Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, в нем закреплены основы устройства государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Саратов

2018

Вопросы

 

1. Понятие конституционного права зарубежных стран. Субъекты конституционно-правовых отношений. 4

2. Источники конституционного права. 5

3. Понятие, сущность, классификация конституций зарубежных стран. 6

5. Конституции развивающихся стран: общая характеристика. 8

6. Понятие и механизм конституционного контроля и надзора. 8

7. Конституционно-правовой статус политических партий. 9

8. Классификация политических партий. 11

9. Партийные системы и их виды. 12

10. Гражданство в зарубежных странах, порядок его приобретения и утраты. 13

11. Понятие и характерные черты конституционных прав и свобод. Их классификация по различным основаниям. 14

12. Основные личные права и свободы. Общая характеристика. 15

13. Основные политические права и свободы. Общая характеристика. 16

14. Основные социальные, экономические права и свободы. Общая характеристика. 17

15. Конституционно-правовые основы судебной защиты прав и свобод в зарубежных странах. 18

16. Понятие и элементы формы государства. Многообразие форм современных государств. 18

17. Понятие и классификация форм правления. 19

18. Монархия: понятие и виды.. 20

19. Президентская республика. Характерные черты.. 21

20. Парламентарные формы правления (парламентарная монархия и республика). 22

21. Унитарное государство: понятие и признаки. 24

22. Федерация: понятие, признаки, характерные черты.. 25

23. Автономия в зарубежных странах. 26

24. Демократический политический режим: характерные черты и виды.. 26

25. Авторитарный политический режим: характерные черты и виды.. 28

26. Тоталитарный режим. Фашизм: сущность, причины появления. 29

27. Понятие и принципы избирательного права. 30

28. Избирательный процесс, его основные стадии. 31

29. Мажоритарные избирательные системы. Понятие, виды, практика применения. 33

31. Референдум в зарубежных странах: понятие, виды, практика применения. 34

32. Президент: правовое положение в республиках с различными формами правления. 35

33. Парламент: порядок формирования, структура, полномочия. 37

34. Правовое положение депутата парламента. 37

35. Законодательная процедура в парламентах зарубежных стран. 39

36. Статус и полномочия правительства. Институт парламентской ответственности правительства. 40

37. Характерные черты Конституции США 1787 г. 41

38. Основы правового статуса личности в США. 42

39. Конгресс США: структура, полномочия. 44

40. Президент США: порядок выборов, полномочия, подчиненный ему аппарат управления. 45

41. Верховный суд США. Основы судебной системы США. 46

42. Особенности партийной системы США. 47

43. Особенности американского федерализма. 48

44. Конституция и правовая система Великобритании. 49

45. Парламент Великобритании: структура, полномочия. 50

46. Правительство Великобритании: порядок формирования и правовой статус. 50

47. Партийная система Великобритании. 51

48. Монарх Великобритании: конституционно-правовой статус. 52

49. Конституция Франции 1958 г.: общая характеристика. 53

50. Парламент Франции. 54

51. Статус Президента и исполнительной власти во Франции. 55

52. Конституционный совет Франции. Государственный Совет Франции. 56

53. Основной закон ФРГ 1949 г. 56

54. Партийная система и основные политические партии ФРГ. 57

55. Характерные черты германского федерализма. 58

56. Парламент ФРГ: полномочия и внутренняя организация палат. 59

57. Правовой статус Правительства и Президента ФРГ.. 60

58. Конституционный суд ФРГ. 62

59. Конституция Италии 1947 г.: общая характеристика. 63

60. Парламент Италии: структура, полномочия. 63

61. Правительство Италии: порядок формирования и полномочия. 65

62. Конституция Японии 1946 г. 66

63. Монарх Японии: юридические и фактические полномочия, политическая роль. 67

64. Партийная система и основные политические партии Японии. 68

65. Парламент Японии: структура, полномочия. 69

66. Правительство Японии: порядок формирования и полномочия. 70

67. Конституция КНР 1982 г.: общая характеристика. 72

68. Политические партии и общественные объединения КНР. 73

69. Система высших органов государственной власти и управления КНР. 74

70. Административно-территориальное устройство и национальная автономия КНР. 74

 

 

1. Понятие конституционного права зарубежных стран. Субъекты конституционно-правовых отношений.

Конституционное право зарубежных стран – комплексное понятие, которое рассматривается в таких значениях, как:

1. Как наука;

2. Как учебная дисциплина

Как наука - это составная часть системы юридических наук, входящая в систему общественных наук, представляет собой систему знаний о действующем конституционном праве в зарубежных странах, содержащую теоретические положения, вывода, сделанные на основе познания сущности и закономерностей развития общественных отношений.

Как учебная дисциплина – содержит основы знаний о науке конституционного права и действующем конституционном праве в зарубежных странах, состоит из общей и особенной частей.

Конституционное право зарубежных стран не является отраслью права.

Конституционное право зарубежных стран принято делить на:

общую часть, которая призвана обеспечить целостное представление о понятиях, принципах, социально-экономического, политического и территориального устройства государства, основах теории конституции и институтах конституционного права

особенную часть, содержащую анализ опыта конституционного (государственного) права отдельных государств с учётом многообразия форм политического устройства и специфики законодательства.

Отношения, урегулированные нормами конституционного права, становятся конституционно-правовыми отношениями .Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.


Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

1. социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма и др.);

2. государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии или автономные образования в Китае);

3. основные органы государства (глава государства — Император в Японии, Президент в США, Парламент в Великобритании, Кабинет министров в Индии, Народный защитник в Испании и т.д.);

4. общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, т.е. те, которые участвуют в политике, а не занимаются, скажем, извлечением прибыли, как акционерные общества (например, партии, выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства, в Бразилии, или группы избирателей (50 тыс. человек) в Швейцарии, обладающие правом народной законодательной инициативы).

5. Депутаты представительных органов, обладающие, например, правом депутатского вопроса к представителям исполнительной власти;

6. органы местного самоуправления и управления(например, советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции, утверждаемые по должности в качестве представителей государственной власти в коммунах-общинах);

7. индивиды(граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством — каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных прав).

2. Источники конституционного права

Источники права –форма выражения права, действующая в государстве в виде официального документа, устанавливающая нормы права.

Группы источников:

1. Нормативно-правовые акты

· Конституции

· Законы

· Нормативные акты главы государства

· Нормативно-правовые акты главы государства

· Нормативно-правовые акты правительства и иных органов исполнительной власти

· Акты толкования специализирующих органов конституционного контроля

· Нормативные акты Парламента итд.

