Основные сведения
Для управления электроприводом шпиля служит 3-скоростной асинхронный двигатель с синхронными частотами вращения 375, 750 и 1500 об / мин.
Способ регулирования скорости – изменением числа пар полюсов. При этом на статоре уложены две независимые обмотки: первая с её переключением по схеме «треугольник» - «двойная звезда», вторая собрана в схему «треугольник».
Основные элементы схемы.
Рис. 12.11. Схема контакторной системы управления электроприводом шпиля фирмы «Сименс»
К основным элементам схемы относятся:
1. TV – понижающий трансформатор, для питания катушки электромагнитного тормоза YB;
2. UZ – выпрямительный мостик, для получения постоянного тока катушки электромагнитного тормоза YB;
3. YB - катушка электромагнитного тормоза YB;
4. КК1 – нагревательные элементы тепловых реле, для защиты обмотки статора
двигателя от токов перегрузки;
5. 2 SA - выключатель управления ( аварийный выключатель ) на тумбе командоконтроллера; для аварийной остановки электродвигателя;
6. КМ1 – реверсивный контактор «Вперёд»;
7. КМ2 - реверсивный контактор «Назад»;
8. КМ3 – контактор 1-й скорости ( «треугольник» );
9. КМ4 и КМ5 – два контакторы 2-й скорости ( «двойная звезда» );
10. КМ6 – контактор 3-й скорости ( «треугольник» );
11. КМ7 – тормозной контактор;
12. KV1 – реле напряжения, для отключения электродвигателя при снижении напря
жения до 60% и менее ( минимальная и нулевая защиты по напряжению );
13. KV2 – реле защиты обмотки 1-й скорости от токов перегрузки, для отключения
обмотки 1-й скорости при перегрузке;
14. KV3 – реле защиты обмотки 3-й скорости от токов перегрузки, для отключения
обмотки 3-й скорости при перегрузке;
15. KV4 – экономический контактор;
16. КТ1 – реле времени, для задержки перехода со 2-й скорости на 3-ю;
17. КТ2 – реле времени, для блокировки отключения обмотки 3-й скорости пуско
вым током этой обмотки;
18. КТ3 – реле времени, для контроля за исправностью электромагнитного тормоза YB;
19. R1 – экономический резистор, для уменьшения нагрева катушки тормоза YB
20 SQ – экономический выключатель тормоза, размыкается при срабатывании тормоза..
Подготовка схемы к работе
Для подготовки схемы к работе:
1. включают на ГРЩ автоматический выключатель QF;
2. включают на тумбе командоконтроллера ( КК ) аварийный выключатель 2SA;
3. устанавливают рукоятку КК в нулевое положение.
В нулевом положение рукоятки КК замкнуты контакты 1SA1 и 1SA4.
Через контакт 1SA1 включается реле напряжения KV1 по цепи:
левый линейный провод – левый контакт QF – левый предохранитель – 2SA – КТ3
( паралельно – КV4 ) – 1SA1 – КК1 – катушка KV1 – правый предохранитель – пра-
вый контакт QF – правый линейный провод.
Реле KV1 включается и замыкает два контакта: верхний, который шунтиру-
ет контакт 1SA1, и левый, через который поступает питание на остальную часть схемы управления.
Кроме того, включается экономический контактор KV4, который замыкает 2 контакта, шунтирующих экономический резистор R1. и размыкает контакт KV1 в цепи катушки реле напряжения KV1.
Однако реле KV1 не отключается, т.к. остаётся замкнутым контакт КТ3.
Таким образом, в нулевом положении рукоятки КК включены реле KV1 и KV4.
Схема готова к работе.
Работа схемы
Схема управления симметрична, поэтому рассмотрим работу схемы в направлении
«Выбирать».
1 скорость
При переводе рукоятки КК из положения «0» в положение «1» размыкается кон-
такт 1SA1 и замыкается 1SA2.
Несмотря на размыкание 1SA1, катушка реле KV1 продолжает питаться через свой
контакт KV1 ( параллельно 1SA1 ).
Через контакт 1SA2 включается контактор КМ1 «Выбирать». Он замыкает главные контакты в силовой части схемы и вспомогательный контакт. Через этот контакт и контакт 1SA4 включается контактор 1-й скорости КМ3.
Контактор КМ3 замыкает главные контакты в силовой части схемы ( питание поступает на обмотку 1-й скорости ) и вспомогательный в цепи выпрямительного мостика тормозного контактора КМ7.
Контактор КМ7 включается, подаёт питание на катушку тормоза YB.
