Узел контроля длины якорь-цепи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Узел контроля действительной длины якорь-цепи представляет собой систему син-

хронной связи, в состав которой входят два сельсина:

1. сельсин-датчик длины якорь-цепи ВС; ротор этого сельсина через зубчатую

передачу жёстко связан с якорной звёздочкой ( рис. 12.10, а );

2. сельсин-приёмник ( указатель ) длины якорь-цепи ВЕ; на оси ротора сельсина

укреплена стрелка, которая при отдаче якоря перемещается вдоль шкалы действительной длины якорь-цепи.

Кроме стрелки, на оси находится кулачковая шайба с переменным профилем, по торцевой поверхности которой скользит ролик кулачкового устройства микропереключате

ля 1SQ1 ( cм. ниже «Узел задания длины якорь-цепи» ).

Само кулачковое устройство закреплено на рукоятке задания длины якорь-цепи.

       Однофазные обмотки возбуждения обоих сельсинов включены параллельно на напряжение 110 В переменного тока ( выводы обмоток показаны горизонтальными лини-

ями, выходящими из прямоугольников «ВС» и «ВЕ» на рис. 12.10, б ). Трёхфазные обмот-

ки ротора сельсинов соединены тремя проводами ( три вертикальные линии между прямо-

угольниками «ВС» и «ВЕ» ).

       Принцип действия системы синхронной связи: при повороте ротора сельсина ВС на такой же угол поворачивается ротор сельсина ВЕ.

       На судах такие системы синхронной связи применяются в рулевых указателях, машинных телеграфах и др.

       Узел задания длины якорь-цепи

Необходимую длину вытравленной якорь-цепи задают поворотом специальной ру-

коятки. На оси рукоятки закреплена стрелка, которая при повороте рукоятки перемеща-

ется вдоль шкалы заданной длины якорь-цепи. На шкале есть отметки ( деления ) задан-

ной длины якорь-цепи в метрах.

       Кроме стрелки, на оси рукоятки закреплено кулачковое устройство микропереклю-

чателя 1SQ1 заданной длины якорь-цепи.

       Для задания необходимой длины рукоятку надо повернуть так, чтобы стрелка рас-

положилась напротив соответствующего деления ( числа ) на шкале.

 При этом одновременно повернётся кулачковое устройство микропереключателя 1SQ1 заданной длины якорь-цепи. Тем самым изменится взаимное расположение этого устройства и кулачковой шайбы на валу сельсина-датчика ВЕ длины якорь-цепи.

Чем больше угол поворота рукоятки, тем большее расстояние ( дугу ) при травле-

нии якорь-цепи пройдёт кулачковая шайба и тем позже переключится контакт 1SQ1.

       В нулевом положении рукоятки контакт 1SQ1 разомкнут, т.е. травление якорь-цепи

невозможно.

 

       Алгоритм работы схемы

       Алгоритм работы схемы крайне прост.

       Травление якорь-цепи выполняется в 2 этапа:

1. предварительный ( ручное управление травлением );

2. основной ( автоматическое травление ).

На первом боцман на баке последовательно нажимает кнопки SB1 «Подготовка к

работе» и SB2 «Предварительный спуск якоря».

После нажатия кнопки SB1 загорается сигнальная лампочка НL2 «Якорь готов к отдаче», свидетельствуя о том, что можно начинать спуск якорь-цепи.

После нажатия кнопки SB2 сразу же загорается сигнальная лампочка НL4 «Начало отдачи якоря», якорь опускается на 2 м. При этом загорается сигнальная лампочка НL3 «Якорь приспущен», после чего боцман должен отпустить кнопку SB2. Таким образом, на предварительном этапе якорь опускают на 2 м в ручном режиме.

На основном этапе выполняют автоматическое травление якорь-цепи на заданную длину нажатием кнопки SB3 ( SB4 ) «Автоматический спуск якоря».

Кнопка SB3 находится в рулевой рубке, кнопка SB4 – на баке. Выбор того или ино-

го места определяет капитан.

Подготовка схемы к работе

Для подготовки схемы к работе включают выключатель SA в рулевой рубке.

При этом включается реле KV1 напряжением 110 В, которое замыкает 2 контакта:

1. в цепи сигнальной лампочки HL1, которая освещает шкалы заданной и действи

тельной длины вытравленной якорь-цепи;

2. в цепи катушек управляющего реле KV8 и электромагнита YA золотника, подго

тавливая их к последующей работе.

Подсветка шкал одновременно является сигналом «Напряжение на схему подано».

Кроме того, через контакты SA подаётся напряжение 110 В на параллельно вклю

чённые обмотки возбуждения сельсина-указателя длины ВЕ ( рулевая рубка ) и сельсина- датчика длины ВС ( якорная звёздочка на баке ).

После этого задают необходимую длину травления якорь-цепи поворотом специ-

альной рукоятки ( см. выше ).

       Схема готова к работе.

Работа схемы

Предварительный этап

       Цель предварительного этапа – приспустить якорь на 2м и тем самым подготовить его к последующей автоматической отдаче.

       На этом этапе порядок действий такой.

