Узел контроля действительной длины якорь-цепи представляет собой систему син-
хронной связи, в состав которой входят два сельсина:
1. сельсин-датчик длины якорь-цепи ВС; ротор этого сельсина через зубчатую
передачу жёстко связан с якорной звёздочкой ( рис. 12.10, а );
2. сельсин-приёмник ( указатель ) длины якорь-цепи ВЕ; на оси ротора сельсина
укреплена стрелка, которая при отдаче якоря перемещается вдоль шкалы действительной длины якорь-цепи.
Кроме стрелки, на оси находится кулачковая шайба с переменным профилем, по торцевой поверхности которой скользит ролик кулачкового устройства микропереключате
ля 1SQ1 ( cм. ниже «Узел задания длины якорь-цепи» ).
Само кулачковое устройство закреплено на рукоятке задания длины якорь-цепи.
Однофазные обмотки возбуждения обоих сельсинов включены параллельно на напряжение 110 В переменного тока ( выводы обмоток показаны горизонтальными лини-
ями, выходящими из прямоугольников «ВС» и «ВЕ» на рис. 12.10, б ). Трёхфазные обмот-
ки ротора сельсинов соединены тремя проводами ( три вертикальные линии между прямо-
угольниками «ВС» и «ВЕ» ).
Принцип действия системы синхронной связи: при повороте ротора сельсина ВС на такой же угол поворачивается ротор сельсина ВЕ.
На судах такие системы синхронной связи применяются в рулевых указателях, машинных телеграфах и др.
Узел задания длины якорь-цепи
Необходимую длину вытравленной якорь-цепи задают поворотом специальной ру-
коятки. На оси рукоятки закреплена стрелка, которая при повороте рукоятки перемеща-
ется вдоль шкалы заданной длины якорь-цепи. На шкале есть отметки ( деления ) задан-
ной длины якорь-цепи в метрах.
Кроме стрелки, на оси рукоятки закреплено кулачковое устройство микропереклю-
чателя 1SQ1 заданной длины якорь-цепи.
Для задания необходимой длины рукоятку надо повернуть так, чтобы стрелка рас-
положилась напротив соответствующего деления ( числа ) на шкале.
При этом одновременно повернётся кулачковое устройство микропереключателя 1SQ1 заданной длины якорь-цепи. Тем самым изменится взаимное расположение этого устройства и кулачковой шайбы на валу сельсина-датчика ВЕ длины якорь-цепи.
Чем больше угол поворота рукоятки, тем большее расстояние ( дугу ) при травле-
нии якорь-цепи пройдёт кулачковая шайба и тем позже переключится контакт 1SQ1.
В нулевом положении рукоятки контакт 1SQ1 разомкнут, т.е. травление якорь-цепи
невозможно.
Алгоритм работы схемы
Алгоритм работы схемы крайне прост.
Травление якорь-цепи выполняется в 2 этапа:
1. предварительный ( ручное управление травлением );
2. основной ( автоматическое травление ).
На первом боцман на баке последовательно нажимает кнопки SB1 «Подготовка к
работе» и SB2 «Предварительный спуск якоря».
После нажатия кнопки SB1 загорается сигнальная лампочка НL2 «Якорь готов к отдаче», свидетельствуя о том, что можно начинать спуск якорь-цепи.
После нажатия кнопки SB2 сразу же загорается сигнальная лампочка НL4 «Начало отдачи якоря», якорь опускается на 2 м. При этом загорается сигнальная лампочка НL3 «Якорь приспущен», после чего боцман должен отпустить кнопку SB2. Таким образом, на предварительном этапе якорь опускают на 2 м в ручном режиме.
На основном этапе выполняют автоматическое травление якорь-цепи на заданную длину нажатием кнопки SB3 ( SB4 ) «Автоматический спуск якоря».
Кнопка SB3 находится в рулевой рубке, кнопка SB4 – на баке. Выбор того или ино-
го места определяет капитан.
Подготовка схемы к работе
Для подготовки схемы к работе включают выключатель SA в рулевой рубке.
При этом включается реле KV1 напряжением 110 В, которое замыкает 2 контакта:
1. в цепи сигнальной лампочки HL1, которая освещает шкалы заданной и действи
тельной длины вытравленной якорь-цепи;
2. в цепи катушек управляющего реле KV8 и электромагнита YA золотника, подго
тавливая их к последующей работе.
Подсветка шкал одновременно является сигналом «Напряжение на схему подано».
Кроме того, через контакты SA подаётся напряжение 110 В на параллельно вклю
чённые обмотки возбуждения сельсина-указателя длины ВЕ ( рулевая рубка ) и сельсина- датчика длины ВС ( якорная звёздочка на баке ).
После этого задают необходимую длину травления якорь-цепи поворотом специ-
альной рукоятки ( см. выше ).
Схема готова к работе.
Работа схемы
Предварительный этап
Цель предварительного этапа – приспустить якорь на 2м и тем самым подготовить его к последующей автоматической отдаче.
На этом этапе порядок действий такой.