 

2. Нормативные договоры

· Международные договоры

· Внутригосударственные договоры

3. Конституционные обычаи

 

1.) Конституцияосновной закон (исключение составляют некоторые мусульманские государства). В субъектах федеративных государств (штатах, землях, провинциях и др.) часто есть свои конституции. Документы конституционного значения принимаются иногда и в политических автономиях.

2.) законыконституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные. По источникам происхождения различаются парламентские, принятые на референдуме законы.

3.) внутригосударственные публично-правовые договоры(например, национальный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших государственных должностей между приверженцами разных религий, соглашение о разделении Чехо-Словакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Словакию.

4.) акты главы государства и исполнительной власти(указы монархов, декреты президентов, постановления правительств, акты министров, некоторых ведомств, например постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей).

5.) акты органов конституционного контроля(конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

6.) судебные прецеденты— решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;

7.) конституционные обычаисложившиеся в практике единообразной деятельности органов государства правила, имеющие устный характер, опирающиеся на консенсус участников отношений и не пользующиеся судебной защитой в случае их нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламентов и правительств Великобритании, Новой Зеландии, где, как считается, существуют неписаные конституции;

8.) религиозные источники.В некоторых мусульманских странах конституцию заменяет Коран — священная книга, содержащая,попреданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции.

 

3. Понятие, сущность, классификация конституций зарубежных стран


Классовый

Естественно – правовой

Конституция- общественный договор, выражение общей вол народа, общие соглашения относительно государственного устройства, статуса личности, форм собственности, способов участия различных сил в формировании политики государства.

Различают сущность конституции как особого юридического акта и ее социальную сущность.

Юридические свойства конституции:

1. основополагающий характер конституционной регламентации;

2. особый субъект принятия и порядок принятия;

3. высокая степень нормативного обобщения;

4. высшая юридическая сила;

5. прямое действие;

6. база текущего законодательства;

7. программный характер;

8. особая правовая охрана;

9. стабильность.

Социальная сущность конституции заключается в том, что основной закон закрепляет соотношение социальных сил и политических группировок в обществе, которые путем борьбы и сотрудничества приходят к соглашению по принципиальным вопросам общественного и государственного строя на базе признания общечеловеческих ценностей (они могут не прийти к соглашению по некоторым вопросам, но обязуются соблюдать основной закон), либо закрепляет господство определенных слоев населения и политических группировок, отрицающих многие такие ценности.

 

Классификации конституций:

По времени происхождения

а) Первого поколения

б) Второго поколения ( принятые до и во время II Мировой войны)

в) Третьего поколения ( послевоенный период)

г) Развивающихся стран, освобожденных от зависимости

д) Постсоциалистические

е) Новейшего времени

2. по форме:

а) писаные (т.е. содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в установленном именно для конституций порядке, и имеющие соответствующую письменную форму – большинство конституций);

б) неписаные (т.е. такие, важная составная часть которых не отражена в официальных источниках,– Великобритания);

3. по структуре:

а) кодифицированные (в виде единого акта – большинство стран);

б) некодифицированные (конституционные нормы содержатся в актах, не сведенных в единую систему,– Великобритания);

4. по порядку принятия:

а) октроированные, т.е. дарованные монархом (Катар, Кувейт), метрополиями колониям (Канада, Австралия);

б) принятые представительным органом (парламентом);

в) принятые специально созываемым для этого органом (Великим народным собранием – Болгария);

г) одобренные на референдуме (Армения, Испания);

5. по способу внесений изменений:

а) гибкие (изменяются в том же порядке, что и законы)– Израиль, Новая Зеландия;

б) жесткие (изменяются в усложненном порядке по сравнению с законами)– большинство конституций;

в) смешанного типа, разные части которых изменяются по-разному (Индия);

6. по периоду действия:

а) постоянные (срок действия не зафиксирован в самой конституции) – большинство конституций;

б) временные;

 

4. Характерные черты и особенности конституций государств Запада, принятых после 1945 г.

 

Окончание второй мировой войны, победа над фашизмом привели к резкому усилению демократических процессов, распаду колониальной системы и принятию Конституций (Италия — 1947 г., ФРГ — 1949 г., Франция — 1958 г.,Греция — 1975 г.,Португалия — 1976 г.,Испания — 1978 г.,Швейцария— 1999 г.,Финляндия — 2000 г.).

 

Характеризуется такими процессами, как:

1. Демократизация;

2. Демилитаризация (уменьшение расходов на содержание армии государства; разоружение страны; конверсия военного производства)

3. Денацификация (мероприятия, направленные на искоренение нацизма в Германии)

 

Основные черты Конституций стран Запада:

· Основаны на традиционном европейском варианте конституционализма и западных либеральных ценностей

· Закреплен базовый принцип разделения властей

· Устанавливают широкий круг личных, политических и социально- экономических прав и свобод детально их закрепляют.

 

Активное участие в политической жизни стали принимать все социальные слои населения через свои политические партии, профсоюзы, массовые общественные движения и др. В большинстве стран сложился как бы баланс различных политических сил, в результате чего государство приобрело относительную самостоятельность и должно уже было действовать в целях обеспечения в обществе социального мира, политической и экономической стабильности. С другой стороны, желание подавляющего большинства государств не допустить возникновения глобальных мировых конфликтов побудило их к вхождению в мировую систему обеспечения мира и международной безопасности, а стремление наладить эффективное функционирование экономики — к вхождению в различные политико-экономические блоки.

5. Конституции развивающихся стран: общая характеристика.

Как правило, конституции группы стран (преимущественно африканских и азиатских)подготавливались сразу же после обретения колониальными странами независимости и суверенитета.

Чаще всего они принимались национальными парламентами, реже учредительными собраниями или референдумами. К числу действующих относятся конституции Индии 1950 г., Танзании 1977 г., Мозамбика 1990 г., Намибии 1990 г., Анголы 1991 г. и др.

Многие подобные основополагающие акты разрабатывались при участии или инициативе бывших колониальных держав, а английские власти нередко даже «даровали» конституционные документы молодым освободившимся государствам, находившимся ранее под управлением Великобритании.

Конституционный контроль

Конституционный надзор

Конституционный контроль – система отношений между органами публичной власти, при которой контрольный орган может отменить акты подконтрольного органа.

Конституционный надзор–система отношений, при которой надзорный орган лишь указывает на ошибки поднадзорного органа и в некоторых случаях приостанавливает действие его акта, но отменить или исправить акт должен сам поднадзорный орган.

Выделают следующие модели осуществления конституционного контроля:

3. Специализированными органами ---- судебными (Европейская система:ФРГ, Италия)

4. Неспециализированными органами ---- парламентскими органами(КНР,Куба), непарламентскими(Румыния), судебными (США, Индия, Канада).

