Основные элементы схемы управления электроприводом механизма подъёма крана
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К основным элементам силовой части схемы относятся( рис. 13.13 ):

 

Рис. 13.13. Схема управления механизмом подъема груза грузового крана

 

1. QF1 – автоматический выключатель, для защиты от токов короткого замыкания

обмоток статора электродвигателя механизма подъёма ;

2. М1 – электродвигатель механизма подъёма с тремя обмотками статора, по чи-

слу скоростей;

3. М2 - электродвигателя вентилятора; этот вентилятор предназначен для обдува

корпуса электродвигателя М1;

4. QF5 - автоматический выключатель, для защиты от токов короткого замыкания

обмотки статора электродвигателя М2;

5. КК – нагревательные элементы теплового реле, которое предназначено для за-

щиты от токов перегрузки обмотки статора электродвигателя М2.

К основным элементам схемы управления относятся:

1. FU – два предохранителя, для для защиты от токов короткого замыкания

катушки KV независимого расцепителя выключателя QF1;

2. 1SQ5 – конечный выключатель дверей кабины; его контакт замкнут, если дверь кабины закрыта, и наоборот;

4. 1SA – выключатель безопасности, для аварийной остановки крана;

5. QF4 – вспомогательный контакт автоматического выключателя питания цепей

катушек электромагнитных тормозов ( см. рис. 13.14 );

6. 1SQ4 – конечный выключатель воздушной заслонки вентилятора; замкнут, если заслонку открыть; для запрета работы двигателя на 2-й и 3-й скорости при закрытой заслонке;

6. КМ6 – контактор электродвигателя вентилятора М2;

7. SK1 – контакт температурного теплового реле, встроенного в лобовую часть

обмотки статора 1-й скорости, для защиты этой обмотки от токов перегрузки;

8. KV1 – реле напряжения, для остановки электродвигателя при снижении напря

жения судовой сети до 60% и менее;

9. 1КМ8 – экономический контактор, для введения при работе экономического

резистора в цепь катушки электромагнитного тормоза;

10. 1SQ3 – конечный выключатель подвижной части тормоза, контакт размыкается

при срабатывании тормоза, для запрета включения 2-й и 3-й скоростей, если тормоз не сработал;

11. KV2 – вспомогательный контактор «Подъём», для включения основного кон-

тактора КМ1 «Подъём»;

12. KV3 – вспомогательный контактор «Спуск», для включения основного контак

тора КМ2 «Спуск»;

13. 1SQ1 – конечный выключатель максимальной длины троса, намотанного на

грузовой барабан, для отключения двигателя при подходе гака к ноку стрелы;

14. КМ1 – основной контактор «Подъём»;

15. 1SQ2 – конечный выключатель минимальной длины троса, намотанного на

 грузовой барабан, для отключения двигателя при остающихся 2-3 шлагах троса на барабане;

16. КМ2 – основной контактор «Спуск»;

17. КМ3 – контактор 1-й скорости;

18. КТ1 – реле времени, для задержки двигателя на 1-й скорости при рекуператив-

ном торможении;

19. КМ4 – контактор 2-й скорости;

20. КТ2 – реле времени, для задержки перевода двигателя на 3-ю скорость;

21. КМ5 – контактор 3-й скорости;

22. 1КМ7 – тормозной контактор, для подачи питания на катушку тормозного

электромагнита;

23. UZ – выпрямительный мостик, для питания катушки 1КМ7 тормозного контак

тора;

24. SK2 - контакт температурного теплового реле, встроенного в лобовую часть

обмоток статора 2-й и 3-й скорости, для защиты этих обмоток от токов перегрузки;

25. КV4 – блокировочное реле, для предотвращения самовозврата двигателя c 1-й

скорости на 2-ю или 3-ю после того, как эти скорости были отключены тепловым реле SK2.

