной, а часть — по пропорциональной системе (например, Италия). Путем косвенных выборов формируется сенат во Франции, где избирательную коллегию в каждом регионе (наиболее крупной административно-территориальной единице) составляют, как отмечалось выше, члены нижней палаты отданного региона и советники различных муниципальных органов.

Главная задача парламента — принятие эаконов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы — конституции (в некоторых странах они принимаются парламентами), поправки к ним, органические законы, а также ежегодно принимаемые законы о государственном бюджете. Все они принимаются по особой процедуре, правда, неодинаковой для разных видов законов.

Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы государства, формируя их целиком или в части (другую часть может назначать президент). Делает это парламент самостоятельно или утверждая, давая согласие на кандидатуры, предлагаемые другим высшим органом государства. Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция.

В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию (при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь ратифицировать его, в том числе с оговорками, или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Особое значение имеют финансовые и контрольные полномочия парламента. Вопросы государственной казны традиционно относятся к важнейшим полномочиям парламента.

34. Правовое положение депутата парламента

Депутаты — профессиональные парламентарии, которые с момента получения депутатского мандата наделяются специаль­ными правами и привилегиями.

 К числу важнейших относятся неответственность и непри­косновенность (иммунитет) депутатов. Первое означает, что парламентарий не отвечает за действия, высказывания, непос­редственно связанные с его депутатской деятельностью, как в период, так и после истечения срока своих полномочий. Имму­нитет заключается в том, что депутат без согласия парламента или его руководящих органов не может быть привлечен к ответ­ственности или подвергнут аресту за совершение правонаруше­ния, за исключением случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.

Получив на выборах «представительский мандат», депутаты должны выражать волю избирателей, те общественные интере­сы, которые обеспечивают выполнение законодательной и иных функций парламента. За выполнение профессиональной депу­татской деятельности парламентарий получает вознаграждение (индемнитет), как правило в несколько раз превосходящее по размеру оплату квалифицированного специалиста.

Общим требованием к парламентариям в президентских и полупрезидентских республиках является невозможность совме­щения депутатского мандата с другими, как выборными, так и невыборными должностями. Напротив, при парламентской форме правления депутат может быть одновременно членом правительства. Запрещается занятие предпринимательской (коммерческой) деятельностью.

Взаимоотношения между избирателями и избранным ими депутатом могут строиться на принципах императивного ман­дата и свободного мандата. Каждый принцип содержит оп­ределенный режим ответственности депутата перед избирателями.

Принцип свободного мандата означает, что парламентарий юридически не связан поручениями избирателей и действует в парламенте, сообразуясь со своими представлениями о долж­ном и собственной совестью. На этом основании отрицается право избирателей его отозвать как не оправдавшего их дове­рия. В соответствии с современной доктриной конституционного права депутат в парламенте прежде всего — полноправный член коллегии, обладающий властными полномочиями на всей государственной территории и выражающий общенациональ­ные интересы. На практике обладающий свободным мандатом депутат ока­зывается зависимым от политической партии или избиратель­ного объединения (общественного движения), поддержавших его на выборах. Кроме того, он зависит от тех организаций и лиц, которые финансировали его избирательную кампанию или оказали ему другую поддержку.

 Принцип императивного мандата включает в себя совокуп­ность трех элементов: обязательность наказов избирателей для депутата; обязательную отчетность депутата; право его отзыва избирателями, если он не выполняет или плохо выполняет на­казы (поручения). В данном случае депутат выступает представи­телем избирателей того округа, в котором он избран. Он связы­вает себя наказами перед избирателями и несет ответственность за неисполнение своих обязательств. Существо ответственности выражается в отказе избирателей поддержать депутата на оче­редных выборах или в его отзыве в случае неоправдания им оказанного доверия.

В современных государствах используется сочетание и сво­бодного, и императивного мандата.

Обязанности депутата. Депутат обязан присутствовать на сессиях парламента, участвовать в пленарных заседаниях палат, в работе постоянных комитетов. Во многих странах все парламентарии обязаны состоять хотя бы в одном постоянном комитете парламента, иногда депутаты состоят в нескольких комитетах (комиссиях). Если депутат не участвует в работе парламента без уважительных причин, он может быть лишен депутатского мандата.
Депутаты всегда могут заниматься оплачиваемой научной, творческой, педагогической деятельностью.

В подавляющем большинстве стран депутатам и сенаторам не разрешаетсясостоять на государственной службе, хотя разрешается иногда занимать министерские посты, например, в некоторых англосаксонских странах, в Египте, Румынии, где деятельность министра рассматривается не как административная, а как политическая. Депутаты, занимающие министерские посты, сохраняют право голосовать в парламенте. Парламентариям запрещается: участвовать в сделках с государственным имуществом (включая аренду); состоять в руководстве частных фирм, государственных предприятий с иностранными инвестициями, а иногда и полностью государственных, если они занимаются извлечением прибыли; получать вознаграждение, иное, чем за педагогическую, научную, творческую деятельность.

Если депутат нарушает свои обязанности или порядок работы парламента, к нему могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: призыв к порядку, в том числе с занесением в протокол; выражение порицания (во Франции это может повлечь лишение второй, т.е. неосновной, части депутатского вознаграждения); вычеты из депутатского вознаграждения (Германия, Польша по регламенту 1996 г.); временное отстранение от работы в парламенте; лишение мандата (в случае систематических и грубых нарушений).

35. Законодательная процедура в парламентах зарубежных стран










Дата: 2019-02-02, просмотров: 1255.