По времени проведения в практике современных государств выделяются последующий и предварительный конституционный контроль (надзор).

При последующем конституционном контроле проверке подвергаются законы и иные акты, уже принятые и вступившие в силу (в США, Италии, ФРГ). Признанные неконституционными законы (или их отдельные положения) формально утрачивают юридическую силу.

При предварительном конституционном контроле (надзоре) проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента. Иными словами, это контроль за конституционностью закона до его вступления в силу, до его промульгации, т.е. обнародования, опубликования главой государства (в Швеции, Франции, Финляндии). Орган конституционной юрисдикции может либо признать оспариваемый акт противоречащим Конституции (неконституционным) полностью или частично, либо признать соответствующим основному закону. В первом случае он теряет юридическую силу и перестает применяться всеми судами страны, а также и другими государственными органами. Вынесенное решение является окончательным и может быть пересмотрено только этим органом

Различают конкретный и абстрактный конституционный контроль.

В первом случае решение выносится в связи с конкретным делом, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов).

Существует обязательный и факультативный контроль (обязательному подлежат определенные виды законов, например все органические законы во Франции до их подписания президентом), решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа).

Порядок рассмотрения споров по поводу неконституционности нормативных актов. Порядок оспаривания конституционности правовых актов в разных странах различен. Там, где в качестве органов конституционного контроля выступают общие суды, оспаривать конституционность закона или другого акта может любой гражданин, но лишь в связи с рассмотрением в суде конкретного (гражданского, уголовного и т.д.) дела, для решения которого применяется оспариваемый закон.

В тех странах, где учреждены специальные органы конституционного контроля, обращаться непосредственно в такой орган с иском (ходатайством) может строго ограниченный круг должностных лиц и государственных органов. Это президент республики (Ирландия), правительство (Германия, Италия), определенная часть депутатов парламента (Германия, Испания), право обращаться с иском о неконституционности правовых актов в специализированные органы конституционного контроля предоставляется и гражданам, но обычно только в одном случае: если нарушены их конституционные права.

7. Конституционно-правовой статус политических партий.

Политические партии создаются и функционируют во имя одной важнейшей цели — завоевания прямого, открытого контроля над рычагами власти с тем, чтобы использовать государственный механизм для реализации своих программных установок. В Зарождение партии связано с республиканской формой правления.

Признаки политических партий:

1) свободно создаваемая автономная организация граждан государства (в единичных случаях — также коллективных членов, например Лейбористская партия в Великобритании), действующая на началах самоуправления;

2) устойчивая организация (ее деятельность протекает на организационных основах и непрерывно, а не эпизодически), объединяющая граждан на постоянной основе;

3) объединение в партию осуществляется прежде всего на основе идеологических факторов;


4) партия — некоммерческая организация, она не преследует целей извлечения прибыли;

5) партии содействуют формированию и выражению политической воли народа;

6) партия — это организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости;

7) партия ставит своей целью завоевание государственной

Существует множество подходов к определению сущности политических партий:

* понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. А. Констан де Ребек (1767—1830), французский философ и писатель);

* трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина);

* институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже, современный французский государство вед и политолог).

В странах с демократическими конституциями политические партии организуются и действуют свободно. Создаются явочным (либо явочно-регистрационным порядком). Международное право и конституции многих стран запрещают партии, которые пропагандируют всякого рода рознь, преследуют неконституционные цели. В отдельных странах запрещены партии по гендерному, языковому, религиозному, производственному признакам (однако в Бельгии, Испании есть партии женщин, в Венгрии — по производственному признаку и т. п)

Партию могут создавать только граждане (есть ценз оседлости — Тунис), как правило, полностью дееспособные. В некоторых странах (Кабо-Верде) можно состоять лишь в одной партии. Как правило, лица, несущие государственную гражданскую или военную службу не могут являться членами политических партий (напротив, в странах с авторитарными или тоталитарными режимами членство в партии государственных служащих является обязательным (Индонезия). Партия создаётся путём поведения собрания при присутствии установленного количества граждан (10 — Венгрия, 50 — Болгария, Польша). Иногда требуется создание учредительной комиссии (Англия). На собрании избираются председатель, секретарь, составляется учредительный протокол о создании партии. Далее принимаются устав, программный документ. Также в некоторых странах необходима регистрация политических партий, которую в разных странах могут осуществлять Минюст, МВД (Испания, Франция), суды и избирательные комиссии разных уровней.

Если документы партии нарушаются, то ей выносится предупреждение. Далее в судебном порядке ее деятельность приостанавливается либо запрещается. Распустить партию может в большинстве стран только суд либо ее ликвидация может произойти в порядке самороспуска.

8. Классификация политических партий.


По соподчиненности

-основные

- производные

 

По возможности реализации

- индивидуальные

-коллективные

 

По характеру субъектов

- права человека

-права гражданина

 

По степени значимости

- фундаментальные

- переменные

12. Основные личные права и свободы. Общая характеристика

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают ведущее место в системе конституционных прав и свобод, ибо определяют положение личности в обществе.

Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы:

1. - гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения;

2. - индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь;

3. - обеспечить свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных отношений.

Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только им самим. Она выполняет роль

своеобразной гарантии защиты частной жизни от неправомерных посягательств государства, его органов, корпораций, общественных объединений.

К личным правам и свободам чаще всего относят следующие:

1) право на жизнь

2) право на достоинство

3) право на свободу (означает, что лишить человека свободы можно только на законных основаниях, по приговору суда) и личную неприкосновенность

4) право на неприкосновенность частной жизни (под ним понимаются обеспечение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений.)

5) право на неприкосновенность жилища (означает, что никто не может проникать в жилище гражданина без его согласия, кроме случаев, не терпящих отлагательства, к числу которых относят производство обыска по постановлению суда); ,

6) право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (означает, что лицо имеет право эмигрировать в другую страну и вправе возвратиться обратно); .

7) свобода совести (свобода вероисповедания).

13. Основные политические права и свободы. Общая характеристика.

Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства, являются способом привлечения каждого гражданина к осуществлению народовластия и обычно принадлежат только гражданам (подданным) конкретного государства.

