( рис. 12.10, а )
Бустер ( от англ. «вooster») – усилитель.
Сервопривод - привод, в составе которого есть усилитель.
К основным элементам схемы относятся:
1 – пневмогидравлический бустер. Бустер – это цилиндр, внутри которого переме-
щается поршень. Поршень делит цилиндр на верхнюю и нижнюю части. В верхней части
находится воздух, в нижней части – масло;
2 – трубопровод масляной системы; служит для подачи масла в нижнюю полость бустера и правую часть силового цилиндра 3;
3 – силовой цилиндр гидропривода; внутри цилиндра перемещается поршень.
Рис. 12.10. Электропривод дистанционной отдачи якоря: а – кинематическая часть; б - электрическая
Поршень делит цилиндр на левую и правую части. В обеих частях цилиндра нахо-
дится масло. Масло поступает: в правую часть – из трубопровода 2, в левую часть – от масляного шестерённого насоса 7;
Кроме того, в левой части находится пружина, стремящаяся переместить поршень вправо.
Шток поршня при помощи горизонтальной тяги соединён с верхним плечом пово
ротного рычага 4;
4 – двухплечий поворотный рычаг; его нижнее ( горизонтальное ) плечо соединено с ленточным стопором 5;
5 – ленточный стопор в виде ленты, охватывающей цилиндрический тормозной барабан. Левый конец ленты прикреплён к корпусу судна, правый соединён с поворотным рычагом 4.
Сам тормозной барабан механически соединён с якорной звёздочкой ( якорная звёз
дочка или, иначе, цепной барабан, через который проходит якорь-цепь, на рис. 134, а не показана );
6 – нереверсивная роликовая муфта; служит для передачи вращения от якорной звёздочки к шестерённому масляному насосу 7 только при спуске якоря;
7 - шестерённый масляный насос, служит для нагнетания масла в левую часть сило
вого цилиндра 3;
YA – катушка электромагнитного золотника. Сам золотник представляет собой цилиндр, внутри которого находится поршень. Поршень делит цилиндр на левую и правую части. В левую часть подаётся воздух из судовой воздушной магистрали с постоянным давлением. Правая часть через отверстие в корпусе соединена с атмосферой;
ВС – сельсин-датчик длины вытравленной цепи; ротор сельсина механически свя-
зан с якорной звёздочкой. На валу ротора ВС находятся два кулачка:
1. кулачок, переключающий контакты микропереключателя SQ2, когда будет
вытравлено 2 м якорь-цепи;
2. кулачок, переключающий контакты микропереключателя SQ3, когда будет
вытравлена полная длина якорь-цепи.
Контакты микропереключателей SQ2 и SQ3 показаны на рис. 12.10, б.
Исходное состояние схемы ( рис. 12.10, а )
В исходном состоянии напряжение на катушке YA золотника отсутствует.
Поршень золотника находится в положении, показанном на схеме. При таком поло-
жении поршня правая часть цилиндра золотника сообщена с атмосферой, поэтому пор-
шень бустера 1 давлением масла в нижней части цилиндра приподнят вверх.
Давление масла в нижней части бустера 1 и соединённой с ней правой части цилин
дра гидропривода 3 невелико. Поршень и шток гидропривода занимают положение, пока-
занное на рис. 12.10, а. Сила давления штока на верхнее плечо поворотного рычага неве-
лика, лента плотно охватывает тормозной барабан. Якорная звёздочка неподвижна.
Работа схемы
Для растормаживания тормоза подают питание на катушку YA золотника.
Поршень золотника перемещается вправо и при этом:
1. верхняя полость бустера перестаёт сообщаться с атмосферой;
2. в верхнюю полость поступает воздух из судовой воздушной магистрали.
Давление воздуха перемещает поршень бустера 1 вниз, поршень выдавливает
масло в правую часть цилиндра гидропривода 3. Поршень внутри этого цилиндра переме
щается влево и поворачивает рычаг 4. Лента тормоза освобождается, начинается травле-
ние якоря.
