К основным элементам силовой части схемы относятся( рис. 13.13 ):
Рис. 13.13. Схема управления механизмом подъема груза грузового крана
1. QF1 – автоматический выключатель, для защиты от токов короткого замыкания
обмоток статора электродвигателя механизма подъёма ;
2. М1 – электродвигатель механизма подъёма с тремя обмотками статора, по чи-
слу скоростей;
3. М2 - электродвигателя вентилятора; этот вентилятор предназначен для обдува
корпуса электродвигателя М1;
4. QF5 - автоматический выключатель, для защиты от токов короткого замыкания
обмотки статора электродвигателя М2;
5. КК – нагревательные элементы теплового реле, которое предназначено для за-
щиты от токов перегрузки обмотки статора электродвигателя М2.
К основным элементам схемы управления относятся:
1. FU – два предохранителя, для для защиты от токов короткого замыкания
катушки KV независимого расцепителя выключателя QF1;
2. 1SQ5 – конечный выключатель дверей кабины; его контакт замкнут, если дверь кабины закрыта, и наоборот;
4. 1SA – выключатель безопасности, для аварийной остановки крана;
5. QF4 – вспомогательный контакт автоматического выключателя питания цепей
катушек электромагнитных тормозов ( см. рис. 13.14 );
6. 1SQ4 – конечный выключатель воздушной заслонки вентилятора; замкнут, если заслонку открыть; для запрета работы двигателя на 2-й и 3-й скорости при закрытой заслонке;
6. КМ6 – контактор электродвигателя вентилятора М2;
7. SK1 – контакт температурного теплового реле, встроенного в лобовую часть
обмотки статора 1-й скорости, для защиты этой обмотки от токов перегрузки;
8. KV1 – реле напряжения, для остановки электродвигателя при снижении напря
жения судовой сети до 60% и менее;
9. 1КМ8 – экономический контактор, для введения при работе экономического
резистора в цепь катушки электромагнитного тормоза;
10. 1SQ3 – конечный выключатель подвижной части тормоза, контакт размыкается
при срабатывании тормоза, для запрета включения 2-й и 3-й скоростей, если тормоз не сработал;
11. KV2 – вспомогательный контактор «Подъём», для включения основного кон-
тактора КМ1 «Подъём»;
12. KV3 – вспомогательный контактор «Спуск», для включения основного контак
тора КМ2 «Спуск»;
13. 1SQ1 – конечный выключатель максимальной длины троса, намотанного на
грузовой барабан, для отключения двигателя при подходе гака к ноку стрелы;
14. КМ1 – основной контактор «Подъём»;
15. 1SQ2 – конечный выключатель минимальной длины троса, намотанного на
грузовой барабан, для отключения двигателя при остающихся 2-3 шлагах троса на барабане;
16. КМ2 – основной контактор «Спуск»;
17. КМ3 – контактор 1-й скорости;
18. КТ1 – реле времени, для задержки двигателя на 1-й скорости при рекуператив-
ном торможении;
19. КМ4 – контактор 2-й скорости;
20. КТ2 – реле времени, для задержки перевода двигателя на 3-ю скорость;
21. КМ5 – контактор 3-й скорости;
22. 1КМ7 – тормозной контактор, для подачи питания на катушку тормозного
электромагнита;
23. UZ – выпрямительный мостик, для питания катушки 1КМ7 тормозного контак
тора;
24. SK2 - контакт температурного теплового реле, встроенного в лобовую часть
обмоток статора 2-й и 3-й скорости, для защиты этих обмоток от токов перегрузки;
25. КV4 – блокировочное реле, для предотвращения самовозврата двигателя c 1-й
скорости на 2-ю или 3-ю после того, как эти скорости были отключены тепловым реле SK2.