Основными политическими правами и свободами являются:

· свобода мысли, слова, печати, т. е. свобода выражения мнений публично (высказывания в кругу семьи нельзя признать осуществлением конституционного права). Законным ограничением этой свободы является запрет пропаганды насилия, идей расового, национального, языкового и иного превосходства. В настоящее время особое значение приобрело право на информацию, т. е. право выражать, распространять мнения, искать и получать всеми законными способами любую информацию, которая не является в соответствии с законодательством тайной;

· право на объединение в политические партии и движения, профессиональные союзы, социально-экономические, культурные и иные организации и общества. Членами политических объединений могут быть только граждане, неполитических - и неграждане тоже. В ряде стран ограничено членство государственных служащих, военных и некоторых других категорий лиц в политических партиях. В некоторых мусульманских странах партии запрещены;

· свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. В большинстве конституций уточняется, что это право собираться мирно и без оружия. Для проведения подобных мероприятий обычно требуется разрешение соответствующих органов власти; свобода петиций - коллективное или индивидуальное обращение граждан в любой орган государственной власти или к должностному лицу;

· право на участие в управлении государством. К этой категории относятся избирательные права (в ряде стран могут принадлежать и негражданам, но на определенных условиях, с рядом существенных ограничений) и право на равный доступ к государственной службе (к государственной службе приравнивается, например, участие в суде в качестве присяжных заседателей).

14. Основные социальные, экономические права и свободы. Общая характеристика.

Отношение к социально-экономическим правам в зарубежных государствах различно. В ряде стран социально-экономические права нашли свое конституционное закрепление.

Особенности данных прав:

—имеют единое материальное и социально-культурное) содержание;

—нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод

—имеют общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;

—требуют более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.) законодательстве.

К социально-экономическим правам обычно относят:

1) право частной собственности и ее наследования, которое обеспечено всеми средствами юридической защиты от посягательства как со стороны лиц, так и органов самого государства. Вместе с тем в законодательстве Италии, ФРГ и некоторых иных государствах закреплена возможность отчуждения частной собственности в интересах общества, в конституционных нормах Франции и Мексики допускается национализация отдельных отраслей хозяйства и т.п.

2) право на предпринимательскую деятельность (оно предусматривает заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законодательством);

3) право на труд и свобода труда (в ряде зарубежных стран допускается принудительный труд, который возможен на военной службе, по приговору суда или в условиях военного времени);

4) право на отдых (оно включает еженедельные выходные дни, оплачиваемые работодателем, ежегодные оплачиваемые отпуска, общенациональные праздничные нерабочие дни);

5) право на забастовку (стачку), являющееся коллективным прекращением работы с выдвижением ряда требований, адресованных работодателю;

6) право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое зависит от системы здравоохранения в конкретной стране;

7) право на образование и свобода образования;

8) право на социальное обеспечение;

9) свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, право на охрану интеллектуальной собственности;

10) право на участие в культурной жизни, на пользование достижениями культуры и искусства.

15. Конституционно-правовые основы судебной защиты прав и свобод в зарубежных странах

Основная задача судебной власти – разрешение конфликтов в государстве: между государством и личностью, между гражданами, между органами государственной власти…

Значение судебной власти очень велико в сфере защиты прав человека: только суд может лишить человека жизни, свободы, ограничить иные права и свободы, возложить обязанности дополнительные, лишить собственности.

Суд является основным способом защиты прав человека.

Виды судов, осуществляющих защиту прав человека:

§ Общие суды или суды общей юрисдикции. Они рассматривают основную массу жалоб в странах англо-саксонской правовой системы, в странах континентальной системы рассматривают гражданские, уголовные дела и иные дела, связанные с подсудностью.

§ Специализированные (или специальные) суды. Они характерны для стран континентальной правовой системы и являются очень важными, поскольку в административных судах граждане защищают свои права от органов государственной власти. Они есть в ФРГ и во Франции – «административная юстиция».

В мире существуют две основные модели административной юстиции:

Ø Континентальная модель. ФРГ, Франция, Италия. Там существуют административные суды, которые входят в судебную систему и отделены от судов общей юрисдикции. Во Франции эти суды возглавляет Государственный Совет.

Ø Англосаксонская модель. Англосаксонская система административной юстиции строится на основе сочетания квази-судебных органов и общих судов. Квази-судебными органами являются административные трибуналы, которые назначаются органами исполнительной власти и рассматривают жалобы граждан в определённой сфере, например, в сфере энергетики, в сфере связи, в сфере трудовых отношений… Решения этих административных органов затем могут быть обжалованы в общие суды. То есть специализированных административных судов в англо-саксонской правовой системе нет.

Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы на нарушения прав и свобод, предусмотренных Конвенцией, в государствах — участниках Совета Европы. Вступая в Совет Европы, государство дает согласие на признание обязательной юрисдикции Суда. Судебная практика затронула практически все права и свободы, предусмотренные нормами Конвенции, что повлекло за собой ряд изменений в национальных законодательствах. \

16. Понятие и элементы формы государства. Многообразие форм современных государств

Категория «формы государства» показывает особенности внутренней организации государств. Порядок образования и структуру органов государственной власти. Специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением и методы осуществления государственной власти.

Парламентская республика.

Особенности:

* президент избирается либо парламентом, либо особой коллегией;

* главное отличие — порядок назначения правительства и его политической ответственности;

* пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство в парламенте или кандидат, предложенных блоком объединявшихся партий, который вместе обладает таким большинством (коалиционное большинство);

* президент по конституции наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению правительства, а акты президента имеют юридическое значение только если на на ней поставлена контрсигнатура (подпись).

Признаки:

* президент избирается парламентом;

* президент не играет самострельной роли, он выполняет волю парламента и правительства, а также несёт ответственность перед парламентом

* парламент решает все важнейшие вопросы государственной жизни;

* парламент формирует правительство;

* правительство ответственности перед парламентом.

Примерами парламентских республик могут служить Германия, Италия, Венгрия, Чехия, Индия, Австрия, Ирландия.

Парламентская республика по характеристикам очень близка к парламентской конституционной монархии.

21. Унитарное государство: понятие и признаки

Унитарное государство — это единое, цельное, слитное государство, составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

Государство считается унитарным (целостным, простым, единым), если все или большинство его частей являются обычными административно-территориальными единицами. В составе унитарного государства нет каких-либо государственных образований, обладающих политическойсамостоятельностью. Его территория может включать отдельные автономные национально-государственные образования, в том числе имеющие некоторые атрибуты собственной государственности.

Признаки унитарного государства: единая конституция; единое гражданство; единая система центральных органов государственной власти; единая судебная и правовая система.

С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а также характера взаимоотношений центральных и местных органов все унитарные государства можно подразделить на: централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные.

     В централизованномунитарном государстве административно-территориальные единицы единолично управляются назначенными из центра чиновниками, а выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави). В Индонезии чиновники, управляющие соответствующими административно-территориальными единицами, либо непосредственно назначаются "сверху", либо утверждаются из числа кандидатур, предложенных местными представительными органами. В некоторых европейских государствах (Польша, Болгария) областное звено территориального устройства не имеет выборных представительных органов, а административное управление осуществляют назначенные правительством чиновники (начальники областей — в Болгарии, воеводы — в Польше).

 Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что наряду с назначенными из центра чиновниками (например, префектами во Франции) существуют избранные населением муниципальные органы (в той же Франции — мэры, советы в департаментах). Права выборных органов на местах существенно ограничены, а правительственные агенты обладают не только обширными административными полномочиями, но и правом вмешательства в дела муниципального управления.

В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных правительством администраторов, а местное управление осуществляют выборные органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии). Здесь контроль правительства за деятельностью местных органов носит более опосредованный характер и может проявляться, например, через бюджетное и финансово-кредитное регулирование. Кроме того, в децентрализованном унитарном государстве существует достаточно четкое разграничение полномочий между центральной властью и властью местных территориальных сообществ, что сближает эти государства с федерациями

22. Федерация: понятие, признаки, характерные черты

Федеративное государство — более сложное государство, чем унитарное. Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации, обладают известной политической самостоятельностью.

Федеративное государство образуется:

1) в результате договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации;

2) путем присоединения к государству новых территорий и наделения их правами субъекта федерации;

3)  в результате повышения статуса прежних региональных образований и превращения их в субъекты федерации

4)  путем эволюции конфедерации в федеративное государство с превращением прежде независимых государств всубъектов федерации (Швейцария после гражданской войны 1847—1849 гг., в нашем веке — Объединенные Арабские Эмираты, первоначально представлявшие собой конфедеративную форму объединения семи княжеств Персидского залива).

Федерация, как особая форма политико-территориального устройства государства, характеризуется следующими признаками:

1. Федерацию составляют государственные образования, которые имеют статус субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетенцией. Созданы субъекты федерации, как правило, не по национально-территориальному, а по естественно-географическому (США, Австралия) или историческому (ФРГ, Австрия, Швейцария) признаку.

 2. В отличие от унитарного государства территория федеративного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации. Однако в некоторых федерациях в ее состав могут входить территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации (так, например, в США самостоятельными территориальными единицами являются федеральный округ Колумбия, на территории которого размещаются все федеральные учреждения, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико и некоторые другие территории; Субъекты федерации не обладают правом сецессии, т. е. правом выхода из союза.

3. Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он формально провозглашается в некоторых федерациях. Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария). Как правило, она касается вопросов, отнесенных к компетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений.

4. В большинстве зарубежных федераций наряду с общефедеральной конституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. В то же время не во всех федеративных государствах субъекты федерации имеют собственные конституции. Отсутствуют конституции у субъектов федерации ряда афро-азиатских стран (Индия, Пакистан, Малайзия, Нигерия).

5. В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации. Следует, однако, иметь в виду, что речь идет не о наличии двойного гражданства, а о двух уровнях гражданства одного государства.

6. Отличительным признаком федеративного государственного устройства является двухпалатная структура парламента.

7. В федеративном государстве наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации. Порядок их организации и компетенцию определяют, как правило, конституции субъектов федерации.

23. Автономия в зарубежных странах

Автономия - это широкое внутреннее самоуправление региона (территории) государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).

Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства. В отечественной литературе такую форму автономии называют культурно-национальной.

Корпоративная автономия обычно связывается с существованием языковых общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного этноса, живущего либо компактно, либо небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих).
Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или, иначе говоря, этнотерриториальной, но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Этнотерриториальная автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями.

В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и административная.

Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности.
Административная автономия не обладает правом издавать свои четные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах своих полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами.

24. Демократический политический режим: характерные черты и виды

Главная особенность демократического государственного режима состоит в том, что формирование политической воли, лежащей в основе деятельности государства, идет "снизу вверх", т. е. от индивидов и гражданского общества к государственным институтам, принимающим политические решения. Таким образом, демократический государственный режим предполагает широкое и непременное участие народа в управлении делами государства.

С точки зрения конституционного права демократический политический режим характеризуется следующими чертами:

1) признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим про ведения иной политики;

2) политический плюрализм и переход политического руководства о' одной партии к другой, а,следовательно, формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства) путем всеобщих и свободных выборов гражданами; все партии, общественные объединения, граждане имеют при этом юридически равные возможности;

3) разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти

(законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

4) обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции;

5) свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи не призывают к насильственным действиям, не нарушают правил морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан.

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной

Прямая демократия позволяет осуществлять власть са­мим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная. Она проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Исторически сложились две разновидности демократического государственного режима: режим либеральной демократии и режим социальной демократии. Различия между ними кроются в характере взаимоотношений государства с обществом.

Либеральный государственный режим сформировался в ходе буржуазных революций в ряде стран Западной Европы и Северной Америки. Для него характерно ограничение роли государства административно-полицейскими функциями, невмешательство в экономическую и социальную жизнь общества. Лишенная поддержки со стороны государства, основная масса населения пребывала в состоянии экономической нужды и культурной отсталости, что не позволяло ей реально участвовать в осуществлении государственной власти.

Государственный режим социальной демократии означает, что государство в своей деятельности руководствуется интересами всего общества, стремится повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, обеспечив каждому достойное человека существование. Социально ориентированное государство пользуется поддержкой со стороны общества. Растущее благосостояние основной массы населения увеличивает потребность в социальной и политической стабильности, на достижение которой и направлены усилия государства.

25. Авторитарный политический режим: характерные черты и виды

Авторитарный государственный режим характеризуется прежде всего ликвидацией или резким ограничением прав и свобод граждан, в том числе связанных с их участием в делах государства, отказом от демократических принципов и процедур деятельности государства, опорой на силовые методы решения задач государственного управления.

Формирование политической воли, лежащей в основе государственных решений, идет "сверху вниз", что практически исключает учет мнения народа. При авторитарном государственном режиме ограничивается либо полностью запрещается всякая оппозиция, что исключает нормальный диалог между властью и народом и превращает провозглашенный принцип "народного суверенитета" в чистую формальность.

Нередко законодательно закрепляется монопольное положение одной партии, которая не только является правящей, но и по существу превращается в составную часть механизма государственной власти.

К признакам авторитарного государственного режима можно также отнести следующие: ликвидацию центральных и местных представительных органов или превращение их в марионеточные учреждения:

· отказ от принципа "разделения властей", резкое усиление роли исполнительной власти, сосредоточение полномочий по управлению государством в руках формально легитимного главы государства или правительства, или нелегитимного органа (хунты, военного комитета и т. п.) и его главы, или вовсе не занимающего никаких государственных должностей главы правящей партии;

· отказ от принципов конституционности и законности (формально действующая конституция приобретает при этом чисто декоративный характер);

· широкое применение карательных мер (в том числе и вне судебной процедуры) против всякого не совпадающего с официальной точкой зрения инакомыслия, что предполагает резкое возрастание репрессивного аппарата.