Якорная звёздочка вращается и через роликовую муфту 6 начинает вращать масляный шестерённый насос 7. Это насос нагнетает масло в левую часть цилиндра гидропривода 3, создавая противодавление на поршень. При этом, чем больше скорость якорной звёздочки ( т.е. скорость травления якорь-цепи ), тем противодавление больше, поэтому лента плотнее охватывает тормозной барабан, что приводит к уменьшению скорости травления.
Отсюда следует, что шестерённый насос обеспечивает постоянство скорости трав-
ления якорь-цепи.
Якорная звездочка через передачу поворачивает ротор сельсина- датчика ВС, при-
чём при изменении длины якорь-цепи на 1 м ротор ВС поворачивается на 1º.
При этом поворачивается на такой же угол ротор сельсина-приёмника ВЕ в руле-
вой рубке ( рис. 12.10, б ), что позволяет непосредственно из неё контролировать длину якорь-цепи.
Иногда сельсин-приёмник ВЕ называют «сельсин-указатель длины якорь-цепи»
Описание схемы управления и контроля устройства дистанционной отдачи якоря ( рис. 12.10, б )
К основным элементам схемы относятся:
1. SA – 4-полюсный выключатель, через 1-й и 2-й слева контакты на схему пода-
ётся напряжение 110 В переменного тока, через 3-й и 4-й слева контакты - напряжение 24 В постоянного тока;
1. SB1 – кнопка «Подготовка к работе», находится на баке;
2. SB2 – кнопка «Предварительный спуск якоря», на баке;
3. SB3 – кнопка «Автоматический спуск якоря», в рулевой рубке;
4. SB4 - кнопка «Автоматический спуск якоря», на баке;
5. SB5 – кнопка «Стоп», в рулевой рубке;
6. SB6 – кнопка «Стоп», на баке;
7. SQ1 – микровыключатель заданной длины якорь-цепи; контакт размыкается при
вытравливании якорь-цепи на заданную длину;
8. SQ2 – микропереключатель предварительной отдачи якоря; переключается при
вытравливании 2м якорь-цепи;
9. SQ3 – микровыключатель максимальной длины вытравленной якорь-цепи;
10. KV1 – реле напряжения, для коммутации цепей управления и контроля;
11. KV2 – реле «Якорь готов к отдаче»;
12. KV3 – реле предварительного спуска;
13. KV4 – реле предварительного спуска;
14. KV5 – реле «Начало предварительной отдачи якоря»;
15. KV6 – реле «Окончание предварительной отдачи якоря»;
16. KV7 – промежуточное реле «Автоматический спуск якоря»;
17. KV8 – управляющее реле.
18. ВС – сельсин-датчик длины вытравленной якорь-цепи;
19. ВЕ – сельсин-приёмник длины вытравленной якорь-цепи;
HL1 – лампочка сигнальная , для освещения шкал заданной и действительной дли
ны вытравленной якорь-цепи;
HL2 - лампочка сигнальная «Якорь готов к отдаче»;
HL3 - лампочка сигнальная «Якорь приспущен на 2 м»
HL4 - лампочка сигнальная «Начало отдачи якоря».
R – регулировочный резистор в цепи сигнальных ламп, для уменьшения накала
ламп в темное время суток ( чтобы не ослеплять вахту на мостике ).
Электрическую ( правую ) часть схемы управления условно можно разделить на
две половины:
1. измерительно-сигнальная, в которую входят цепи питания обоих сельсинов ВС
и ВЕ, а также цепи катушек реле KV1, KV2 и KV6 и сигнальных лампочек HL1, HL2, HL3 и HL4. Эта часть питается переменным напряжение 110 В;
2. исполнительная, в которую входят реле KV7, KV3, KV4, KV5 и KV8 и катушка
YA электромагнита золотникового устройства. Эта часть питается постоянным током на-
пряжением 24 В.
При нормальной работе судовой электростанции напряжение 24 В получается от су
довой сети при помощи понижающего трансформатора и выпрямителя.
При обесточивании судна происходит автоматическое переключение питания ис-
полнительной части от судовой сети переменного тока на аккумуляторную батарею.
Это дает возможность травить якорь с якорь-цепью в ручном режиме даже если суд
но обесточено. Для этого нажимают кнопку SB2 и удерживают ее до тех пор, пока не бу-
дет вытравлено нужное число смычек якорь-цепи.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 423.