Различают следующие основныеразновидности партийных систем: многопартийные, двухпартийные и однопартийные
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Многопартийность - способ формирования политических структур, призванных выражать и защищать интересы определённых слоёв общества.

Признаки:

* партии должны представлять часть общества (класса, социального слоя) и наиболее полно представлять их интересы и потребности;

* зависит от механизма правового регулирования взаимодействия государства и партий.

Различают:

Многопартийные системы без доминирующей партии. Это

классический вариант многопартийности, при котором в борьбе за власть участвуют более или менее равные по силам противники.

 

Многопартийные системы с доминирующей партией. Своеобразие данного варианта в том, что одна из партий имеет явное преимущество перед всеми остальными. Занимая лидирующие позиции, она в состоянии контролировать парламентское большинство и, соответственно, формировать однопартийное правительство.

 

Двухпартийная система (США, Австралии, Венесуэле, Турции. Она может иметь фактический характер, когда в стране существует несколько партий, но у власти в течение многих десятилетий чередуются лишь две (например.Республиканская и Демократическая в США, консерваторы и лейбористы в Великобритании). Иногда двухпартийная система может быть установлена законом.Специфика двухпартийной системы заключается в устойчивом преобладании на политической арене двух крупных партий, которые периодически сменяются в правительстве: когда одна партия формирует правительство, другая находится в оппозиции, и, наоборот, когда на очередных выборах побеждает оппозиционная партия, то она формирует правительство, а партия, прежде находившаяся у власти, переходит в оппозицию.

 

Однопартийная система. При фактической однопартийности создание других партий не запрещено законом, но на деле создать их невозможно: эти попытки рассматриваются как контрреволюционная деятельность и влекут суровое наказание. Фактическая однопартийностьсуществует в настоящее время на Кубе, во Вьетнаме, в КНДР, где действует одна, коммунистическая, партия (в КНДР формально она именуется Трудовая партия Кореи). В отличие от фактически сложившейся однопартийности юридическая однопартийность устанавливается конституцией или законом: разрешается лишь правящая партия, а все остальные запрещаются (они могут существовать только нелегально)

Возможна «беспартийная система». В ряде мусульманских стран (Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия и др.) все партии запрещены как разрушающие единство уммы — мусульманской общины «правоверных», хотя фактически в некоторых из них действуют подпольные политические организации.

10. Гражданство в зарубежных странах, порядок его приобретения и утраты.

Для определения статуса личности важнейшее значение имеет понятие гражданства. Это — взаимосвязь лица и государства, порождающая с обеих сторон определенные права и обязанности.

Основные характеристики:

* гражданство — правовое состояние, выражающееся, с одной стороны, в его общем правовом нормировании, с другой — в индивидуальном документальном правовом оформлении;

* устойчивый характер отношений гражданства, существующий постоянно, одностороннее расторжение невозможно, за исключением предусмотренных законом случаев;

* двусторонняя связь человека с государством;

* распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны, так и за ее пределами.

В настоящее время отношения по поводу гражданства регулируются конституциями государств и законами о гражданстве. Основные принципы, как правило, устанавливаются в конституциях, а затем детализируются в законах.

Способы приобретения гражданства:

Существуют два основных способа приобретения гражданства:

· по рождениюфилиация (от лат. filia — дочь, films — сын) имеет два основания: право крови (jussanguinis) и право почвы (jussoli).

· натурализация (укоренение) (лат. naturalis — подлинный, законный) — прием в гражданство уполномоченными на то органами государства; обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха), хотя в США гражданство по натурализации предоставляется на основе решений окружных федеральных судов.

· по праву оптации (при изменении границ государства, в результате которого часть территории относится к другому государству).

Прекращение гражданства вследствие ряда причин:

1. экспатриация (отказ (выход) из гражданства),

2. денационализация ( принудительное лишение гражданства, приобретенное по рождения)

3. оптация

4. денатурализация (принудительное лишение в отношении натурализованного).

5.

Необходимо отличать прекращение гражданства и его аннулирование (в тех случаях, когда натурализованное лицо сообщило о себе ложные сведения) (Канада, Ирландия, Болгария, Судан).

 

Выход из гражданства (отказ от гражданства) осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом. Лишение гражданства осуществляется уполномоченными на то органами государства вопреки желанию лица.

