Естественно – правовой
Конституция- общественный договор, выражение общей вол народа, общие соглашения относительно государственного устройства, статуса личности, форм собственности, способов участия различных сил в формировании политики государства.
Различают сущность конституции как особого юридического акта и ее социальную сущность.
Юридические свойства конституции:
1. основополагающий характер конституционной регламентации;
2. особый субъект принятия и порядок принятия;
3. высокая степень нормативного обобщения;
4. высшая юридическая сила;
5. прямое действие;
6. база текущего законодательства;
7. программный характер;
8. особая правовая охрана;
9. стабильность.
Социальная сущность конституции заключается в том, что основной закон закрепляет соотношение социальных сил и политических группировок в обществе, которые путем борьбы и сотрудничества приходят к соглашению по принципиальным вопросам общественного и государственного строя на базе признания общечеловеческих ценностей (они могут не прийти к соглашению по некоторым вопросам, но обязуются соблюдать основной закон), либо закрепляет господство определенных слоев населения и политических группировок, отрицающих многие такие ценности.
Классификации конституций:
По времени происхождения
а) Первого поколения
б) Второго поколения ( принятые до и во время II Мировой войны)
в) Третьего поколения ( послевоенный период)
г) Развивающихся стран, освобожденных от зависимости
д) Постсоциалистические
е) Новейшего времени
2. по форме:
а) писаные (т.е. содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в установленном именно для конституций порядке, и имеющие соответствующую письменную форму – большинство конституций);
б) неписаные (т.е. такие, важная составная часть которых не отражена в официальных источниках,– Великобритания);
3. по структуре:
а) кодифицированные (в виде единого акта – большинство стран);
б) некодифицированные (конституционные нормы содержатся в актах, не сведенных в единую систему,– Великобритания);
4. по порядку принятия:
а) октроированные, т.е. дарованные монархом (Катар, Кувейт), метрополиями колониям (Канада, Австралия);
б) принятые представительным органом (парламентом);
в) принятые специально созываемым для этого органом (Великим народным собранием – Болгария);
г) одобренные на референдуме (Армения, Испания);
5. по способу внесений изменений:
а) гибкие (изменяются в том же порядке, что и законы)– Израиль, Новая Зеландия;
б) жесткие (изменяются в усложненном порядке по сравнению с законами)– большинство конституций;
в) смешанного типа, разные части которых изменяются по-разному (Индия);
6. по периоду действия:
а) постоянные (срок действия не зафиксирован в самой конституции) – большинство конституций;
б) временные;
4. Характерные черты и особенности конституций государств Запада, принятых после 1945 г.
Окончание второй мировой войны, победа над фашизмом привели к резкому усилению демократических процессов, распаду колониальной системы и принятию Конституций (Италия — 1947 г., ФРГ — 1949 г., Франция — 1958 г.,Греция — 1975 г.,Португалия — 1976 г.,Испания — 1978 г.,Швейцария— 1999 г.,Финляндия — 2000 г.).
Характеризуется такими процессами, как:
1. Демократизация;
2. Демилитаризация (уменьшение расходов на содержание армии государства; разоружение страны; конверсия военного производства)
3. Денацификация (мероприятия, направленные на искоренение нацизма в Германии)
Основные черты Конституций стран Запада:
· Основаны на традиционном европейском варианте конституционализма и западных либеральных ценностей
· Закреплен базовый принцип разделения властей
· Устанавливают широкий круг личных, политических и социально- экономических прав и свобод детально их закрепляют.
Активное участие в политической жизни стали принимать все социальные слои населения через свои политические партии, профсоюзы, массовые общественные движения и др. В большинстве стран сложился как бы баланс различных политических сил, в результате чего государство приобрело относительную самостоятельность и должно уже было действовать в целях обеспечения в обществе социального мира, политической и экономической стабильности. С другой стороны, желание подавляющего большинства государств не допустить возникновения глобальных мировых конфликтов побудило их к вхождению в мировую систему обеспечения мира и международной безопасности, а стремление наладить эффективное функционирование экономики — к вхождению в различные политико-экономические блоки.
5. Конституции развивающихся стран: общая характеристика.
Как правило, конституции группы стран (преимущественно африканских и азиатских)подготавливались сразу же после обретения колониальными странами независимости и суверенитета.
Чаще всего они принимались национальными парламентами, реже учредительными собраниями или референдумами. К числу действующих относятся конституции Индии 1950 г., Танзании 1977 г., Мозамбика 1990 г., Намибии 1990 г., Анголы 1991 г. и др.
Многие подобные основополагающие акты разрабатывались при участии или инициативе бывших колониальных держав, а английские власти нередко даже «даровали» конституционные документы молодым освободившимся государствам, находившимся ранее под управлением Великобритании.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 269.