По команде с мостика «Приготовить якорь к отдаче» боцман нажимает кнопку SB1 «Подготовка к работе».
Через контакты кнопки включается реле KV2 «Якорь готов к отдаче», которое за-
мыкает один контакт в цепи своей катушки ( после чего кнопку SB1 можно отпустить )
и второй контакт в цепи лампочки HL2 «Якорь готов к отдаче».
Убедившись в загорании лампочки HL2, боцман нажимает cдвоенную кнопку SB2.
При этом, через верхний контакт SB2 образуется цепь катушки первого реле предварительного спуска KV3:
третий слева контакт выключателя SA – SB5 – SQ3 – SB6 – SB2 – катушка KV3 –
крайний правый контакт выключателя SA.
Реле KV3 включается и замыкает контакт KV3, через который включаются сигналь
ное реле KV5 и второе реле предварительного KV4 ( в цепи катушки которого – второй контакт SB2 ).
Реле KV5 включает лампочку HL4 «Начало отдачи якоря».
Реле KV4 включается и замыкает два контакта , через которые включается катушка
YA золотникового устройства. Начинается травление якоря.
Когда якорь опустится на 2 м, путевой переключатель SQ2 переключает контакт
из верхнего положения в нижнее. При этом отключается реле KV2 и гаснет лампочка HL2
«Начало отдачи якоря», и включается реле KV6, загорается лампочка HL3«Якорь приспу-
щен на 2 м».
В этот момент боцман должен отпустить кнопку SB2. Контакты кнопки размыкают
ся, отключаются реле KV3, KV4 и катушка YA. Травление якоря прекращается.
При травлении якоря ротор сельсина ВС поворачивается, что приводит к повороту ротора сельсина ВЕ. При этом стрелка на валу сельсина ВЕ поворачивается и скользит вдоль шкалы действительной длины якорь-цепи.
Это позволяет в рулевой рубке контролировать длину вытравливаемой якорь-цепи.
.
Основной этап
Цель основного этапа – вытравить автоматически якорь-цепь на заданную длину.
Для автоматического травления нажимают кнопку SB3 в рулевой рубке или SB4 на
баке.
При этом включается реле KV7, замыкающее контакты в цепи катушек реле KV3 и
KV8.
Цепь катушки реле KV3:
третий слева контакт выключателя SA – SB5 – SQ3 – SB6 – КМ7 – катушка KV3 –крайний правый контакт выключателя SA.
Реле KV3 включается, через его контакт:
1. повторно включается реле KV5, загорается лампочка HL4 «Начало отдачи яко-
ря»;
2. образуется цепь катушки реле KV8:
третий слева контакт выключателя SA – KV3 – KV1 – SQ1 – KV7 – катушка KV8 –край-
ний правый контакт выключателя SA.
Реле KV8 включается, образуется цепь катушки золотника YA:
третий слева контакт выключателя SA – KV3 – KV1 – KV8 – катушка YA –крайний пра-
вый контакт выключателя SA.
Золотник внутри цилиндра перемещается, травление якоря восстанавливается.
После включения реле KV8 кнопку SB3 ( SB4 ) можно отпустить, реле KV7 отклю-
чается и размыкает контакт KV7 в цепи катушки KV8. Однако реле KV8 продолжает полу
чать питание через собственный контакт KV8 ( самоблокировка ).
По мере травления роторы сельсинов ВС ( на баке ) и ВЕ ( в рулевой рубке ) повора
чиваются.
Вместе с ротором сельсина ВЕ поворачивается кулачковая шайба, которая надавли
вает на ролик кулачкового устройства микропереключателя SQ1 в тот момент, когда ранее заданная длина якорь-цепи будет достигнута.
Контакт SQ1 размыкается, отключая реле KV8. Реле размыкает контакт KV8, от-
ключая катушку золотника YA.
Травление якоря прекращается.
Аварийная остановка якоря
При необходимости прекратить травление на предварительном или основном этапе нажимают кнопку SB5 в рулевой рубке или SB6 на баке.
При этом реле KV3 отключается и размыкает контакт KV3, катушка YA обесточи-
вается, травление прекращается.
Предельный выключатель длины якорь-цепи
В случае, если аварийная остановка якоря по каким-либо причинам невозможна
( например, при нажатии кнопки SB5 или SB3 травление продолжается ), якорь остановит-
ся только после срабатывания микропереключателя SQ3 предельной длины якорь-цепи.
При этом контакт SQ3 размыкается, отключая реле KV3, вследствие чего отключа-
ется катушка золотника YA.
Совершенно ясно, что при настройке этот конечный выключатель надо отрегулиро
вать на меньшую, чем предельная, длину якорь-цепи. В противном случае, из-за набран-
ной инерции, после наложения тормоза продолжение движения якорь-цепи приведёт к отрыву жвака-галса от скобы, приваренной к палубе внутри цепного ящика. В результате якорь-цепь с якорем будут утеряны, со всеми вытекающими для электромеханика последствиями.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 502.