       Основные элементы схемы подключения электромагнитных тормозов

К основным элементам схемы относятся ( рис. 13.14 ):

Рис. 13.14. Схема включения катушек электромагнитных тормозов крана

     

1. QF4 – автоматический выключатель, для защиты от токов короткого замыкания

катушек электромагнитных тормозов;

2. TV2 – автотрансформатор, для получения необходимого напряжения питания катушек электромагнитных тормозов;

3. FU – предохранитель с плавкой вставкой, для защиты от токов короткого замы

кания в цепях катушек электромагнитных тормозов;

4. YB1 – катушка электромагнитного тормоза механизма подъёма;

5. R1 – экономический резистор, для уменьшения тока в цепи катушки YB1 при

работе;

 

 

6. R2 – разрядный резистор, для защиты от перенапряжений на катушке YB1 при

её отключении;

7. YB2 – катушка электромагнитного тормоза механизма изменения вылета

стрелы;

8. R1 – экономический резистор, для уменьшения тока в цепи катушки YB2 при

работе;

9. R2 – разрядный резистор, для защиты от перенапряжений на катушке YB2 при

её отключении;

10. YB3 – катушка электромагнитного тормоза механизма поворота;

11. R1 – экономический резистор, для уменьшения тока в цепи катушки YB3 при

работе;

12. R2 – разрядный резистор, для защиты от перенапряжений на катушке YB3 при

её отключении.

Подготовка схемы к работе

Для подготовки схемы к работе необходимо:

1. включить общий автоматический выключатель крана ( на схеме не показан ),

при этом появится напряжение на линейных проводах А, В, С;

2. открыть воздушную заслонку, при этом контакт 1SQ4 конечного выключателя

заслонки замкнётся;

3. подняться в кабину крана и закрыть за собой дверь, при этом контакт 1SQ5

конечного выключателя двери замкнётся;

4.   проверить положение рукояток обоих командоконтроллеров, при необходимо-

сти установить каждую в нулевое положение;

5. включить аварийный выключатель 1SA, при этом на катушке KV минимального

расцепителя автоматического выключателя QF1 появится напряжение;

6. взвести о руки автоматический выключатель QF1, после этого он останется

включенным, пока есть ток в катушке KV;

7. включить остальные автоматические выключатели QF2…QF5.

В нулевом положении рукоятки командоконтроллера замкнут контакт SA1.

После выполнения этих действий образуются цепи 6-ти катушек:

1. контактора вентилятора КМ6;

2. реле напряжения KV1;

3. экономического контактора 1КМ8;

4. контактора 1-й скорости КМ3;

5. реле времени КТ1;

6. блокировочного реле KV4.

Цепь катушки контактора КМ6:

линейный провод С – правый контакт QF1 – 1SQ4 – КК – катушка КМ6 – QF4 –

cредний контакт QF1 - линейный провод В.

Контактор КМ6 включается, замыкает главные контакты, при этом включается

двигатель вентилятора М2, и вспомогательный в цепи катушек контакторов второй и тре

тьей скоростей КМ4 и КМ5, подготавливая эти контакторы к последующему включению.

Цепь катушки реле напряжения KV1:

линейный провод С – правый контакт QF1 – 1SQ4 – контакт SA1 командоконтрол

лера – катушка КV1 – QF4 – cредний контакт QF1 - линейный провод В.

Реле KV1 включается и замыкает два контакта:

1. верхний контакт KV1 шунтирует контакт SA1 командоконтроллера;

2. через нижний контакт KV1 подаётся питание на остальную часть схемы управления.

После замыкания нижнего контакта KV1 образуются цепи катушек экономическо-

го контактора 1КМ8, контактора 1-й скорости КМ3, реле времени КТ1 и блокировочного реле KV4.

Цепь катушки экономического контактора 1КМ8:

линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 - 1SQ3 – катушка 1КМ8 – QF4 –

левый контакт QF1 - линейный провод А.

Контактор 1КМ8 включается, при этом:

1. замыкает контакт 1КМ8 в цепи катушек вспомогательных реверсивных контак

торов KV2 «Подъём» и КV3 «Спуск», подготавливая их к последующей работе;

2. размыкает контакт 1КМ8 в цепи катушек контакторов 2-й и 3-й скоростей КМ4

и КМ5, тем самым не позволяя двигателю работать на 2-й и 3-й скорости в случае, если тормоз не растормозится;

3. замыкает два последовательно включённых контакта 1КМ8 в цепи катушки

электромагнитного тормоза YB1 ( рис. 143 ), которые шунтируют экономический рези-

стор R1.

