Конституция – выражение соотношения сил в классовой борьбе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Естественно – правовой

Конституция- общественный договор, выражение общей вол народа, общие соглашения относительно государственного устройства, статуса личности, форм собственности, способов участия различных сил в формировании политики государства.

Различают сущность конституции как особого юридического акта и ее социальную сущность.

Юридические свойства конституции:

1. основополагающий характер конституционной регламентации;

2. особый субъект принятия и порядок принятия;

3. высокая степень нормативного обобщения;

4. высшая юридическая сила;

5. прямое действие;

6. база текущего законодательства;

7. программный характер;

8. особая правовая охрана;

9. стабильность.

Социальная сущность конституции заключается в том, что основной закон закрепляет соотношение социальных сил и политических группировок в обществе, которые путем борьбы и сотрудничества приходят к соглашению по принципиальным вопросам общественного и государственного строя на базе признания общечеловеческих ценностей (они могут не прийти к соглашению по некоторым вопросам, но обязуются соблюдать основной закон), либо закрепляет господство определенных слоев населения и политических группировок, отрицающих многие такие ценности.

 

Классификации конституций:

По времени происхождения

а) Первого поколения

б) Второго поколения ( принятые до и во время II Мировой войны)

в) Третьего поколения ( послевоенный период)

г) Развивающихся стран, освобожденных от зависимости

д) Постсоциалистические

е) Новейшего времени

2. по форме:

а) писаные (т.е. содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в установленном именно для конституций порядке, и имеющие соответствующую письменную форму – большинство конституций);

б) неписаные (т.е. такие, важная составная часть которых не отражена в официальных источниках,– Великобритания);

3. по структуре:

а) кодифицированные (в виде единого акта – большинство стран);

б) некодифицированные (конституционные нормы содержатся в актах, не сведенных в единую систему,– Великобритания);

4. по порядку принятия:

а) октроированные, т.е. дарованные монархом (Катар, Кувейт), метрополиями колониям (Канада, Австралия);

б) принятые представительным органом (парламентом);

в) принятые специально созываемым для этого органом (Великим народным собранием – Болгария);

г) одобренные на референдуме (Армения, Испания);

5. по способу внесений изменений:

а) гибкие (изменяются в том же порядке, что и законы)– Израиль, Новая Зеландия;

б) жесткие (изменяются в усложненном порядке по сравнению с законами)– большинство конституций;

в) смешанного типа, разные части которых изменяются по-разному (Индия);

6. по периоду действия:

а) постоянные (срок действия не зафиксирован в самой конституции) – большинство конституций;

б) временные;

 

4. Характерные черты и особенности конституций государств Запада, принятых после 1945 г.

 

Окончание второй мировой войны, победа над фашизмом привели к резкому усилению демократических процессов, распаду колониальной системы и принятию Конституций (Италия — 1947 г., ФРГ — 1949 г., Франция — 1958 г.,Греция — 1975 г.,Португалия — 1976 г.,Испания — 1978 г.,Швейцария— 1999 г.,Финляндия — 2000 г.).

 

Характеризуется такими процессами, как:

1. Демократизация;

2. Демилитаризация (уменьшение расходов на содержание армии государства; разоружение страны; конверсия военного производства)

3. Денацификация (мероприятия, направленные на искоренение нацизма в Германии)

 

Основные черты Конституций стран Запада:

· Основаны на традиционном европейском варианте конституционализма и западных либеральных ценностей

· Закреплен базовый принцип разделения властей

· Устанавливают широкий круг личных, политических и социально- экономических прав и свобод детально их закрепляют.

 

Активное участие в политической жизни стали принимать все социальные слои населения через свои политические партии, профсоюзы, массовые общественные движения и др. В большинстве стран сложился как бы баланс различных политических сил, в результате чего государство приобрело относительную самостоятельность и должно уже было действовать в целях обеспечения в обществе социального мира, политической и экономической стабильности. С другой стороны, желание подавляющего большинства государств не допустить возникновения глобальных мировых конфликтов побудило их к вхождению в мировую систему обеспечения мира и международной безопасности, а стремление наладить эффективное функционирование экономики — к вхождению в различные политико-экономические блоки.

5. Конституции развивающихся стран: общая характеристика.

Как правило, конституции группы стран (преимущественно африканских и азиатских)подготавливались сразу же после обретения колониальными странами независимости и суверенитета.

Чаще всего они принимались национальными парламентами, реже учредительными собраниями или референдумами. К числу действующих относятся конституции Индии 1950 г., Танзании 1977 г., Мозамбика 1990 г., Намибии 1990 г., Анголы 1991 г. и др.

Многие подобные основополагающие акты разрабатывались при участии или инициативе бывших колониальных держав, а английские власти нередко даже «даровали» конституционные документы молодым освободившимся государствам, находившимся ранее под управлением Великобритании.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 269.