Основные элементы схемы подключения электромагнитных тормозов
К основным элементам схемы относятся ( рис. 13.14 ):
Рис. 13.14. Схема включения катушек электромагнитных тормозов крана
1. QF4 – автоматический выключатель, для защиты от токов короткого замыкания
катушек электромагнитных тормозов;
2. TV2 – автотрансформатор, для получения необходимого напряжения питания катушек электромагнитных тормозов;
3. FU – предохранитель с плавкой вставкой, для защиты от токов короткого замы
кания в цепях катушек электромагнитных тормозов;
4. YB1 – катушка электромагнитного тормоза механизма подъёма;
5. R1 – экономический резистор, для уменьшения тока в цепи катушки YB1 при
работе;
6. R2 – разрядный резистор, для защиты от перенапряжений на катушке YB1 при
её отключении;
7. YB2 – катушка электромагнитного тормоза механизма изменения вылета
стрелы;
8. R1 – экономический резистор, для уменьшения тока в цепи катушки YB2 при
работе;
9. R2 – разрядный резистор, для защиты от перенапряжений на катушке YB2 при
её отключении;
10. YB3 – катушка электромагнитного тормоза механизма поворота;
11. R1 – экономический резистор, для уменьшения тока в цепи катушки YB3 при
работе;
12. R2 – разрядный резистор, для защиты от перенапряжений на катушке YB3 при
её отключении.
Подготовка схемы к работе
Для подготовки схемы к работе необходимо:
1. включить общий автоматический выключатель крана ( на схеме не показан ),
при этом появится напряжение на линейных проводах А, В, С;
2. открыть воздушную заслонку, при этом контакт 1SQ4 конечного выключателя
заслонки замкнётся;
3. подняться в кабину крана и закрыть за собой дверь, при этом контакт 1SQ5
конечного выключателя двери замкнётся;
4. проверить положение рукояток обоих командоконтроллеров, при необходимо-
сти установить каждую в нулевое положение;
5. включить аварийный выключатель 1SA, при этом на катушке KV минимального
расцепителя автоматического выключателя QF1 появится напряжение;
6. взвести о руки автоматический выключатель QF1, после этого он останется
включенным, пока есть ток в катушке KV;
7. включить остальные автоматические выключатели QF2…QF5.
В нулевом положении рукоятки командоконтроллера замкнут контакт SA1.
После выполнения этих действий образуются цепи 6-ти катушек:
1. контактора вентилятора КМ6;
2. реле напряжения KV1;
3. экономического контактора 1КМ8;
4. контактора 1-й скорости КМ3;
5. реле времени КТ1;
6. блокировочного реле KV4.
Цепь катушки контактора КМ6:
линейный провод С – правый контакт QF1 – 1SQ4 – КК – катушка КМ6 – QF4 –
cредний контакт QF1 - линейный провод В.
Контактор КМ6 включается, замыкает главные контакты, при этом включается
двигатель вентилятора М2, и вспомогательный в цепи катушек контакторов второй и тре
тьей скоростей КМ4 и КМ5, подготавливая эти контакторы к последующему включению.
Цепь катушки реле напряжения KV1:
линейный провод С – правый контакт QF1 – 1SQ4 – контакт SA1 командоконтрол
лера – катушка КV1 – QF4 – cредний контакт QF1 - линейный провод В.
Реле KV1 включается и замыкает два контакта:
1. верхний контакт KV1 шунтирует контакт SA1 командоконтроллера;
2. через нижний контакт KV1 подаётся питание на остальную часть схемы управления.
После замыкания нижнего контакта KV1 образуются цепи катушек экономическо-
го контактора 1КМ8, контактора 1-й скорости КМ3, реле времени КТ1 и блокировочного реле KV4.
Цепь катушки экономического контактора 1КМ8:
линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 - 1SQ3 – катушка 1КМ8 – QF4 –
левый контакт QF1 - линейный провод А.
Контактор 1КМ8 включается, при этом:
1. замыкает контакт 1КМ8 в цепи катушек вспомогательных реверсивных контак
торов KV2 «Подъём» и КV3 «Спуск», подготавливая их к последующей работе;
2. размыкает контакт 1КМ8 в цепи катушек контакторов 2-й и 3-й скоростей КМ4
и КМ5, тем самым не позволяя двигателю работать на 2-й и 3-й скорости в случае, если тормоз не растормозится;
3. замыкает два последовательно включённых контакта 1КМ8 в цепи катушки
электромагнитного тормоза YB1 ( рис. 143 ), которые шунтируют экономический рези-
стор R1.