По команде с мостика «Приготовить якорь к отдаче» боцман нажимает кнопку SB1 «Подготовка к работе».

Через контакты кнопки включается реле KV2 «Якорь готов к отдаче», которое за-

мыкает один контакт в цепи своей катушки ( после чего кнопку SB1 можно отпустить )

и второй контакт в цепи лампочки HL2 «Якорь готов к отдаче».

       Убедившись в загорании лампочки HL2, боцман нажимает cдвоенную кнопку SB2.

       При этом, через верхний контакт SB2 образуется цепь катушки первого реле предварительного спуска KV3:

       третий слева контакт выключателя SA – SB5 – SQ3 – SB6 – SB2 – катушка KV3 –

крайний правый контакт выключателя SA.

       Реле KV3 включается и замыкает контакт KV3, через который включаются сигналь

ное реле KV5 и второе реле предварительного KV4 ( в цепи катушки которого – второй контакт SB2 ).

Реле KV5 включает лампочку HL4 «Начало отдачи якоря».

       Реле KV4 включается и замыкает два контакта , через которые включается катушка

YA золотникового устройства. Начинается травление якоря.

       Когда якорь опустится на 2 м, путевой переключатель SQ2 переключает контакт

из верхнего положения в нижнее. При этом отключается реле KV2 и гаснет лампочка HL2

«Начало отдачи якоря», и включается реле KV6, загорается лампочка HL3«Якорь приспу-

щен на 2 м».

       В этот момент боцман должен отпустить кнопку SB2. Контакты кнопки размыкают

ся, отключаются реле KV3, KV4 и катушка YA. Травление якоря прекращается.

       При травлении якоря ротор сельсина ВС поворачивается, что приводит к повороту ротора сельсина ВЕ. При этом стрелка на валу сельсина ВЕ поворачивается и скользит вдоль шкалы действительной длины якорь-цепи.

Это позволяет в рулевой рубке контролировать длину вытравливаемой якорь-цепи.

.

       Основной этап

       Цель основного этапа – вытравить автоматически якорь-цепь на заданную длину.

       Для автоматического травления нажимают кнопку SB3 в рулевой рубке или SB4 на

баке.

       При этом включается реле KV7, замыкающее контакты в цепи катушек реле KV3 и

KV8.

       Цепь катушки реле KV3:

третий слева контакт выключателя SA – SB5 – SQ3 – SB6 – КМ7 – катушка KV3 –крайний правый контакт выключателя SA.

       Реле KV3 включается, через его контакт:

1. повторно включается реле KV5, загорается лампочка HL4 «Начало отдачи яко-

ря»;

2. образуется цепь катушки реле KV8:

третий слева контакт выключателя SA – KV3 – KV1 – SQ1 – KV7 – катушка KV8 –край-

ний правый контакт выключателя SA.

       Реле KV8 включается, образуется цепь катушки золотника YA:

третий слева контакт выключателя SA – KV3 – KV1 – KV8 – катушка YA –крайний пра-

вый контакт выключателя SA.

       Золотник внутри цилиндра перемещается, травление якоря восстанавливается.

       После включения реле KV8 кнопку SB3 ( SB4 ) можно отпустить, реле KV7 отклю-

чается и размыкает контакт KV7 в цепи катушки KV8. Однако реле KV8 продолжает полу

чать питание через собственный контакт KV8 ( самоблокировка ).

       По мере травления роторы сельсинов ВС ( на баке ) и ВЕ ( в рулевой рубке ) повора

чиваются.

Вместе с ротором сельсина ВЕ поворачивается кулачковая шайба, которая надавли

вает на ролик кулачкового устройства микропереключателя SQ1 в тот момент, когда ранее заданная длина якорь-цепи будет достигнута.

       Контакт SQ1 размыкается, отключая реле KV8. Реле размыкает контакт KV8, от-

ключая катушку золотника YA.

       Травление якоря прекращается.

 

       Аварийная остановка якоря

       При необходимости прекратить травление на предварительном или основном этапе нажимают кнопку SB5 в рулевой рубке или SB6 на баке.

       При этом реле KV3 отключается и размыкает контакт KV3, катушка YA обесточи-

вается, травление прекращается.

           

       Предельный выключатель длины якорь-цепи

       В случае, если аварийная остановка якоря по каким-либо причинам невозможна

( например, при нажатии кнопки SB5 или SB3 травление продолжается ), якорь остановит-

ся только после срабатывания микропереключателя SQ3 предельной длины якорь-цепи.

       При этом контакт SQ3 размыкается, отключая реле KV3, вследствие чего отключа-

ется катушка золотника YA.

       Совершенно ясно, что при настройке этот конечный выключатель надо отрегулиро

вать на меньшую, чем предельная, длину якорь-цепи. В противном случае, из-за набран-

ной инерции, после наложения тормоза продолжение движения якорь-цепи приведёт к отрыву жвака-галса от скобы, приваренной к палубе внутри цепного ящика. В результате якорь-цепь с якорем будут утеряны, со всеми вытекающими для электромеханика последствиями.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 502.