Цепь катушки контактора 1-й скорости 1КМ3:

 линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 – КМ4 – КМ5 - катушка КМ3 –

левый контакт QF1 - линейный провод А.

Контактор КМ3 включается, замыкает главные контакты в цепи обмотки статора

1-й скорости ( но двигатель не включается, т.к. выше разомкнуты контакты реверсивного контактора КМ1 ( или КМ2 ) и вспомогательный в цепи подачи переменного напряжения на вход выпрямительного мостика UZ.

Параллельно катушке КМ3 включено реле времени КТ1, которое размыкает кон-

такт КТ1 в цепи катушек реверсивных контакторов КМ1 и КМ2.

Цепь катушки блокировочного реле KV4:

линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 – контакт тормозного контактора

1КМ7 – катушка KV4 - левый контакт QF1 - линейный провод А.

Реле KV4 включается и замыкает два контакта:

1. в цепи катушек контакторов КМ4 и КМ5;

2. в цепи своей же катушки KV4, в результате чего контакт 1КМ7 в цепи катушки шунтируется последовательно соединёнными контактами КV4 и теплового реле SK2.

Схема готова к работе.

Таким образом, в исходном состоянии включены 3 контактора – вентилятора КМ6,

экономический 1КМ8, 1-й скорости КМ3 и три реле – напряжения KV1, времени КТ1 и блокировочное KV4.

Работа схемы

Алгоритм работы схемы

Алгоритм работы схемы крайне прост:

1. при работе двигателя на 1-й скорости сразу должны включиться 3 контактора:

реверсивный ( КМ1 «Подъём» или КМ2 «Спуск» ), контактор 1-й скорости КМ3 и тормозной контактор 1КМ7;

2. при переходе с 1-й скорости на 2-ю должен отключиться контактор КМ3 и

включиться КМ4; реверсивный и тормозной контакторы остаются включёнными;

3. при переходе со 2-й скорости на 3-ю должен отключиться контактор КМ4 и

включиться КМ5; реверсивный и тормозной контакторы остаются включёнными.

 

Схема управления симметрична, поэтому рассмотрим работу схемы в направлении

«Подъём».

 

Скорость

При переводе рукоятки командоконтроллера из нерабочего положения «0» в рабо-

чее «1» размыкается контакт SA1 и замыкается SA2.

Размыкание контакта SA1 не отключает реле напряжения KV1, катушка которого

продолжает питаться через контакты SK1 и KV1.

При замыкании контакта SA2 образуется цепь тока катушки реле KV2 “Подъём”:

линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 – контакт экономического контактора 1КМ8 – SA2 – КМ2 – KV3 - катушка KV2 - левый контакт QF1 - линейный провод А.

 

Реле KV2 включается и замыкает 3 контакта :

1. в цепи катушки контактора KV2 ( при этом шунтируется контакт 1КМ8 );

2. в цепи катушки контактора KМ1 «Подъём»;

3. в цепи катушек контакторов 2-й и 3-й скорости КМ4 и КМ5.

При этом образуется цепь катушки контактора КМ1 «Подъём»:

линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 – KV2 – 1SQ1 – KV2 – катушка КМ1 - левый контакт QF1 - линейный провод А.

Контактор КМ1 включается, замыкает главные контакты КМ1 в силовой части

схемы, в результате чего питание сети подаётся на обмотку статора 1-й скорости двигате-

ля М1, и два вспомогательных:

1. последовательно с контактом реле времени КТ1, который в 1-м положении пока

разомкнут ;

2. в цепи катушек контакторов КМ4, КМ5 и выпрямительного мостика UZ.

Через этот второй контакт подаётся переменное напряжение на вход мостика UZ по

цепи:

линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 – КМ1 - KV2 – КМ3 – нижний вывод мостика – верхний вывод мостика - левый контакт QF1 - линейный провод А.