Цепь катушки контактора 1-й скорости 1КМ3:
линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 – КМ4 – КМ5 - катушка КМ3 –
левый контакт QF1 - линейный провод А.
Контактор КМ3 включается, замыкает главные контакты в цепи обмотки статора
1-й скорости ( но двигатель не включается, т.к. выше разомкнуты контакты реверсивного контактора КМ1 ( или КМ2 ) и вспомогательный в цепи подачи переменного напряжения на вход выпрямительного мостика UZ.
Параллельно катушке КМ3 включено реле времени КТ1, которое размыкает кон-
такт КТ1 в цепи катушек реверсивных контакторов КМ1 и КМ2.
Цепь катушки блокировочного реле KV4:
линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 – контакт тормозного контактора
1КМ7 – катушка KV4 - левый контакт QF1 - линейный провод А.
Реле KV4 включается и замыкает два контакта:
1. в цепи катушек контакторов КМ4 и КМ5;
2. в цепи своей же катушки KV4, в результате чего контакт 1КМ7 в цепи катушки шунтируется последовательно соединёнными контактами КV4 и теплового реле SK2.
Схема готова к работе.
Таким образом, в исходном состоянии включены 3 контактора – вентилятора КМ6,
экономический 1КМ8, 1-й скорости КМ3 и три реле – напряжения KV1, времени КТ1 и блокировочное KV4.
Работа схемы
Алгоритм работы схемы
Алгоритм работы схемы крайне прост:
1. при работе двигателя на 1-й скорости сразу должны включиться 3 контактора:
реверсивный ( КМ1 «Подъём» или КМ2 «Спуск» ), контактор 1-й скорости КМ3 и тормозной контактор 1КМ7;
2. при переходе с 1-й скорости на 2-ю должен отключиться контактор КМ3 и
включиться КМ4; реверсивный и тормозной контакторы остаются включёнными;
3. при переходе со 2-й скорости на 3-ю должен отключиться контактор КМ4 и
включиться КМ5; реверсивный и тормозной контакторы остаются включёнными.
Схема управления симметрична, поэтому рассмотрим работу схемы в направлении
«Подъём».
Скорость
При переводе рукоятки командоконтроллера из нерабочего положения «0» в рабо-
чее «1» размыкается контакт SA1 и замыкается SA2.
Размыкание контакта SA1 не отключает реле напряжения KV1, катушка которого
продолжает питаться через контакты SK1 и KV1.
При замыкании контакта SA2 образуется цепь тока катушки реле KV2 “Подъём”:
линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 – контакт экономического контактора 1КМ8 – SA2 – КМ2 – KV3 - катушка KV2 - левый контакт QF1 - линейный провод А.
Реле KV2 включается и замыкает 3 контакта :
1. в цепи катушки контактора KV2 ( при этом шунтируется контакт 1КМ8 );
2. в цепи катушки контактора KМ1 «Подъём»;
3. в цепи катушек контакторов 2-й и 3-й скорости КМ4 и КМ5.
При этом образуется цепь катушки контактора КМ1 «Подъём»:
линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 – KV2 – 1SQ1 – KV2 – катушка КМ1 - левый контакт QF1 - линейный провод А.
Контактор КМ1 включается, замыкает главные контакты КМ1 в силовой части
схемы, в результате чего питание сети подаётся на обмотку статора 1-й скорости двигате-
ля М1, и два вспомогательных:
1. последовательно с контактом реле времени КТ1, который в 1-м положении пока
разомкнут ;
2. в цепи катушек контакторов КМ4, КМ5 и выпрямительного мостика UZ.
Через этот второй контакт подаётся переменное напряжение на вход мостика UZ по
цепи:
линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 – КМ1 - KV2 – КМ3 – нижний вывод мостика – верхний вывод мостика - левый контакт QF1 - линейный провод А.