Авторитарные режимы характеризуются милитаризацией государственного аппарата, усилением влияния гипертрофированного военно-промышленного комплекса на формирование и проведение внутренней и внешней политики государства, что объясняется природой этого режима, условием выживания которого является миф о враждебном внешнем окружении. Крайней формой авторитарного режима являются тоталитарные режимы фашистского или коммунистического толка.

В научной литературе выделяют следующие виды авторитарного режима: деспотический, тиранический, военный и иные.

Деспотическийрежим представляет собой абсолютно произвольную и неограниченную власть, которая основана на самоуправстве.

Тираническийрежим построен на единоличном правлении, узурпации власти тираном, системе жестоких методов её осуществления. Однако в отличие от деспотического режима власть тирана часто устанавливается насильственно, путем государственного переворота и смещения законной власти.

Военный режим (военно-полицейский, военно-диктаторский) сформирован на властвовании руководителей вооруженных сил или спецслужб. Он устанавливается в результате государственного переворота, который осуществляется против законного управления власти гражданских лиц. В условиях военного режима формируется разветвленный военно-полицейский аппарат для осуществления политического контроля за населением, общественными объединениями, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. При этом отменяется конституция и многие иные законодательные акты, они заменяются актами военных властей.

26. Тоталитарный режим. Фашизм: сущность, причины появления

Имеет право на существование концепция, рассматривающая классический немецкий и итальянский фашизм (тоталитаризм) как крайнюю форму авторитаризма.

Фашистский режим по своей сути есть радикальный тоталитаризм. Государствами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г., а первые фашистские политические организации появились в 1919 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению Великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г. Целью его было утверждение господства арийской расы, высшей нацией провозглашалась немецкая.

Фашизм устанавливается в кризисных ситуациях, когда традиционные буржуазно-демократические институты не срабатывают, а проводимая государственная политика оказывается или ошибочной, или неэффективной.

Причины появления фашизма в 20—30-х гг. XX в. в Западной Европе:

1) глубокий социально-экономический кризис, приведший к резкому падению производства, массовой безработице;

2) стагнация и кризис в развитии западного либерализма и буржуазной культуры;

3) радикальные изменения в социальной структуре буржуазного общества, обусловленные экономическим кризисом и необходимостью модернизации производства;

4) слабость тогдашней государственной власти, не имевшей развитых традиций парламентаризма и многопартийности.

Способствовали распространению фашистской идеологии и милитаризация общественного сознания значительной части населения, ксенофобия и антисемитизм.

Тоталитарный режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, антипарламентаризмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя, широком применении насилия. «Все в государстве, ничто — вне государства, ничего — против государства», — утверждал Б. Муссолини, один из основоположников и лидер итальянского фашизма.

Фашизм не только уничтожает демократию, но и теоретически «обосновывает» необходимость установления тоталитаризма. Вместо либерально-демократической концепции индивидуализма фашизм выдвигает концепцию нации, интересы которой превалируют над интересами отдельных личностей. Германский и итальянский фашизм были низвергнуты в 1945 г. в результате победы держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

Основные характеристики тоталитарного политическо­го режима:

• государство стремится к глобальному господств над всеми сферами общественной жизни, к всеохваты­вающей власти;

• общество полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом созна­нии формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

• монопольный государственный контроль над эконо­микой, средствами массовой информации, культурой, ре­лигией и т.д., вплоть до личной жизни;

государственная власть формируется бюрократи­ческим способом, по закрытым каналам, окружена «орео­лом тайны» и недоступна для контроля со стороны граж­дан;

• доминирующим методом управления становится на­силие, принуждение, террор;

• господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет на ле­гальную деятельность оппозиционно настроенных сил;

• права и свободы человека и гражданина носят декла­ративный, формальный характер, отсутствуют четкие гаран­тии их реализации; фактически устраняется плюрализм:

• централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; полная бесконтрольность репрессивных государственных органов.

27. Понятие и принципы избирательного права

Избирательное право - один из основных институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти. В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанных действительными, а также недействительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах.

Избирательное право:

* в объективном смысле — система юридических норм, регулирующих общественные отношения в связи с формированием органов государственной власти;

* в субъективном смысле — гарантированное государством право участвовать в образовании выборных органов (активное и пассивное).

Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума.

Пассивное избирательное право — это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.

Важнейшими принципами избирательного права зарубежных стран являются принципы всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования, декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами (законами, кодексами и т. д.).

Ø всеобщее право — этим правом должны обладать все совершеннолетние дееспособные граждане данного государства; однако в некоторых странах есть ценз грамотности, имущественный ценз, ценз оседлости, специальные цензы; по общему правилу есть возрастной ценз и ценз гражданства; в некоторых странах есть избирательный залог;

Ø равное право — все избиратели принимают участие в выборах на равных основаниях, голос одного избирателя равен голосу другого (однако существуют куриальные выборы; плюральный вотум — несколько голосов у некоторых избирателей), нет деления избирателей; одинаковые требования к кандидатам, агитации, подведение результатов. Принцип равенства также означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т. е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми (или примерно одинаковыми). Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа.

Ø тайное голосование (соблюдается не во всех странах, например, в странах Африки сохраняется голосование ногами) — избиратель подает свой голос без ведома и согласия других лиц, тем самым исключается какая-либо возможность контроля за его волеизъявлением.

Ø принцип добровольности означает, что именно избиратель принимает решение о своем участии в избирательном процессе. Органы государственной власти и местного самоуправления, другие лица не вправе принуждать избирателей к участию или неучастию в выборах. Это называется свободный вотум избирателя. Участие в выборах в большинстве стран является свободным и добровольным. Прийти на избирательный участок — это гражданский долг каждого избирателя, однако в этих странах за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает какой-либо юридической ответственности.

28. Избирательный процесс, его основные стадии

Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. Она может быть установлена Конституцией.
Избирательная кампания проходит множество стадий. Это выдвижение кандидатов, создание избирательных округов и избирательных участков, составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий, предвыборная агитацияи т.д.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Официальное выдвижение и последующая регистрация кандидатов начинаются со дня, указанного в акте о назначении выборов или в избирательном законе. После регистрации кандидата ему разрешается вести предвыборную агитацию, он получает финансовую поддержку, в том числе в большинстве стран со стороны государства. Кандидатами выдвигаются лица, обладающие пассивным избирательным правом, в соответствии с требованиями, предусмотренными для данной должности или для депутатского мандата.Кандидат может быть выдвинут различными способами.

