Эти конституции характеризуются следующими чертами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Провозглашают образование нового суверенного государства;

2. Закрепляют конкретную форму государства и соответствующие институты государственной власти;

3. Многие их основные нормы отличаются декларативностью. Это положения, касающиеся основ правового статуса личности и принципиальных вопросов политики (избавление от иностранного засилья и эксплуатации, широкая номенклатура социально-экономических и личных прав граждан и др.)

4. Отсутствует конституционно-правовая стабильность. Нередко основные нормы подгоняются под интересы правящих кругов, тех или иных кланов и неоправданно часто изменяются

6. Понятие и механизм конституционного контроля и надзора.

Институт конституционного контроля — важнейший демократический институт. Его правильное функционирование обеспечивает соблюдение основного закона, поддерживает необходимую стабильность.

 

К основным формам правовой охраны Конституции относят:

Конституционный контроль

Конституционный надзор

Конституционный контроль – система отношений между органами публичной власти, при которой контрольный орган может отменить акты подконтрольного органа.

Конституционный надзор–система отношений, при которой надзорный орган лишь указывает на ошибки поднадзорного органа и в некоторых случаях приостанавливает действие его акта, но отменить или исправить акт должен сам поднадзорный орган.

Выделают следующие модели осуществления конституционного контроля:

3. Специализированными органами ---- судебными (Европейская система:ФРГ, Италия)

4. Неспециализированными органами ---- парламентскими органами(КНР,Куба), непарламентскими(Румыния), судебными (США, Индия, Канада).

По времени проведения в практике современных государств выделяются последующий и предварительный конституционный контроль (надзор).

При последующем конституционном контроле проверке подвергаются законы и иные акты, уже принятые и вступившие в силу (в США, Италии, ФРГ). Признанные неконституционными законы (или их отдельные положения) формально утрачивают юридическую силу.

При предварительном конституционном контроле (надзоре) проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента. Иными словами, это контроль за конституционностью закона до его вступления в силу, до его промульгации, т.е. обнародования, опубликования главой государства (в Швеции, Франции, Финляндии). Орган конституционной юрисдикции может либо признать оспариваемый акт противоречащим Конституции (неконституционным) полностью или частично, либо признать соответствующим основному закону. В первом случае он теряет юридическую силу и перестает применяться всеми судами страны, а также и другими государственными органами. Вынесенное решение является окончательным и может быть пересмотрено только этим органом

Различают конкретный и абстрактный конституционный контроль.

В первом случае решение выносится в связи с конкретным делом, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов).

Существует обязательный и факультативный контроль (обязательному подлежат определенные виды законов, например все органические законы во Франции до их подписания президентом), решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа).

Порядок рассмотрения споров по поводу неконституционности нормативных актов. Порядок оспаривания конституционности правовых актов в разных странах различен. Там, где в качестве органов конституционного контроля выступают общие суды, оспаривать конституционность закона или другого акта может любой гражданин, но лишь в связи с рассмотрением в суде конкретного (гражданского, уголовного и т.д.) дела, для решения которого применяется оспариваемый закон.

В тех странах, где учреждены специальные органы конституционного контроля, обращаться непосредственно в такой орган с иском (ходатайством) может строго ограниченный круг должностных лиц и государственных органов. Это президент республики (Ирландия), правительство (Германия, Италия), определенная часть депутатов парламента (Германия, Испания), право обращаться с иском о неконституционности правовых актов в специализированные органы конституционного контроля предоставляется и гражданам, но обычно только в одном случае: если нарушены их конституционные права.

7. Конституционно-правовой статус политических партий.

Политические партии создаются и функционируют во имя одной важнейшей цели — завоевания прямого, открытого контроля над рычагами власти с тем, чтобы использовать государственный механизм для реализации своих программных установок. В Зарождение партии связано с республиканской формой правления.

Признаки политических партий:

1) свободно создаваемая автономная организация граждан государства (в единичных случаях — также коллективных членов, например Лейбористская партия в Великобритании), действующая на началах самоуправления;

2) устойчивая организация (ее деятельность протекает на организационных основах и непрерывно, а не эпизодически), объединяющая граждан на постоянной основе;

3) объединение в партию осуществляется прежде всего на основе идеологических факторов;


4) партия — некоммерческая организация, она не преследует целей извлечения прибыли;

5) партии содействуют формированию и выражению политической воли народа;

6) партия — это организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости;

7) партия ставит своей целью завоевание государственной

Существует множество подходов к определению сущности политических партий:

* понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. А. Констан де Ребек (1767—1830), французский философ и писатель);

* трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина);

* институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже, современный французский государство вед и политолог).

В странах с демократическими конституциями политические партии организуются и действуют свободно. Создаются явочным (либо явочно-регистрационным порядком). Международное право и конституции многих стран запрещают партии, которые пропагандируют всякого рода рознь, преследуют неконституционные цели. В отдельных странах запрещены партии по гендерному, языковому, религиозному, производственному признакам (однако в Бельгии, Испании есть партии женщин, в Венгрии — по производственному признаку и т. п)

Партию могут создавать только граждане (есть ценз оседлости — Тунис), как правило, полностью дееспособные. В некоторых странах (Кабо-Верде) можно состоять лишь в одной партии. Как правило, лица, несущие государственную гражданскую или военную службу не могут являться членами политических партий (напротив, в странах с авторитарными или тоталитарными режимами членство в партии государственных служащих является обязательным (Индонезия). Партия создаётся путём поведения собрания при присутствии установленного количества граждан (10 — Венгрия, 50 — Болгария, Польша). Иногда требуется создание учредительной комиссии (Англия). На собрании избираются председатель, секретарь, составляется учредительный протокол о создании партии. Далее принимаются устав, программный документ. Также в некоторых странах необходима регистрация политических партий, которую в разных странах могут осуществлять Минюст, МВД (Испания, Франция), суды и избирательные комиссии разных уровней.

Если документы партии нарушаются, то ей выносится предупреждение. Далее в судебном порядке ее деятельность приостанавливается либо запрещается. Распустить партию может в большинстве стран только суд либо ее ликвидация может произойти в порядке самороспуска.

8. Классификация политических партий.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 249.