На выходе мостика появляется выпрямленное напряжение, образуется цепь тока
катушки тормозного контактора 1КМ7:
«плюс» на правом выводе UZ – замкнутый контакт 1КМ7 – катушка 1КМ7 – «ми-
нус» на левом выводе UZ.
Контактор 1КМ7 включается, замыкает главные контакты в цепи катушки электро-
магнитного тормоза YB1 ( рис. 143 ), образуется цепь тока катушки YB1:
«плюс» на левом выводе UZ2 – 1КМ7 - 1КМ8 – 1КМ8 - катушка YB1 – 1КМ7 -«ми-
нус» на правом выводе UZ2.
Двигатель растормаживается и включается на 1-й скорости.
Одновременно размыкается вспомогательный контакт 1КМ7 в цепи катушки
1КМ7, при этом последовательно с катушкой вводится экономический резистор R, умень
шающий в ней ток и тепловые потери, и увеличивающий срок её службы.
Если тормоз исправен, подвижный стальной диск внутри корпуса тормоза переме
щается, сжимая мощные противодействующие пружины, и надавливает на конечный вы-
ключатель тормоза 1SQ3, при этом контакт 1SQ3 размыкается, отключая экономический контактор 1КМ8.
Этот контактор:
1. замыкает контакт 1КМ8 в цепи катушек контакторов 2-й и 3-й скорости КМ4 и
КМ5, подготавливая эти контакторы к последующей работе;
2. размыкает два контакта 1КМ8 в цепи катушки YB1, в результате чего последо
вательно с катушкой включается экономический резистор R1.
Если тормоз неисправен, контакт 1SQ3 не разомкнётся, контактор 1КМ8 останет-
ся включённым, а контакт 1КМ8 в цепи катушек КМ4 и КМ5 – разомкнутым. В результате двигатель не сможет работать на 2-й и 3-й скорости.
В такой ситуации нерасторможенный двигатель, включённый на 1-й скорости, останется стоять под током и будет отключён тепловым реле SK1.
Скорость
При переводе рукоятки во 2-е положение замыкается контакт SA4, через который образуется цепь катушки контактора 2-й скорости КМ4:
линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 – КМ1 - KV2 – KV4 – КМ6 –
1КМ8 – SA4 – КМ5 – катушка КМ4 - левый контакт QF1 - линейный провод А.
Контактор КМ4 включается, при этом:
1. размыкается вспомогательный контакт КМ4 в цепи катушки контактора 1-й скорости КМ3, который отключается, снимая питание с обмотки 1-й скорости;
2. замыкаются главные контакты КМ4 в силовой части схемы, двигатель переходит на 2-ю скорость.
Одновременно с контактором КМ4 включается реле времени КТ2, катушка которо-
го включена параллельно катушке КМ4. Это реле предназначено для задержки перехода со 2-й скорости на 3-ю.
При отключении реле времени КТ1 его контакт КТ1 в цепи катушки контактора
КМ1 «Подъём» замыкается. Теперь катушка КМ1 питается по двум параллельным цепям:
через контакт KV2, и через последовательно включенные контакты КТ1 и КМ1. Эта последняя цепь используется для получения рекуперативного торможения двигателя ( см.ниже ).
Скорость
При переводе рукоятки командоконтроллера замыкается контакт SA5.
Если при переводе времени выдержка реле КТ2 не закончилась, двигатель останет
ся на 2-й скорости, т.к. катушка КМ4 продолжает питаться через контакт SA4, который замкнут как во 2-м, так и в 3-м положении.
Если выдержка времени закончилась, реле КТ2 замыкает контакт КТ2 в цепи катушки контактора 3-й скорости КМ5:
линейный провод С – правый контакт QF1 – KV1 – КМ1 - KV2 – KV4 – КМ6 –
1КМ8 – SA5 – КТ2 - катушка КМ5 - левый контакт QF1 - линейный провод А.
Контактор КМ5 включается, при этом :
1. размыкается вспомогательный контакт КМ5 в цепи катушки контактора 2-й скорости КМ4, который отключается, снимая питание с обмотки 2-й скорости;
2. замыкаются главные контакты КМ5 в силовой части схемы, двигатель переходит на 3-ю скорость.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 391.