Во-первых, возможно самовыдвижение кандидата (Вьетнам, Франция, Япония), но при этом обычно требуется, чтобы его поддержало своими подписями определенное, как правило очень незначительное, число избирателей (иногда один).
Во-вторых, кандидаты могут быть выдвинуты политическими партиями. Иногда допустимо только партийное выдвижение (Австрия, Египет Португалия). Частным случаем партийного выдвижения кандидатов являются американские праймериз (первичные выборы) — выдвижение кандидатов тайным голосованием на партийных собраниях (на собрания приходят лица, считающие себя сторонниками той или иной партии).
В-третьих, право выдвижения кандидатов предоставляется различным общественным объединениям, избирательным объединениям(партии, блоки, политические объединения).       

В-четвертых, выдвижение кандидатов возможно избирателями или группой избирателей, отнюдь не обязательно оформленной как собрание: они могут выступать и порознь
Наконец, иногда кандидаты могут быть выдвинуты определенным числом членов представительных органов и избираемых должностных лиц .
Во многих странах кандидат может быть зарегистрирован только тогда, когда после выдвижения в его поддержку будет собрано установленное законом и довольно большое число подписей избирателей

Избирательные округа и избирательные участки. Избирательный округ — наиболее распространенная разновидность избирательных единиц (при многостепенных выборах такими единицами могут стать нижестоящие представительные органы, при косвенных — избирательные коллегии). Избирательный округ объединяет избирателей определенной территории или коллектива для выборов одного или нескольких депутатов. Число и нарезка избирательных округов по выборам в парламент обычно определяются законом, иногда правительством (Италия), специальными комиссиями (Канада); по выборам в органы местного самоуправления — актами этих органов.

В зависимости от характера представительства избирательные округа бывают территориальными и производственными. Первые объединяют избирателей по месту жительства (они создаются специально лии ими могут стать субъекты федерации, административно-территориальные единицы), вторые — по месту работы.

Существуют три основных вида территориальных округов: одномандатные, многомандатные и общегосударственные. Последние в зарубежных странах обычно называют национальными округами. От одномандатного округа избирается один депутат в парламент или местный представительный орган.
Избирательный участок — это пункт голосования, куда приходят избиратели, чтобы выразить свою волю, и где производится первичный подсчет поданных голосов.

Избирательные органы — это обычно избирательные комиссии, в странах Латинской Америки — избирательные трибуналы, избирательные советы, гражданский регистр (орган, который ведет списки избирателей). Они ведают организацией и проведением выборов обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов.Избирательные комиссии различны в зависимости от охватываемой ими территории. Полномочия общегосударственной комиссии (обычно она называется центральной или национальной) распространяются на всю страну, в федеративных государствах свои комиссий создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах, окружные избирательные комиссии — в избирательных округах, участковые избирательные комиссии — на пунктах голосования (участках) Окружные комиссии регистрируют кандидатов в депутаты по своему округу, определяют победителя по итогам голосования. Главные задачи участковой избирательной комиссии — составление и проверка полного списка избирателей, проведение голосования, подсчет голосов. Победителя они не определяют: для этого свои протоколы они представляют в. вышестоящую избирательную комиссию — окружную или территориальную, в зависимости от характера выборов.

Списки избирателей. По общему правилу голосовать могут только лица, включенные в список избирателей. Лица, имеющие временные удостоверения на право голосования (например, в связи с командировкой), заносятся в дополнительный список избирателей и только после этого получают избирательный бюллетень.

Предвыборная агитация. В большинстве стран после регистрации кандидатов или опубликования их списка (Литва) им официально разрешается вести предвыборную агитацию.

Голосование и подведение итогов. Это главная стадия избирательного процесса, которая представляет собой народное волеизъявление по вопросу об избрании выдвинутых кандидатур. Голосование может быть очным (непосредственным) и заочным (например, по почте). Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число действительных голосов, т.е. избирательные бюллетени должны быть установленной формы и по ним можно установить волеизъявление избирателей. Результаты выборов должны быть обязательно опубликованы. В ряде государств (США, Канада, Нидерланды) достаточно широко используются электронные устройства для голосования. Если выборы оказались нерезультативными, то проводятся повторное голосование либо повторные выборы.

29. Мажоритарные избирательные системы. Понятие, виды, практика применения

Мажоритарная избирательная система.В ее основе лежит принцип большинства: избранным является кандидат (в одномандатном округе) или несколько кандидатов (в многомандатном округе), принадлежащих к одному и тому же списку партии, получившей в округе большинство голосов избирателей.
Существуют три главные разновидности мажоритарной избирательной системы:

§ относительного большинства (США, Канада, Великобритания)

§ абсолютного большинства

§ квалифицированного большинства

При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Эта доля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос (2/3,3/5,65% и т.д.

Примажоритарной системе абсолютного (простого) большинства для избрания необходимо получить не менее 50% (минимум 50% плюс один голос) всех поданных голосов.

При данной системе также бывает второй тур в его двух вариантах: на повторное голосование выносятся либо две кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов, либо все кандидатуры, получившие установленный законом процент голосов. В обоих случаях избранным считается кандидат который во втором туре получит относительное большинство голосов по сравнению с другим.

При мажоритарной системе относительного большинства кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат (список).










Саратов

2018

Вопросы

 

1. Понятие конституционного права зарубежных стран. Субъекты конституционно-правовых отношений. 4

2. Источники конституционного права. 5

3. Понятие, сущность, классификация конституций зарубежных стран. 6

5. Конституции развивающихся стран: общая характеристика. 8

6. Понятие и механизм конституционного контроля и надзора. 8

7. Конституционно-правовой статус политических партий. 9

8. Классификация политических партий. 11

9. Партийные системы и их виды. 12

10. Гражданство в зарубежных странах, порядок его приобретения и утраты. 13

11. Понятие и характерные черты конституционных прав и свобод. Их классификация по различным основаниям. 14

12. Основные личные права и свободы. Общая характеристика. 15

13. Основные политические права и свободы. Общая характеристика. 16

14. Основные социальные, экономические права и свободы. Общая характеристика. 17

15. Конституционно-правовые основы судебной защиты прав и свобод в зарубежных странах. 18

16. Понятие и элементы формы государства. Многообразие форм современных государств. 18