Параллельно контактору КМ7 включается реле времени КТ3 с выдержкой 1,5 с.
Двигатель растормаживается и работает на 1-й скорости ( «треугольник» ).
После срабатывания тормоза размыкается контакт SQ, реле KV4 теряет питание и
замыкает контакт KV4 в цепи катушки реле KV1.
Если тормоз не сработает, через 1,5 с реле КТ3 разомкнёт свой контакт в цепи катушки КV1, это реле отключится и разомкнёт свои контакты.
Двигатель отключится от сети и тормозится.
2 скорость
При переводе рукоятки КК из положения «1» в положение «2» размыкается кон-
такт 1SA4 и замыкается 1SA5.
При размыкании контакта 1SA4 отключается контактор 1-й скорости КМ3.
При замыкании контакта 1SA5 включаются контактор КМ4 и реле времени КТ1.
Контактор КМ4 замыкает главные контакты, подавая питание на выводы «двойной звезды» и вспомогательный в цепи катушки контактора КМ5. Последний включает
ся и через свои главные образует нулевую точку «двойной звезды».
Таким образом, для образования схемы «двойной звезды» служат два контактора: КМ4 и КМ5.
Двигатель переходит на 2-ю скорость.
3 скорость
При переводе рукоятки КК из положения «2» в положение «3» замыкается контакт 1SA6, При этом возможны два варианта перехода на 3-ю скорость:
1. при резком переводе реле времени КТ1 не успевает замкнуть свой контакт в цепи катушки контактора КМ6, поэтому двигатель продолжит работу на 2-й скорости до истечения выдержки времени реле КТ1, после чего перейдёт на 3-ю скорость;
2. при медленном переводе реле КТ1 успевает замкнуть свой контакт в цепи КМ6.
Контактор КМ6 включается, размыкает свой вспомогательный контакт в цепи катушки контактора КМ4, последний отключается, отключая второй контактор «двойной звезды» - КМ5.
Двигатель переходит со 2-й скорости на 3-ю.
Защиты
Защита от токов короткого замыкания
Защита от токов короткого замыкания в обмотках статора – при помощи автомати
ческого выключателя QF.
Защита от токов короткого замыкания в цепях управления – при помощи предохра
нителей.
Защита от токов перегрузки
Для защиты от токов перегрузки служат тепловые реле КК1, КК2 и электромагнит
ное реле КА.
Реле КК2 защищает от токов перегрузки только обмотку 1-й скорости ( «треуголь
ник» ). Оно срабатывает через 5 мин работы на 1-й скорости с полной нагрузкой.
При перегрузке обмотки 1-й скорости реле КК2 замыкает контакт КК2 и включает промежуточное реле KV2. Это реле размыкает верхний контакт, отключая контактор КМ3, и замыкает нижний, шунтируя контакт КК2 ( самоблокировка самого реле ).
Если после срабатывания КК2 рукоятка КК осталась в первом положении, двига-
тель отключается от сети и затормаживается, т.к. отключаются контакторы КМ3 и КМ7.
Однако, после срабатывания КК2 и отключения КМ3, можно продолжить работу на 2-й или 3-й скорости переводом рукоятки КК в положение «2» или «3» ( см . выше ).
Реле КК1 защищает от токов перегрузки все три обмотки: 1-й, 2-й и 3-й скорости, отключая двигатель при перегрузке любой из них.
Реле КА защищает обмотку 3-й скорости. При перегрузке этой обмотки на 20% по
току, реле замыкает свой контакт, включая реле времени КТ2 с выдержкой 2с.
Выдержка времени нужна для того, чтобы контактор КМ6 не отключался пусковым током обмотки 3-й скорости, который больше номинального тока этой обмотки в несколь
ко раз.
Если перегрузка сохраняется, через 2 с реле КТ2 замыкает контакт, включая проме-
жуточное реле КV3..
Последнее размыкает верхний контакт и отключает катушку КМ6; одновременно через нижний контакт становится на самоудержание ( самоблокировку ).
Двигатель переходит на 2-ю скорость.
Для продолжения работы на 3-й скорости надо вернуть рукоятку в положение «2»,
при этом отключится реле KV3, после чего перевести в положение «3».
Защита по снижению напряжения
При снижении напряжения до 60% и менее якорь реле напряжения KV1 отпадает, его контакты размыкаются, схема управления отключается.
Двигатель отключается от сети и затормаживается.
После восстановления напряжения для продолжения работы сначала надо вернуть рукоятку КК в положение «0», чтобы включилось реле KV1, после чего перевести её в нужное рабочее положение.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 589.