На выходе мостика появляется выпрямленное напряжение, образуется цепь тока

катушки тормозного контактора 1КМ7:

«плюс» на правом выводе UZ – замкнутый контакт 1КМ7 – катушка 1КМ7 – «ми-

нус» на левом выводе UZ.

Контактор 1КМ7 включается, замыкает главные контакты в цепи катушки электро-

магнитного тормоза YB1 ( рис. 143 ), образуется цепь тока катушки YB1:

«плюс» на левом выводе UZ2 – 1КМ7 - 1КМ8 – 1КМ8 - катушка YB1 – 1КМ7 -«ми-

нус» на правом выводе UZ2.

Двигатель растормаживается и включается на 1-й скорости.

Одновременно размыкается вспомогательный контакт 1КМ7 в цепи катушки

1КМ7, при этом последовательно с катушкой вводится экономический резистор R, умень

шающий в ней ток и тепловые потери, и увеличивающий срок её службы.

Если тормоз исправен, подвижный стальной диск внутри корпуса тормоза переме

щается, сжимая мощные противодействующие пружины, и надавливает на конечный вы-

ключатель тормоза 1SQ3, при этом контакт 1SQ3 размыкается, отключая экономический контактор 1КМ8.

Этот контактор:

1. замыкает контакт 1КМ8 в цепи катушек контакторов 2-й и 3-й скорости КМ4 и

КМ5, подготавливая эти контакторы к последующей работе;

2. размыкает два контакта 1КМ8 в цепи катушки YB1, в результате чего последо

вательно с катушкой включается экономический резистор R1.

Если тормоз неисправен, контакт 1SQ3 не разомкнётся, контактор 1КМ8 останет-

ся включённым, а контакт 1КМ8 в цепи катушек КМ4 и КМ5 – разомкнутым. В результате двигатель не сможет работать на 2-й и 3-й скорости.

В такой ситуации нерасторможенный двигатель, включённый на 1-й скорости, останется стоять под током и будет отключён тепловым реле SK1.

 

Скорость

При переводе рукоятки во 2-е положение замыкается контакт SA4, через который образуется цепь катушки контактора 2-й скорости КМ4:

линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 – КМ1 - KV2 – KV4 – КМ6 –

1КМ8 – SA4 – КМ5 – катушка КМ4 - левый контакт QF1 - линейный провод А.

Контактор КМ4 включается, при этом:

1. размыкается вспомогательный контакт КМ4 в цепи катушки контактора 1-й скорости КМ3, который отключается, снимая питание с обмотки 1-й скорости;

2. замыкаются главные контакты КМ4 в силовой части схемы, двигатель переходит на 2-ю скорость.

Одновременно с контактором КМ4 включается реле времени КТ2, катушка которо-

го включена параллельно катушке КМ4. Это реле предназначено для задержки перехода со 2-й скорости на 3-ю.

При отключении реле времени КТ1 его контакт КТ1 в цепи катушки контактора

КМ1 «Подъём» замыкается. Теперь катушка КМ1 питается по двум параллельным цепям:

через контакт KV2, и через последовательно включенные контакты КТ1 и КМ1. Эта последняя цепь используется для получения рекуперативного торможения двигателя ( см.ниже ).

 

Скорость  

При переводе рукоятки командоконтроллера замыкается контакт SA5.

Если при переводе времени выдержка реле КТ2 не закончилась, двигатель останет

ся на 2-й скорости, т.к. катушка КМ4 продолжает питаться через контакт SA4, который замкнут как во 2-м, так и в 3-м положении.

Если выдержка времени закончилась, реле КТ2 замыкает контакт КТ2 в цепи катушки контактора 3-й скорости КМ5:

линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 – КМ1 - KV2 – KV4 – КМ6 –

1КМ8 – SA5 – КТ2 - катушка КМ5 - левый контакт QF1 - линейный провод А.

Контактор КМ5 включается, при этом :

1. размыкается вспомогательный контакт КМ5 в цепи катушки контактора 2-й скорости КМ4, который отключается, снимая питание с обмотки 2-й скорости;

2. замыкаются главные контакты КМ5 в силовой части схемы, двигатель переходит на 3-ю скорость.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 391.