17. Понятие и классификация форм правления. 19

18. Монархия: понятие и виды.. 20

19. Президентская республика. Характерные черты.. 21

20. Парламентарные формы правления (парламентарная монархия и республика). 22

21. Унитарное государство: понятие и признаки. 24

22. Федерация: понятие, признаки, характерные черты.. 25

23. Автономия в зарубежных странах. 26

24. Демократический политический режим: характерные черты и виды.. 26

25. Авторитарный политический режим: характерные черты и виды.. 28

26. Тоталитарный режим. Фашизм: сущность, причины появления. 29

27. Понятие и принципы избирательного права. 30

28. Избирательный процесс, его основные стадии. 31

29. Мажоритарные избирательные системы. Понятие, виды, практика применения. 33

31. Референдум в зарубежных странах: понятие, виды, практика применения. 34

32. Президент: правовое положение в республиках с различными формами правления. 35

33. Парламент: порядок формирования, структура, полномочия. 37

34. Правовое положение депутата парламента. 37

35. Законодательная процедура в парламентах зарубежных стран. 39

36. Статус и полномочия правительства. Институт парламентской ответственности правительства. 40

37. Характерные черты Конституции США 1787 г. 41

38. Основы правового статуса личности в США. 42

39. Конгресс США: структура, полномочия. 44

40. Президент США: порядок выборов, полномочия, подчиненный ему аппарат управления. 45

41. Верховный суд США. Основы судебной системы США. 46

42. Особенности партийной системы США. 47

43. Особенности американского федерализма. 48

44. Конституция и правовая система Великобритании. 49

45. Парламент Великобритании: структура, полномочия. 50

46. Правительство Великобритании: порядок формирования и правовой статус. 50

47. Партийная система Великобритании. 51

48. Монарх Великобритании: конституционно-правовой статус. 52

49. Конституция Франции 1958 г.: общая характеристика. 53

50. Парламент Франции. 54

51. Статус Президента и исполнительной власти во Франции. 55

52. Конституционный совет Франции. Государственный Совет Франции. 56

53. Основной закон ФРГ 1949 г. 56

54. Партийная система и основные политические партии ФРГ. 57

55. Характерные черты германского федерализма. 58

56. Парламент ФРГ: полномочия и внутренняя организация палат. 59

57. Правовой статус Правительства и Президента ФРГ.. 60

58. Конституционный суд ФРГ. 62

59. Конституция Италии 1947 г.: общая характеристика. 63

60. Парламент Италии: структура, полномочия. 63

61. Правительство Италии: порядок формирования и полномочия. 65

62. Конституция Японии 1946 г. 66

63. Монарх Японии: юридические и фактические полномочия, политическая роль. 67

64. Партийная система и основные политические партии Японии. 68

65. Парламент Японии: структура, полномочия. 69

66. Правительство Японии: порядок формирования и полномочия. 70

67. Конституция КНР 1982 г.: общая характеристика. 72

68. Политические партии и общественные объединения КНР. 73

69. Система высших органов государственной власти и управления КНР. 74

70. Административно-территориальное устройство и национальная автономия КНР. 74

 

 

1. Понятие конституционного права зарубежных стран. Субъекты конституционно-правовых отношений.

Конституционное право зарубежных стран – комплексное понятие, которое рассматривается в таких значениях, как:

1. Как наука;

2. Как учебная дисциплина

Как наука - это составная часть системы юридических наук, входящая в систему общественных наук, представляет собой систему знаний о действующем конституционном праве в зарубежных странах, содержащую теоретические положения, вывода, сделанные на основе познания сущности и закономерностей развития общественных отношений.

Как учебная дисциплина – содержит основы знаний о науке конституционного права и действующем конституционном праве в зарубежных странах, состоит из общей и особенной частей.

Конституционное право зарубежных стран не является отраслью права.

Конституционное право зарубежных стран принято делить на:

общую часть, которая призвана обеспечить целостное представление о понятиях, принципах, социально-экономического, политического и территориального устройства государства, основах теории конституции и институтах конституционного права

особенную часть, содержащую анализ опыта конституционного (государственного) права отдельных государств с учётом многообразия форм политического устройства и специфики законодательства.

Отношения, урегулированные нормами конституционного права, становятся конституционно-правовыми отношениями .Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.


Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

1. социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма и др.);

2. государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии или автономные образования в Китае);

3. основные органы государства (глава государства — Император в Японии, Президент в США, Парламент в Великобритании, Кабинет министров в Индии, Народный защитник в Испании и т.д.);

4. общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, т.е. те, которые участвуют в политике, а не занимаются, скажем, извлечением прибыли, как акционерные общества (например, партии, выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства, в Бразилии, или группы избирателей (50 тыс. человек) в Швейцарии, обладающие правом народной законодательной инициативы).

5. Депутаты представительных органов, обладающие, например, правом депутатского вопроса к представителям исполнительной власти;

6. органы местного самоуправления и управления(например, советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции, утверждаемые по должности в качестве представителей государственной власти в коммунах-общинах);

7. индивиды(граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством — каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных прав).

2. Источники конституционного права

Источники права –форма выражения права, действующая в государстве в виде официального документа, устанавливающая нормы права.

Группы источников:

1. Нормативно-правовые акты

· Конституции

· Законы

· Нормативные акты главы государства

· Нормативно-правовые акты главы государства

· Нормативно-правовые акты правительства и иных органов исполнительной власти

· Акты толкования специализирующих органов конституционного контроля

· Нормативные акты Парламента итд.

 

2. Нормативные договоры

· Международные договоры

· Внутригосударственные договоры

3. Конституционные обычаи

 

1.) Конституцияосновной закон (исключение составляют некоторые мусульманские государства). В субъектах федеративных государств (штатах, землях, провинциях и др.) часто есть свои конституции. Документы конституционного значения принимаются иногда и в политических автономиях.

2.) законыконституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные. По источникам происхождения различаются парламентские, принятые на референдуме законы.

3.) внутригосударственные публично-правовые договоры(например, национальный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших государственных должностей между приверженцами разных религий, соглашение о разделении Чехо-Словакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Словакию.

4.) акты главы государства и исполнительной власти(указы монархов, декреты президентов, постановления правительств, акты министров, некоторых ведомств, например постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей).

5.) акты органов конституционного контроля(конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

6.) судебные прецеденты— решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;

7.) конституционные обычаисложившиеся в практике единообразной деятельности органов государства правила, имеющие устный характер, опирающиеся на консенсус участников отношений и не пользующиеся судебной защитой в случае их нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламентов и правительств Великобритании, Новой Зеландии, где, как считается, существуют неписаные конституции;

8.) религиозные источники.В некоторых мусульманских странах конституцию заменяет Коран — священная книга, содержащая,попреданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции.

 

3. Понятие, сущность, классификация конституций зарубежных стран


Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, в нем закреплены основы устройства государства.

Выделяют несколько основных подходов к определению сущности конституции:

Классовый

Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.