 

Высылка граждан из страны, ранее практиковавшаяся в некоторых государствах тоталитарного социализма, в большинстве стран запрещена. В отношении иностранцев она может быть осуществлена, но только по постановлению суда.

Экстрадиция (выдача иностранному государству лиц, нарушивших закон этого государства, для следствия и суда) возможна в соответствии с международным договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях. Обычно не выдаются собственные граждане за преступления против другого государства или его граждан: таких лиц судит свой суд. Экстрадиция иностранцев не разрешается, если соответствующие деяния в стране пребывания иностранца не считаются преступлениями.

11. Понятие и характерные черты конституционных прав и свобод. Их классификация по различным основаниям.

Для института основных прав и свобод характерен ряд признаков:

1)права и свободы являются конституционными (т. е. они должны закрепляться в конституциях или в соответствующих законах);

2)права и свободы составляют юридическую базу для всей системы прав и свобод;

3)они признаются социальной ценностью и обладают высшей юридической силой;

4)их признание, соблюдение и защита являются обязанностями государства.

Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод, они делятся на три поколения:

— первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных, т. е. выражающих независимость личности в определенных действи-ях от власти государства и обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати);

—второе поколение связано с социальными, экономическими и правами, которые утвердились как таковые к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса. Во многом это происходило под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют позитивными, ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т. е. его «позитивного вмешательства» в их осуществление, создания необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд исвободный выбор работы, право на отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение, участие в культурной жизни общества);

—третье поколение — права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, устойчивое социальное и экономическое развитие). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и частичного их решения, они находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм.

Основные права и свободы — сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться по следующим критериям.

1. По сфере жизнедеятельности:

- личные

- политические

-экономические

- социальные

- духовно-культурные

 

По соподчиненности

-основные

- производные

 

По возможности реализации

- индивидуальные

-коллективные

 

По характеру субъектов

- права человека

-права гражданина

 

По степени значимости

- фундаментальные

- переменные

12. Основные личные права и свободы. Общая характеристика

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают ведущее место в системе конституционных прав и свобод, ибо определяют положение личности в обществе.

Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы:

1. - гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения;

2. - индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь;

3. - обеспечить свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных отношений.

Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только им самим. Она выполняет роль

своеобразной гарантии защиты частной жизни от неправомерных посягательств государства, его органов, корпораций, общественных объединений.

К личным правам и свободам чаще всего относят следующие:

1) право на жизнь

2) право на достоинство

3) право на свободу (означает, что лишить человека свободы можно только на законных основаниях, по приговору суда) и личную неприкосновенность

4) право на неприкосновенность частной жизни (под ним понимаются обеспечение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений.)

5) право на неприкосновенность жилища (означает, что никто не может проникать в жилище гражданина без его согласия, кроме случаев, не терпящих отлагательства, к числу которых относят производство обыска по постановлению суда); ,

6) право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (означает, что лицо имеет право эмигрировать в другую страну и вправе возвратиться обратно); .

7) свобода совести (свобода вероисповедания).

13. Основные политические права и свободы. Общая характеристика.

Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства, являются способом привлечения каждого гражданина к осуществлению народовластия и обычно принадлежат только гражданам (подданным) конкретного государства.

Основными политическими правами и свободами являются:

· свобода мысли, слова, печати, т. е. свобода выражения мнений публично (высказывания в кругу семьи нельзя признать осуществлением конституционного права). Законным ограничением этой свободы является запрет пропаганды насилия, идей расового, национального, языкового и иного превосходства. В настоящее время особое значение приобрело право на информацию, т. е. право выражать, распространять мнения, искать и получать всеми законными способами любую информацию, которая не является в соответствии с законодательством тайной;

· право на объединение в политические партии и движения, профессиональные союзы, социально-экономические, культурные и иные организации и общества. Членами политических объединений могут быть только граждане, неполитических - и неграждане тоже. В ряде стран ограничено членство государственных служащих, военных и некоторых других категорий лиц в политических партиях. В некоторых мусульманских странах партии запрещены;

· свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. В большинстве конституций уточняется, что это право собираться мирно и без оружия. Для проведения подобных мероприятий обычно требуется разрешение соответствующих органов власти; свобода петиций - коллективное или индивидуальное обращение граждан в любой орган государственной власти или к должностному лицу;

· право на участие в управлении государством. К этой категории относятся избирательные права (в ряде стран могут принадлежать и негражданам, но на определенных условиях, с рядом существенных ограничений) и право на равный доступ к государственной службе (к государственной службе приравнивается, например, участие в суде в качестве присяжных заседателей).

