Характеристика якорного снабжения судов
Характеристика якорного снабжения судна представляет собой безразмерное
число N , на основании которого из таблиц определяются основные параметры якорной части якорно-швартовного устройства: калибр цепи, число якорей и швартовных канатов, длина якорь-цепей и швартовных канатов и др.
Характеристика якорного снабжения
N = Δ + 2ВН + 0,1 А,
где: Δ – водоизмещение судна, Т;
В – ширина судна, м;
Н - условная высота от ватерлинии до верхней кромки настила палубы у
борта самой высокой рубки, имеющей ширину не менее 0,25В, м;
А – площадь парусности в пределах длины судна по ватерлинии без учёта
парусности мачт, стрел, ограждения, м .
2. Масса якоря Холла для судов неограниченного района плавания ( кг )
Q = 3 N .
1. Суммарная длина 2-х якорных цепей ( м )
L = 87 (N )
4. Калибр цепей для становых якорей ( мм ) находят по формуле
d = R N ,
где: R – коэффициент, равный для цепей обычной прочности 1,75, повышенной
прочности – 1,55, особой прочности – 1,35.
Характеристика швартовного снабжения судов
Под характеристикой швартовного снабжения судов понимают совокупность та-
ких параметров швартовных канатов: количества, длины и диаметра. При этом количест-
во и длина определяются Правилами Регистра, а диаметр рассчитывается по формуле ( см. ниже).
Рассмотрим эти параметры.
1. Количество швартовных канатов ( тросов ) на судне зависит от основной характеристики снабжения N и составляет 3…20 шт. ( Приложение 1 );
2. Длина швартовных канатов также зависит от от основной характеристики снабжения N и составляет 130…200 м каждый ( Приложение 1 );
3. Диаметры канатов определяют исходя из нормированного разрывного усилия
F≥ а ( N - в ) ,
причём коэффициенты а и в имеют следующие значения:
Таблица 1.
Значения коэффициентов а и в
N , Т | а | в |
До 1000 | 500 | 0 |
1000...5000 | 630 | 375 |
Свыше 5000 | 825 | 2300 |
Однако максимальное значение разрывного усилия каната не следует выбирать бо-
лее 50 000 даН.
Требования Правил Регистра к якорным и швартовным электроприводам
1. Мощность электропривода якорного механизма должна обеспечивать номинальное тяговое усилие на звёздочке ( Н )
F = 11 ( рh + Q ),
где: р – масса одного метра цепи, кг;
h – глубина стоянки на якоре, м;
Q - масса одного якоря, кг.
2. Указанную мощность электродвигатель якорного механизма должен разви
вать в течение 30 мин непрерывной работы с последующей стоянкой под током в течение 30 с;
3. Скорость выбирания якорной цепи при номинальном тяговом усилии на звёздоч
ке F должна быть не менее 0,17 м/с ( 10,2 м/мин );
4. Пусковой момент электродвигателя должен обеспечить двойное значение номи-
нального тягового усилия на звёздочке 2 F ;
5. Если пусковой момент электродвигателя создаёт усилие, превышающее номи
нальное тяговое усилие в 4 раза, между электродвигателем и механизмом должна устана
вливаться предохранительная фрикционная муфта;
6. Тормоз механизма должен развивать момент, препятствующий развороту меха
низма при тяговом усилии на звёздочке не менее 1,3 F ;
7. Электропривод якорно-швартовного механизма должен обеспечивать одновре
менное выбирание двух свободно висящих якорей с половины номинальной глубины стоянки;
8. при подходе якоря к клюзу электропривод должен развивать скорость не более 0,17 м/с ( 10,2 м/мин ); предпочтительной является скорость 0,12 м/с ( 7,2 м/мин );
9. на ступенях скоростей, предназначенных только для швартовных операций, должна быть предусмотрена защита от перегрузки, при срабатывании которой электро
двигатель переходит на ступень, предназначенную для подъёма якоря;
10. привод якорного устройства должен обеспечивать непрерывную работу с номи-
нальным тяговым усилием в течение 30 мин, а затем, без перерыва, стоянку под током в заторможенном состоянии в течение 30 с – для якорных механизмов и 15 с – для швартовных механизмов;
11. при этом допускается превышение температуры на 30% по отношению к пре
дельной температуре обмоток, определённых классом изоляции обмоток ( электрические машины морского исполнения выпускают с изоляцией обмоток классов В - 130°С, F - 155°С и Н - 180°С );
12. при стоянке под током асинхронные двигатели с фазным ротором и двигате
ли постоянного тока должны развивать момент стоянки не менее двойного номинального момента;
13. питание электроприводов якорно-швартовных механизмов должно произво
диться непосредственно от ГРЩ.
Системы управления ЯШУ
Рекомендации по выбору систем электроприводов якорно-швартовных устройств
Процесс съёмки с якоря включает в себя:
1. вспомогательные операции, связанные с освобождением цепных стопоров и
подготовкой механизма;
2. выбирание цепи;
3. ввод якоря в клюз и крепление его в походном положении, и др.
Несмотря на многочисленные попытки автоматизировать весь процесс работы
якорно-швартовных устройств, многие операции остаются ручными и не поддаются авто-
матизации.
В настоящее время автоматизирована отдача якоря при помощи управления ленточ
ным тормозом с мостика ( рубки ). Длина вытравленной якорь-цепи контролируется при помощи счётчика в 2-х местах- на мостике и непосредственно у привода якорно-швартов
ного устройства на полубаке.
Процесс выбирания цепи также может быть автоматизирован, однако перед вводом
якоря в клюз рекомендуется перейти на местное управление для визуального контроля за движением цепи и якоря.
Швартовные операции в силу специфики должны находиться под непрерывным
визуальным контролем ( кроме операций по контролю натяжения троса, который может быть автоматизирован при помощи автоматических швартовных лебёдок – АШЛ ).
Для всех типов шпилей и брашпилей морского и речного флота в пределах калиб
ров цепей 100 мм ( водоизмещение судов до 100 000 Т включительно ) целесообразно при
менение асинхронных короткозамкнутых полюсопереключаемых электродвигателей серии МАП с 2-мя и 3-мя обмотками на статоре. Степень защиты – IP56.
Системы генератор – двигатель применяют в случае, если мощность электроприво-
да более 20% мощности судовой электростанции.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 831.