14. Основные социальные, экономические права и свободы. Общая характеристика.

Отношение к социально-экономическим правам в зарубежных государствах различно. В ряде стран социально-экономические права нашли свое конституционное закрепление.

Особенности данных прав:

—имеют единое материальное и социально-культурное) содержание;

—нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод

—имеют общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;

—требуют более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.) законодательстве.

К социально-экономическим правам обычно относят:

1) право частной собственности и ее наследования, которое обеспечено всеми средствами юридической защиты от посягательства как со стороны лиц, так и органов самого государства. Вместе с тем в законодательстве Италии, ФРГ и некоторых иных государствах закреплена возможность отчуждения частной собственности в интересах общества, в конституционных нормах Франции и Мексики допускается национализация отдельных отраслей хозяйства и т.п.

2) право на предпринимательскую деятельность (оно предусматривает заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законодательством);

3) право на труд и свобода труда (в ряде зарубежных стран допускается принудительный труд, который возможен на военной службе, по приговору суда или в условиях военного времени);

4) право на отдых (оно включает еженедельные выходные дни, оплачиваемые работодателем, ежегодные оплачиваемые отпуска, общенациональные праздничные нерабочие дни);

5) право на забастовку (стачку), являющееся коллективным прекращением работы с выдвижением ряда требований, адресованных работодателю;

6) право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое зависит от системы здравоохранения в конкретной стране;

7) право на образование и свобода образования;

8) право на социальное обеспечение;

9) свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, право на охрану интеллектуальной собственности;

10) право на участие в культурной жизни, на пользование достижениями культуры и искусства.

15. Конституционно-правовые основы судебной защиты прав и свобод в зарубежных странах

Основная задача судебной власти – разрешение конфликтов в государстве: между государством и личностью, между гражданами, между органами государственной власти…

Значение судебной власти очень велико в сфере защиты прав человека: только суд может лишить человека жизни, свободы, ограничить иные права и свободы, возложить обязанности дополнительные, лишить собственности.

Суд является основным способом защиты прав человека.

Виды судов, осуществляющих защиту прав человека:

§ Общие суды или суды общей юрисдикции. Они рассматривают основную массу жалоб в странах англо-саксонской правовой системы, в странах континентальной системы рассматривают гражданские, уголовные дела и иные дела, связанные с подсудностью.

§ Специализированные (или специальные) суды. Они характерны для стран континентальной правовой системы и являются очень важными, поскольку в административных судах граждане защищают свои права от органов государственной власти. Они есть в ФРГ и во Франции – «административная юстиция».

В мире существуют две основные модели административной юстиции:

Ø Континентальная модель. ФРГ, Франция, Италия. Там существуют административные суды, которые входят в судебную систему и отделены от судов общей юрисдикции. Во Франции эти суды возглавляет Государственный Совет.

Ø Англосаксонская модель. Англосаксонская система административной юстиции строится на основе сочетания квази-судебных органов и общих судов. Квази-судебными органами являются административные трибуналы, которые назначаются органами исполнительной власти и рассматривают жалобы граждан в определённой сфере, например, в сфере энергетики, в сфере связи, в сфере трудовых отношений… Решения этих административных органов затем могут быть обжалованы в общие суды. То есть специализированных административных судов в англо-саксонской правовой системе нет.

Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы на нарушения прав и свобод, предусмотренных Конвенцией, в государствах — участниках Совета Европы. Вступая в Совет Европы, государство дает согласие на признание обязательной юрисдикции Суда. Судебная практика затронула практически все права и свободы, предусмотренные нормами Конвенции, что повлекло за собой ряд изменений в национальных законодательствах. \

16. Понятие и элементы формы государства. Многообразие форм современных государств

Категория «формы государства» показывает особенности внутренней организации государств. Порядок образования и структуру органов государственной власти. Специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением и методы осуществления государственной власти.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 205.